И смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г . — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

И смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г .

2020-06-04 170
И смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Альбрехт Дюрер.

Меланхолия. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1514 г.

смерть» (1513 г.), «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» (1514 г.) — художественная исповедь Дюрера, блестящее воплощение дум худож­ника о смысле человеческой жизни, о самом себе, которыми он поделил­ся со зрителем.

В 1520—1521 гг. Дюрер с семейством путешествовал по рейнским землям и Нидерландам, был принят императором Карлом V в Ахене, по­сетил Антверпен, Брюссель, Брюгге и Гент. Местные художники повсю­ду принимали его с почётом, вели­чая «князем живописцев».

Последние годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге за работой над трактатами «Руководство к из­мерению» и «Четыре книги о про­порциях». Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими секретами с потомками. Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих «Четыре апостола» (1526 г.), подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и еванге­листа Марка. Могучие фигуры свя­тых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занаве­са. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высо­кий лоб Петра и вдохновенно горя­щие глаза Марка. Картины сопро­вождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл кото­рых - предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остере­гаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений». Альбрехт Дюрер умер в Нюрн­берге в 1528 г. на пятьдесят вось­мом году жизни. После пего оста­лось более шестидесяти картин и несколько сотен гравюр.

549

В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической цер­ковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер счи­тал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может от­вечать перед Богом лишь за себя. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лютер был отлучён от Церкви, но его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера горячо сочувствова­ли выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лу­кас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведённой Люте­ром на немецкий язык. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.

Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движе­ние, которое боролось с Католической церковью. Реформация позднее при­вела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство.

Крестьяне и городская беднота, страдавшие от притеснения со сторо­ны духовных и светских господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призы­вали уничтожить государство, поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свер­шится Царство Божье на земле. В 1525—1526 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война. Пов­станцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драмати­ческие события отразились на судь­бах немецких мастеров первой по­ловины XV столетия.

МАТИС НИТХАРДТ

(между 1470 и 1475—1528)

Матис Нитхардт, известный с XVII в. под именем Грюневальд, родился в Вюрцбурге, в земле Гессен. Совре­менные специалисты доказали, что Грюневальд — прозвище, данное мастеру по недоразумению: знато­ки живописи спутали художника с неким Грюном, копировавшим его произведения.

В 1509—1510 гг. Нитхардт посе­лился во Франкфурте-на-Майне, где принял участие в работе над алтарём церкви монахов-доминиканцев, ос­новную часть которого исполнил Дюрер. В те же годы он поступил на службу к архиепископу Майнцкому в качестве живописца и инженера, получил дворянское звание. В 1526 т. Нитхардт вынужден был оставить двор архиепископа — вероятно, этот разрыв художника с его покровите-

Альбрехт Дюрер.

Четыре апостола.

Г.

Старая пинакотека, Мюнхен.

550

лем произошёл из-за событий Кре­стьянской войны, во время которой мастер однажды выразил своё сочув­ствие к повстанцам. Художник воз­вратился во Франкфурт, затем пере­ехал в Галле, где и умер в 1528 г.

Главное произведение М. Нитхардта — Большой алтарь Богоматери, исполненный им в 1512— 1515 гг. для монастыря Святого Антония в Изенгейме (Эльзас). В годы Французской революции мо­настырь был закрыт, а картины и скульптуры его знаменитого алтаря перевезли в соседний Кольмар, где они и по сей день хранятся в музее Унтерлинден. Монастырь Святого Антония в Изенгейме, как и многие другие монастыри, посвящённые этому святому, был своего рода ле­чебным центром (Святой Антоний почитался как врачеватель болез­ней). В лечебные процедуры неиз­менно входили молитвы больных у алтаря в монастырской церкви. Нитхардту удалось создать алтарь, кото­рый оказывал необычайно сильное воздействие на чувства и воображе­ние зрителей.

Изенгеймский алтарь представ­ляет собой сложное сооружение, которое состоит из центральной ча­сти — короба с деревянными стату­ями святых Антония, Августина и Иеронима — и двух пар подвижных створок, обе стороны которых рас­писал Нитхардт. Во время повсе­дневных богослужений алтарь был закрыт, и молящиеся видели перед собой сцену Распятия. В часы празд­ничной службы открывали первую пару створок, и появлялись кар­тины, посвящённые Богоматери. Наконец, во время торжественных собраний монастырской братии раскрывали створки центральной части алтаря со статуями святых и можно было видеть картины с сю­жетами жития Святого Антония. Размеры алтаря велики: высота его достигает трёх метров, величина большинства фигур приближается к человеческому росту.

Трагическая сцена Распятия не­правдоподобна, но в то же время очень убедительна. Место казни на фоне ночного беззвёздного неба освещено слабым лунным светом. Первое, что притягивает взгляд зри­теля, — израненный Христос, кото­рый вдвое больше остальных персо­нажей, изображённых на алтаре. Огромная фигура Спасителя, под тяжестью которой прогнулась пере­кладина грубо сколоченного креста, выражает и безмерную тяжесть стра­даний, и величие. Средневековая традиция увеличения размеров осо­бо важных персонажей в реалисти­ческом толковании Нитхардта при­обретает особый смысл: Христос отделён от близких не только тем, что мёртв. Он находится как бы в другом измерении.

Слева от креста — близкие Иису­са: плачет Мария Магдалина, после­довательница Христа, Богоматерь в горестном забытьи упала на руки апостола Иоанна. Эту скорбную группу уравновешивает фигура Иоанна Крестителя, стоящего спра­ва. Его спокойствие не вяжется с общим горем, странно и его при­сутствие здесь — к моменту рас­пятия Христа он был уже казнён. Видимо, Иоанн Креститель также явился из другого мира, он как бы

Матис Нитхардт.

Большой алтарь Богоматери

(Изенгеймский алтарь). Центральная часть. 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.

551

Матис Нитхардт.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.