Златоуста, из 2-го слова о священстве — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Златоуста, из 2-го слова о священстве

2020-06-05 121
Златоуста, из 2-го слова о священстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А божественный Златоуст во 2-м слове о священстве говорит: нужно налагать наказание не просто по мере прегрешений, но исследовать намерение согрешающих, чтобы, зашивая разорванное, не сделать еще большей дыры, и, поднимая упавшее, не произвести еще большего падения. Слабые, рассеянные и слишком преданные удовольствиям мира, притом же гордящиеся происхождением и могуществом, - отвращаемые от грехов постепенно и мало помалу, могут, если не вполне, по крайней мере, отчасти освободиться от обладающих ими пороков; но если кто предпримет мгновенное улучшение, - лишит их и малейшего исправления. Душа, раз доведенная до стыда, впадает в бесчувственность и уже не слушается добрых слов, не склоняется угрозами, не трогается благодеяниями, но делается гораздо хуже того города, о котором пророк с порицанием сказал: "Лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися во всем" (Иеремии 3, 3). Поэтому, пастырю должно иметь большую мудрость и множество очей, чтобы осматривать со всех сторон состояние души. Как многие надмеваются и впадают в отчаяние о своем спасении, потому что не могут перенести горьких лекарств, так иные, не получив наказания, равносильного грехам, впадают в безпечность, делаются гораздо худшими и еще более грешат. Пастырь ничего не должен оставлять не исследованным, но, по внимательном испытании, он должен всем соответственно пользоваться, чтобы старание его не осталось напрасным.

А Великий Василий в 84-м правиле, "все же сие пишем, говорит, ради того, да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния. Аще же которые непреодолимо держатся своих нравов и лучше хотят служити удовольствиям плоти, нежели Господеви, и не приемлют жития по Евангелию: то нет у нас с ними ничего общего. Ибо мы, в народе непокоривом и пререкающем, научены слышати сие: спасая, спасай твою душу (Быт. 19, 17)".

А в 85-м правиле (св. Вас. Вел.) увещевает архиереев и всех, имеющих власть вязать и решить, не сочувствовать согрешающим и не держать в общении тех, которые пребывают во грехах, чтобы таким образом не погибнуть вместе с ними, но и днем и ночью, всенародно и наедине свидетельствовать им истину, не быть увлеченными их беззакониями и молиться, дабы приобрести их и увлечь из сети лукавого. "Аще же сего не возможем, говорит (святый), то потщимся", по крайней мере, "свои души спасти от вечного осуждения".

А 46-е (правило собора) Карфагенского - глумящихся и позорищных и всех безпечно живущих и для других служащих причиною рассеянной жизни, как-то: чудодеев и плясунов, а также и отступников, т.е. отрекшихся от христианства, если обращаются к Богу с раскаянием, повелевает не отвергать, но давать им благодать, т.е. отпущение грехов [ (как негде изречено блаженным Павлом: благодатию есте спасени (Ефес. 2, 5) ] и примирение т.е. разрешение от епитимий. [ Изложено почти буквально по Вальсамону и Зонаре на пр. 49-е (по изд. Миня) соб. Карфаг. ]

Глава 8-я. о том, что кающиеся - при наступлении кончины должны быть удостоиваемы божественного причащения; а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него

13-е правило I Собора - состоящих под епитимиями покаяния и впавших в опасную болезнь, угрожающую, насколько можно гадать, отшествием, повелевает не лишать последнего и нужнейшего напутствия, т.е. причащения святых таин, но "со испытанием епископа" при последнем издыхании удостоивать сего; а получившим облегчение от болезни, если так случится, и возвратившимся к здравию, удаляться (повел. пр.) от божественного общения и опять стоять на месте прежних епитимий, доколе не исполнится узаконенное для них время.

То же самое определяет и 6-е (прав. соб.) Анкирского, что если состоящему под епитимиею приключится опасность и близость смерти от болезни или от какой-либо иной причины, в таком случае в общение он должен быть принят, но с ограничением, ибо избегшему смерти не должно иметь общения, когда еще не прошло определенное время епитимии.

А 5-е (правило) великого Григория Нисского, "аще же кто, говорит, не исполнив время покаяния, определенного правилами, отходит от жизни: то человеколюбие отцов повелевает, да причастится святых таин, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее (и дальнее) странствие. Но аще причастившись святых таин, паки возвратится к жизни: да ожидает исполнения назначенного времени, находяся на том степени, на котором был прежде данного ему по нужде приобщения".

Человеколюбие отцов хочет того, чтобы, в случае приближения смерти к очищаемому врачествами покаяния и ожидаемого наступления последнего дня, пресвитерам предоставлено было подавать такому причащение, дабы никому не отойти от сей жизни связанным от них; в случае же выздоровления и неисполнения определенного времени (епитимии) - снова подвергаться прежним епитимиям и от пресвитера ожидать сокращения времени покаяния, по уничтожении скверны греха.

Глава 9-я. - о том, что принимать помыслы кающихся и решить и вязать грехи предоставлено епископам, а с их дозволения и пресвитерам

6-е правило Карфагенского собора совершение мира, т.е. освящение святого мира и освящение дев, по некоторому древнему обычаю, и примирение кающихся, которое состоит в объявлении помыслов, и врачевание душевных ран посредством епитимий покаяния и обращения к лучшему (ибо таким образом человек примиряется с Богом), все это запретило совершать пресвитерам, ибо устроение сего предоставлено архиереям, как могущим вязать и решить и носящим образ Апостолов, которым сию власть вручил Христос. Посему очень худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, ибо не имеют власти ни вязать, ни решить, а тем более монахи непосвященные, ибо отнюдь непозволительно и дозволять им вообще принимать людские помыслы и судить. И седьмое (правило того же собора) полагает, что не должно пресвитерам, без дозволения епископа, делать примирение кающихся и в случае опасности их жизни.

И 43-е (52-е правило того же Собора), определяя то же самое, говорит: а если епископ отсутствует и кающийся будет в опасности, в таком случае должен примирить его с Церковью и пресвитер. Ищи еще 8-ю главу буквы K и в 31-й главе буквы E правило 14-е собора Неокесарийского.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.