О том, что не должно изрезывать священных книг — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

О том, что не должно изрезывать священных книг

2020-06-05 129
О том, что не должно изрезывать священных книг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

68-е (правило VI Собора) [ VI Всел. Соб. В подлиннике не обозначено. ] повелевает книги богодухновенного Писания Ветхаго и Новаго и признанных и испытанных отцов и учителей сберегать и не изрезывать или портить, и не отдавать книгопродавцам или мироварцам для истребления, "разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются совершенно негодными к употреблению", а того, кто будет усмотрен делающим что-либо таковое, отлучать на год.

Законы

Сочинения против христиан Порфирия и иных еретиков должны быть сжигаемы; также и (сочинения) Нестория и все те, какие не согласуются с Соборами в Никее и Ефесе и с Кириллом Александрийским, от веры которых не должно отступать. Имеющие же и читающие сказанные книги должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию.

Числогадатели, не сожигающие при епископах своих книг и не приходящие к благочестию, изгоняются из всякого города, обретающиеся же в городах заточаются или ссылаются.

Имеющий манихейские книги и не предъявляющий их для сожжения наказывается.

У имеющих сочинения Севира и не сожигающих их отсекаются руки.

Глава 12-я. - об умерших насильственно, или самоубийцах

Тимофей Александрийский в 14-м прав. велит лишать обычного за благочестивых приношения, молитвы, псалмопения и узаконенного поминовения умерших насильственно, кои, т.е., имея здравый разум и не повредив ума от болезни, от печали или малодушия, из страха или "обиды" каковой-либо, сами на себя наложили руки.

Закон

Убивший самого себя, или покусившийся на самоубийство, из-за страха преступления, а не по болезни, наказывается как убивший другого, и имущество его отбирается в казну.

Глава 13-я. - о високосе

Високос - имя латинское - и значит: дважды шесть, -ибо латинские слова вместо d принимают b. А называется високос так потому, что прибавочные к февралю день и ночь содержат в себе по дважды шесть (по 2 * 6) часов, которые составляются в четыре года, так как остающаяся в каждом году четверть дня тогда соединяется в один день, который прибавляется к февралю, почему и бывает, что он имеет 29 дней, а год - 366 дней.

Можно и иначе объяснить это название. Дни месяцев римляне разделяли на три разряда, именно: одни называли календами, другие - нонами, иные - идами; так названы они какими-то тремя знаменитыми римскими мужами, которые прокормили римлян во время голода: календами назывались у них дни, у греков называвшиеся новомесячиями, - в марте, мае, июле и октябре от первого до 7-го; следующие непосредственно после этих дни до 15-го назывались нонами, а остальные - идами; а во всех остальных месяцах ноны считались от 5-го дня месяца, а иды - от 13-го. По причине такого неравенства жрец в каждое новомесячие созывал народ и объявлял ему день нон и ид; потому то собственно, как думают некоторые, и называется первый день месяца календами, что тогда жрец созывал народ. Посему 1-й день февраля называли, как и в других месяцах - календами февраля, 2-й день - четвертым пред февральскими нонами, 3-й - третьим (пред нонами), 4-й - кануном нон (ибо о втором числе, как не благополучном, не упоминали, и потому всегда брали число на единицу больше или меньше); пятый день - нонами февральскими, 13-й - идами (февральскими), 14-й - шестнадцатым пред календами мартовскими; посему, когда февраль имел 29 дней, то, кроме 24-го дня (называвшегося шестым пред мартовскими календами), и 25-й день назывался шестым пред мартовскими календами, 26-й день - пятым, 27-й - четвертым, 28 - третьим и 29-й - кануном (мартовских календ); потом наступали мартовские календы. Итак, високос, когда февраль имел 29 дней, назывался так и по той причине, что в нем два дня (24-й и 25-й) назывались шестым днем пред мартовскими календами.

НАЧАЛО БУКВЫ G

Глава 1-я. - о брачных степенях

Ищи 8-ю гл. буквы B.

Глава 2-я. - о браках дозволенных и запрещенных

Святых Апостол 26-е правило и 6-е VI Собора и Карфагенского 16-е (20-е по кн. прав.) позволяют вступать в законный брак тем из причисленных к клиру, которые состоят пока в должности чтецов и певцов; после же производства в степень иподиакона, или диакона, или пресвитера, отнюдь не дозволяют им вступать в брак, ибо тех из посвященных, кои уклоняются к браку, немедленно извергают.

И 1-е (правило) соб. Неокесарийского лишает священства пресвитера даже законно сочетавшегося с женою.

А божественные отцы VI собора в 13-м правиле, разрушая удержавшийся в латинской церкви обычай, чтобы рукополагаемые священники и диаконы прежде давали обязательство совершенно воздерживаться после хиротонии от жен, до нее законно с ними сопряженных, говорят: мы соизволяем, чтобы сожительства достойно удостоенных священства были ненарушимы и после рукоположения, дабы нам не унизить брак, благословенный "в пришествии" Господа, и к тому же возвещающего: яже Бог сочетал, человек да не разлучает; [ Мф, XIX, 6. ] и Апостол говорит, что брак честен и ложе нескверно; [ Евр. XIII, 4. ] и опять: привязался еси жене, не ищи разрешения. [ I. Кор. VII, 27. ]. По сему да будет извержен лишающий диакона, или иподиакона, или пресвитера сообщения с законной женой, кроме определенного некоторого времени, когда намереваются священнодействовать, дабы, приступая к чистому чистыми, не погрешали в прошениях.

Впрочем, некоторым из (отцов) составивших первый собор в Никее вздумалось ввести закон, чтобы епископы и пресвитеры, также диаконы и иподиаконы вовсе не разделяли ложа с супругами, которых законно привели прежде посвящения. Но Пафнутий, епископ одного из Фивских городов, муж, с детства воспитанный в подвижничестве, и во всякой добродетели преуспевший, и особенно прославившийся целомудрием, к тому же и венцом исповедания украшенный (ибо одно око у него за благочестие было избодено), противоречил тем, которые держались такого мнения, называя брак честным и союз со своими женами целомудрием, и советовал собору не постановлять такового закона, говоря, что неудобно нести бремя в мире живущим, - ибо сие, может быть, послужит и им и их женам причиною нецеломудрия, - но чтобы, по древнему преданию Церкви, приобщившиеся к священному чину безбрачными отнюдь не вступали в брак, а произведенные в священство после брака не разлучались со своими женами. Таково мнение Пафнутия о браке, и при том человека, не знающего брака. Предложение божественного мужа похвалил и собор и никакого закона о сем не положил, но предоставил это дело воле каждого, а не принуждению. Сей Пафнутий был столь Богу любезен, что от него бывали и чудесные знамения. Император Константин весьма уважал сего мужа и часто приглашал в чертоги царские и избоденное око (его) лобызал. [ Почти буквально ex Hist. Eccl. Socrat, lib. 1, cap. 11. См. в русск. переводе С.П.Б. 1850 г. стр. 65-66; см. также Церковн. Историю Ермия Созомена Саламинского, кн. 1; гл. 23; в русск. переводе С.П.Б. 1851 г. стр. 73-74; Сн. Деян. Всел. Соб. в русском перев. Казань, 1859 г. том 1, стр; 26-27. ]

А на 10-е (прав.) собора Анкирского, которое говорит, что диакону можно вступать в брак и после рукоположения, с позволения своего епископа - не обращай совсем внимания.

Закон

Ибо новелла царя Льва Мудрого, что хотя, на основании неписанного обычая, посвященным лицам можно было брать законных жен в пределах десяти лет после рукоположения, - но сие, как воспрещенное церковными правилами (Ап. 26; VI Вс. 6, 3), не должно иметь действия. Рукополагающий безбрачного должен спросить его, может ли без законной жены честно жить, и, если согласится, пусть рукополагает его. А позволяющий диакону брать жену после рукоположения должен быть извержен из епископства, пресвитер же, или диакон, или иподиакон, вступивший в брак после рукоположения, извергается из клира.

Клирикам позволено иметь законных жен.

Певцы и чтецы могут вступать в законный брак; а иподиаконам, диаконам и пресвитерам воспрещено раз навсегда; посему те из них, кои приобщились браку, лишаются священства.

Определение брака

Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора. А что бывает помимо сего, считается недействительным.

Римляне составляют между собою законные супружества, когда исполнят все обнародованное законами относительно браков. А требуется, чтобы брачущиеся мужского пола были в (совершенном) возрасте, [ По славянскому переводу в нашей Кормчей: "Подобает убо юношам в наусии быти" (см. гл. 48, зак. град. гр. 4-я, гл. 2, стр. 86, ч. II). Ср. Зак. Гос. Рос. том X, ч. 1, ст. 3 и примечание; см. ст. 4; Улож. о наказ. т. XV, ст. 2142. ] а женского - способны к замужеству, - т.е. те превзошли четырнадцатилетний возраст, а эти были более двенадцати лет. А сие говорим, самовластны ли или подвластны сходящие к браку.

Брак не бывает, если не будут согласны совокупляющиеся и те, которые имеют их подвластными. [ по переводу в славянской Кормчей: "Не бывает брак, аще не совещают собравшиеся имущий власть, на хотящих женитися, или посягати". Гл. 48, град зак. гр. 4, гл. 3. Ср Зак. Гос. Рос. Том X. ч. 1, ст. 6. ]

Брак состоит не в том, чтобы муж и жена разделяли ложе между собою, но в супружеском их согласии.

Полновластный, имеющий совершенный возраст, вступает в брак и помимо согласия отца.

Траур по восходящим (родственникам) не препятствует браку лиц, состоящих в трауре.

Живущий в целомудрии не должен быть принуждаем от своего отца ко вступлению в брак, хотя бы был и подвластный.

Никто тайно да не венчается, но в присутствии многих (свидетелей); а отважившийся на сие да вразумляется наказанием; очевидно, и священник, как вдающий самого себя в нелепости, подвергается достойному наказанию, по постановлению церковных правил.

Глухой, немой и слепой и вступать в брак могут и договариваются относительно приданого.

Глава 3-я. о гнушающихся законными браками

Ищи 9-ю главу буквы B.

Глава 4-я. - о мужах и женах, вступающих во второй, третий и многие браки, и о (лицах) посвященных, вступающих во второй брак

17-е пр. св. Апостол говорит: кто по крещении причастен был двум бракам или впал в блуд, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священного чина. Ибо благодать Всесвятого Духа, в неизреченном и уму непостижимом таинстве божественного крещения омывши от всякой скверны крещенного и показавши причастным света, не препятствует ему впредь просветляться и чистым светом священства; после ж божественной бани уже не остается жертвы за грехи, могущей даровать и священство.

О чтецах

Посему против правил поступают те из чтецов, кои, вступив во второй брак, сохраняют еще чин свой. [ Ср. 1-е толк. Вальсамона на 17-е Апост. прав. ]

Об этом правиле упоминает и Великий Василий в 12-м своем правиле, когда именно так говорит: "Двоеженцам правило (Разумеется пр. 26-е Апостольское) совершенно возбранило быти служителями Церкви".

А Апостольское 18-е (правило говорит): взявший в супружество вдову, или отверженную своим мужем, или блудницу, или позорищную, так как нельзя поверить, чтобы таковые при нечестной жизни оставались целомудренными [ Объяснение причины запрещения взято из толкования Зонары на это правило. См. Пр. Св. Ап. с толк. изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Проев. М. 1876 г., стр. 46. ], не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни вообще в клире [ В подлиннике: "В списке священного чина" Сн. пр. 3-е VI Вс. Соб. ].

С сими двумя Апостольскими правилами согласно и 3-е правило VI Собора.

Законы

Никто вступивший во второй брак да не рукополагается во пресвитера или диакона, ни тот, кто сожительствует с женою, оставившею своего мужа, ни тот, кто имеет наложницу, - но бывший мужем только одной целомудренной (жены) и из девиц. А если кто из них приведет жену или наложницу, явно или тайно, немедленно должен быть лишен чина и оставаться частным (человеком).

А 79-я новелла императора Льва Мудрого повелевает, чтобы те из клириков, кои вступают во второй брак, не чуждались ни одежды, ни служения вне алтаря. Ибо говорит: мы не принимаем определения древнего законодателя, который хочет, чтобы пресвитер, или диакон, или иподиакон, сочетавшийся с женою после бывшего над ним рукоположения, совершенно оставлял присвоенное таковому одеяние и возвращался в мирскую жизнь, но отменяем это постановление; а постановляем, что достаточно для них наказания низведением из того чина, в каком были признаваемы до брака, а одежды клирика и другого служения в церквах касаться не запрещается.

О мирянах второбрачных

Однако божественный апостол Павел, знающий удобопреклонность природы к падению, позволил молодым вдовам снова вступать в брак, если желают [ 1 Кор. VII. 8-9. ].

А божественные отцы, знающие восстание плотского мудрования, полагали, что не следует запрещать вступать во второй брак и мужам, которые хотят; впрочем, не без епитимий дозволили.

Ибо 1-е правило собора Лаодикийского говорит: законно соединившиеся вторым браком по прошествии немногого времени и по упражнении в молитвах и посте, по снисхождению должны быть приняты в общение, "если же прежде законного брака соединились тайным совокуплением, то должны нести епитимию, как соблудившие" [ Добавление, которого нет в подлиннике, взято из толков. Вальсамона на то же правило. ].

А Великий Василий в 4-м правиле говорит: одни на один год, а другие на два исключают второбрачного из священного общения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.