Репортаж, информационный сюжет, спецрепортаж. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Репортаж, информационный сюжет, спецрепортаж.

2020-06-05 348
Репортаж, информационный сюжет, спецрепортаж. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Репортаж – это событие, показанное во время самого события через репортера, который становится главным и часто единственным героем репортажа.

Здесь уместно слово «я» и выражение своих эмоций. Лучший репортаж – это репортаж в прямом эфире. Если нет такой возможности, то репортаж показывается в эфире с точной ссылкой на время и место действия. Репортаж практически не монтируется.

Информационный сюжет – это рассказ о событии. Здесь возможен и нужен монтаж с включением синхронов, стендапов. Местоимение «я» и собственные эмоции недопустимы. Только факты.

Существует путаница с понятиями «репортаж», «спецрепортаж» и «информационный сюжет». Что такое спецрепортаж? Он в корне отличается от информационного сюжета. Если предметом для простого репортажа или информационного сюжета становится событие, то предметом для спецрепортажа становится актуальная проблема. Именно проблема: рождаемость в регионе, наркотики и т.д. Спецрепортаж – это маленький фильм, из которого зрители должны узнать максимум информации по определенной проблеме.

Пример. Спецрепортаж о сборе конопли ТК «Афонтово» из Красноярска. Хронометраж этого репортажа максимальный – 6 минут. Обычный спецрепортаж длится 4-6 минут. Основные герои – сборщики конопли. Они, не боясь камеры, рассказывают о том, почему занялись этим криминальным бизнесом. Резоны жуткие: безработица, полное отсутствие какой-либо перспективы. Мы видим детей на сборе конопли. Оказывается, детскими руками, более нежными, делать будущий наркотик лучше. Автор спецрепортажа дает ответы на все вопросы, которые могут появиться у зрителей: почему конопли так много? Откуда она взялась? Кто и как старается уничтожить эти посевы? Звучат мнения экспертов. Мы видим фрагменты из видео архивов спецслужб. Автор никого ни к чему не призывает. У него другая задача: рассказать о проблеме, которая становится все более острой и затрагивает судьбу детей и молодежи. Рассказать наиболее остро, убедительно, используя собственные съемки, документы, свои и чужие архивные видеоматериалы. Такая работа не может быть сделана за 1-2 дня.

Спецрепортаж – это фирменное блюдо телекомпании, которое работает на имидж, репутацию.


Драматургия сюжета.

 

Каждый информационный сюжет должен быть построен по правилам драматургии, иными словами в нем должны быть завязка, кульминация и развязка.

Чтобы проверить, существует ли драматургия в сюжете, достаточно попробовать поменять местами начало и финал, выкинуть середину. Если сюжет разваливается, теряются связи, значит он построен по правилам. Ружье, которое висит на стене (т.е. ваш ввод в сюжет и завязка), должно обязательно выстрелить в финале. Нельзя повествовательно, друг за другом выкладывать факты – надо обязательно выстроить закономерную цепочку.

Помните принцип Штирлица: «Всегда запоминается первая и последняя фразы». Финал сюжета – это как печать и подпись на последнем листе документа (не случайно после последней фразы автор называет свое имя и имя оператора). Лучше снять несколько вариантов и выбрать лучший. В финале может быть остроумный стендап, гениальный синхрон. Можно придумать афористичную последнюю фразу, которая продемонстрирует ваше понимание темы.

Пример:

Сюжет о пожаре. Репортерам повезло: съемочная группа приехала вовремя, кругом дым, работают пожарные, машины «скорой помощи». За кадром зрителям сообщают, какая группа сложности присвоена этому пожару, сколько людей пострадало и т.д. На эту информацию уходят первые полторы минуты. А потом на экране возникает маленькая девочка, которая прижимает к себе своего кота и кричит прямо на камеру: «Я сама его спасла!» Забыть этот кадр невозможно.

На самом деле для зрителей именно с этого момента начинается сюжет, потому что это, как говорится, цепляет. Полторы минуты текста и картинки про машины, категорию пожара можно и нужно давать после эпизода с девочкой, потому что градус восприятия после этого становится совсем другим. Эмоции другие.

Поэтому – избегайте стереотипов, абстрагируйтесь, не бойтесь экспериментировать.

Еще одно правило. Не старайтесь вместить в сюжет как можно больше информации. Ответ на вопрос: «О чем мой сюжет?» должен состоять всего из одной фразы. Сюжет не может быть о том-то и о чем-то еще. Сюжет должен раскрывать одну проблему, проводить одну идею журналиста. Лучше разделить эту тему на несколько разных сюжетов, чем стараться делать два или три в одном. Иначе – пирог с повидлом, капустой и мясом.


Закадровый текст

И. Фэнг «Теленовости, радионовости»: «Процесс написания текста – это процесс сокращения текста».

Правила: «писать коротко», «писать точно», «писать разговорным языком» известны каждому журналисту, но почему-то на практике все оказывается иначе. Главная болезнь регионального ТВ – Многословие в эфире, ложная пафосность и многозначительность.

Пример: Проблемы ЖКХ. За кадром звучит голос журналиста:

– Как может жить человек без тепла? Тепло души. Тепло сердец. Тепло человеческого дома. Это равнозначные понятия. Когда в доме нет тепла, человеку трудно быть добрым.

И далее начинается сам сюжет. Вроде красивые и справедливые слова, но… Лишняя пафосность. Гораздо сильнее будет воздействие на зрителя, если на фоне замерзающих людей, за кадром достаточно спокойно журналист сообщит только один факт: – Вот так эти люди живут уже три месяца.

Дайте зрителю возможность самому оценить (в том числе и эмоционально) тот сюжет, содержание которого вы считаете важным и актуальным и поэтому предлагаете посмотреть его в новостях. Нельзя давить на психику человека. А многословие – это неуважение и недоверие к зрителям.

Совет: после приезда со съемок и отсмотра материала во время написания текста постарайтесь написать все, что придет в голову. Гораздо легче зачеркнуть лишнее из того, что вы написали. Первый абзац, как правило, приходится зачеркивать, в нем слишком много эмоций. А в тексте должно быть больше фактов, а не эмоций.

Язык должен быть разговорный, но литературный. Есть формула: Пишем, как говорим, говорим, как пишем. При этом надо избегать вводных слов, таких как «вот», «итак», «впрочем», «кажется», «например», «кстати» и др.

Стройте текст короткими фразами. В одном предложении должно быть не более 12 слов. Надо уметь ставить точки.

Не перегружайте сюжет фактической информацией. Особенно трудно запоминать на слух цифры, имена, должности, названия фирм. Цифры обязательно должны быть такими понятными, чтобы их можно было, как говорится, потрогать руками. Они должны вызывать реакцию зрителей.

Сообщение: «Миллион людей сидит в тюрьмах в России». Цифра большая, но мы в состоянии понять, как это много, только тогда, когда появляется возможность узнать, что реально в тюрьме сидит один из ста взрослых людей России и по количеству заключенных мы идем впереди планеты всей. Иными словами, цифры всегда нужно преподносить в необычном ракурсе, делая тем самым доступнее понимание их смысла.

Старайтесь выработать индивидуальность и узнаваемость своего стиля. Есть журналисты, которых можно узнать с первой фразы. Настоящий стиль всегда опирается на прекрасное знание языка, эрудицию, огромную работоспособность. Бесспорно свой стиль есть у Познера, Шендеровича, Парфенова. Их манера узнаваема.

Закадровый текст должен строиться на использовании существительных и глаголов. Прилагательные – описывают картинку, но не дополняют ее. Деепричастия всегда делают фразу длинной и плохо воспринимаемой на слух.

Избегайте канцеляризмов и прочих лишних слов. «В настоящее время», «эта проблема является», «в свете предстоящих событий» и др. Они создают ощущение доклада, отчета, но никак не разговора со зрителем.

Упражнение. «Звонок другу». Фраза закадрового текста: «Сегодня распахнула свои двери новая школа, которая является в настоящее время лучшей в районе по техническому оснащению» (подобные фразы приходится слышать постоянно с экранов регионального ТВ). А теперь представьте, что во время съемок вам на мобильный звонит друг/подруга и спрашивает «Что ты сейчас снимаешь». А теперь прочитайте свой ответ. Забавно. Все оттого, что журналисты не имели возможности общаться со зрителями напрямую. Чтение текста за кадром – процесс, который многие журналисты ложно понимают как процесс самовыражения. Процесс усвоения этой информации зрителями абсолютно не учитывается. После зачитывания текста, мы сразу чувствуем фальшь и неоправданность выбранного стиля. Пробуйте делать это, когда появляются сомнения. Многим журналистам требуется перевод текста с русского письменного на русский разговорный. Вариант: «Наконец открылась в нашем районе новая школа. Школа на уровне требований 21 века». Повтор одного и того же ключевого слова – хороший прием, который можно использовать при написании закадрового текста. Читайте книги по ораторскому искусству.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.