Комбинированный мозговой штурм. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Комбинированный мозговой штурм.

2020-06-02 318
Комбинированный мозговой штурм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вышеописанные методы могут использоваться в различных комбинациях. Например, двойной прямой мозговой штурм - после проведения прямой МА делается перерыв на 2-3 дня, после чего повторяется еще раз. Достоинство – во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Брейнрайтинг

В основе метода - техника мозговой атаки, но идеи письменно на листах бумаги (или зарисовки). Затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обменивается листами в течение 15 минут.

Индивидуальный мозговой штурм

Специалист сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает их оценку. Длительность сеанса 3-10 минут. Все возникшие идеи обязательно на бумаге. К их оценке автор приступает не сразу, например, через неделю.

Для успешного применения индивидуальной МА необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными решениями.

Мозговой штурм на доске

В помещении, где проводится деловое совещание, повесить специальную доску. И яркими крупными буквами написать на ней требующую разрешения проблему. Сотрудники в течение дня размещают на ней листки с творческими идеями.

Мозговой штурм в стиле «соло»

Для коллективной и индивидуальной работы. Создается специальная картотека, куда вносятся ВСЕ ИДЕИ (удачные, не очень, кажущиеся абсурдными или пустыми). Затем анализ идей, рассортировка и выбор тех идей. которые будут способствовать достижению поставленной цели.

Визуальная МА

Идеи могут появляться быстро, одна за другой, и зарисовка, сделанная в момент рождения идеи, позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

- скорость и гибкость мышления;

- отсутствие преждевременной критики;

- быстрая реакция.

МА по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений – «кингисе».

Готовится проект новшества, который передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Обычно приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, о возникает предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих признаков:

а) большинства голосов;

б) диктатора – за основу берется мнение одного лица;

в) принципа Курно – в том случае, если коалиции нет, предлагается число решений, равное числу экспертов;

г) принципа  Пярето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию;

д) принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

Дальнейшим развитием метода мозговой атаки является синектика. 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ЗАДАЧА 10.6. На больших кондитерских фабриках необхо­димо очищать ежедневно десятки килограмм грецких орехов, ко­торые так любят многие в тортах и конфетах. Предложите способ очистки.

РЕШЕНИЕ. Используем метод эмпатии. Что чувствует человек,попавший внутрь ореха?

         Учащиеся: - Темно, тесно, неудобно.

         Преподаватель: Какие возникают желания?

         Учащиеся: - Просверлить окошко.

         Учащиеся: - Выломать кусок.

         Преподаватель: Как это лучше сделать?

         Учащиеся: - Вот если бы внутри было большое давление и скор­лупа раскололась бы. Или чтобы сидели вдвоем! Преподаватель: Как можно поднять давление?

           Просверлить дырочку и накачивать воздух, скорлупа и расколется.

          Учащиеся: - Что, в каждом орехе сверлить отверстие? Преподаватель: Да, наверное, это не лучший вариант.

          Учащиеся: - Можно сделать так, чтобы внутри ореха давление стало больше, чем снаружи. Ведь он не раскалывается, потому, что оно одинаковое.

          Учащиеся: - Я читал, что когда глубоководные рыбы поднимают­ся на палубу, их разрывает внутреннее давление. Учащиеся: - Но ведь скорлупа без трещин и отверстий.

           Учащиеся: - В ней есть мельчайшие поры. Сквозь них может про­никнуть воздух.

           Учащиеся: - Все ясно. Закладываем в бак, плотно закрываем и медленно подымаем давление. Оно повышается и внутри ореха.

           Учащиеся: - А потом сразу разгерметизируем. Из бака за доли се­кунды воздух вырывается наружу, а давление стано­вится атмосферным.

           Учащиеся: - И в орехах тоже?

          Учащиеся: - Нет, воздух внутри ореха не может так быстро выйти через поры, а так как давление большое - он рвет скорлупу на мелкие части.

          Преподаватель: Мы нашли приемлемое решение. НО давайте по­смотрим, где еще можно использовать аналогичный прием?

           Учащиеся: - Перцы на консервных заводах.

           Учащиеся: - Семечки на халвичной фабрике.

           Учащиеся: - Картошку в столовой.

           Учащиеся: - Очищать от панциря мельчайших морских рачков - криль!

           Учащиеся: - Снимать кору с деревьев.

                    Преподаватель: Смотрите, что казалось бы общего между ореха­ми и вашими примерами. А ведь это все одна задача. Такие задачи называют задачами-аналогами. Напри­мер, как снять перчатки с рук, изоляцию с проводов и т.п.           

 

 

Синектика

В середине 50-х годов Уильямом Гордоном был предложен новый метод поиска творческих решений – синектика. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов». Целью разработки метода явилось стремление к повыщению вероятности успеха при постановке и решении задач.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от мозгового штурма, является подход к процессу решения. В течение всего процесса работы синекторы стараются приблизиться к решению, но не выдвигают законченных идей, как это происходит во время мозгового штурма. Целостность, на их взгляд, противодействует дальнейшим изменениям.

В первую группу синекторов, которая была организованы Гордоном в США в 1952 году, входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, психолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.

В основу синектики положен мозговой штурм. Синектическая группа, это группа специально подготовленных людей, владеющих методами психофизиологической активизации творческого процесса – «профессиональные генераторы новых идей». Сюда входят люди различных специальностей и объединяются для решения проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

Перечислим некоторые качества синектора:

- умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения;

- способность переключаться;

- неудержимая фантазия;

- привычка находить необычное в обычном и обычное в необычном;

- ассоциативное мышление;

- эрудиция;

- широкий кругозор;

- глубокие знания в различных сферах.

       Особенность метода – в процессе работы синекторы стараются приблизиться к решению, но не выдвигают законченных идей, как это происходит во время «мозговой атаки». Целостность, на их взгляд, противодействует дальнейшим изменениям.

     Синекторы в своей работе широко используют аналогии.

 

Таблица 3. - Типы аналогий, используемых синекторами

Прямая Личная Символическая Фантастическая
Выяснить, как решаются задачи, похожие на данную Отожествить себя с техническим объектом Выразить буквально в двух словах суть задачи Внести какие-нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи

Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой – пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать этот процесс. Как сделать заслонку долговременной?

Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности, стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

Личная аналогия. Синектор представляет себя техническим объектом 9например, самолетом0 и пытается осознать, как бы он действовал в подобных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому, т.е., связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

 

 

Таблица 4- Примеры символической аналогии

Определяемое понятие Определение
Книга Молчаливый рассказчик. Диалог наедине
Пламя Видимая теплота
Раствор Взвешенная неразбериха
Вентилятор Застывший вихрь
Прочность Принудительная целостность

 

Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга. Отрстающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

Примеры. Немецкий астроном И.Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

В 17-м веке движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У.Гарвей ввел новую аналогию – насос – и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.