IV. Об иконопочитании и мощах — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

IV. Об иконопочитании и мощах

2020-06-02 102
IV. Об иконопочитании и мощах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В христианской Церкви на протяжении веков много раз появлялись учения, отвергавшие традиционные формы благочестия. Причиной, как правило, были злоупотребления этими формами или их извращения. В частности, иконоборчество родилось в виде протеста против суеверного отношения к иконам в Византии.

Основной аргумент, которым пользовались и пользуются противники иконопочитания, — это ссылка на библейский запрет изображать Бога (Исх. 20, 4). Смысл запрета не вызывает сомнений. Сущий бесконечен. Он превыше всего земного, поэтому любая попытка изобразить Его граничит с кощунством и может дать повод к идолопоклонству. Так было до Христа, но в новозаветное время Бог уже не только — Сокровенный и Неисповедимый. Он явлен людям в таинстве Воплощения. Сама реальность Иисуса Христа как Богочеловека оправдывает Его изображение. Образ Того, Кто жил на земле, Кого видели и слышали люди. Кто был не только Богом, но и Человеком, несомненно, может быть изображен и средствами искусства[102].

Разумеется, это с еще большим правом нужно отнести к иконам святых. Благоговейное отношение к иконе есть почитание ее первообраза. Она помогает сосредоточиться, направляет внимание человека на предмет молитвенного размышления. Словом, она идет навстречу естественным запросам души. Если мать может мысленно беседовать с умершим сыном, глядя на его портрет, то вполне понятно, что молитвенному обращению ко Христу, Пречистой Деве и святым способствуют их образы, начертанные рукой художника.

* * *

Когда возражают против почитания мощей, исходят из одностороннего понимания христианства. Благовестие о Воплощении — не только религия духа, оно освящает и плоть. Спасение, то есть приобщение к Богу, распространяется на всего человека в его целокупности.

Мы знаем, что святость давала подвижникам власть над природой. Они могли исцелять болезни, жизнь их сопровождалась необычайными явлениями. Поэтому для верующих тела усопших праведников — это «святые мощи», предмет благоговейного почитания.

Славянское слово «мощи» означает «тело усопшего». Мощи святых имеют различную степень сохранности (так, например, останки подвижников Киево–Печерской Лавры нетленны, а в гробнице Серафима Саровского нашли в 1903 году лишь костные останки). Однако в народе была широко распространена уверенность, будто все мощи — нетленны[103]. Вопреки призыву богословов (Е. Е. Голубинского, митроп. Антония Вадковского и др.), с этим не только не боролись, но шли на уступки суеверию. Результатом было неминуемое возмездие. Вскрытие мощей, большинство из которых оказалось костями, посеяло огромный соблазн, за который несут ответственность люди, не внявшие вовремя предостережениям иерархов и богословов.

 

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

 

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

I. Вечерня

1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма

2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)

3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения

4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик

5. Вход с кадилом. «Свете тихий». Прокимен

6. Сугубая ектения («Рцем вси…»). «Сподоби, Господи». Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»)

7. Стихиры. «Ныне отпущаеши…»

8. Тропарь праздника. «Богородице Дево»

9. Пс. 33. Благословление народа

II. Утреня

1. Шестопсалмие (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142). «Бог Господь…»

2. Тропари, Богородичен, кафизма, малая ектения, седален

3. Полиелей. Тропари. Чтение Евангелия. Пс. 50

4. Канон утрени. После 3 и 6 песни — малая ектения. Перед 9–й песнью — «Песнь Богородицы» («Величит душе Моя Господа…»). Екзапостиларий

5. «Хвалитны» (Пс. 148 «Всякое дыхание…»)

6. Великое славословие

7. Тропари. Ектения сугубая и ектения утренняя («Исполним утреннюю молитву нашу…»)

8. Заключение и отпуст

9. Часы (1, 3, 6, 9). 1 час присоединяется к утрене. 3, 6, 9 — к Литургии

ЛИТУРГИЯ

I. Проскомидия

II. Литургия оглашенных

1. Великая ектения

2. Антифоны изобразительные (Пс 102, 145; Мф 5, 3–12)

3. Вход с Евангелием

4. Тропари и кондаки

5. Чтение Апостола и Евангелия

6. Сугубая ектения («Рцем вси…»). Поминовение живых и усопших

7. Молитвы об оглашенных

III. Литургия верных

1. Херувимская песнь. Великий вход

2. Просительная ектения («Исполним молитву нашу Господеви…»)

3. Символ веры

4. АНАФОРА (КАНОН ЕВХАРИСТИИ)

5. Причащение

6. Благодарственная ектения («Прости, приимше…»)

7. Заамвонная молитва

8. Благословение и отпуст


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.