Роль тары и упаковки в логистике — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Роль тары и упаковки в логистике

2020-06-02 509
Роль тары и упаковки в логистике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маркировка

Каждая упаковочная единица должна иметь маркировку. На монтажной поверхности каждой плитки должен быть товарный знак предприятия-изготовителя. Маркировка может быть нанесена непосредственно на упаковку или этикетку, которую наклеивают на упаковку или может быть произведена с помощью ярлыков, прикрепляемых к упаковке.

Маркировка упаковочной единицы должна быть отчетливой и содержать:

- наименование, товарный знак и адрес предприятия-изготовителя;

- условное обозначение и полное наименование товара;

- количество;

- дату изготовления;

- обозначение нормативного документа;

- знак соответствия при поставке сертифицированной продукции (если это предусмотрено системой сертификации).

Предприятие-изготовитель имеет право наносить на упаковку дополнительную информацию, не противоречащую требованиям НТД и позволяющую идентифицировать продукцию и ее изготовителя.

Транспортная маркировка грузов по ГОСТ 14192. На каждое грузовое место должен быть нанесены манипуляционные знаки по ГОСТ Р 51474

Упаковка

Керамогранит поставляют упакованным в ящики из гофрированного картона по ГОСТ 9142, ГОСТ 7376, ГОСТ 7420, картонные коробки по ГОСТ 12301, ящичные поддоны по ГОСТ 9570, транспортные пакеты по ГОСТ 26663, универсальные контейнеры по действующей нормативной и (или) технической документации. Допускается по согласованию с заказчиком упаковывать продукцию в другие виды тары.

Транспортный пакет формируют на плоском поддоне по ГОСТ 9078 с помощью термоусадочной плёнки по ГОСТ 25951. Пакет формируют в соответствии с требованиями ГОСТ 26663, основные параметры и размеры транспортного пакета должны соответствовать требованиям ГОСТ 24597. Допускается укладка керамогранита стопами на паллету.

При упаковывании продукции для поставки в районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности, тара и упаковка должна соответствовать требованиям ГОСТ 15846. В каждой упаковке должен быть керамогранит одного сорта (размера и формы, цвета, рисунка, вида лицевой поверхности).

Допускается использование потребительской и транспортной тары, упаковочных средств и материалов по другим действующим нормативным и/или техническим документам, разрешенных к применению учреждениями Роспотребнадзора РФ, обеспечивающих сохранность качества и безопасности продукта на этапе оборота.

2.8.3 Хранение и транспортирование

Плитки транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, и требованиями другой документации, утвержденной в установленном порядке. Транспортирование плиток осуществляют в пакетированном виде или в универсальных контейнерах по ГОСТ 15102, ГОСТ 20435, ГОСТ 22225.

Транспортный пакет формируют из одинаковых упаковочных единиц с использованием деревянных поддонов. В качестве обвязки применяют стальную ленту по ГОСТ 3560 или синтетическую ленту. Транспортные пакеты могут быть также упакованы в полиэтиленовую термоусадочную пленку по ГОСТ 25951. Число обвязок, их сечение, размеры поддонов устанавливают технологическим регламентом с учетом требований ГОСТ 24597 и ГОСТ 26663.

Плитки следует хранить в закрытых помещениях в упакованном виде.

Хранение плиток на предприятии-изготовителе должно осуществляться в соответствии с технологическим регламентом с соблюдением требований техники безопасности и сохранности продукции. Транспортные пакеты плиток у потребителя должны храниться в соответствии с правилами техники безопасности. При погрузочно-разгрузочных, транспортно-складских и других работах не допускаются удары по плиткам.

Практически вся продукция требует тары и упаковки. Основные цели упаковки:

- упрощение хранения и переработки грузов;

- улучшение использования транспортных средств;

- защита товара от порчи;

- изменение плотности товаров;

- упрощение использования продукции;

- обеспечение повторного употребления упаковки.

Оснащение производственного и перевозочного процессов соответствующей тарой – это первоочередное условие комплексной механизации и автоматизации транспортно-складских процессов. Использование тары позволяет значительно увеличить производительность труда на складе, сократить расходы и повысить сохранность складируемых грузов.

Классификация тары:

1) по назначению тара подразделяется на следующие виды:

- потребительская тара поступает к потребителю вместе с продукцией;

- транспортная тара служит для временного размещения грузов при их транспортировке и складировании.

2) в зависимости от количества грузовых единиц различают индивидуальную и групповую тару;

3) в зависимости от частоты использования: многооборотная и разовая тара;

4) в зависимости от конструкции: разборная и неразборная тара;

5) в зависимости от степени жесткости: мягкая, полужесткая и жесткая тара.

Главное назначение тары и упаковки – это выполнение следующих защитных функций:

- закрывать товары, чтобы отделить их от других товаров;

- не допускать нежелательных перемещений товаров внутри подвижного состава во время перевозки;

- разделять содержимое упаковки, чтобы предотвратить нежелательное соприкосновение разных предметов;

- оберегать содержимое от внешних ударов и вибраций;

- удерживать вес такой же тары, составленной согласно блочному принципу сверху одна на другую;

- обеспечивать такое расположение содержимого, чтобы максимально защитить его;

- обеспечивать достаточно равномерное распределение веса внутри тары, для снижения рисков во время складских работ;

- обеспечивать достаточно большую площадь на внешней поверхности для размещения опознавательных, погрузочных и специальных надписей;

- обеспечивать в необходимой степени защиту от хищений;

- обеспечивать безопасность жизнедеятельности человека;

Упаковка выполняет также рекламные функции в силу того, что, во-первых, потребитель прежде всего видит упаковку и лишь затем – саму продукцию, во-вторых, параметры продукции могут резко отличаться от формы, объема и массы упаковки. Таким образом, упаковка придает продукции набор свойств, которые влияют на решения производителя относительно организации распределения товаров. Рекламные функции упаковки:

- яркая упаковка привлекает внимание покупателя;

- упаковка позволяет правильно разместить товар;

- упаковка может выполнять роль витрины.

Упаковка требует от фирмы дополнительных затрат, однако эти затраты компенсируются преимуществами рациональных условий транспортировки, хранения, переработки грузов, а также снижением потерь от порчи и повреждения товаров.

 

 

Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой.

Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту груза от повреждений и потерь, вредного воздействия окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения с грузом, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.

Грузы предъявляются к перевозке в упаковке или без неё. Упаковка должна соответствовать действующим стандартам или соглашениям сторон, оформленных в установленном порядке. Упаковка грузов, не имеющих стандартов или соглашений, должна обеспечивать сохранность перевозимой продукции и быть исправной.

Существуют правила и нормы по упаковке и погрузо-разгрузочным и транспортным операциям при подготовке груза к отправлению, которые должен знать грузоотправитель.

В состав упаковки входят наружная тара, система запирания, в случае необходимости перегородки, обвязки, амортизаторы, водонепроницаемые ограждения, ленты, а также нанесение транспортной маркировки. При определении вида необходимой упаковки следует принимать во внимание способ распределения груза. Упаковка груза, направляемого прямо в пункт продажи, часто подчиняется критериям, отличным от тех, которые относятся к грузам, предназначенным для предварительной обработки или многократных перемещений перед отправкой в пункт продажи.

Стоимость товара является определяющим фактором с точки зрения финансовых средств, выделяемых на упаковку. Однако стоимость также определяется внешним видом и качеством товара в пункте продажи, и денежные средства, сэкономленные на упаковке, могут снизить пригодность товара для продажи.

Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции.

По функциональным признакам она подразделяется: - потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объёму и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной, порционной, подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.

групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без неё, и также защищает товары от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла, хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многоразовой.

Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупнённой транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки.

Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу и особенностям конструкции.

По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

- одноразовая тара предназначена для однократного перемещения продукции, когда её возврат невозможен или экономически невыгоден, а также при выполнении поставок при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции и её потребителями.

- многооборотная тара предназначается для многократного использования и должна выдерживать значительные повторяющиеся механические нагрузки.

По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужёсткую и жёсткую транспортную тару.

- мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение этого вида тары - хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара имеет незначительный объём и массу, удобна в обращении.

- полужёсткая тара сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом.

- жёсткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.

В зависимости от способности тары укладываться в устойчивый штабель различают штабелируемую и не штабелируемую тару. По способу обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей тара бывает герметичная и не герметичная. По чувствительности к воздействию динамических нагрузок - прочная и хрупкая.

Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъёмности подвижного состава при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расходов на перевозку привела к созданию специальной конструкции тары - не разборной, разборной и складной.

- не разборная тара сохраняет свои параметры на всех стадиях перевозочного процесса, при выполнении гружёных и холостых ездок.

- разборная тара обладает возможностью легкой разборки и компактного укладывания её отдельных частей для возврата поставщику.

- складная тара предусматривает шарнирное соединение всех её стенок. На рис. 1. представлена классификация тары.

нагрузки:

мягкая,

полужёсткая, жёсткая

По способности к штабелированию: штабелируемая, нештабелируемая

По конструктивным особенностям:

Неразборная,

Разборная,

складная

По герметичности: герметичная, негерметичная

 

 

По размерам:

крупногабаритная

мелкогабаритная

По количеству затаренного груза: Индивидуальная, групповая

 

Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.

8. Маркировка грузов

Для предъявления к перевозки тарных и штучных грузов грузоотправитель обязан отмаркировать каждое грузовое место в соответствии с общими правилами маркировки грузов по ГОСТ 14192-96, ГОСТ Р51474-99 и с нормативными актами, действующими на соответствующих видах

транспорта.

Маркировкой называют надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовые места - единицу тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих единое целое при транспортировании, для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при перевозке, хранении и выполнении погрузо - разгрузочных работ.

Назначение маркировки заключается в следующем:

- достижение грузом места назначения предписанным путём;

- указание на способы обращения с грузом при его перевозке, перегрузке, хранении и распаковке;

- обеспечение комплектности груза и сохранности его доставки.

По назначению маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.

Товарную маркировку наносит изготовитель товара на изделие или потребительскую тару. Товарная маркировка содержит сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству и т.п.; как минимум в товарную маркировку входит наименование груза и организации - изготовителя.

Отправительская (грузовая) маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность груза к определённой партии, следующей по накладной.

Транспортная маркировка наносится отправителем на все грузовые места независимо от отправительской маркировки в виде дроби: в числителе указывается порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована у отправителя, в знаменателе - число грузовых мест в данной отправке.

Специальная маркировка наносится грузоотправителем на грузовое место, если они требуют особого обращения при погрузо-разгрузочных работах, перевозке и хранении и представляют собой условные знаки или короткие надписи.

В соответствии с ГОСТ 14192 -96 устанавливают следующие группы надписей:

основные-, полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя; наименование пункта назначения;

дополнительные: полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя, наименование пункта отправления, надписи транспортных организаций;

информационные: указание массы брутто и нетто в килограммах, габаритные размеры в сантиметрах.

В нормативной документации при перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом.

 

 

Цифровой код

Отсутствие тары.......... 00

Баллоны....................... 01

Барабаны...................... 02

Бочки............................ 03

Банки............................ 04

Бидоны......................... 06

Коробки........................ 08

Канистры...................... 09

Контейнеры.................. 11

Пакет в поддоне... 15 Ящики 20

Буквенный код

Алюминий..................... А

Бумага............................ Б

Дерево............................ Д

Жесть............................. Ж

Картон............................ К

Металлы........................ М

Пластмасса.................... П

Резина............................. Р

Стекло............................ С

Фанера............................. Ф

Эбонит.............................. Э

 

 

 

Например, шифр 20Д-04 означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.

Номенклатура тарно - штучных грузов в России превышает 15000 наименований. Примерное соотношение видов транспортной тары с учётом изменившейся экономической ситуации следующее:

- деревянные, пластмассовые, фанерные и картонные ящики - 50...60%;

- бумажные, полиэтиленовые, полипропиленовые, льняные мешки - 28...32%;

- кипы и тюки - 5...8%;

- бочки и барабаны - 4...6%; -прочая 2...3%.

Размеры транспортной тары унифицированы по ГОСТ 21140-88, который устанавливает единую систему размеров, исходя из модуле 800 х 1200 и 1000 х 1200мм. Предпочтительные наружные размеры тары прямоугольного сечения, позволяющие использовать на 100% площадь поддона следующие: длина - 1200; 800; 600; 400; 300; 240; 200мм; ширина, высота - 1000; 800; 600; 400; 300; 200; 150мм.

Роль тары и упаковки в логистике

Оснащение производственного процесса современной унифицированной тарой является первоочередным условием комплексной механизации и автоматизации транспортно-складских и перегрузочных операций. Применение тары позволяет значительно повысить производительность труда складского персонала, сократить расходы на переработку груза и повысить сохранность складируемых грузов.  

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения и способствующих рациональной организации процесса хранения, реализации и транспортировки продукта. Данная характеристика достаточно полно характеризует функциональное назначение упаковки. Но есть и другая сторона упаковки (покупатель воспринимает упаковку как образ марки). В этой связи оправдана позиция большинства специалистов в области маркетинга, что упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки. Здесь имеет значение всё – форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, используемый шрифт, рациональность складирования, оптимальность единиц для продажи товара, экологичность материала.

Выделяют 5 основных функций упаковки:

1. вмещение, хранение и защита;

2. практичность использования и его стимулирование;

3. приспособленность к коммуникациям и информированность потребителя;

4. способность к сегментации рынка, возможность выделения целевого рынка;

5. планирование новой продукции.

Неверно выбранная упаковка искажает представление о товаре, создаёт неверную, ложную картину и его качестве и свойствах. Широкий спектр характеристик (дизайн упаковки, формирующий представление потребителя о товаре и фирме, его изготовившей; стандартизация упаковки и сочетание цветов материала при её изготовлении; стоимость упаковки; выбор материала, используемого при изготовлении упаковки; размеры и форма упаковки; сопоставимость упаковки и маркировки; экологичность упаковки), которые необходимо учесть при проектировании, производстве и работе с упаковкой свидетельствуют о том, что она является достаточно важным элементом логистич. системы, определяющей как эффективность самой системы, так и результативность восприятия товара потребителем.

Роль упаковки в современном логистическом менеджменте определяется след. основными моментами:

1. Идентификация продукта и предоставление информации. Важнейшая функция упаковки – это предоставление информации о продукции, находящейся внутри неё, различным группам потребителей. Эта информация может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т.п.

2. Повышение эффективности операций физического распределения. Наиболее важная роль упаковки, с точки зрения логистич. менеджмента, заключается в облегчении процедур физического распределения (складирования, транспортировки, грузопереработки) для базисных логистич. операций за счёт гармонизации и стандартизации типоразмерных рядов тары и упаковки, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при управлении материальными потоками и логистич. цепях.

3. Защита от повреждений. Ещё одна ключевая роль – защита от повреждений и потерь продукции в процессах складирования, грузопереработки и транспортировки. Защитная функция упаковки проявляется в её способности препятствовать воздействию на продукт агрессивных химических сред, влаги, температуры; препятствовать раздавливанию, растяжению и др. физ. воздействиям.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

- защита товара от влияния других товаров;

- обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Из всех функций тары и упаковки можно выделить 3 основные группы функций:

- защитная,

- обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки,

- информационная.

Защитная функция тары предполагает защиту продукта от механических, физических, химических, климатических и биологических воздействий, т.е. сохранение количества, состав, качества товара в пределах установленных норм. Целью защиты продукта от химических воздействий является предупреждение нежелательных реакций с окружающей средой.

При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов.

Защита от повреждений и воровства - главная функция промышленной упаковки в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целей необходимо подобрать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. Главными факторами при этом являются ценность (стоимость) и прочность продукта: чем продукт дороже, тем более надежной должна быть упаковка. Но, если дорогостоящий продукт непрочен, то и издержки абсолютной защиты тоже будут очень велики.

Надежность тары определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки.

Полезность тары определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций - от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

Обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки. Многофункциональность тары и упаковки означает, что они должны облегчать погрузочно-разгрузочные операции, транспортирование, реализацию и использование товара.

Она способствует ускорению передачи товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений.

Функциональность тары в процессах складирования и погрузо-разгрузочных работ. Все техническое разнообразие складов во многом определяется используемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой она складируется. От этого зависят определение способа складирования, выбор необходимого оборудования, подъемно-транспортных механизмов и расчет их параметров, определение необходимых площадей, типа помещения, организации процесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения, поиска и др.

В настоящее время особенно популярна стала унифицированная тара. Применение ее сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Тару можно классифицировать по различным признакам:

1. По назначению:

· потребительская тара – поступает совместно с продукцией (первичная упаковка);

· транспортная тара – служит для временного размещения грузов при их транспортировании и складировании;

2. По частоте использования:

· многооборотная

· разовая

3. По конструкции:

· разборная;

· неразборная;

· открытая;

· закрытая;

· разборно-складная;

4. В зависимости от вида материала, из которого изготовлена тара:

· деревянная – в виде дощатых и фанерных ящиков, поддонов, обрешеток и бочек;

· металлическая – тара, которая, как правило, используется в качестве многооборотной;

· полимерная – широко используется как для внутрискладского складирования, так и для транспортирования продукции (ящики, поддоны, лотки, корзины, цистерны, бочки, канистры, бидоны, банки, фляги, бутыли);

· картонная;

· стеклянная;

· тканевая;

· бумажная;

· комбинированная

5. По габаритам:

· малогабаритная;

· крупногабаритная;

· стандартная;

· нестандартная

6. По физико-химическим свойствам:

· мягкая;

· жёсткая;

· полужёсткая;

· герметичная;

· изотермическая;

· негерметичная.

Пакетирование – логистич. операция, заключающаяся в формировании транспортного пакета, - может выполняться с помощью специальных пакетоформирующих машин. В пакетировании заинтересованы все участники процесса перемещения продукции, поскольку большинство предприятий получают (или отправляют) продукцию, которую нужно пакетировать. Для перевозки пакетов применяют поддоны.

Поддоны – средства пакетирования с площадкой для груза с надстройками или без них, приспособленные для механизированного перемещения при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные.

Паллетом называется горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов. Наряду с паллетом важная роль в логистич. менеджменте принадлежит контейнеру. Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов.

Контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции – специальными.

Преимуществами контейнерных перевозок явл.:

· ускорение оборота транспортных средств;

· повышение сохранности груза;

· уменьшение логистич. издержек; ускорение погрузочно-разгрузочных работ и передачи груза получателям;

· экономия тары и упаковки;

· поставка нетранзитных партий продукции непосредственно от предприятий-производителей, минуя склады торговых посредников.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения и способствующих рациональной организации процесса хранения, реализации и транспортировки продукта. Данная характеристика достаточно полно характеризует функциональное назначение упаковки. Но есть и другая сторона упаковки (покупатель воспринимает упаковку как образ марки). В этой связи оправдана позиция большинства специалистов в области маркетинга, что упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки. Здесь имеет значение всё – форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, используемый шрифт, рациональность складирования, оптимальность единиц для продажи товара, экологичность материала.

Выделяют 5 основных функций упаковки:

1. вмещение, хранение и защита;

2. практичность использования и его стимулирование;

3. приспособленность к коммуникациям и информированность потребителя;

4. способность к сегментации рынка, возможность выделения целевого рынка;

5. планирование новой продукции.

Неверно выбранная упаковка искажает представление о товаре, создаёт неверную, ложную картину и его качестве и свойствах. Широкий спектр характеристик (дизайн упаковки, формирующий представление потребителя о товаре и фирме, его изготовившей; стандартизация упаковки и сочетание цветов материала при её изготовлении; стоимость упаковки; выбор материала, используемого при изготовлении упаковки; размеры и форма упаковки; сопоставимость упаковки и маркировки; экологичность упаковки), которые необходимо учесть при проектировании, производстве и работе с упаковкой свидетельствуют о том, что она явл. достаточно важным элементом логистич. системы, определяющей как эффективность самой системы, так и результативность восприятия товара потребителем.

Роль упаковки в современном логистич. менеджменте определяется след. основными моментами:

1. Идентификация продукта и предоставление информации. Важнейшая функция упаковки – это предоставление информации о продукции, находящейся внутри неё, различным группам потребителей. Эта информация может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т.п.

2. Повышение эффективности операций физического распределения. Наиболее важная роль упаковки, с точки зрения логистич. менеджмента, заключается в облегчении процедур физического распределения (складирования, транспортировки, грузопереработки) для базисных логистич. операций за счёт гармонизации и стандартизации типоразмерных рядов тары и упаковки, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при управлении материальными потоками и логистич. цепях.

3. Защита от повреждений. Ещё одна ключевая роль – защита от повреждений и потерь продукции в процессах складирования, грузопереработки и транспортировки. Защитная функция упаковки проявляется в её способности препятствовать воздействию на продукт агрессивных химических сред, влаги, температуры; препятствовать раздавливанию, растяжению и др. физ. воздействиям.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

- защита товара от влияния других товаров;

- обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Из всех функций тары и упаковки можно выделить четыре основные группы функций:

- защитная,

- обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки,

- информационная.

Защитная функция тары предполагает защиту продукта от механических, физических, химических, климатических и биологических воздействий, т.е. сохранение количества, состав, качества товара в пределах установленных норм. Целью защиты продукта от химических воздействий является предупреждение нежелательных реакций с окружающей средой.

При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов.

Защита от повреждений и воровства - главная функция промышленной упаковки в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целей необходимо подобрать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. Главными факторами при этом являются ценность (стоимость) и прочность продукта: чем продукт дороже, тем более надежной должна быть упаковка. Но, если дорогостоящий продукт непрочен, то и издержки абсолютной защиты тоже будут очень велики.

Надежность тары определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки.

Полезность тары определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций - от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

Обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки. Многофункциональность тары и упаковки означает, что они должны облегчать погрузочно-разгрузочные операции, транспортирование, реализацию и использование товара.

Она способствует ускорению передачи товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений.

Функциональность тары в процессах складирования и погрузо-разгрузочных работ. Все техническое разнообразие складов во многом определяется используемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой она складируется. От этого зависят определение способа складирования, выбор необходимого оборудования, подъемно-транспортных механизмов и расчет их параметров, определение необходимых площадей, типа помещения, организации процесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения, поиска и др.

В настоящее время особенно популярна стала унифицированная тара. Приме


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.