Развитие профессиональной этики журналиста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Развитие профессиональной этики журналиста

2020-06-04 216
Развитие профессиональной этики журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

     Информация — специфический атрибут реального мира, представляющий собой его объективное отражение в виде совокупности сигналов и проявляющийся при взаимодействии с «приёмником» информации, позволяющим выделять, регистрировать эти сигналы из окружающего мира и по тому или иному критерию их идентифицировать.

      Информация имеет определённые функции и этапы обращения в обществе. Основными из них являются:

познавательная, цель которой — получение новой информации. Функция

реализуется в основном через такие этапы обращения информации, как:

‒её синтез (производство),

‒представление,

‒хранение (передача во времени),

‒восприятие (потребление);

коммуникативная — функция общения людей, реализуемая через такие этапы обращения информации, как:

‒передача (в пространстве),

‒распределение;

управленческая, цель которой — формирование целесообразного поведения управляемой системы, получающей информацию. Эта функция информации неразрывно связана с познавательной и коммуникативной и реализуется через все основные этапы обращения, включая обработку.

Без информации жизнь прекратит существование в любой форме, и не будут функционировать созданные человеком информационные системы. Общение, коммуникации, обмен информацией присущи всем живым существам, но в особой степени — человеку. Будучи обработанной с определённых позиций, информация даёт новые сведения, приводит к новому знанию. Получение информации из окружающего мира, её анализ и генерирование составляют одну из основных функций человека, отличающую его от остального живого мира.

    Объективность — это характеристика информации, выражающая степень её соответствия реальной действительности.

     Объективность — важнейшее свойство информации, которое довольно редко бывает абсолютным. Казалось бы, объективная и материальная природа данных, в которых информация хранится, должна давать все основания, чтобы информация тоже была объективной. Однако так происходит далеко не всегда, ведь данные — это только один компонент информации. Второй компонент — информационные методы — связан с источником или потребителем информации и имеет субъективную природу. В зависимости от того, какой компонент превалирует в информационном процессе, результирующая информация может быть объективной более или менее.

      Актуальность информации — это свойство, характеризующее степень её соответствия текущему моменту времени. Информация может стареть. Это явление особенно важно учитывать при управлении. Сведения, еще вчера бывшие объективными, сегодня могут не отражать объективную реальность, потому что она изменилась. В профессии журналиста важно следить за потоком информации, дабы не нарушить кодекс журналиста.

Еще с момента возникновения собственно журналистики профессиональная мораль являлась неотъемлемым ее компонентом, но до формирования журналистского кодекса на протяжении нескольких лет развивались этические нормы и правила. Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости. Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции, но этот кодекс не получил широкого распространения. Более известна “Хартия поведения”, принятая в 1918 во Франции. В 20-е было принято много кодексов, проводились международные встречи журналистов по профессиональным вопросам. В 1923 были приняты «Каноны журнализма» в США. Они были написаны под явным влиянием концепции свободной, или либеральной, прессы, эта концепция возникла в начале века, и ее истоки восходят к идеям Мильтона, Джефферсона.

Предметом изучения журналистской этики является профессиональная мораль. Функции профессиональной морали: 1) регулирует поведение, 2) предлагает благородные мотивы служения общественному благу. Профессиональная мораль - это оценочно-императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности. В журналистике профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. Становление вопросов о морали происходило во время процесса работы журналиста и людей. Именно тогда следование профессиональной морали позволяет найти компромиссы, согласование взаимных интересов журналиста и людей. Опыт согласования этих интересов начал фиксироваться в профессионально-нравственных нормах поведения специалиста.

По словам Д. С. Авраамова «формирование профессионально-нравственной нормы начинается с частной производственной ситуации и идет от конкретного к абстрактному. Постепенно технологические операции приобретают все больший общий смысл, выходящий за пределы этой отдельной ситуации, а вместе с ним – и нравственное содержание, потому что действие журналиста одновременно выражает его отношение к обществу и к людям, с которыми он вступает в контакт в своей трудовой сфере».1

Кодекс профессиональной этики российского журналиста принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года (позднее делегаты съезда исключили из Кодекса запрет заниматься скрытой рекламой: в борьбе за выживание, рассуждали они, редакции не могут пока обойтись без поддержки богатых спонсоров, с которыми вынуждены расплачиваться таким нестерильным способом).

Задачей настоящего Кодекса является определение основных морально-нравственных ориентиров, которыми должен руководствоваться журналист при осуществлении своих профессиональных обязанностей, с тем чтобы его деятельность не противоречила справедливым интересам тех лиц, которые пользуются плодами его труда, а также граждан, коллективов и организаций, с которыми он вступает в контакт в процессе сбора, обработки и распространения информации. Настоящий Кодекс служит также руководством при рассмотрении дел о нарушениях норм журналистской этики. Положения настоящего Кодекса распространяются на членов журналистских союзов и организаций, на штатных творческих работников редакций СМИ, а также на лиц, занимающихся журналистской деятельностью по поручению редакций или на иных законных основаниях.

За долгую историю человечества было принято много разных хартий, действенных и не очень. Действующая "Хартия телерадиовещателей" является добровольным кодексом чести российских телерадиокомпаний. Она была подписана 28 апреля 1999 г. ведущими телерадиокомпаниями страны и стала большим событием в жизни российского телевизионного сообщества. Хартия очень долго формировалась, более восьми лет. Вполне естественно, что первоначальный вариант "Хартии телерадиовещателей" носил именно гуманитарный характер.

Процесс кодификации журналистской этики, начавшийся в демократических государствах в XX в., сопровождался интенсивной деятельностью по контролю за соблюдением норм со стороны редакционных коллективов, а также специально создававшихся внутрипрофессиональных структур, в том числе международных. К концу века этот процесс привел к следующим результатам:

1) сформировался пласт профессионально-нравственных представлений, в которых отражаются объективно сложившиеся обязанности журналистики в обществе и объективно необходимые качества продукта журналистики;

2) определились алгоритмы, другими словами сложившиеся в практике правила действия профессиональной морали и формы влияния профессиональной общности на своих членов;

3) в общих чертах обозначился своеобразный профессионально-нравственный облик журналиста – высокий уровень общей моральности, глубокая преданность профессиональному долгу и острое чувство профессиональной ответственности.

В журналистских кругах установился профессионально-нравственный климат, стимулирующий уважительное отношение членов редакционных коллективов к профессиональным стандартам поведения. Журналисты увидели в них средство укрепления престижа профессии и своего личного престижа, упрочения законным путем своего материального благополучия. Пренебрежение профессиональными стандартами становится при таком положении для нарушителя «себе дороже», оборачивается существенными потерями и в моральном, и в материальном плане.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.