V. Управление и руководство школой. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

V. Управление и руководство школой.

2020-06-05 113
V. Управление и руководство школой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отмечая достигнутые за последние годы Наркомпросами союзных республик успехи по перестройке всей своей организационной работы, ЦК партии подчеркивает, что улучшение качества работы школы невозможно без решительного повышения качества руководства школой со стороны органов Наркомпроса, скорейшего перехода их к оперативному, конкретному и дифференцированному руководству, с учетом хозяйственного и политического значения отдельных областей и районов, национальных особенностей и т. д. с установлением во всех звеньях народного образования строгой, исключающей обезличку, ответственности за порученную работу, ЦК требует от всех органов народного образования работы и руководства по новому, сообразно возросшим требованиям, которые предъявляет к школе социалистическая реконструкция народного хозяйства.

ЦК предлагает Наркомпросам союзных республик решительно перестроить практику руководства органов народного образования, сделав его действительно оперативным и дифференцированным, сосредоточив внимание на важнейших промышленных районах (металл, уголь, нефть и т. д.), совхозах, МТС, районах сплошной коллективизации и новых строительствах. Устранить “уравнительный” подход в распределении сил и средств, концентрируя их прежде всего на ведущих участках социалистического строительства.

Наркомпросам союзных республик обеспечить осуществление е диноначалия в управлении школой. Профсоюзным организациям оказать в этом деле необходимую помощь органам народного образования.

Наркомпросы союзных республик должны, организуя практическую помощь учителям в их работе, повысить ответственность учительства за качество школьной работы, выделяя и поощряя преданных и знающих свое дело учителей.

Поставить работу органов детского самоуправления в школе таким образом, чтобы она была главным образом направлена на повышение качества учебы и укрепление сознательной дисциплины в школе.

ЦК считает, что для успешного осуществления поставленных настоящим постановлением задач Наркомпросы союзных республик должны повести решительную борьбу с теми элементами в органах народного просвещения, которые сопротивляются повороту в работе школы в направлении указываемом настоящим постановлением и вместо повышения качества обучения либо увлекаются левацкой фразой, либо тянут назад к буржуазной школе.

ЦК подчеркивает возрастающее значение и роль школы в социалистическом строительстве, ЦК предлагает всем организациям вести систематическую и неуклонную борьбу против оппортунистических антиленинских извращений политики партии в области школьной работы. Успех борьбы с главной опасностью на пути построения политехнической школы, с правооппортунистическими искажениями политики партии, ведущими к отказу от политехнизации школы, к попыткам сохранения старой словесной школы, к разрыву между теоретическим обучением и практикой, предполагает усиление борьбы с левацко-оппортунистическими извращениями, с теориями “отмирания школы” и снижения роли учителя.

ЦК обращает внимание всех партийных организаций на необходимость решительного усиления внимания массовой школе, работе учителя и укреплению повседневного конкретного руководства школой.

ЦК ВКП(б)

 

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о структуре начальной и средней школы в СССР. 15.5.1934 г.

 

1. В целях обеспечения четкой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.

2. В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней – 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней – 10 классов (с 1 по 10 включительно).

3. Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счет от 1 класса до 10.

4. Существующую в ряде школ для детей 7-летнего возраста так называемую нулевую группу переименовать в приготовительный класс.

5. Предложить Госплану Союза ССР представить в СНК Союза ССР план ускоренного развития сети средних школ.

6. Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.

7. Заведующими начальными школами назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили педагогический техникум, имеют трехгодичный стаж педагогической работы и получили надлежащую аттестацию со стороны соответствующих местных органов народного образования.

8. Заведующих начальными школами назначать наркомпросам союзных и автономных республик по представлению местных органов народного образования.

9. Заведующих неполными средними и средними школами именовать директорами.

10. Директорами неполных средних и средних школ назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили высшее педагогическое учебное заведение и имеют трехгодичный стаж педагогической работы.

11. Директоров неполных средних и средних школ назначать наркомпросам союзных и автономных республик.

12. Воспретить лиц, имеющих специальное педагогическое образование, назначать на другую, не по специальности работу.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории в школах СССР. 15.5.1934 г.

 

Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) констатируют, что преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.

Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории.

В соответствии с этим Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) постановляют:

1. Подготовить к июню 1935 года следующие новые учебники по истории:

а) история древнего мира;

б) история средних веков;

в) новая история;

г) история СССР;

д) новая история зависимых и колониальных стран.

2. Утвердить следующий список членов групп по составлению новых учебников по истории:

<...>

3. В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего приема на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 


Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании географии в начальной и средней школе СССР. 15.5.1934 г.

 

Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) устанавливают, что преподавание географии в начальной и средней школе страдает существенными недостатками, крупнейшими из которых являются отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями.

Для устранения указанных недостатков СНК Союза СССР и ЦК ВКП(б) считают необходимым пересмотреть программы и учебники по географии для начальной и средней школы, предложив наркомпросам союзных республик руководствоваться следующими положениями:

1. В преподавании географии в начальной школе (3 и 4 классы) обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т.п.) и прочное знание графической карты в пределах, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения.

2. В преподавание географии в средней школе внести следующие изменения:

а) в программе 5 класса ограничиться физической географией и сохранить установленный объем программы, но упростить содержание, приспособив его к возрасту учащихся 5 класса;

б) в программе 6 класса сосредоточиться на физико-географическом обзоре частей света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия), с добавлением основных сведений о важнейших государствах по каждой части света (политический строй, народное хозяйство и т.д.), сократив и упростив учебный материал применительно к возрасту учащихся этого класса;

в) в программе 7 класса оставить общий физико-географический обзор СССР, значительно увеличив его объем, а также обзор СССР по республикам, краям и областям с тем, чтобы решительно упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах географическую характеристику каждой из республик, краев и областей (описание рек, озер, морей, климата, флоры и фауны, характеристики населения крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог и т.д.);

г) по программе 8 класса экономическую географию СССР преподавать таким образом, чтобы, предпослав в начале обзор размещения производительных сил СССР и состояния народного хозяйства, дать затем подробную экономико-географическую характеристику каждого района;

д) в программу 9 класса ввести экономическую географию капиталистических стран.

3. Подготовить новые учебники по географии к июню 1935 года, для чего утвердить следующих авторов:

<...>[3]

4. Предложить Наркомпросу РСФСР и ОГИЗу издать в помощь учителям географии хрестоматию по географии, методику преподавания географии, библиографический указатель книг и географический журнал для учителей.

5. Предложить наркомпросам союзных республик, начиная с 1934 года, издать небольшую серию книг для занимательного чтения учащихся по географии (биографии великих путешественников, рассказы из жизни отдельных стран и народов, популярные описания важнейших путешествий и т.п.).

6. Предложить ОГИЗу и картотресту обеспечить издание по заявкам наркомпросов географических карт, атласов, картин, таблиц и других учебных пособий по географии.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о персональных званиях для учителей начальных и средних школ. 10.4.1936 г.

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить нижеследующие персональные звания для учителей начальных и средних школ:

а) учитель начальной школы;

б) учитель средней школы;

в) заслуженный учитель школы.

Персональные звания учителей, присвоенные в установленном законом порядке, являются пожизненными, и лишение этих званий может быть произведено лишь по решению суда.

Учителям, получившим персональные звания, выдавать установленного образца аттестаты за подписью народного комиссара просвещения союзной республики.

Утвердить прилагаемые образцы единых для всех республик Союза ССР аттестатов на звание учителя начальной и средней школы.

2. Установить, что персональные звания присваиваются народными комиссарами просвещения союзных республик по представлению народных комиссаров просвещения автономных республик и заведующих областными (краевыми) отделами народного образования, а там, где не имеется областного (краевого) деления – по представлению заведующих окружными (городскими) и районными отделами народного образования, следующим лицам:

а) звание учителя начальной школы – окончившим средние педагогические учебные заведения (или приравненные к ним) и признанными пригодным для педагогической работы;

б) звание учителя средней школы – окончившим педагогические институты или университеты и признанным пригодными для педагогической работы.

Окончившим учительские институты и признанным пригодными для педагогической работы присваивать звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах средней школы.

Персональные звания присваивать указанным лицам лишь после прохождения ими одногодичного стажа педагогической работы в школах. В испытательный стаж учительской работы может быть зачислена также прежняя педагогическая работа учителя до поступления его в учебное заведение.

Обязать народных комиссаров просвещения публиковать приказы о присвоении персонального звания в официальных органах народных комиссариатов просвещения.

Лицам, ведущим в настоящее время педагогическую работу в начальной и средней школе, но не окончившим соответствующих учебных заведений, предоставляется право продолжать педагогическую работу с тем, чтобы в течение двух лет (до 1 августа 1938 года) сдать необходимые испытания и получить соответствующие аттестаты.

3. Установить, что звание заслуженного учителя присваивается на основании особого положения советами народных комиссаров союзных республик по представлению народных комиссаров просвещения учителям начальных и средних школ, особо отличившимся своей воспитательно-педагогической деятельностью.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

И.о. секретаря ЦИК Союза ССР

И. УНШЛИХТ

Правила для учащихся (5 августа 1943 г.)

Каждый учащийся обязан:

1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести  как можно больше пользы советской Родине.

2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.

3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.

4.Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.

5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.

6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.

7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разреше­ния учителя.

8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.

9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.

10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.

11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учи­телем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.

12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.

23. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в шко­ле, на улице и в общественных местах.

14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.

15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.

16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким де­тям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.

17. Слушаться родителей,  помогать им, заботиться о маленьких братьях  и сестрах.

18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одеж­ду, обувь, постель.

19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не переда­вать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.

20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.

За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исклю­чения из школы.

 

Документы 1930-1940-х гг.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.