I этап проекта- организационный — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

I этап проекта- организационный

2020-10-20 103
I этап проекта- организационный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломный проект

Организация и проведение

Театрализованной постановки

 «Репка»

 

студентки 441 группы

Белкиной Анны Константиновны

специальность 440204

«Специальное дошкольное образование»

 

Руководитель

Щелконогов Андрей Игоревич

 

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 3

               1.1. Актуальность проекта. 3

               1.2.Адресация проекта. 7

               1.3.Участники проекта. 8

               1.4. Цели и задачи проекта. 9

               1.5  Сроки реализации проекта. 11

          1.6. Ресурсы 11

               1.7.Продукт проекта. 12

               1.8.Ожидаемые результаты.. 12

2. Содержание……………………………………………………………………13

3. Практическая работа………………………………………………………....16

4. Список литературы……………..………………………………………........23

Приложения……………………………………………………………………..25

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Проблемы полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дееспособных членов общества обретают сегодня особую значимость.

В обществе растет понимание необходимости изменения отношения к ребенку инвалиду, что связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. Между тем существующая практика социализации данной категории детей сложилась в рамках медицинской модели, в которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология и которая, по сути, носит дискриминационный характер. Эта модель ослабляет социальную позицию ребенка, усугубляет его неравный социальный статус, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих ребенку не столько жить активной жизнью, сколько выживать. На практике та кой подход сводится к изоляции детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) от общества в специальном учебном заведении, приводит к развитию у них комплекса неполноценности и пассивно иждивенческих жизненных ориентаций. Однако феномен инвалидности не может быть решен в сугубо медицинском ключе, он относится к более широкому гуманитарному контексту жизнедеятельности и непосредственно связан с социальной проблемой неравных возможностей.

Что делает человека инвалидом? Очевидно, что в большей степени его делает таковым отношение окружающих и тот мир, который не приспособлен для самостоятельного функционирования человека с ограниченными возможностями. Люди оказываются инвалидами вследствие физических барьеров в окружающей среде, из-за невозможности доступа к информации и полноценному общению, из-за отсутствия возможности обучаться в обычных школах и вузах, из-за отсутствия равных прав при получении работы, доступного жилья, пользования транспортом, наконец, из-за неадекватного и негативного отношения окружающих и дискриминации со стороны социума.

 Таким образом, дети со сложным дефектом (инвалидность) — это проблема, касающаяся в основном гуманитарных стандартов общества, социального статуса и прав человека. В противоположность дефектологической парадигме все большее значение сегодня обретает социально развивающая модель обучения и воспитания, которая рассматривает инвалидность с точки зрения препятствий или ограничений деятельности человека с различными физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными существующими в обществе условиями, при которых люди с этими отклонениями исключаются из активной жизни

Дети со сложным дефектом и ограниченными возможностями, как правило, оказывались в тени активной социальной жизни. Сегодня для общества и системы образования в целом особо актуально построение активной практики социализации детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) посредством всемерной интеграции их в социокультурную среду.И главным препятствием здесь, как правило, выступает психологический барьер в существующей культуре и образовании. Он обусловлен традиционным стереотипом нормы в отношении развития ребенка и носит, по сути, дискриминационный характер. Прежде всего, нужно признать, что дети со сложным дефектом — это такие же дети. И, как и всем детям, им для развития необходимо полноценное общение со сверстниками. У этих детей, как и у всех других, есть свои интересы, увлечения, мечты кем-то стать, чего-то достичь, обрести профессию и получить достойную работу.

В данном утверждении заложена идея, которая исключает любую дискриминацию детей и полагает непременность доступной, безбарьерной среды и равность отношений ко всем детям посредством создания приемлемых условий для развития всех детей, в том числе имеющих особые образовательные потребности. Применяющаяся практика обучения на дому (как наиболее гуманная на сегодня) показала, что она не может дать качественное образование и обеспечить оптимальное включение ребенка с инвалидностью в общество. Ребенок не обретает социальной почвы, выключается из общества сверстников, в котором происходит основной процесс его социализации.

 Таким образом, можно говорить о необходимости развития ребёнка со сложным дефектом в кругу общения с людьми (не только сверстниками) вне стен дома.

 Наиболее удачный вариант – включение ребенка в культурную сферу деятельности. Она не подразумевает под собой необходимости иметь глубокие знания, обладать развитыми умениями, трактовка её результата и его анализ проводиться путём сравнения деятельности ДО (начала активизации творческого потенциала) и ПОСЛЕ. Детям дошкольного возраста тяжело понять и усвоить культурные аспекты жизни общества, ещё труднее это сделать детям со сложным дефектом. Поэтому из данной сферы целесообразно вычленить творческую деятельность. Так как мы говорим о социализации, то необходимо выбрать тот вид творчества, в котором имеет место быть активное общение детей и их взаимодействие со взрослыми.

Мы сделали упор на театрализованную постановку. В подобной деятельности ребёнок со сложным дефектом находится в непринуждённом общении с педагогом и другими детьми, что позволяет снять эмоциональные барьеры и развивать способности ко взаимодействию, в отличии от лепки, рисования, аппликации и тд.

· Театр - это способ получения и переработки впечатлений, знаний окружающего мира, подлинная социальная практика.

· Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям.

· Театр с детьми – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития.

Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций.

Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы - формируется воля, выдержка и самоконтроль; особый ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия.

 

Адресация проекта

Проект реализуется на базе государственного учреждения: Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Красногвардейского района,г. Санкт – Петербург.

Деятельность:
Социальное обслуживание инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов в рамках индивидуальных планов реабилитации, разработанных на основании назначенной индивидуальной программы реабилитации инвалида в ФКУ «ГБМСЭ по Санкт-Петербургу», в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»№442-ФЗ.

В настоящее время в Центре накоплен немалый опыт межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта, общественными организациями инвалидов, ГАООРДИ, направленный на развитие современных видов услуг по социальной реабилитации, способствующих эффективному восстановлению и реализации потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями для их успешной интеграции в систему общественных отношений.

Руководители и заведующие Центра заинтересованы в проведении театрализованной постановки на их прощадке.

 

Участники проекта

· Белкина А.К.- студентка Педагогического колледжа №4 СПб

· Научный руководитель – Щелконогов А.И

· Черкашова А.С. – социальный педагог

· Зорина А.Д- тренер АФК

· Мухина В.В- заведующая отделением раннего вмешательства

· Андрей И. – 8 лет. ДЦП

· Стас М.- 6 лет. Психиатрия

· Анжелика Р.- 4 года. Синдром Дауна

· Демид Т.- 5 лет. Психиатрия

· София М.- 6 лет. Интеллектуальная недостаточность

· Анна П.- 2 года. Раннее вмешательство (безречье)

· Максим Р.- 6 лет. Интеллектуальная недостаточность

 

 

Цели и задачи проекта

Цель: организация театрализованной постановки «Репка» в разновозрастной группе детей со сложным дефектом.

Задачи проекта (собственно-педагогические):

1.Познавательное развитие:

-формировать представления у дошкольников со сложным дефектом о театрализованной деятельности и о театре в целом

-знакомить с понятием «сказка», «герои», «персонажи», «декорации», «украшения», «репетиции»

-развивать / формировать творческие умения

2. Физическое развитие:

-развивать крупную моторику путём обыгрывания театрализованных сцен

- учить здоровьесбережению своего и друзей

- развивать мелкую моторику при подготовке к выступлению засчёт малой творческой деятельности (рисование и настольный театр)

3. Социально коммуникативное развитие:

-развивать эмоциональную отзывчивость к сказке, персонажам

-развивать эмпатию по отношению к детям, участвующим в постановке

- развивать активность детей в разных видах продуктивной, игровой и других видов деятельности.

4. Речевое развитие:

-обогащать словарный запас детей

-формировать способности к невербальному общению

- выводить ребёнка на речевую активность во всех видах деятельности

5. Художественно- эстетическое развитие:

-развивать способность к творчеству

-формирование эстетического вкуса

-развитие фантазии и образного мышления

 

Задачи проекта (функционально педагогические):

1. разработать механизм реализации проекта.

2. Представить описание этапов проектной деятельности с распределением функций и содержания деятельности всех активных участников проекта.

3. определить необходимые ресурсы для успешной реализации проекта.

4. составить план работы над проектом.

5. Разработать серию игр и план репетиций.

6. Включение театрализованной постановки в праздник «Для мам».

 

 

Сроки реализации проекта

Для качественного проведения проекта мы выделили два этапа, которые включают в себя внутренние подпункты.

Организационный этап – с 03.12.2018 по 28.12.2018
         Реализационный этап – с 11.01.2019 по 11.03.2019

 

Ресурсы

Для организации проекта необходимы следующие материалы:

1. Диагностика взаимодействия детей друг с другом и педагогом

2. Дидактический материал для знакомства со сказкой «Репка»: картинки, книжки, настольный и пальчиковый театр

3. Материал для продуктивной деятельности детей: цветная бумага, цветной картон, пластилин, резиночки, клей, ножницы и нитки для шитья

4. Настольный театр по сказке «Репка»

5. Документальная составляющая проекта: разрешение родителя на участье ребёнком в проекте, разрешение на фото и видеосъемку

6. Картотека театрализованных игр по сказке «Репка»

7.

Для организации среды выступления детей необходимы следующие материалы:

1. Украшения для зала (шары, гирлянды и тд.)

2. Декорации

Продукт проекта

Продуктом проекта будет являться проведение театрализованной постановки «Репка» в разновозрастной группе детей со сложным дефектом на базе Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красногвардейского района.

Ожидаемые результаты

1. формирование представлений у детей о театрализованной деятельности и о театре в целом.

2. развитие правильной координации у ребёнка своего тела в пространстве.

3. формирование эмпатии к сверстникам, взрослым и персонажам.

4. формирование умений невербального общения.

5. привлечение родителей к творческой сфере жизни ребёнка.

6. создание комплекта методических материалов для проведения театрализованной постановки.

 

Содержание проекта

Для достижения цели и задач проекта нами были запланированы различные мероприятия, которые реализовывались на протяжении трёх этапов проектной деятельности.

Содержание:

- Проведение диагностики «Рукавички»

-Знакомство с героями сказки через игрушки: манипулирование, рассматривание, изучение

-Знакомство с настольным театром

    - Изучение персонажей «репка» и «дедка». Раскрашивание и показ игрушки

- Изучение персонажей «бабка» и «внучка». Раскрашивание и показ игрушки. Повтор знакомых персонажей

-Изучение персонажа «жучка». Раскрашивание и показ игрушки

- Изучение персонажа «кошка». Раскрашивание и показ игрушки.

- Изучение персонажа «мышка». Раскрашивание и показ игрушки. Повтор знакомых персонажей

- Проигрывание настольного театра под слова педагога изготовленными фигурками.

- Соотнесение контура фигур персонажей с реальными плоскими фигурами героев

- Попытки проигрывания элементарных действий героев самим ребёнком в кабинете дефектолога.

-Проигрывание роли героев сказки на реальной сцене выступления

 

Заключительный этап проекта

Цель: Защита дипломного проекта.

Проведение театрализованной постановки «Репка»

 

Практическая работа

Содержание проектной работы по реализации полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дееспособных членов общества.

На первом этапе нами была выявлена актуальность проекта, то есть изучены проблемы развития и социальной адаптации детей с ОВЗ или инвалидностью, в ходе которой мы получили отрицательные результаты: на данный момент не существует масштабных государственных проектов, позволяющих детям с ОВЗ быть вовлечёнными в разные сферы жизнедеятельности. Те проекты и организации, которые являются действительными, созданы волонтёрами на добровольческой основе: «Солнце в ладошках», «Антон тут рядом», «Движение- это жизнь» и тд.

 

«Примеры волонтёрских организаций, созданных для помощи детей с ОВЗ»

Название организации   Описание деятельности Коллективных состав специалистов
Солнце в ладошках Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Солнце в ладошках» зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 января 2014 года. Фонд создан организацией волонтеров с целью оказания помощи детям, страдающим тяжелыми заболеваниями, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Подопечными фонда являются дети России, Украины, Узбекистана, Казахстана.  Сотрудники (организаторы) и Волонтёры.  
Антон тут рядом Центр «Антон тут рядом» (БФ «Выход в Петербурге») — первый в России центр системной поддержки людей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Наша миссия — дать обществу доступ к личностным, коммуникативным и творческим ресурсам людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), помочь людям с РАС реализовать свой потенциал. Центр был основан в 2013 году режиссером Любовью Аркус, которая сняла одноименный фильм о жизни молодого человека с аутизмом. В декабре 2018 года Центр «Антон тут рядом» отмечает первый юбилей — 5 лет с начала работы. Сотрудники, волонтёры и привлеченные сотрудники коррекционных учреждений на добровольческой основе.
Движение- это жизнь Молодой проект, их кредо «Помогаем детям с инвалидностью реабилитироваться с помощью творчества, танцевального искусства!» Волонтёры, Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также при поддержке Роскультцента.

Для первичной социализации проекта самым подходящим методом нам показалось проведение театрализованной постановки. На эту идею нас натолкнул уже существуют театра Даунов в Москве, но в нём участвуют только взрослые люди. А что если создать театр доступный для различных категорий здоровья?

В ней могут взаимодействовать друг с другом дети с любыми диагнозами, так как поле деятельности разнообразное:необязательно разговаривать- могу участвовать дети с алалией и перенесённым инсультом, необязательно ходить – придумываются сидячие роли.

Таким образом, каждый ребёнок может попробовать себя в роли выступающего, что для людей с ОВЗ пока что является маловозможным.

Организационная работа

После выбора вида проекта, мы начали проводить диагностики для детей на выявление уровня взаимодействия со сверстниками. Для этого была использована методика Г.А.Цукерман «Рукавички», но так как у многих детей имеется тяжёлая инвалидность, то её мы адаптировали (диагностировали уровень взаимодействия не только со сверстниками, но и с педагогом).

Самое сложное в проведении диагностики заключалось в объяснении детям понятия «одинаковые», то есть одно из занятий пришлось посвятить объяснению данного слова. Для этого использовались не только «рукавички», но и вкладыши на разные лексические темы (фрукты и овощи, домашние животные и домики), игра «чья тень».

После столкнувшихся проблем мы думали, что ещё сложнее детям будет объяснить делать одинаковые варежки В ПАРЕ, но они нас приятно удивили, в следующие занятия мы успешно провели диагностику на выявление уровня взаимодействия

 

«Результаты диагностирования 7 детей»

 .

Далее мы составили план проведение мероприятий и план проведения занятий для реализации проекта: знакомство с театром, со сказкой «Репка», с персонажами, выявление отличительных черт героев, подражание своему герою.

Первоначально мы знакомили детей со всеми персонажами, не проецируя определённую роль на конкретного ребёнка. Сначала это было рассматривание картинок (говорящие дети называли отличительные черты персонажа, неговорящие просто наблюдали и слушали педагога,после чего показывали кто/ где изображён на картинке, некоторые дети делали попытки подражания звукам героев-живоных «мяу-мяу, гав-гав, тяв-тяв, ав-ав, пи-пи).

Далее мы раскрашивали персонажей по отдельности на листах и в композиции, рассматривали объёмные игрушки. На этом этапе ребёнок уже проявлял симпатию к определённому герою, поэтому мы внимательно следили за его реакцией на занятии при появлении того самого «любимчика». Единственной сложностью являлся момент, когда двум детям понравился один и тот же персонаж, но мы воздействовали на более ведомого ребёнка и переключили его внимание на свободного героя, таким образом дети были довольны, а мы смогли распределить все роли.

И тогда началось знакомство с театром. Начали мы с настольного, показывали представление маме (приглашали родителей на занятия), затем использовали театра на магнитах, который очень заинтересовал детей, не было случая, когда ребёнок отказывался с ним «поиграть». Все театры были по конкретной сказке, конечно, по «Репке».

Сама структура сказки (то есть порядок выхода персонажей) заучивался с детьми с помощью настольного театра и мнемотаблиц, также мы использовали настенный театр на магнитах, чтобы на репетициях дети наглядно представляли слова сказки и легче ориентировались в своём выходе.

С детьми, интеллект которых сохранен, мы проводили беседы на серьезные темы «Для чего нужен театр? Почему мама улыбается, когда смотрит представление? Хотел бы ты участвовать в театре?

С детьми с интеллектуальной недостаточностью всегда говорилось о радостях театра, выступления, о успехе выступающих, о их признании. Мы старались как можно глубже погрузить их в театральную деятельность и сформировать положительное отношение к ней.

После формирования представления о театрализованной деятельности мы стали совместно с детьми создавать элементы персонажей, которых они будут изображать.

Это были шапочки из бумаги (делали несколько раз, так как «Ручки совсем не слушались»,- ребёнок с ДЦП), вырезание очков, примерка платков и их украшения горошинками из цветной бумаги, соединение усов для кота с помощью пластилина (клей ребёнку оказался крайне неприятен, потрогав клей-карандаш он познакомился с новыми ощущениями и разнервничался, пришлось часть занятия посвятить восстановлению состояния воспитанника), и многие другие подобные части костюма.

В создании целостных костюмов помогали родители, они занимались ими с детьми дома (согласились с большим энтузиазмом, что только вдохновляло нас на продолжение реализации проекта).

Во всё время подготовки детей к театрализованной деятельности с родителями также проводилась работа.

Были проведены беседы о важности проекта и взяты разрешения на участие их детей в театрализованной постановке в письменном виде, а также на проведение фото- и видео-съемки во время непосредственного выступления в день защиты проекта.

    В приготовлении декораций нам помогали сотрудники центра реабилитации Красногвардейского района.

С говорящими детьми слова сценария заучивались и на занятиях и дома с родителями (домашняя работа).

Для приёмной комиссии и гостей нашего представления совместно с детьми мы создали именные приглашения с эмблемой Репки (работа выполнена в виде аппликации и оригами). После чего вручили каждому члену комиссии его персональное приглашение.

Завершающим этапом реализации проекта стало выступление детей по мотивам русской  народной сказки «Репка». Для нас было отрадно, что каждый смог, несмотря на свою занятость, прийти!

Мы считаем выступление прошло успешно! Очень тяжело было сдерживать слёзы радости, когда мы видели улыбающиеся и веселые лица детей, счастливых мам. По окончанию дети были вознаграждены за свой труд сладкими подарками, и так как мы приурочили проведение постановке к празднику «8 марта», то мамы получили от своих детей цветы (мы выбрали красные розочки, чтобы не сливаться в один слой с людьми, которые одарили девушек и женщин тюльпанами, чтобы у мам был ещё больший восторг и от подарка и от своих деток!)

Нашим результатом стало улучшение взаимодействия детей друг с другом, осознанный первый выход перед незнакомыми взрослыми, вовлечение в новую деятельность,способствующую социализации,то есть расширение сфер возможной деятельности. Это можно увидеть по показу спектакля.

 

 

Список литературы

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие), Ниж. Новгород, - 2008.
  2. Технология применения кукол – образов в педагогической практике ДОУ «Детский сад № 37» г. Северск (авторский материал из опыта работы ДОУ) // Вопросы психологии № 6, 1997.
  3. Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие), СПб, ВЛАДОС, 2005.
  4. Буренина А.И. Театр всевозможного, Выпуск 1. От игры до спектакля. Учебно-методическое. пособие — 2-е издание, переработанное и дополненное — СПб, 2002
  5. Петрова Е. Театрализованные игры: Значение их в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание – 2001. № 4.
  6. Зайцев. Д.В.Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. - Саратов: Науч. кн., 2003
  7. Дети-инвалиды: Реабилитация, соц. защита / [Сост.: Н. Щербакова, Л. Туаева]. – М., 2000.
  8. Силласте Г.Г. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями: (Социол. анализ): Материалы по курсам «Соц. педагог», «Соц. работник»; Моск. гос. ун-т культуры, Междунар. ассоц. «Женщины и развитие». – М.: Б. и., 1995
  9. Литвак. Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений / Литвак Р.А.; Челяб. гос. пед. ун т. Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. – Челябинск, 2000
  10. Петрова. Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Захарова, Т.Ю. Организация помощи детям раннего возраста с проблемами развития // Т. Ю. Захарова // Работник социальной службы. – 2007.
  12. Колесник, Н.Т. Психологическое обеспечение коррекционной работы с детьми-инвалидами // Н.Т. Колесник // Социальное обслуживание. – 2009.
  13. Кизилова, Л.В. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания // Л.В. Кизилова // Работник социальной службы. – 2008. – № 2
  14. Савенкова, Л. П. Совместное пребывание в реабилитационном центре детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений в развитии, как один из факторов повышения эффективности социальной реабилитации // Л.П. Савенкова // Социальное обслуживание. – 2007
  15. Малкова, Л.Б. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в реабилитационном учреждении для детей с ограниченными возможностями: [электронный ресурс] // http://do.teleclinica.ru/184881/10. Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" в 2001-2002 годах: [электронный ресурс] // http://www.sponsorstvo.ru/main_new.php?id=243&chid=287

 

Приложение 1

Сценарий проведения

 театрализованной постановки «Репка»

В группе

Дипломный проект

Организация и проведение

Театрализованной постановки

 «Репка»

 

студентки 441 группы

Белкиной Анны Константиновны

специальность 440204

«Специальное дошкольное образование»

 

Руководитель

Щелконогов Андрей Игоревич

 

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 3

               1.1. Актуальность проекта. 3

               1.2.Адресация проекта. 7

               1.3.Участники проекта. 8

               1.4. Цели и задачи проекта. 9

               1.5  Сроки реализации проекта. 11

          1.6. Ресурсы 11

               1.7.Продукт проекта. 12

               1.8.Ожидаемые результаты.. 12

2. Содержание……………………………………………………………………13

3. Практическая работа………………………………………………………....16

4. Список литературы……………..………………………………………........23

Приложения……………………………………………………………………..25

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Проблемы полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дееспособных членов общества обретают сегодня особую значимость.

В обществе растет понимание необходимости изменения отношения к ребенку инвалиду, что связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. Между тем существующая практика социализации данной категории детей сложилась в рамках медицинской модели, в которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология и которая, по сути, носит дискриминационный характер. Эта модель ослабляет социальную позицию ребенка, усугубляет его неравный социальный статус, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих ребенку не столько жить активной жизнью, сколько выживать. На практике та кой подход сводится к изоляции детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) от общества в специальном учебном заведении, приводит к развитию у них комплекса неполноценности и пассивно иждивенческих жизненных ориентаций. Однако феномен инвалидности не может быть решен в сугубо медицинском ключе, он относится к более широкому гуманитарному контексту жизнедеятельности и непосредственно связан с социальной проблемой неравных возможностей.

Что делает человека инвалидом? Очевидно, что в большей степени его делает таковым отношение окружающих и тот мир, который не приспособлен для самостоятельного функционирования человека с ограниченными возможностями. Люди оказываются инвалидами вследствие физических барьеров в окружающей среде, из-за невозможности доступа к информации и полноценному общению, из-за отсутствия возможности обучаться в обычных школах и вузах, из-за отсутствия равных прав при получении работы, доступного жилья, пользования транспортом, наконец, из-за неадекватного и негативного отношения окружающих и дискриминации со стороны социума.

 Таким образом, дети со сложным дефектом (инвалидность) — это проблема, касающаяся в основном гуманитарных стандартов общества, социального статуса и прав человека. В противоположность дефектологической парадигме все большее значение сегодня обретает социально развивающая модель обучения и воспитания, которая рассматривает инвалидность с точки зрения препятствий или ограничений деятельности человека с различными физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванными существующими в обществе условиями, при которых люди с этими отклонениями исключаются из активной жизни

Дети со сложным дефектом и ограниченными возможностями, как правило, оказывались в тени активной социальной жизни. Сегодня для общества и системы образования в целом особо актуально построение активной практики социализации детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) посредством всемерной интеграции их в социокультурную среду.И главным препятствием здесь, как правило, выступает психологический барьер в существующей культуре и образовании. Он обусловлен традиционным стереотипом нормы в отношении развития ребенка и носит, по сути, дискриминационный характер. Прежде всего, нужно признать, что дети со сложным дефектом — это такие же дети. И, как и всем детям, им для развития необходимо полноценное общение со сверстниками. У этих детей, как и у всех других, есть свои интересы, увлечения, мечты кем-то стать, чего-то достичь, обрести профессию и получить достойную работу.

В данном утверждении заложена идея, которая исключает любую дискриминацию детей и полагает непременность доступной, безбарьерной среды и равность отношений ко всем детям посредством создания приемлемых условий для развития всех детей, в том числе имеющих особые образовательные потребности. Применяющаяся практика обучения на дому (как наиболее гуманная на сегодня) показала, что она не может дать качественное образование и обеспечить оптимальное включение ребенка с инвалидностью в общество. Ребенок не обретает социальной почвы, выключается из общества сверстников, в котором происходит основной процесс его социализации.

 Таким образом, можно говорить о необходимости развития ребёнка со сложным дефектом в кругу общения с людьми (не только сверстниками) вне стен дома.

 Наиболее удачный вариант – включение ребенка в культурную сферу деятельности. Она не подразумевает под собой необходимости иметь глубокие знания, обладать развитыми умениями, трактовка её результата и его анализ проводиться путём сравнения деятельности ДО (начала активизации творческого потенциала) и ПОСЛЕ. Детям дошкольного возраста тяжело понять и усвоить культурные аспекты жизни общества, ещё труднее это сделать детям со сложным дефектом. Поэтому из данной сферы целесообразно вычленить творческую деятельность. Так как мы говорим о социализации, то необходимо выбрать тот вид творчества, в котором имеет место быть активное общение детей и их взаимодействие со взрослыми.

Мы сделали упор на театрализованную постановку. В подобной деятельности ребёнок со сложным дефектом находится в непринуждённом общении с педагогом и другими детьми, что позволяет снять эмоциональные барьеры и развивать способности ко взаимодействию, в отличии от лепки, рисования, аппликации и тд.

· Театр - это способ получения и переработки впечатлений, знаний окружающего мира, подлинная социальная практика.

· Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям.

· Театр с детьми – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития.

Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций.

Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы - формируется воля, выдержка и самоконтроль; особый ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия.

 

Адресация проекта

Проект реализуется на базе государственного учреждения: Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Красногвардейского района,г. Санкт – Петербург.

Деятельность:
Социальное обслуживание инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов в рамках индивидуальных планов реабилитации, разработанных на основании назначенной индивидуальной программы реабилитации инвалида в ФКУ «ГБМСЭ по Санкт-Петербургу», в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»№442-ФЗ.

В настоящее время в Центре накоплен немалый опыт межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта, общественными организациями инвалидов, ГАООРДИ, направленный на развитие современных видов услуг по социальной реабилитации, способствующих эффективному восстановлению и реализации потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями для их успешной интеграции в систему общественных отношений.

Руководители и заведующие Центра заинтересованы в проведении театрализованной постановки на их прощадке.

 

Участники проекта

· Белкина А.К.- студентка Педагогического колледжа №4 СПб

· Научный руководитель – Щелконогов А.И

· Черкашова А.С. – социальный педагог

· Зорина А.Д- тренер АФК

· Мухина В.В- заведующая отделением раннего вмешательства

· Андрей И. – 8 лет. ДЦП

· Стас М.- 6 лет. Психиатрия

· Анжелика Р.- 4 года. Синдром Дауна

· Демид Т.- 5 лет. Психиатрия

· София М.- 6 лет. Интеллектуальная недостаточность

· Анна П.- 2 года. Раннее вмешательство (безречье)

· Максим Р.- 6 лет. Интеллектуальная недостаточность

 

 

Цели и задачи проекта

Цель: организация театрализованной постановки «Репка» в разновозрастной группе детей со сложным дефектом.

Задачи проекта (собственно-педагогические):

1.Познавательное развитие:

-формировать представления у дошкольников со сложным дефектом о театрализ<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.