О педологических извращениях в Системе наркомпросов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

О педологических извращениях в Системе наркомпросов

2020-06-05 143
О педологических извращениях в Системе наркомпросов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Постановлений Центрального Комитета ВКП(б) от 4 июля 1936 г.

 

ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых «педологов» и передоверии им важ­нейших функций по руководству школой и воспитанию учащих­ся. Распоряжениями наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школь­ного режима, направление всего учебного процесса «с точки зрения педологизации школы и педагога», определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззре­ниями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т. д.

Создание в школе, наряду с педагогическим составом, орга­низации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабине­тов, областных лабораторий и научно-исследовательских инсти­тутов, раздробление учебной и 'воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, — все это не могло не снижать на деле роль в ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не со­здавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы.

Этот вред был усугублен характером и методологией педоло­гической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложнонаучным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследо­ваний в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные «обследова­ния», проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспеваю­щих или неукладывающихся в рамки школьного режима школь­ников и имели своей целью доказать, якобы, с «научной» «биосоциальной» точки зрения современной педологии наследствен­ную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицатель­ных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школь­ного коллектива.

В этих же целях действовала обширная система обследова­ний умственного развития и одаренности школьников, некрити­чески перенесенная на советскую почву из буржуазной классо­вой педологии и представляющая из себя форменное издева­тельство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6—7 лет задавались стан­дартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его ум­ственной одаренности.

Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных».

На основании отнесения подвергшихся педологическому «изучению» школьников к одной из указанных категорий, педо­логи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в «специальные» школы и классы для детей «трудных», умственно отсталых, психоневротиков и т.д.

ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной дея­тельности педологов комплектование «специальных» школ про­изводилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Во­преки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о' со­здании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих учебу школьников НКПросом РСФСР было создано большое количество «специальных» школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормаль­ных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными детьми, обу­чаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к катего­рии «трудных». Что же касается постановки дела в этих «спе­циальных» школах, то ЦК ВКП(б) признает положение с учеб­ной и воспитательной работой в них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью.

В школе были по существу безнадзорными постановка учебной работы, учебного режима и воспитания. В этих школах они были от­даны в руки наименее квалифицированных воспитателей и педа­гогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате, -большое количество ребят, кото­рые в условиях нормальной школы легко поддаются исправле­нию и становятся активными, добросовестными и дисциплиниро­ванными школьниками, в условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми.

ЦК ВКП(б) считает, что такие извращения воспитательной политики партии в практике органов наркомпросов могли сло­житься в результате того, что наркомпросы до сих пор находят­ся в стороне от коренных и жизненных задач руководства школой и развития советской педагогической науки.

Только пренебрежением наркомпросов к руководству педа­гогической наукой и практикой можно объяснить тот факт, что антинаучная и невежественная теория отмирания школы, осуж­денная партией, продолжала до последнего времени пользовать­ся признанием в наркомпросах, и ее адепты в виде недоучив­шихся педологов насаждались во все более и более широких масштабах.

Только вопиющим невниманием наркомпросов к задачам правильной постановки дела воспитания подрастающего поколе­ния и невежеством ряда их руководителей 'можно объяснить тот факт, что в Системе наркомпросов педагогика была прене­брежительно объявлена «эмпирикой» 'и «наукообразной дисцип­линой», а несложившаяся еще, вихляющая, не определившая своего предмета и метода и полная вредных антимарксистских тенденций так называемая педология была объявлена универ­сальной наукой, призванной направлять все стороны учебно-воспитательной работы, в том числе педагогику педагогов.

Только головотяпским пренебрежением к делу развития со­ветской педагогической науки можно объяснить тот факт, что широкий, разносторонний опыт многочисленной армии школьных работников "не разрабатывается и не обобщается, и советская педагогика находится на задворках у наркомпросов, в то вре­мя как представителям нынешней, так называемой педологии, предоставляется широкая возможность проповеди вредных лже­научных взглядов я производство массовых более, чем сомнительных, экспериментов над детьми.

ЦК ВКП (б) осуждает теорию и практику современной» так называемой, педологии. ЦК ВКП (б) считает, что и теория и прак­тика так называемой педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских положениях. К таким положениям относится, прежде всего, главный «закон» современной педологии — «закон» фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Этот глубоко реакционный «закон» находит­ся в вопиющем противоречии с Марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей в духе социализма и ликвидирующего пережитки капи­тализма в экономике и сознании людей.

ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной пе­дологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и осо­бые нрава на существование эксплоататорских классов и «выс­ших рас» и, с другой стороны физическую и духовную обре­ченность трудящихся классов и «низших рас». Такое перенесе­ние в советскую науку антинаучных принципов буржуазной пе­дологии тем более вредно, что оно прикрывается «марксистской» фразеологией.

ЦК ВКП (б) считает, что создание марксистской науки о де­тях возможно лишь на почве преодоления указанных выше ан­тинаучных принципов современной так называемой педологии и суровой критики ее идеологов и практиков на основе полного восстановления педагогики как науки и педагогов, как ее носите­лей и проводников.

ЦК ВКП (б) постановляет:

1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.

2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педо­логические учебники.

3. Предложить Наркомпросу РСФСР и наркомпросам других союзных республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в нормальные школы.

4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и постановле­ние СНК РСФСР от 7 марта 1931 г. «Об организации педологи­ческой работы в республике».

5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.

6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоре­тические книги теперешних педологов.

7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.

8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц пред­ставить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего по­становления.   

Постанвление СНК - ЦК ВКП(б)

„Правда" июнь 1936 г.. № 183(6789) или «Директивы...» С. 193

 

Постановление
О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы

В целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:
1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо – цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.
2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.
СП РСФСР, 1944, № 4, ст. 24

 

Утверждена народным комиссаром просвещения РСФСР
29 февраля 1944 г.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.