Разработка обучающего модуля — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Разработка обучающего модуля

2020-04-03 193
Разработка обучающего модуля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В курсовой работе описана модель организации учебно-воспитательного процесса в условиях модульного обучения при изучении темы «Металлы главной подгруппы I и II группы» в 9 классе. Интегрирующим стержнем процесса обучения является познавательная деятельность учащихся. Используя разные методы и приемы, при помощи модульного пособия организуется деятельность учащихся. Организация и управление осуществляется ступенчато, работа учащихся управляется учителем, с одной стороны, посредством модульного пособия, а с другой стороны в результате личного контакта с учениками.

В соответствии с результатами диагностики осуществляется пропедевтика модульного обучения, цель которой состоит в обучении учащихся методам работы с печатными источниками информации (учебник, дополнительная литература) и с эталоном. Эталон содержит совокупность правильных ответов на вопросы и задания, объяснение способа выполнения этих заданий, а также рекомендуемую литературу для повторения.

При организации самостоятельной работы учащихся можно использовать задания разных типов:

Задания с алгоритмическими предписаниями. Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определённой последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к данному типу. Основные черты алгоритма; указания однозначно определяют характер и условия каждого действия; с помощью алгоритма может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм, можно всегда прийти к правильному результату.

• Составьте формулу соединения фосфора с кислородом.

Алгоритм выполнения

1. Запишите символы химических элементов, поставив символ более электроотрицательного элемента на второе место.

2. Определите степени окисления атомов в соответствии с положением элементов в Периодической системе и поставьте их значения вверху слева от символов.

3. Найдите наименьшее общее кратное (НОК) для значений степеней окисления.

4. Разделите НОК на значение степени окисления и полученное число (индекс) поставьте внизу слева.

Задания с алгоритмическими предписаниями можно использовать при обучении стандартизованным способам действий, например при обучении приёму характеристики химического элемента по положению в Периодической системе, характеристики простого и сложного вещества, составлении уравнений любых реакций и т.д..

Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями. В этих заданиях даны указания и советы частного характера, определяющие выбор способа действий, акцентирующие внимание на важнейшем этапе задания.

• Составьте формулу гидроксида фосфора (V).

Указание. Выясните, является ли фосфор металлом или неметаллом. Помните, что гидроксиды металлов – основания, а гидроксиды неметаллов – кислоты.

Задания с выбором правильного решения. Такие задания содержат варианты ответов. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, соответствует данному заданию, т. е. опознаёт правильное решение.

• В реакции С12 + КОН → КСlOз + КС1 + Н2О хлор выступает в роли:

а) окислителя

б) восстановителя

в) и окислителя, и восстановителя

г) не является ни окислителем, ни восстановителем.

Задания с неоконченным решением.

В таких заданиях те части решения, которые представляют определённую трудность для учащихся, выполнены. Нужно закончить решение.

• Решите задачу. В промышленности фосфор получают путём восстановления из фосфата кальция (составная часть фосфоритов и апатитов). Рассчитайте массу фосфорита, необходимого для получения 6,2 кг фосфора, если в фосфорите массовая доля примесей, не содержащих фосфор, равна 10%.

Решение

1. Уравнение реакции:

Саз(Р04)2+ЗSiO2+5С= 2Р + 5СО + ЗСаSiO3.

2. Найдите количество вещества фосфора.

3. Определите количество вещества фосфата кальция.

4. Рассчитайте массу фосфата кальция.

5. Рассчитайте массу фосфорита, массовая доля фосфата кальция в котором 90% (0,9).

Задания с образцом выполнения. Для усвоения, например, способа решения задач предлагается образец, следуя которому учащийся решает задачу. В следующих заданиях можно предложить сокращённую запись операций и, наконец, дать задание без образца решения.

Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа выполнения данного задания, или побудить его мыслить в нужном направлении. Слабоуспевающим школьникам можно рекомендовать всегда составлять план ответа. Это приучает их к вдумчивому чтению, смысловому сопоставлению отдельных частей текста, вырабатывает умение делать умозаключения. Применение плана активизирует работу учащихся не только на уроке, но и при подготовке домашнего задания.

• Изучите самостоятельно содержание параграфа «Физические свойства металлов»

Вопросы первого уровня:

1. В чём особенность кристаллического строения металлов?

2. Встречаются ли щелочные металлы в природе в виде простых веществ?

3. Как можно получить натрий?

4. Каковы физические свойства щелочных металлов?

5. Проявляет ли щелочные металлы восстановительные или окислительные свойства?

6. В реакциях с щелочными металлами какую степень окисления проявляет водород?

7. Где щелочные металлы находят применение?

Вопросы второго уровня:

1. В чём причина высокой химической активности щелочных металлов?

2. Составьте уравнения химических реакций, подтверждающих восстановительные свойства натрия.

3. Какие учёные внесли свой вклад в открытие щелочных металлов?

4. Сделайте вывод.

 

Задания, имеющие пропуски в тексте (решении).

• Заполните пропуски.

Продукт любой химической реакции стоит из тех же самых …, из которых состояли ….Атомы при химических реакциях сохраняются, значит, сохраняется и … всех атомов. Следовательно, продукты любой химической реакции должны иметь такую же …, какова была общая масса … веществ.

Задания с возрастающим уровнем сложности. Это, например, задачи, составленные на основе одного сюжета. Каждая последующая задача содержит элемент решения предыдущей.

• Решите задачи.

1. Вычислите объём аммиака (н. у.), полученного в лаборатории при нагревании смеси хлорида аммония массой 21,4 г и гидроксида натрия, взятого в избытке. Найдите массу гидроксида натрия, который потребуется для того, чтобы весь хлорид аммония вступил в реакцию.

2. На 107 г раствора, содержащего 20% хлорида аммония, подействовали избытком раствора щёлочи и нагрели. Вычислите объём полученного аммиака (н, у.),

3. Вычислите объём аммиака (н. у.), полученного в лаборатории при нагревании смеси технического хлорида аммония массой 30 г, содержащего 28,7% примесей, и гидроксидакальция, взятого в избытке.

Решение задачи двумя способами. Такие задания целесообразно предлагать более подготовленным учащимся.

• Решите задачу несколькими способами.

Смешали 30 г 10%-ного раствора и 20 г 5%-ного раствора одного вещества. Определите массу и массовую долю вещества в полученном растворе.

 

Задания с различным количеством подсказок и зашифрованной информацией.

Например, можно предлагать цепочки превращений генетически взаимосвязанных веществ разной степени открытости.

• Натрий → пероксид натрия → формиат натрия → бромид натрия → хлорид натрия → натрий.

• Литий → нитрид лития → гидроксид лития → нитрат лития → сульфат лития.

Задания типа «Чёрный ящик» на определение веществ.

Хорошо подготовленным учащимся, которые владеют материалом, предлагается определить вещество по подсказкам.

• В трех пронумерованных бюксах без этикеток находятся хлорид натрия, хлорид калия и хлорид лития. Как, не используя никаких других реактивов, идентифицировать вещества?

Задания прикладного характера. Такие задания направлены не только на отработку знаний и умений, но и на освоение практически значимой информации. Их применение повышает мотивацию учебно-познавательной деятельности.

• Суточная потребность человеческого организма в кальции составляет 0,7 г. Массовая доля кальция в коровьем молоке составляет приблизительно 0,13%. Какова масса молока, которое следовало бы ввести в суточный рацион для удовлетворения потребности организма в кальции, при условии, что человек не получает кальций с другими продуктами?

Применение различных видов дифференцированных заданий, направленных на устранение фактических ошибок, пробелов в знаниях и предполагающих использование приёмов самоконтроля, позволяет формировать самостоятельность учащихся.

 

Пример разработки учебного модуля

Рассмотрим пример методической модели, разработанной на основе модульной системы, которую можно использовать в процессе преподавания химии.

Модульное тематическое планирование уроков предполагает личностно-ориентированную организацию учебного процесса, при которой учащийся сам оперирует учебным содержанием и осознанно усваивает его. Это весьма удобно в связи с сокращением числа часов на изучение химии. Модуль – целевая программа действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Предлагаем разработку одного урока модульной программы по теме «Металлы главной подгруппы I и II группы».

 

Модуль 1. Взаимосвязь применения металлов с их физическими и химическими свойствами.

Цель: создание условий для успешного выполнения самостоятельной работы по теме «Металлы главной подгруппы I и II группы».

Рекомендации по организации учебного элемента: учащиеся разделяются самостоятельно на две группы. В зависимости от подготовки школьников часть заданий может быть рекомендовано учителем для выполнения в домашних условиях.

Группа 1:

Цель: повторить применение щелочных и щелочноземельных металлов. Рекомендации учебного процесса: используйте дополнительный материал к модулю.

1. Выпишите важнейшие области применения солей щелочных металлов.

2. Составьте доклад о том, как влияет повышенное и пониженное содержание магния и кальция в организме человека на его жизнедеятельность.

3. Допишите уравнения реакции:

N a+ Cl2

L i+ H2O

M g+ CO2

C a+ H2O

Группа 2:

Цель: повторить применение щелочных и щелочноземельных металлов. Рекомендации по организации учебного процесса: используйте дополнительный материал к модулю.

1. Выпишите важнейшие области применения солей щелочноземельных металлов.

Составьте доклад о том, как влияет повышенное и пониженное содержание натрия и калия в организме человека на его жизнедеятельность.

Допишите уравнения реакции:

L i+ O2

N a+ NH3

Ca+ Br2

Mg+ HCl

 

 

Заключение

 

Рассматривая различные современные технологии преподавания, мы можем сказать, что именно модульное обучение является наиболее эффективным с образовательной точки зрения направлением, в силу своих отличительных особенностей. Благодаря свободному выбору альтернативных модулей, учащиеся могут усвоить ученый материал в индивидуальном темпе.

Одно из главных преимуществ модульной технологии – высокая активность учащихся и самостоятельная индивидуальная работа. Изменяется непосредственно роль преподавателя в образовательном процессе: на смену рутинной работе и активному контролю знаний приходит самоконтроль, а преподаватель главное внимание уделяет мотивации обучения, стимулированию и личным контактам с учениками.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.