Становление опытной науки в новоевропейской культуре — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

2020-10-20 123
Становление опытной науки в новоевропейской культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Для 58- М гр. (в период с 07.09.20 по 14.09.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Наука в культуре современной цивилизации») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Формирование механистической картины мира» ответить на вопросы по тексту.

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: [email protected]

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

План лекции:

ВОПРОСЫ

Почему именно модель математического объяснения становится моделью идеального знания в эпоху Нового времени?

Какие методы использовал Роберт Гроссетест в своих научных исследованиях?

Актуальны ли «метафизические» принципы Роберта Гроссетеста для современной науки?

Какие процессы способствовали формированию современного научного знания?

Почему современной науке необходим детерминизм?

Что такое натурфилософия?

Назовите научные методы механистической картины мира.

Что можно считать гениальными научными гипотезами древности?

Какую гипотезу предложил Иоганн Кеплер?

Что собою представляет научный метод Ньютона?

Назовите открытия в естествознании конца XIX — начала ХХ века.

Какие модели атома Вам известны?

Чем частная теория относительности отличается от общей?

Что собою представляет синергетический подход?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Для 58- М гр. (в период с 07.09.20 по 14.09.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Наука в культуре современной цивилизации») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Формирование механистической картины мира» ответить на вопросы по тексту.

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: [email protected]

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

План лекции:

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

2. Формирование идеалов математизированного и опытного знания

 

1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре

    В 15 веке центр разработки проблем естествознания и математики перемещается в западную Европу. В 14-16 веках естествознание уже близко подошло к созданию методов новой науки. Познание природы в этот период концентрируется в двух университетах: Оксфордском и Парижском (Роберт Гроссетест (1175—1253), Р. Бекон (1214—1242), У. Оккам (1300-1349). Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опытного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление магнитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утверждение идеи гелиоцентризма и принципа идеализации Г. Галилеем (1564-1642).

    Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени — эпохи с конца 16 века по начало 18 столетия.

    Принято считать, что в 14 – 15 веках естествознание близко подошло к созданию методов новой науки. Этому предшествовал прогресс ремесленного производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком. Возрождены основные натуралистические книги Аристотеля, а также труды, содержащие методологию его натуралистического опыта и наблюдения. В результате усилился интерес к естественнонаучным идеям и исследованиям. Модель математического объяснения становится моделью идеального знания, даже теологическая аргументация формулируется согласно математико-дедуктивному методу.

    Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в становлении школы принадлежит францисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому). Его научные интересы концентрировались вокруг оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Гроссетеста называли ярким теоретиком и практиком экспериментального естествознания. В своих работах он высказывал мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. На основе гипотезы дедуктивно (от общих положений к частным случаям) выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. Эти свои идеи исследователь проводил в опытах над преломлением света. Он размышлял также над распространением звуковых колебаний, над морскими приливами, над явлениями из области медицины. Для проверки гипотез Гроссетест использовал методы фальсификации и верификации.

    Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории, и естествоиспытатель вынужден произвести отбор подходящих гипотез, то есть отбросить то, что «не соответствует природе вещей». Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте.

    В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими «метафизическими» принципами:

· Принцип единообразия природы – все причины всегда единообразны в своих действиях, из разнородных действий следует вывод о разнородных причинах и наоборот. Этот принцип служил для отбора теорий, а также руководил процессом индукции.

· Принцип экономии – если одна вещь доказана из многих предпосылок, а другая вещь – из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает знание.

    Гроссетест пытался выработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходя из идей Аристотеля. Наиболее фундаментальным достижением оксфордской школы являются теория света и оптика, которые могут пониматься как основа некоторой универсальной физической теории.

    У истоков экспериментально-математического знания Нового времени стоял Г. Галилей (1564-1642). Он построил идеальную структуру пространства и, в противовес Аристотелю, утверждал, что, например, если убрать сопротивление воздуха, все тела падают одновременно. Одна из фундаментальных идей науки, сформулированная Галилеем, - исследование закономерностей движения природных объектов, в том числе и небесных тел, путем анализа поведения механических устройств. Он начал традицию механистического понимания материи, сводящего сложные, качественно разные процессы к законам механики. Он также придерживался точки зрения о создании мира Богом, который поместил Солнце в центр мира и сообщил движение планетам. На этом деятельность Бога закончилась. С тех пор природа обладает своими собственными объективными закономерностями, изучение которых - дело только науки. Таким образом, Галилей стой на позиции деизма: Бог выступает как мировой архитектор, не вмешивающийся в дальнейшее его функционирование.

    Процессы, сопутствовавшие формированию научного мировоззрения (естествознания) Нового времени: 1) крушение архаичной антично-средневековой космософии под напором набиравшей силу натуралистической идеологии; 2) соединение абстрактно-теоретической (умозрительно- натурфилософской) традиции с ремесленно-технической; 3) аксиологическая переориентация интеллектуальной деятельности, вызванная утверждением гипотетико-дедуктивной методологии познания. Укреплению идеи самодостаточности природы, управляемое естественными, объективными законами, лишенной примесей антропоморфизма и телеологического символизма, способствовали два обстоятельства. Первое - разработка таких нетрадиционных теологических концепций, как пантеизм (Спиноза) и деизм (Ныотон, Вольтер и др.). Растворение бога в природе, представлявшее о то время форму атеизма, приводило, с одной стороны, к тому, что пантеистическому богу было трудно молиться, а с другой - к своеобразной эмансипации природы, которая по своему статусу не только становилась «однопорядковой» богу, но и - в условиях концентрации познавательных интересов на вопросах естествознания - приобретала явное превосходство над ним. Второе - развитие медицины, физиологии, анатомии и т.д., которое укрепляло идею «товарности» человека, его единства с органической и неорганической природой («Человек - вещь среди вещей») и которое разрушало антропоцентристские иллюзии о некоей привилегированности человека в мире. На смену господствовавшему в течение многих веков квалитативизму (качественному взгляду на мир) приходит квантитативизм (количественная оценка явлений): «познать, значит измерить».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.