Как важно быть серьезным. (1895) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Как важно быть серьезным. (1895)

2020-06-05 187
Как важно быть серьезным. (1895) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Произведение относится к группе «великосветских комедий».

 

В центре повествования два друга – Джон Уординг и Элджернон Монкриф. Джон влюблен в богатую красавицу Гвендолин и, чтобы иметь предлог чаще уезжать из деревни в город для встреч с ней, придумывает себе некоего мифического брата Эрнеста. Этим же именем он представляется всем своим городским знакомым, и именно под таким именем его когда-то узнала Гвендолин. Во время взаимного объяснения в любви девушка признается Джону, что всегда мечтала о возлюбленном по имени Эрнест. Уординг так и не решается сказать ей правду. Тем временем друг Джона Элджернон, не в силах справиться с осаждающими его кредиторами, едет в деревенский дом своего друга и представляется его домашним как тот самый «беспутный брат» Эрнест. Там он начинает ухаживать за воспитанницей Джона, очаровательной Сесилией. Он делает ей предложение, и девушка соглашается, также признаваясь, что уже давно мечтала о прекрасном юноше по имени Эрнест. Итак, всё прекрасно, две влюблённые пары могут быть счастливы. Однако, как и можно было ожидать от комедии положений, Гвендолин и Сесилия случайно встречаются и узнают, что им обеим сделал предложение Эрнест Уординг.

 

 

Сюжет наполнен фарсовыми и мелодраматическими элементами — например, оба героя, чтобы понравиться своим избранницам, выдают себя за некоего Эрнеста, но оказываются разоблачены. В финале выясняется, что Джон и Алджернон — родные братья.

 

В пьесе просматриваются темы пошлости и ханжества.

 

 

Портрет Дориана Грея.(1891)

Роман- как эксперимент над жизнью главного героя. Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, в которых автор выражает принципы эстетизма в искусстве: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». Также, в афоризмах просматриваются вопросы моральности (этики) искусства:. «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства».

Сюжет

Дориан Грей оказывается в фантастической ситуации: ему дана вечная молодость и красота, а стареет его изображение на портрете. Богатый и красивый юноша погружается в мир наслаждений вместе с лордом Генри Уоттоном.

Художник Безил Холлуорд, пораженный чистотой и красотой юного Дориана, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, часть своей души. Но Дориана привлекла идея лорда: красоту надо самому искать в жизни, а не уповать на искусство.

Дориан променял свою душу на поиск вечных наслаждений. Слова юноши материализовались: «Если бы я мог остаться навечно молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все». И портрет, созданный художником принял на себя всю ответственность за наслаждения Дориана.

Первая расплата за наслаждения: любовь к юной актрисе Сибилле Вейн. Но любовь быстро прошла, когда Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене. Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете. Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.

Эта новая жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир молодежи. Жадный до новых ощущений, вечный юноша, обставил дом шикарной мебелью, коллекционировал разные вещи: парфюм, драгоценные камни, музыкальные инструменты. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.

Дориану вскоре стало мало изысканных вещей и одинокой жизни. От светских салонов он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил. Он показал этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями. Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, срастворив его в азотной кислоте.
Слишком поздно Дориана начинают терзать муки совести, он начинает завидовать всем людям чья совесть чиста и непорочна, в конце концов он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки. С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить, что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…

Г.Ибсен.

 

Пер Гюнт. (1867)

 

Пьеса Генрика Ибсена в пяти действиях. В пьесе рассматриваются идеи самоопределения человека, и реализации человеческой жизни.

 

Фольклорные персонажи показаны уродливыми и злобными, крестьяне- жестокими и грубыми людьми. Изначально пьесу назвали бессмысленной, но благодаря Сольвейг, ее начали переосмысливать.

 

Действие поэмы охватывает первую половину XIX века и происходит в Норвегии, на побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, и заканчивается на родине героя в Норвегии.

Главный герой — Пер Гюнт, сын когда-то богатого и всеми уважаемого капитана, в последствии спившегося.

Пер живет мечтами, хвалится выдуманными победами. Он похищает невесту в день ее свадьбы. Его объявляют вне закона, и он вынужден бежать из своей деревни.Находясь в изгнании, он встречает трех жаждущих любви пастушек, женщину в зелёном, дочь Доврского деда, которую он хочет взять в жены.

Девушка Сольвейг, полюбила Пера и пришла жить к нему в хижину. Но он уходит от нее, не желая причинять ей боль.

Пер провёл вдали от родины много лет, пробовал множество профессий и исполнял множество ролей: он был работорговцем в США, дельцом, проворачивавшим тёмные сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне,  стал вождем бедуинов и предсказателем, а закончил свои путешествия в сумасшедшем доме в Каире, где его нарекли императором. Когда, наконец, состарившись, он отправляется домой, его корабль терпит крушение. Среди прочих пассажиров на борту судна он встретил Неизвестного пассажира, который хочет использовать тело Пера в своих экспериментах.

Вернувшись в родную деревню, он посещает похороны крестьянина и аукцион, на котором он распродает всё своё имущество из прошлой жизни. Там он также встречает мастера пуговиц, который придерживается мнения, что душу Пера нужно плавить вместе со всем остальным грязным имуществом, пока он не сможет объяснить, где и когда в своей жизни он был самим собой.

 

Отчаявшись, Пер приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она говорит ему, что он всегда оставался для нее самим собой.

 

Кукольный дом. (1879)

Пьеса считается одной из первых феминистических пьес. В ней критикуются представления о браке, которые существовали в 19 столетии.

 

Уютный дом Хельмеров перед Рождеством. Хозяйка дома Нора приносит елку. Но, впечатление семейной идиллии рушится в самом начале, когда Нора тайком от мужа съедает несколько миндальных печений. Хельмер запрещает жене грызть миндальное печенье: он боится, что Нора, испортит зубы и тем самым лишится части своей красоты.

 

Во всех жизненных ситуациях он предпочитает внешнюю красоту и благополучие тому, что происходит на самом деле.

Миндальное печенье становится символом, раскрывающим сущность семейной жизни Хельмеров.

Для своего мужа Нора “белочка”, куколка-жена, так и не повзрослевшая, украдкой поедающая сладости. Но самостоятельность и независимость от мужа, растет. В сцене, где Нора ощущает себя на краю гибели, она кричит вслед служанке: “И немножко миндальных печений, Элене… Нет, побольше!.. Один раз куда ни шло”.

События, происходящие в пьесе, продолжают историю восьмилетней давности. Тогда Нора совершила поступок, последствий которого не осознаёт длительное время. Чтобы не тревожить умирающего отца и спасти больного мужа, она заняла деньги, подделав подпись отца на векселе. С тех пор у героини есть своя тайная жизнь: по вечерам, запираясь у себя в комнате под разными предлогами, она зарабатывает переписыванием бумаг, чтобы постепенно отдать долг. “Я чувствовала себя почти мужчиной”, — говорит она своей подруге фру Линне. В этой фразе — ключ к происходящему.

Как женщина, Нора не имеет права занять деньги без поручительства мужчины. Она ощущает несправедливость законов, выдуманных мужчинами.

 Столкновение сторон в ходе драматического конфликта оборачивается столкновением идей о положении женщины в мире, созданном мужчинами, о том, каким должно быть её место в обществе.

Работая над «Кукольным домом», Ибсен создаёт драму идей. В этом жанре написана пьеса «Привидения» (1882).

Сущность конфликта- столкновение различных представлений о жизни.

И отец, и муж Норы уверены, что она предназначена создавать в доме уют, развлекать их, быть их “сокровищем”. Она должна не знать забот, быть весела, как птичка. Хельмер зовёт Нору “жаворонком”. И до поры до времени героиня верит в его правоту. Со словами: “Вот он, жаворонок!” — она раскидывает, как крылья, руки, раскрывает мужу объятия.

В угоду Хельмеру Нора создаёт кукольный дом. Как маленькая девочка, она играет в семейную жизнь, в то, что она мать и жена.. Её единственная забота — угодить Хельмеру, сделать так, чтобы он её не разлюбил.

Кукольный дом является центральным символом пьесы. Кукольная жизнь Норы достигает своей высшей точки в сцене, где она играет с детьми, только что вернувшимися с прогулки. “Какие вы свеженькие и весёлые, — говорит им Нора, — <…> дай мне её подержать, Анна Мария! Дорогая моя, милая куколка! (Берёт у няньки младшую девочку и кружится с нею.) <…> Нет, оставь, я сама их раздену, Анна Мария. Дай, пожалуйста, мне самой — это так весело. <…> Играть хотите? Как же мы будем играть? В прятки? Ну, давайте в прятки. Первый пусть Боб спрячется… Ах, я? Ну хорошо, я первая”.

Игру, “сопровождаемую смехом и весельем”, прерывает вторжение жестокой реальности. В дверь стучится поверенный Крогстад. Ему известна тайна Норы — ведь это он помог ей занять денег. Теперь Хельмер, сделавшийся управляющим банком, собирается его уволить. Крогстад вынужден шантажировать Нору: “…Время ещё не ушло, и я советую вам использовать ваше влияние, чтобы предупредить это”.

Когда дети вновь появляются в комнате, перед ними уже другая Нора. Она лихорадочно наряжает ёлку — символ Рождества, домашнего мира и уюта, пытаясь сохранить свой очаг единственным известным ей способом: “Сюда свечки, сюда цветы… Отвратительный человек… Вздор, вздор, вздор! Ничего такого не может быть! Ёлка будет восхитительная. Я всё сделаю, как ты любишь, Торвальд… Буду петь тебе, танцевать…”

В разговоре с Хельмером о Крогстаде Нора впервые начинает понимать, что её муж может быть и не прав. Хельмер говорит о тех, кто сбился с пути: “…Я испытываю прямо физическое отвращение к таким людям”. Нора верит его словам. Помня о своём преступлении, она отнимает у мужа руку и переходит на другую сторону ёлки.

Смятение, которое охватывает Нору, проявляется в бурном танце. Она готовит к рождественскому вечеру тарантеллу. Крогстад, которого Хельмер всё-таки увольняет, опускает в почтовый ящик письмо со всеми обстоятельствами дела. Нора решает, что должна умереть, чтобы избавить мужа от необходимости взять на себя её вину. Она танцует “бурно”, так, “точно дело идёт о жизни”. В тарантелле проявляет себя и внутренняя сила Норы, о которой пока не знают ни она сама, ни Хельмер. Символы в пьесе дают возможность показать то, что происходит на самом деле, что почти не отражается во внешнем действии.

Аналитическая, композиция предполагает, что завязка пьесы вынесена в более или менее далёкое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя в обсуждение той или иной, как правило, социальной, проблемы.

Значение прошлого в пьесах подчёркивается с помощью натуралистического мотива наследственности. С этим мотивом Ибсен связывает анализ социальной проблемы. Освальд Алвинг в «Привидениях», доктор Ранк в «Кукольном доме» умирают от болезней, которые приобрели их отцы в дни слишком бурной молодости. Хельмер постоянно напоминает Норе, что легкомыслие, склонность к мотовству, даже способность не размышляя совершить противозаконный поступок унаследованы ею от отца.

История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Крогстад предлагает фру Линне, в которую он давно влюблён, забрать письмо. Но фру Линне не позволяет ему. Она уверена, что супруги должны объясниться друг с другом. Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде. Поэтому, когда Крогстад возвращает её долговое обязательство, это событие не влечёт за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. Становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на “беспомощное, растерянное создание”, чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины “воспитать себя самоё”, быть полноценной личностью. Развязка замещается дискуссией.

Нора. Я думаю, что прежде всего я человек, такой же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком. Знаю, что большинство будет на твоей стороне <…> Но я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство… Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них”.

В финале “раздаётся грохот захлопнувшихся ворот” — Нора покидает свой дом, а на лице Хельмера зритель видит “луч надежды” — быть может, она вернётся? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы.

 

  Привидения.(1881). Драма.

На фоне непрекращающегося дождя происходит постепенное выяснение подлинного существа жизни, которая выпала на долю фру Алвивг, вдовы богатого камергера. Обнаруживается, что ее сын болен, и подлинные причины его болезни. Покойный камергер- развратный, спившийся человек, грехи которого - и при жизни его, и после его смерти - фру Алвинг пыталась скрыть, чтобы избежать скандала и чтобы Освальд не знал, каким был его отец.Нарастающее ощущение неминуемой катастрофы находит свое завершение в пожареприюта, только что построенного фру Алвинг, чтобы увековечить память оникогда не существовавших добродетелях ее мужа.

Сюжет:

Действие происходит в современной Ибсену Норвегии в усадьбе фру Альвинг. Идет подготовка к открытию приюта в честь ее покойного мужа. Столяр сообщает что приют достроен и готов к открытию. Сам столяр хочет построить отель для моряков. Пастор говорит, что здание не надо страховать, так как на все воля божия. Фру Альвинг не согласна. У матери и сына одно мнение, что в любых обществах есть и моральные и аморальные люди: «Мораль в среде художников и артистов не лучше и не хуже, чем в любом другом сословии. Если бы пастор слышал, о чем рассказывают им в Париже наезжающие туда «кутнуть» высокоморальные чиновники!».

Пастор раздражен и не понимает, почему фру Альфинг себя так ведет, неужели жизнь ее так и не научила ничему: через год после свадьбы она сбежала от мужа, а пастор уговорил ее вернуться. Пастор считал что ее муж повел себя как настоящий мужчина: приумножил состояние, сделал жену деловой помощницей. А фру.А. настояла чтоб сын учился вдали от дома, поэтому он не воспитан.

 

Тогда фру.А. парирует: пастор знает что мужа она не любила, что муж ее купил. Он пил и распутничал. Она его однажды застала на балконе с горничной и их служанка Регина- незаконнорожденная дочь от служанки. И слотяр согласилсявзять отцовство на себя. И это она а не муж занималась хозяйством и скрывала от всех поведение мужа.

Замечая сына и служанку Регину на балконе в объятиях- она видит своего мужа и произносит «Привидения».

Приведения для героини не только облики умерших, это всякие отжившие понятия, верования и т.п.

Доктор сказал что заболевание ее сына наследственное. Мать решает рассказать правду про отца, но в этот момент происходит пожар- горит приют. Столяр шантажирует пастора, тем что тот поджег приют и требует чтоб пастор помог ему в строительстве гостиницы. Пастор соглашается.

Приют потушить не удалось. Мать снова решает рассказать сыну об отце и понимает, почему мужу было так тяжело жить, после слов сына: «В их краю людей учат смотреть на труд, как на проклятие, как на наказание за грехи, а на жизнь, как на юдоль скорби, от которой чем скорей, тем лучше избавиться». Регина услышав всю правду уехала. Освальд признается матери что он сильно болен и еще один припадок превратит его в животное. Доктор сказал что у него размягчение мозга. Он дает матери бутылочку с морфием, чтоб она освободила его от жизни. Мать успокаивает сына, говорит что припадок уже прошел, что он поправится. Но он ослабевает, делается обмякшим, с тупым взором. Она в отчаянии. Она пообещала сыну убить его как только он обезумеет, но доконца не верила его словам.

 Строитель Сольнес. (1892).

Сольнес- профессиональный строитель. Олин из самых сложных и противоречивых образов Ибсена. Мы видим героя не за долго до его гибели. Он мечтает о сверхчеловеческом подвиге и он боится оказаться хуже чем должен или мог бы быть.

 

Он должен быть лучшим архитектором, лучшим Строителем, каким был десять лет назад, в период своего творческого триумфа, когда водрузил победный венок на шпиль построенной им башни. Тогда он впервые встретился с девочкой Хильдой и пообещал ей «королевство», за которым она ровно через десять лет, день в день, 19 сентября, является. Хильда сразу признает, что никто, кроме него, не имеет права быть Строителем, что в точности совпадает со страстной убежденностью самого С. Поэтому он не дает возможности для продвижения молодых и явно более талантливых сотрудников. «Юность — это возмездие»,— говорит С., имея в виду необходимость отвечать за невыполненные обещания молодости, закономерность наказания наглядной демонстрацией нового перед лицом старого и уходящего.

 

Герой жестоко завидует себе самому, из прошлого, тому, кем он так и не стал. Он хочет быть подобен викингу, хотя в нем больше от тролля: у С. нет мужественной простоты, скульптурной определенности викинга — он существо двойственной, порочной природы, сознающей собственную принадлежность миру непонятного, страшного, неподвластного обыденному пониманию. Он не похищает женщин, как викинги, он искушает их души, обещая им то, чего дать не в силах. И дело даже не в малой готовности любить — он обречен разочаровывать, потому что пленяет видимостью того, чем на самом деле не обладает: талантом, красотой и благородством личности. Необходимы настойчивость и упорство Хильды, с детства очарованной картиной торжества молодого С., чтобы «правда о тролле» не сломила решимости связать с ним судьбу. Героем не только владеет зависть к несостоявшемуся призванию Строителя. С ужасом С. понимает, что он Разрушитель. Владеющий им тролль, одарив, жестоко наказывает: достаточно помыслить о желаемом, чтобы оно материализовалось. Так случилось с трагической гибелью его детей. Когда-то мечта С. о том, чтобы сгорел их старый дом, чтобы он, построив новый, мог прославиться как великий строитель, сбылась, хотя никакого материального касательства к этому герой не имел. Но после пожара у жены пропало молоко, и дети (мальчики-близнецы) не выжили. С. совершенно справедливо считает себя виновным в их смерти. Мифологически рождение ребенка — смерть отца. Подсознательно С. боится всякой новой жизни, даже воплощенной в собственном потомстве. Три пустующие детские символизируют утверждение его собственной незыблемости. Две детские — для умерших детей, третья — словно для самого Сольнеса, того вечно юного и подающего надежды, каким он хочет быть. Ему необходимо бессмертие. Но юность в лице Хильды подвигает его на невозможное. С., поднявшись на выстроенную им башню, падает оттуда, испытав страх высоты. И погибает.

 

Г.Гауптман. Одинокие. Перед восходом солнца. Потонувший колокол. Перед заходом солнца.

М.Метерлинк. Непрошеная. Слепые. Пелеас и Мелисанда. Синяя птица.

А.Стриндберг. Фрёкен Юлия. Соната призраков.

Б.Шоу. Цезарь и Клеопатра. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

С.Малларме. Стихотворения.

П.Верлен. Сатурнические стихотворения. Галантные празднества.Романсы без слов.

А.Рембо. Стихотворения. Пьяный корабль.

Г.Аполлинер. Бестиарий, или Кортеж Орфея. Алкоголи. Каллиграммы.

Р.М.Рильке. Часослов. Новые стихотворения. Дуинские элегии. Сонеты к Орфею.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.