Современный зарубежный опыт проектирования зданий — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Современный зарубежный опыт проектирования зданий

2020-06-02 265
Современный зарубежный опыт проектирования зданий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

     

 Введение                                                                                                                              3

  1 Зарубежный опыт проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                              4

2 Современный отечественный опыт проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                            10

3 Основные принципы проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                            17

Заключение                                                                                                                         19

Список используемой литературы                                                                                   21

 


 

Введение

В условиях модернизации системы образования в отечественных школах особенный интерес приобретают проблемы формирования архитектурных принципов проектирования школьных зданий. Образовательная среда в социально-политических условиях новейшего времени требует адекватного архитектурного пространства, которое необходимо создавать на основе современных принципов. Их разработка диктуется: во-первых, совершенствованием педагогических процессов, соответствующих требованиям эффективного образования; во-вторых, пониманием необходимости адаптации архитектурного пространства к меняющимся условиям обучения; в-третьих, связано с изменением принципиального отношения к пониманию значимости архитектурной среды, способной оказывать существенное влияние на формирование мировоззренческих основ подрастающего поколения.
Анализ отечественного опыта проектирования школ новейшего времени, за редким исключением, демонстрирует приверженность традиционным принципам проектирования, опирающимся на типовые или в лучшем случае повторно применяемые проекты школ различной вместимости.

В то же время проектирование школ в странах США, Германии, Франции, Англии, Швеции и др. отличаются новаторскими поисками новых проектных решений, которые можно условно представить в виде двух направлений – универсального и социального.

Первое, универсальное, направление подчеркивает функционально- планировочную особенность пространства школы, которое обладает «гибкими» возможностями «учитывать» изменения методов и технологий образования. Коротко: оно отражает социальную направленность на эффективное и устойчивое развитие образовательных услуг, обеспеченное «универсальностью» архитектурного пространства.

Второе, социальное, выделяет в планировке и объемном решении социальную значимость школы, транслируя в архитектурном образе идейное содержание современного образования (открытый и гибкий характер, удовлетворение образовательных потребностей, равенство доступа к образовательным услугам, самоопределение учащегося). В этом направлении архитектурная структура декларирует общегражданские идеалы как основу единства развития школы и общества.

Эти направления не противоречат друг другу. Они отражают различные стороны смыслового и символического содержания гуманитарных основ образовательной системы школ. Начало формирования этих направлений Запада было отзвуком тех достижений в области образования, которых добился СССР, реализуя социальную программу всеобщего и равного образования.

Новые принципы проектирования выводятся из композиционного и функционального анализа обоих направлений проектирования школ. Общая система принципов организации современного образовательного пространства являются матрицей рождения объемно-пространственной композиции, в геометрических рамках которой разворачиваются социальные и педагогические функции.


 

Современный зарубежный опыт проектирования зданий

 для учебно-воспитательного процесса

Рассмотрим примеры зарубежного опыта в проектировании зданий для учебно-воспитательного процесса.

 

Новый корпус Школы AYB

ЛОКАЦИЯ: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 4 200 м² (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 – Перспективный вид школы AYB

 

Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны – так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.

В образовательный процесс внедрены принципы разумного риска – чтобы дети учились принятию решений, понятиям «свобода» и «ответственность»: например, ограждения цокольного этажа невысокие, какие встречаются во «взрослых» общественных зданиях. В отделке не использовались краска и штукатурка, здание оставлено «в бетоне». Из-за риска сейсмической активности конструкции максимально облегчены (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Интерьер школы

 

Особенности школы:

– Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

– При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

– Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

– Есть террасы, живые ограждения — учиться можно и на улице.

– Для быстрого спуска с верхних этажей предусмотрены трубы.

 

Международная школа Казани

ЛОКАЦИЯ: Россия, Казань, улица Мавлютова, 5.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 25 000 м² (рис.15).

 

Рисунок 17 – Интерьер Международной школы Казани

 

Все школы, которые вышли в финал конкурса, построены в столицах России, Армении и Латвии. «Международная школа Казани» — единственный региональный проект, несмотря на то, что она расположена в столице одного из крупнейших российских регионов, республике Татарстан. В основе архитектурной концепции школы – идея уважения к ученику (рис. 18).

 

 

Рисунок 18 – Спортзал школы

 

Особенности школы:

– В школе нет коридоров, кабинеты входят в общественные пространства очень разной формы.

– Есть зимний сад со свободным доступом в него для детей.

– Пространство легко трансформируется, мебель мобильна, менять его могут и учителя, и дети.

Заключение

 

При проектировании архитектор, опираясь на триаду Витрувия (польза, прочность и красота), использует понятие пользы в качестве функции, выражая деятельность геометрическими свойствами пространства и рассматривая их отношения между собой как понимание функциональной структуры школьного здания. При этом фиксируются главным образом антропометрические свойства каждого элемента архитектурного пространства. Ментальные отношения и их активное влияние на формирование пространства не учитываются и остаются за кадром. Введение в проектную деятельность понятия «принципы» дает возможность отразить не только признаки «свойства» архитектурного пространства в виде функции. Оно предоставляет возможность на основе компетентностного подхода установить «отношения» между человеком и архитектурным пространством, отражая совокупность признаков, характерных для конкретного вида деятельности.

Использование понятия «принцип» исходит из представления об особенности архитектурного мышления, в котором при проектировании осуществляется построение теории. Реализация этой теории происходит в определенной последовательности: «принципы – концепция – проекты – рабочие чертежи». И в этой последовательной иерархи материализации объекта раскрывается смысловое содержание принципов.

Любой из перечисленных принципов на каждом этапе представляет собой руководящую идею и становится причиной, которая, воздействуя, порождает следствие. В архитектурном проектировании отношения между принципом (причина) и следствием (концепция), между концепцией (причина) и проектом (следствие) носят сложный, взаимосвязанный характер, при котором следствие является активным участником мыслительного процесса и поэтому одни и те же принципы вызывают различные следствия.

И это не предполагает того, что одни и те же принципы будут всегда порождать аналогичные концепции и проекты. Использование принципов различными авторскими коллективами не может привести к созданию тождественных или схожих школ, в силу различных оснований и условий, формирующих конструкты причинно-следственных отношений проектирования.

Значение принципов в данной статье рассматривается как необходимость формирования дополнительных междисциплинарных проектных оснований, при которых формируется компетентностная модель логической семантики сложноорганизованного проектного процесса. Дополнительные – в том смысле, что они не заменяют классические основания проектирования, а, опираясь на философию, предлагают включение новых смыслов (признаков) в содержание архитектурного пространства. Понятие «компетентностная» в настоящем тексте включает архитектурный смысл, который формируется с учетом направленности педагогического содержания.

Уникальность школ состоит в том, что на их ограниченном архитектурном пространстве осуществляются все содержательные виды деятельности человека, переживаемые и усвоенные им на протяжении всей активной жизни: восприятие, игра, учеба (школьники) и труд (преподаватели). Эта особенность не «улавливается» в традиционном функциональном методе проектирования при переводе внеархитектурной деятельности в функцию. При компетентном подходе проектирования, использующем философские принципы, учитывается не только функциональное, но и ментальное содержание деятельности.

Такой подход к проектированию архитектурного пространства школьных зданий, по мнению авторов, наиболее полно отразит социально-детерминированный и психологически обусловленный характер современного образовательного пространства школ и будет способствовать выполнению тех задач, которые стоят перед педагогической практикой. Архитектура школы с присущими ей эстетическими средствами воздействия должна стать непосредственным участником педагогического процесса воспитания, образования и формирования личности.

Список использованной литературы

1. Проектирование школ: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://elib.bsut.by/bitstream/handle/123456789/1381/ malkov_proektirovanie_shkol.pdf?sequence=1&isAllowed=y. ­­­– дата доступа: 28.04.2020.

2. «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений». М., 1984г. Стройиздат. В. В. Адамович, Б. Г. Бархин. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –https://www.archdaily.com/927336/the-heights-buildin big?ad_source=search&ad_mediu m=search_result_projects. – дата доступа: 28.04.2020.

3. Красивые и умные: топ-7 школ с авторской архитектурой, где хочется учиться [Электронный ресурс]: - Режим доступа: – http://www.berlogos.ru/article/krasivye-i-umnye-top-7-shkol-s-avtorskoj-arhitekturoj-gde-hochetsya-uchitsya – дата доступа: 29.04.2020.

4. Архитектурно-планировочное решение школы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.archidizain.ru/2019/06/blog-post_4.html – дата доступа: 29.04.2020.

5. Школа будущего: Новые образовательные пространства [Электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.the-village.ru/village/children/children-guide/309533 detskie-prostranstva. – дата доступа: 29.04.2020.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проектированию курсового проекта ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА [Электронный ресурс] – Режим доступа. –https://marhi.ru/sveden/files/Metod_posobie_shkola_270301.pdf. – дата доступа: 29.04.2020.

7. Принципы проектирования пространственной структуры школьных зданий [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.nsktvs.ru/node/168. – дата доступа: 29.04.2020.

 


Содержание

     

 Введение                                                                                                                              3

  1 Зарубежный опыт проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                              4

2 Современный отечественный опыт проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                            10

3 Основные принципы проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                            17

Заключение                                                                                                                         19

Список используемой литературы                                                                                   21

 


 

Введение

В условиях модернизации системы образования в отечественных школах особенный интерес приобретают проблемы формирования архитектурных принципов проектирования школьных зданий. Образовательная среда в социально-политических условиях новейшего времени требует адекватного архитектурного пространства, которое необходимо создавать на основе современных принципов. Их разработка диктуется: во-первых, совершенствованием педагогических процессов, соответствующих требованиям эффективного образования; во-вторых, пониманием необходимости адаптации архитектурного пространства к меняющимся условиям обучения; в-третьих, связано с изменением принципиального отношения к пониманию значимости архитектурной среды, способной оказывать существенное влияние на формирование мировоззренческих основ подрастающего поколения.
Анализ отечественного опыта проектирования школ новейшего времени, за редким исключением, демонстрирует приверженность традиционным принципам проектирования, опирающимся на типовые или в лучшем случае повторно применяемые проекты школ различной вместимости.

В то же время проектирование школ в странах США, Германии, Франции, Англии, Швеции и др. отличаются новаторскими поисками новых проектных решений, которые можно условно представить в виде двух направлений – универсального и социального.

Первое, универсальное, направление подчеркивает функционально- планировочную особенность пространства школы, которое обладает «гибкими» возможностями «учитывать» изменения методов и технологий образования. Коротко: оно отражает социальную направленность на эффективное и устойчивое развитие образовательных услуг, обеспеченное «универсальностью» архитектурного пространства.

Второе, социальное, выделяет в планировке и объемном решении социальную значимость школы, транслируя в архитектурном образе идейное содержание современного образования (открытый и гибкий характер, удовлетворение образовательных потребностей, равенство доступа к образовательным услугам, самоопределение учащегося). В этом направлении архитектурная структура декларирует общегражданские идеалы как основу единства развития школы и общества.

Эти направления не противоречат друг другу. Они отражают различные стороны смыслового и символического содержания гуманитарных основ образовательной системы школ. Начало формирования этих направлений Запада было отзвуком тех достижений в области образования, которых добился СССР, реализуя социальную программу всеобщего и равного образования.

Новые принципы проектирования выводятся из композиционного и функционального анализа обоих направлений проектирования школ. Общая система принципов организации современного образовательного пространства являются матрицей рождения объемно-пространственной композиции, в геометрических рамках которой разворачиваются социальные и педагогические функции.


 

Современный зарубежный опыт проектирования зданий

 для учебно-воспитательного процесса

Рассмотрим примеры зарубежного опыта в проектировании зданий для учебно-воспитательного процесса.

 

Новый корпус Школы AYB

ЛОКАЦИЯ: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 4 200 м² (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 – Перспективный вид школы AYB

 

Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны – так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.

В образовательный процесс внедрены принципы разумного риска – чтобы дети учились принятию решений, понятиям «свобода» и «ответственность»: например, ограждения цокольного этажа невысокие, какие встречаются во «взрослых» общественных зданиях. В отделке не использовались краска и штукатурка, здание оставлено «в бетоне». Из-за риска сейсмической активности конструкции максимально облегчены (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Интерьер школы

 

Особенности школы:

– Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

– При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

– Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

– Есть террасы, живые ограждения — учиться можно и на улице.

– Для быстрого спуска с верхних этажей предусмотрены трубы.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.