Дружба как форма межличностных отношений. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дружба как форма межличностных отношений.

2020-06-05 628
Дружба как форма межличностных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие психологические аспекты.

Что есть дружба?

К насущным человеческим потребностям относится потребность в общении. Общение играет важную роль в нашем развитии: оно обогащает наш жизненный опыт, возбуждает новые интересы, помогает формировать убеждения, характер. Круг общения у большинства людей достаточно широк. Одной из разновидностей общения является дружба. Дружбой называют отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями.

Какие же признаки отличают дружбу от прочих межличностных отношений и привязанностей? В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой- то своей цели, дружба - отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно: «не в службу, а в дружбу». В отличие от близости, обусловленной кровным родством, или от товарищества, где люди связаны принадлежностью к одному и тому же коллективу узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Наконец в отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

Что же побуждает человека так дорожить дружбой? Почему ее считают одной из высших ценностей в жизни, без которой человек не может быть счастлив?

Общение с другом занимает в жизни каждого совершенно исключительное место. Оно отличается от общения с приятелем, знакомым особой глубиной доверия. Другу поверяют самые сокровенные мысли, переживания, тревоги, такое доверие помогает совместно находить верные решения, преодолевать трудности, намечать планы на будущее, глубже осмысливать жизнь. У русского литературного критика и публициста В. Г. Белинского возникли такие мысли: «Истинные друзья… ничего не требуют один от другого, во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». Американская писательница (1878 – 1940 гг.) Мамфорд Этель, писала о дружбе так: «Бог дарует нам родственников; друзей, слава богу, мы выбираем сами».

Тяжесть невзгод, разделенная с другом, переносится легче. Дружба делает человека более жизнерадостным, жизнестойким, она питает духовные силы людей, вдохновения, уверенность в себе.

 

Какие качества необходимы в дружбе? Во-первых, это преданность, то есть постоянная забота о благополучии друга. Преданность имеет множество проявлений: это и такт в отношении к другу, поддерживающий в нем душевное равновесие, и укрепление в нем веры в себя, и умение прощать ему мелкие недостатки. Особая прелесть дружбы выражается также в глубоком доверии и искренности. Для развития дружбы нужна и совместимость характеров, то есть, чтобы моральные и психологические качества друга были притягательными. И, наконец, нужна большая взаимная симпатия. Расхождение в складе ума, в способностях, в физическом развитии не являются препятствием для дружбы. В этом плане дружба позволяет взаимно дополнять друг друга и облегчает развитие у каждого недостающих ему качеств.

 

Дружба и возраст.

В каждом возрасте дружба понимается по-разному. Очевиднее всего эта разница проявляется: в дружбе детей младшего школьного возраста, в дружбе ранней юности и в дружбе взрослых. Проблема отношений детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления, однако наиболее близкие - дружеские - отношения практически не исследованы. В особенности это относится к младшему школьному возрасту, где в центре внимания находится ведущая в данном возрасте учебная деятельность, а в области отношений со сверстниками – отношения сотрудничества и партнерства в учении.

Юность вносит свои коррективы в межличностные отношения. Это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т. д. Для детей старшего подросткового возраста, как и для других поколений, наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они разделяют свои проблемы, заботы, мысли, чувства и тревоги служит важным источником жизненной энергии. Детские представления о дружбе, носящей характер приятельства и творчества, в юношестве постепенно изменяются в более сложные, истинные и доверительные отношения. Отношения подростка к другу становится все более и более взрослыми: его уже не удовлетворяет просто «быть вместе», играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. В представлении подростка друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частицей его «Я». Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом.

 

Что касается третьей возрастной категории, то она в свою очередь имеет множество особенностей, которые резко отличают ее от двух предыдущих.

Если юность – это сплошной порыв, стремление, натиск, то взрослость – это спокойствие, уверенность в себе и одновременно эмоциональная бедность. Даже в одной и той же социальной среде люди дружат по-разному. С возрастом интенсивность дружбы снижается, это объясняется эмоциональной бедностью личности. В жизни каждого человека время от времени могут наступать такие моменты. Большую сдержанность и сухость дружбы взрослых людей нередко объясняют изменением соотношения разума и чувства, которые рисуются как противоречия. Взрослый точнее, чем юноша или ребенок воспринимает и понимает чужие переживания. Однако, несмотря на это, он контролирует свои чувства разумом, в этом ему помогает и накопившийся за годы жизни опыт.

И поэтому у взрослых, так как у них есть некий жизненный опыт, другие взгляды на дружбу и друга, взрослые терпимее и осознаннее относятся к этим понятиям. Так, например, детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши же мирятся с некоторыми недостатками своих друзей, друг является идеалом, что характерно для раннего юношеского возраста. Жизненный мир взрослого человека гораздо сложнее. Взрослым людям гораздо сложнее, чем юношам или детям найти себе друга, так как у каждого из них сформировался характер, у каждого свои жизненные принципы. Отсюда и происходит выделяемое психологами разделение дружеских отношений, когда с одним из друзей человека связывают общие интеллектуальные интересы, с другим – воспоминания молодости, а с третьим - личные переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которые люди предпочитают не переходить, однако, это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.