Против раздела мира по религиозному признаку — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Против раздела мира по религиозному признаку

2020-07-03 82
Против раздела мира по религиозному признаку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сложные, часто непредсказуемые, взрывоопасные события на Ближнем Востоке и вокруг него образовали почву для теории о том, что основные противоречия сегодняшнего мира — цивилизационно-религиозные. Придерживающиеся этой теории политологи пошли еще дальше, утверждая, что на смену идеологическому разделу мира наступил цивилизационно-религиозный.

Такого рода раздел мира сегодня связывается с появлением на мировой арене международного терроризма, который якобы связан с исламом как с религией. Не буду останавливаться подробно на доказательствах неправомочности такой увязки — только невежды или злостные хулители ислама могут утверждать, будто одна из древнейших мировых религий, которую исповедует значительная часть населения земли, порождает терроризм. Сегодняшняя действительность такова, что многие террористические организации, и в первую очередь «Аль-Каида», действительно рядятся в исламские одежды, выдвигая в качестве своей задачи создание единого халифата на территории всех государств с мусульманским населением. Но что происходит в результате? Непосредственными объектами террористических атак «Аль-Каиды» становятся сами же мусульманские государства с умеренными или светскими режимами. Ведь это факт: теракты, осуществленные «Аль-Каидой» и ее ответвлениями в Саудовской Аравии, Египте, Турции, в количественном отношении значительно превосходят террористические акции в западноевропейских странах.

В таких условиях очень важно разъяснить для широких слоев населения не только немусульманских, но и мусульманских стран разницу между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом. Исламский фундаментализм — это строительство мечетей, отправление исламских обрядов, взаимопомощь верующих. Но когда исламский фундаментализм принимает агрессивную, экстремистскую форму, это выливается в навязывание силой исламской модели управления государством и обществом. История знала этапы, когда христианский фундаментализм перерастал в христианско-католический экстремизм: вспомним хотя бы иезуитов или Крестовые походы. Сегодня же мы сталкиваемся с проявлениями исламского экстремизма.

Некоторые усматривают причину этого в растущей пропасти между богатеющим «золотым миллиардом» (США, Канада, страны Европы, Австралия, Новая Зеландия) и остальным миром, в значительной части состоящим из стран с мусульманским населением. Но это неполный ответ. Дело в том, что лидеры террористических организаций и групп, как правило, выходцы из зажиточных семей.

На мой взгляд, взлет исламского экстремизма связан с несколькими обстоятельствами. И главное из них — не конфронтация между различными цивилизациями, а нынешний кризис диалога между ними.

Действующие в современном мире процессы глобализации охватили все мировое сообщество, включая страны с мусульманским населением. И эти страны отнюдь не находятся за пределом технико-технологической составляющей мировой цивилизации, оказывающей пусть неравномерное, но огромное влияние на все стороны развития всего человечества.

Проблема в том, что мировая цивилизация — это не только технико-технологические инновации. Она складывается из 3 различных культурно-религиозно-политических потоков, из различных, сохраняющих свою самобытность, но неуклонно сближающихся социально-культурных общностей. Складывается через их диалог. Именно этот диалог и переживает сегодня кризисное состояние. Показателем этого является в первую очередь бездумная одержимость НАТО во главе с США «экспортом» западной модели демократии в другие страны, притом с мусульманским населением. К тому же речь идет об «экспорте» с применением силы.

Еще недавно мир был разделен по идеологическому принципу. Человечество смогло с этим справиться. Раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу — новая, я бы сказал, не менее серьезная угроза. Человечество должно найти в себе силы, чтобы одолеть и ее.

 

 


[1] В этой книге к региону Ближнего Востока отнесены арабский мир, в том числе и арабские страны Северной Африки, а также Израиль.

 

[2] Религиозный фанатизм «Братьев-мусульман» вылился в ту пору в террористические действия против приспешников англичан. Жертвой террора стал премьер-министр Нукраши-паша. Участники покушения на Аль-Банну, организовавшего убийство премьера, конечно, обнаружены не были, но, придя к власти, «Свободные офицеры» посчитали полезным для себя найти убийцу и судить его военным трибуналом. (Здесь и далее примеч. авт.)

 

[3] Популярный в Египте генерал Мухаммед Нагиб был приглашен «Свободными офицерами» для того, чтобы поднять престиж своей тогда малоизвестной организации.

 

[4] См.: Lacouture J. Nasser. L., 1973. P. 128.

 

[5] Цит. по: Renaissance du Mond Arabe. Gembleux, 1972. P. 92, 93.

 

[6] ФАТХ — обратное прочтение по-арабски первых букв «Харакат ат-Тахрир аль-Филастин» («Движение за освобождение»).

 

[7] Только по прошествии восьми лет, в 1963 году, когда правительство все-таки создало «комиссию семи», оправдавшую Лавона вопреки требованиям Бен-Гуриона, премьер-министр окончательно покинул свой пост. Таким был финал «дела Лавона».

 

[8] В 1957 году советское правительство сделало такое предложение. Оно содержалось в виде одного из пунктов проекта декларации, предложенной СССР трем державам о политике на Ближнем и Среднем Востоке. В беседе с послом СССР в Египте Е.Д. Киселевым 10 февраля 1957 года Насер категорически возразил против предложения о запрете СССР, США, Великобритании и Франции ввозить оружие в регион. Объясняя свою позицию,

Насер сказал, что эмбарго, с одной стороны, зафиксировало бы нынешнее положение, при котором Израиль превосходит Египет в вооружениях, особенно в авиации, с другой — «…Израиль все равно мог бы получать нужное ему вооружение из той же Канады», и страны Багдадского пакта смогут обойти запрет — Турция будет получать оружие не у США, а у натовской Италии, а затем снабжать им Ирак. Киселев возразил Насеру, сказав, что, если Канада будет снабжать Израиль оружием, несмотря на содержащийся в декларации призыв следовать ее принципам, обращенный ко всем другим государствам, у Египта немало друзей, скажем Китай, Чехословакия, которые в таком случае смогут с таким же успехом снабжать вооружением Египет.

Декларацию, предложенную СССР, не приняли западные государства.

 

[9]  Васильев А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: От мессианства к прагматизму. М., 1993. С. 50.

 

[10] Заявление ТАСС от 10 ноября 1956 года.

 

[11] В 60-х годах «Баас» практически переродилась в две национальные партии — сирийскую и иракскую. Сирийские и иракские баасисты, несмотря на совпадения в лозунгах, целях, задачах, превратились во враждующие друг с другом организации.

 

[12] Король Фахд скончался в 2005 году, и на трон вступил Абдалла.

 

[13]  Aburish S.K. Nasser: The Last Arab. N. Y., 2004. P. 195.

 

[14] Р.А. Ульяновский был осужден, как и многие другие старые партийцы, в 1936 году и семнадцать лет провел в ссылке. Это был, пожалуй, единственный случай, когда после реабилитации он стал сначала заместителем директора Института востоковедения АН СССР, а затем заместителем заведующего Международным отделом ЦК КПСС. Многие считали его догматически мыслящим человеком — и до ссылки, и после нее.

 

[15] Партия «Вафд» ограничивалась призывом к «нейтрализации Суэцкого канала», требованием списания всех государственных долгов и отмены экстерриториальных прав, которыми пользовались иностранцы в Египте.

 

[16] На юге Судана проживают нилотские племена. Значительная часть населения юга — христиане. В течение многих лет продолжалась борьба за независимость юга. В 2005 году было подписано соглашение об окончании 20-летней войны на юге Судана. Следующим радикальным событием был референдум, проведенный на юге Судана в конце января 2011 года. 98,8 процента участвовавших в голосовании высказались за отделение юга. Президент Судана Омар Хасан аль-Башир официально признал результаты референдума по самоопределению. Провозглашение нового государства произошло 9 июля 2011 года. Южный Судан стал 193-м членом Организации Объединенных Наций.

 

[17] The Near East Conflict: Hearings before Subcommittee on the Near East of Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 91st Congress, Ї 2nd Session. Washington, 1970. P. 69, 81.

 

[18]  Добрынин А. Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986 гг.). М.: Автор, 1997. С. 146.

 

[19] The Near East Conflict: Hearings before Subcommittee on the Near East of Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 91st Congress, 2nd Session. P. 61.

 

[20] Ibid. P. 175.

 

[21] Conversations with Harold Н. Saunders. U.S. Policy for the Middle East in the 1980s. Washington, 1982. P. 10, 11.

 

[22] Регулярные симпозиумы, которые в течение многих лет проводили советские и американские общественные деятели и представители деловых кругов двух стран. Результаты обсуждений докладывались советскими участниками руководству СССР, а с американской стороны — руководству США.

 

[23]  Kissinger Н. White House Years. Boston; Toronto, 1979. P. 352–355, 559.

 

[24]  Heikal M. The Road to Ramadan. L., 1975. P. 120.

 

[25] Newsweek. 1971. 13 December. Р. 16.

 

[26]  Kissinger Н. White House Years. P. 1289.

 

[27]  Kissinger Н.  White House Years. Р. 1300.

 

[28] Ющук Р.В. — советский разведчик, впоследствии генерал, представитель Службы внешней разведки в Великобритании.

 

[29]  Heikal M.  The Road to Ramadan. P. 25.

 

[30]  General Shazly S. The Crossing of Suez: The October War (1973). L., 1980.P. 30, 31.

 

[31]  Kissinger Н. Years of Upheavel. Boston; Toronto, 1982. P. 460.

 

[32]  Добрынин А.  Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986 гг.). С. 268.

 

[33]  Kissinger Н.  Years of Upheaval. P. 638, 645.

 

[34]  Добрынин А.  Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986 гг.). С. 274.

 

[35]  Добрынин А.  Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986 гг.). С. 278.

 

[36]  Kissinger Н. Years of Upheaval. Р. 747.

 

[37]  Golan М. The Secret Conversations of Henry Kissinger. N. Y., 1976. P. 152.

 

[38]  Vance С. Hard Choices: Critical Years in America’s Foreign Policy. N. Y., 1983. P. 160.

 

[39]  Dayan M. Breakthrough: A Personal Account of the Egypt-Israel Peace Negotiations. L., 1981. P. 37.

 

[40] См.: The New York Times Magazine. 1979. 21 January. P. 20, 21.

 

[41]  Dayan М. Breakthrough: A Personal Account of the Egypt-Israel Peace Negotiations. P. 77, 78.

 

[42]  Vance С. Hard Choices: Critical Years in America’s Foreign Policy. N. Y., 1983. P. 203.

 

[43]  Brzezinski Z. Power and Principle: Memoirs of the National Security Adviser, 1977–1981. L., 1983. P. 235, 236.

 

[44]  Vance С. Hard Choices: Critical Years in America’s Foreign Policy. P. 228.

 

[45]  Weizman T. The Battle for Peace. Toronto, 1981. P. 190.

 

[46] С Махмудом Аббасом (Абу Мазеном), ставшим после смерти Я. Арафата президентом Палестинской национальной администрации, меня связывают десятилетия дружеских отношений. Он был аспирантом и защитил кандидатскую диссертацию в Институте востоковедения Академии наук СССР в то время, когда я был директором этого института.

 

[47] Христиане-марониты принадлежат к Униатской восточнокатолической церкви. Марониты, считающие себя финикийцами, переселившимися в результате гонений на них в горные районы Ливана, вначале выделились как последователи монофелитской доктрины одной воли во Христе. Община стала называться маронитской по названию монастыря Дейр Маруна (в долине реки Оронт, недалеко от города Хама), который стал их религиозным центром (монастырь носил имя сирийского святого Маруна, жившего в конце IV — начале V века). В VII веке Маронитская церковь откололась от Антиохийского патриархата после того, как монофелитское учение было осуждено как ересь VI Вселенским собором, и марониты начали выбирать своего собственного патриарха. С приходом в XII веке на Ближний Восток крестоносцев часть маронитских предводителей со своими людьми поступила на службу к франкским вассалам крестоносцев. Несмотря на изначальное неприятие приходскими священниками и населением, верхушка маронитской общины согласилась войти в унию с Римом, отказавшись от монофелитской доктрины. Объединение с Римом и «латинизация» маронитов происходили в условиях сохранения Маронитской церковью собственной традиционной структуры и порядков.

 

[48] Д р у з ы — арабы, приверженцы мусульманской религиозной секты. Они совмещают принцип единобожия с утверждением, что Бог раскрывает Себя в последовательных инкарнациях. Название «друзы» происходит от имени мусульманского проповедника Мухаммеда Ибн Исмаила ад-Дарази, жившего в начале XI века. Верования друзов впитали элементы христианских и азиатских религий. Так, по мнению друзов, некоторые души переходят в момент смерти из одного тела в другое. Почитая Коран и Новый Завет, друзы имеют и собственные священные книги. Исторически проявлялись независимость и бесстрашие друзов, что, например, сделало их серьезными противниками крестоносцев. В целом это доброжелательные, приветливые люди, легко идущие на контакт с теми, кто придерживается других религиозных взглядов. Проживают друзы (их полмиллиона человек) в большинстве своем в горном Ливане (район Джебель-Друз), Сирии и в небольшом числе в Израиле, где их допускают к службе в армии и полиции.

 

[49]  Гриневский О. Тайны советской дипломатии. М.: Вагриус, 2000. С. 139, 140.

 

[50] The Middle East Journal. Spring 1984.

 

[51] The New York Times. 1981. 23 August.

 

[52] New York Times. 1982. 31 October.

 

[53] Резолюция 242 Совета Безопасности ООН, принятая после войны 1967 года, потребовала от Израиля вывода войск с оккупированных во время этой войны территорий и гарантировала мирное сосуществование всех государств в безопасных границах. В ней упоминались палестинцы только в виде беженцев, что вызвало их особо негативное отношение к резолюции.

 

[54]  Абу Мазен (Махмуд Аббас). Путь в Осло. М., 1966. С. 34.

 

[55] Абу Джихад (Халиль аль-Вазир) был убит в 1988 году в Тунисе в результате операции, осуществленной израильтянами. Несмотря на то что с готовящейся операцией не были согласны входившие в правительство Шимон Перес, бывший командующий ВВС Израиля Эзер Вейцман и бывший президент Израиля, министр образования Ицхак Навон, которые не без основания считали, что убийство Абу Джихада лишь осложнит ситуацию на Западном берегу и в районе Газы, где развернулась первая интифада, победили те, кто сделал ставку на силовое решение. Три агента МОССАДа прибыли в Тунис разными рейсами под видом ливанских туристов и арендовали два микроавтобуса. Ракетный катер в ночь на 16 апреля высадил десант из 30 спецназовцев ВМС на тунисский пляж. Микроавтобусы с диверсантами подъехали к дому в пригороде Сиди-Бусаид, где проживала семья Абу Джихада. Он и два его охранника были изрешечены пулями. Убийство снимала на пленку оперативник-женщина. Связь с диверсантами осуществлялась с борта пассажирского самолета «Боинг-707», пролетавшего в 30 милях от Туниса над Средиземным морем.

 

[56] Ее сессия временно для заслушивания Арафата была перенесена по требованию практически всех стран — членов ООН (против голосовали только США и Израиль) в Женеву, после того как США отказались выдать Арафату визу для участия в Генассамблее в Нью-Йорке.

 

[57]  Абу Мазен (Махмуд Аббас). Путь в Осло. С. 262.

 

[58] Жемчужина П.С. — жена В.М. Молотова.

 

[59] Далее будут приводиться документы и материалы, полученные из архива Президента Российской Федерации.

 

[60] Речь шла, таким образом, об открытии израильского представительства в Москве под крышей посольства Нидерландов.

 

[61]  Клинтон Б. Моя жизнь / Пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2005. З С. 609, 610.

 

[62] Натан Щаранский был арестован по политическим мотивам. После освобождения эмигрировал в Израиль, где стал видной политической фигурой.

 

[63] Брат президента Абдель Саляма Арефа, погибшего в 1966 году в авиационной катастрофе.

 

[64] К а а б а — ритуальный обход для всех мусульман, совершающих хадж.

 

[65] Когда я затронул эту тему в разговоре с Тариком Азизом, он сказал: «Мы предложили Барзани дать слово, что он не убьет Абейдуллу, и тогда мы выпустим его на все четыре стороны. Но Барзани отказался». Тогда я заметил: «Не нужно делать возвращение Абейдуллы предметом сделки. Он ведь сын, а Барзани племенной вождь».

 

[66]  Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N. Y., 2005. Р. 489.

 

[67]  Perlmutter A., Handel М., Bar-Joseph U. Two Minutes over Baghdad. L., 1982. P. 24.

 

[68] См.: Atlantic Monthly. 1979. April. P. 79.

 

[69] Позже посол Израиля возвратился в Каир.

 

[70] The Wall Street Journal. 2011. 23 March.

 

[71] The Wall Street Journal. 2011. 8 September.

 

[72] Сенуситы, в отличие от суннитов из Триполитании, более радикальные исламисты.

 

[73] Подробнее об этом в главе 13 этой книги.

 

[74] Старший сын Каддафи, который цитируется, был захвачен в плен, и его участь на момент выхода книги неизвестна.

 

[75] Коммерсантъ. 2011. 29 августа.

 

[76] Интервью телевизионному каналу «Аль-Джазира» от 27 ноября 5 2011 года.

 

[77] Далее привожу выдержки из отчетов о встречах, направленных Э В.В. Путину.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.