Игры и игрушки коренных народов Севера — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Игры и игрушки коренных народов Севера

2020-10-20 188
Игры и игрушки коренных народов Севера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.С. Фадеева

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.

С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развивали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Первый лук ребёнку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Игрушки – стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы.

Из национальных детских игрушек наиболее распространенными являются игрушечные изображения оленей, а также нарты, луки, гуделки, куклы.

Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек (10 см х 2 см) с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога.

 

Детская гуделка (вывко) состоит из дощечки (10 Х 4 см), сквозь два отверстия в которой продеты нитки (или нитка) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Богу (Нум`у) и являются чистыми, невинными. Однако, в настоящее время этим куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Это простой тряпичный свёрток с птичьим клювом. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.

Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки. Швейные принадлежности хранят в сумочках из меха (падко). Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по её детским игрушкам.

Свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как доски, так и фигурки многие ненцы умели вырезать сами, обычно, впрочем, довольно примитивно. Расцветка полей доски заменялась углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры соответствовали общепринятым.

Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований.

Из национальных видов соревнований наиболее распространенными считаются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками радуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Список литературы

1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.

2. Культура народов Ямала / Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

4. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

 

Некоторые поверья, запреты, связанные с акань, свидетельствуют о соотнесении с представлениями о душе-тени или двойнике человека. В восприятии взрослых некоторые игры с акань считаются пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Акань никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установленной возможности связи с судьбой игрушечного двойника. Наряды для акань шились только из обрывков новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым тоном. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и сделать опасной для человека. Чертами лица наделялись лишь деревянные духи-хранители.

«Щел» — деревянные палочки.

Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые.

Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети.

Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 — 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.

Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции).

Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 — 2 лет) начинают строить из них палочный домик — щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик.

Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку — стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры.

Дети в возрасте 3-4 лет могут играть в «лебедя» — «хутанг». Эта игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом.

Водящий из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки — голова, одна — шея, три — туловище, по четыре — крылья, пять — хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.

Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать.

Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет — оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.

Эта игра строится на фигуре лебедя не случайно. Лебедь — орнитоморфный облик богини Калтащ — ангки. Являясь матерью — прародительницей, Калтащ — ангки в то же время задает людям основные нормы, образцы и ценности хантыйского мира.

Ребенок должен удерживать в сознании целостный образ, чтобы увидеть моменты его повреждения. Сама по себе эта задача связана глубинным смыслом с выявлением дефекта, для того, чтобы иметь возможность его устранить. В качестве нормы здесь выступает образ лебедя, вынутая палочка — это нарушение образа. Обнаруживая нарушение и получая возможность его исправить, ребенок метафорически осваивает один из основных принципов борьбы с болезнями как с нарушениями некоторой обобщенной нормы.

С другой стороны, если брать прагматическое назначение данной игры, то она тренирует такие базовые способности человека, как воображение, память и внимание. Не имея воображения, ребенок вряд ли сможет за обычными деревянными палочками увидеть лебедя. Тренировка памяти связана с тем, что, видя измененный образ, ребенок должен восстановить в своем сознании образ исходный. Внимание тренируется операцией соотнесения мысленного образа (образа памяти) и образа видимого.

Игра в «щёл» на ловкость. В эту игру также могут играют как дети, так и взрослые.

Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, кладёт все палочки на ладонь, затем движением руки снизу вверх их подбрасывает. За то время, пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки подбрасываются с тыльной стороны руки, рука снова переворачивается, и ребёнок должен поймать палочки в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество — ход переходит к другому игроку. Цель игры заключается в том, чтобы набрать наибольшее количество палочек.

Когда остаётся последняя палочка, сначала ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с нею так же, как описано выше. Затем характер игры меняется. Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т.д. В случае если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. В случае ошибки, ход переходит к следующему играющему. Каждый игрок, при повторном ходе начинает всю процедуру с самого начала, независимо от того, на какой стадии потерял палочку. Последняя палочка отходит к игроку, который выполнил все операции с палочкой от начала до конца.

Данная игра содержит несколько культурных символических смыслов. Первый смысл — взаимодействие руки и орудия. Орудие в руке (схваченное рукой) противопоставляется орудию, лежащему на руке. Рука в этой игре находится в трех положениях. Первое: палочки лежат на раскрытой ладони, второе — палочки ловятся на тыльную сторону, третье — палочки ловятся в ладонь. В качестве превосходной степени развития ловкости рук в хантыйском фольклоре встречаются описания того, как герой ловит стрелу рукой.

Второй символический смысл — понимание парности. Пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек — игрок прекращает игру. То есть, парность — означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек — во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение — прибыль, достаток, а также неполнота.

Интересно, что в ходе игры в выигрыше остается не тот, кто поймал за один раз в ладонь большее количество палочек, а тот, кто поймал необходимое (в данном случае — непарное). На этом строится важный принцип рационального природопользования, где поощряется умеренность и каждый берет от природы только необходимое, а жадность и неразумное потребление природных благ осуждается традиционной общностью.

Если относиться к этой игре, исходя из развития способностей ребенка, то в ней тренируются такие качества, как умение оценить количество на глаз (что особенно важно для занятий оленеводством), глазомер, ловкость, координация движений. Зачастую дети вырабатывают особую тактику, когда намеренно подбрасывают палочки выше и стараются поймать только одну. В данный вариант игры любят играть и пожилые люди, особенно женщины. С годами, руки утрачивают былую гибкость, игра же в щёл позволяет тренировать и кисти, и пальцы рук, что очень важно для занятий рукоделием.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.