Портрет Морица Саксонского. Около 1526 г. Гессенский музей, Дармштадт. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Портрет Морица Саксонского. Около 1526 г. Гессенский музей, Дармштадт.

2020-06-04 173
Портрет Морица Саксонского. Около 1526 г. Гессенский музей, Дармштадт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

556

Лукасом Кранахом, просущество­вала до XVII в.

Для живописной манеры Лукаса Кранаха Старшего характерна лю­бовь к эффектным, увлекающим зрителя сценам в сочетании с пря­молинейной, едва ли не грубой трактовкой образов. Кранах — ху­дожник декоративного склада; сто настоящим призванием были не сюжетные картины, а красочные росписи, которыми он украшал за­лы герцогских замков.

Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализи­ровал своих заказчиков, но и не осо­бенно стремился проникнуть в их внутренний мир. Возможно, именно из-за этой безыскусности ему лучше всего удавались портреты детей (портрет Морица Саксонского в дет­стве, 1526 г.). Живя в университет­ском Виттенберге, Кранах писал картины на античные темы. Мастер часто обращался к античным сюже­там. Однако древние мифы Лукас Кранах Старший пересказывает как занятные чужеземные сказки, охот­но добавляя что-нибудь от себя.

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ

(1497 или 1498—1543)

Деятельность последнего из круп­ных немецких живописцев XVI в. — Ганса Го'льбейна Младшего — проте­кала в основном вне пределов его родины. Гольбейн родился в городе Аугсбурге (Бавария) в семье извест­ного живописца. В 1515 г. он посе­лился в Базеле (Швейцария), где быстро завоевал признание заказчи­ков. Позднее Гольбейн переехал в Милан (Северная Италия), где позна­комился с прославленными творе­ниями Леонардо да Винчи. В 1519 г., вернувшись в Базель, Гольбейн от­крыл мастерскую, к нему стали по­ступать крупные заказы. Гольбейн славился в Базеле не только как живописец. Он выполнял эскизы витражей, ювелирных изделий,

Лукас Кранах Старший. Венера и Купидон. 1530 г.

Государственные музеи, Берлин.

557

костюмов, расписывал фасады зда­ний — для этой работы его нередко приглашали домовладельцы из дру­гих швейцарских городов.

На знаменитой картине Гольбейна «Мёртвый Христос» (1522 г.) те­ло Иисуса, простёртое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично. По преданию, Гольбейн писал Хри­ста с утопленника. Именно из-за этого беспощадного реализма кар­тина получилась страшнее сцены Распятия Изенгеймского алтаря: Нитхардт изобразил смерть Бога, Гольбейн — смерть человека. Эту ра­боту Гольбейна замечательно ком­ментируют слова Ф. М. Достоевско­го: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Однако сле­дует помнить, что базельская карти­на — это только часть несохранившегося алтаря. Как знать, что было изображено на других створках? Может быть, Гольбейн лишь оттенял натуралистическим мрачным обра­зом Христа светлую сцену Его Воск­ресения?

Люди XVI столетия относились к смерти более спокойно, чем Досто­евский. В 20-х гг. Гольбейн выпустил серию небольших ксилографий «Пляски Смерти». Здесь Смерть, как правило, не вызывает никакого ужа­са и страха у тех, к кому она прихо­дит. Несмотря на отталкивающий облик, Смерть выглядит полноправ­ной обитательницей земного мира и по-будничному просто занимает­ся своим ремеслом: уводит за руку епископа от его паствы, наливает последний кубок вина королю, по­могает крестьянину допахать его поле, с оружием в руках встречает солдата в бою.

В 1529 г. мастер написал для базельского бургомистра Якоба Майера образ Богоматери. Вечная идея покровительства Богоматери пере­дана трогательно и наивно: Мария, с простым и кротким лицом кресть­янки, накрывает своим плащом суп­ругов Майер и их детей.

Осенью 1526 г. Гольбейн, запас­шись рекомендациями известного философа и писателя Эразма Роттердамского (1469— 1536), порт­реты которого он неоднократно писал, отправился в Англию. В Лон­доне благодаря этим рекоменда­циям он нашёл тёплый приём в до­ме друга Эразма Роттердамского — первого советника короля Генри­ха VIII, одного из основоположни­ков утопического социализма То­маса Мора (1478—1535). Во время этой поездки художником был на­писан портрет многочисленной и счастливой семьи Моров, который сгорел в XVII в.

В 1528 г. Гольбейн вновь пере­ехал в Базель. Сначала он получил от городского Совета заказ на росписи здания ратуши, но когда власть в го­роде перешла в руки протестант­ской иконоборческой партии, ху­дожник оказался без работы. В 1532 г. Гольбейн был вынужден на­всегда расстаться с семьёй. Он вновь отправился в Англию, но там его ждали печальные известия. Друг и покровитель мастера Томас Мор за несогласие с антикатолическими реформами Генриха VIII попал в опалу, а затем был казнён. Некото­рое время Гольбейн жил за счёт за­казов своих земляков — купцов из Германии. В портрете Георга Гисе (1532 г.) передан дух бюргерской среды. Долговые расписки, расчётные книги, весы — естественное окружение торговца.

В 1533— 1534 гг. Гольбейн создал портреты членов французского

Ганс Гольбейн Младший.

Мёртвый Христос.

Г.

Городской музей, Базель.

558


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.