Основные факторы развития речи детей раннего возраста — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные факторы развития речи детей раннего возраста

2020-06-02 600
Основные факторы развития речи детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, кото­рый овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспро­изведение ранее полученных впечатлений с образованием и даль­нейшим развитием речи происходит не только в результате внеш­ней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Оно возникает по слову ранее воспринятого явления в силу образовавшейся связи между первой и второй сигнальными системами.

Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разу­ченные со взрослым. Затем с усложнением формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно повторяющихся и разнооб­разных внешних раздражений, получаемых от окружающей среды, действия ребенка усложняются. Таким образом, уже виденное ста­новится содержанием игры.

На третьем году при правильном развитии можно обнаружить возникновение качественно нового характера игры: прежде чем на­чать играть, ребенок берет на себя роль, выражая ее словесно. Дети не просто отображают виденное, но их действия подчиняются зара­нее поставленной цели, оформленной в словах. Такая игра способ­ствует развитию воображения, творчества, активизирует закрепле­ние постепенно увеличивающегося опыта ребенка. Но переход на ролевую игру возможен лишь с использованием речи.

Возникнув в результате общения ребенка с родителями, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию. Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интере­сами других детей.

С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все ок­ружающее становится для него более понятным, осмысленным, вза­имосвязанным, что развивает специфически человеческое мышле­ние.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни пред­ставляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в ре­зультате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под вли­янием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспита­ния.

Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельству­ет о новой функции коры головного мозга — деятельности второй сигнальной системы, так как только ей присущи свойства обобще­ния и отвлечения.

Для своевременного и полноценного развития речи в условиях дет­ских учреждений необходимо учесть следующие факторы.

1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.

2. Установление частого эмоционально-положительного контак­та, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.

3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Рассмотрим их подробнее.

Как показывают исследователи, основа формирования речи (и его первый фактор) — обогащение чувственного опыта ощущений, вос­приятий, представлений, развитие движений, действий и всей дея­тельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития речи детей.

Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием ос­тается на всем протяжении первых трех лет ведущим для развития речи. Употребляемые родителями слова должны в основном опи­раться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым рассматривание предметоб, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих.

Одна из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, — шаблонная речь, которой часто пользу­ются воспитатели в детских садах и яслях. Ребенок слышит в опреде­ленной ситуации изо дня в день повторяемые выражения. Формиро­вание стереотипных словесных сочетаний очень обедняет словарь и не способствует образованию обобщенного значения каждого слова. Последние воспринимаются не раздельно, а сливаются воедино.

Задержка в образовании обобщенного значения слов ведет к тому, что всякое непривычное новое сочетание даже хорошо знакомых в отдельности слов либо оказывается непонятным ребенку, либо по­нятое им не выполняет своей функции, т.е. не служит сигналом к

действию.

Одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориен­тировочной реакции: понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточении на на­зываемом предмете. Поэтому следует внимательно наблюдать за по­ведением ребенка и более часто использовать именно те предметы и действия с ними, которые вызывают больший интерес, а тем са­мым и большую речевую активность.

Успех в формировании речи заключается не только в количестве понимаемых и употребляемых слов, но и в расширяющемся значе­нии этих слов для поведения ребенка, для развития всей его позна­вательной деятельности. Поэтому далеко не обязателен показ новых предметов, наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей с ними.

Второй фактор развития речи — общение ребенка со взрослыми. В этой связи необходимо выполнение двух обязательных условий:

1) обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком;

2) воспитывать у детей потребность в общении со взрослыми. Далеко не каждое общение развивает речь. В период раннего дет­ства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребенком. В процессе его легче сосредоточить внимание маленького человека, содержание речи можно приспособить к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого. Индивидуально адресо­ванная речь привлекает большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых игр и занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности. В некоторых случаях эта особенность совершенно игнорируется, и от педагога исходят в основном групповые обращения: «Дети, да­вайте игрушки убирать». Неудивительно, что дети не реагируют на подобные призывы, так как не понимают, что под словом «дети» подразумевается каждый из них.

Характер взаимодействия взрослых с детьми различного возра­ста должен изменяться. Для вызывания первых голосовых реакций у ребенка первых месяцев жизни достаточно одного эмоционального положительного контакта — ласковой интонации, улыбки. Позднее наиболее эффективным фоном становится совместная деятельность. Наибольшее значение для детей имеет общение в процессе игровой деятельности, при восприятии окружающих явлений, а затем и на­блюдении за ними.

Существенную роль играет также общение воспитателя с ребен­ком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются в это время, неизбежность (и необходимость) при этом непосред­ственного контакта со взрослыми — все это создает благоприятную основу для развития речи (третий фактор).

Однако и этого недостаточно. Среди мероприятий в детском уч­реждении большой удельный вес приобретают специальные заня­тия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи. Последние в разные воз­растные периоды развиваются неравномерно и в большей степени зависят от индивидуальных особенностей. Но только при своевре­менном и полноценном для каждого возрастного периода уровне формирования всех сторон речи можно достичь оптимального ре­зультата к 3 годам.

Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей меж­ду собой, особенно старших с младшими, возникающее уже в пре­делах раннего детства. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слыши­мые звуки и слова.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Речевое развитие детей раннего возраста подчиняется следующим закономерностям.

1. Первичные голосовые реакции (до 6 мес.).

2. Подражание речи взрослого (6 мес.—1 год).

3. Понимание речи взрослого (6 мес.—1 год).

4. Интенсивное формирование всех сторон речи (1—2 года).

5. Активное овладение языком и совершенствование произноше­ния (2—3 года).

Рассмотрим их детально.

Крик новорожденного есть не что иное, как озвученное дыха­ние, расправление легких. Несколько позже хныканье, крик, плач ребенок использует в моменты, когда он голоден, ему холодно, он намочил пеленки. Это — реакция на состояние, но не просьба о помощи. Крик не имеет функции общения, хотя в некоторых слу­чаях дети первого года жизни используют его как способ привлечь внимание взрослого.

Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных эле­ментов речи, возникают у ребенка в первые месяцы под влиянием эмоционального общения со взрослым.

Формирование в первые недели жизни зрительного и слухового сосредоточения дает возможность научить ребенка фиксировать взгляд на лице взрослого, игрушке, прислушиваться к звукам речи. Под влиянием зрительных и слуховых воздействий, особенно общения со взрослым, у малыша возникает радостное состояние. Он посте­пенно становится сосредоточенным, прекращает беспорядочные дви­жения, как бы прислушиваясь и присматриваясь к тому, что гово­рит или показывает взрослый. В результате появляется первая ответ­ная улыбка. Во время такого общения ребенок гукает и гулит во много раз больше, чем предоставленный сам себе. Постепенно он начинает приобретать потребность общаться со взрослыми, которая лежит в основе развития речи.

В конце первого полугодия жизни появляется лепет, т.е. произне­сение слогов, который осуществляется под контролем слуха. Ребе­нок слышит произносимый слог и повторяет его многократно.

Взрослый должен постоянно поддерживать звуковую активность ребенка, общаясь с ним, добиваться, чтобы он много и часто уп­ражнялся в произнесении звуков. Если малыш не овладеет извест­ным количеством звуков, не будет проявлять интерес к ним, труд­но в последующем сформировать у него подражание звукам.

Вызвать ребенка на подражание без эмоционального контакта со взрослыми невозможно. Чужим он не подражает не только в пери­од, когда это умение только формируется, но и позже, уже владея этой способностью.

Для произвольного произнесения звуков по подражанию нужно, чтобы ребенок овладел своим артикуляционным аппаратом и настра­ивал его под контролем слуха. Своевременное и хорошее развитие слухового сосредоточения и восприятия — важная предпосылка фор­мирования подражания. Для этого взрослые должны разговаривать поблизости от ребенка, научить его разыскивать невидимый источ­ник звука. При разговоре с малышом необходимо находиться в поле его зрения: это повышает его активность и внимание. Он следит за говорящим, шевелит губами, как бы стараясь издать звук.

При формировании подражания вначале побуждают повторять только те звуки, которые ребенок уже произносит. Особое внима­ние надо обратить на развитие подражания слогам. К. концу первого года под влиянием упражнения в подражании возникает новый его вид — отсроченное подражание.

Способность подражать звукам — это основа для овладения зву­ками и словами языка окружающих людей, и развитию этого уме­ния следует отводить ведущее место.

У детей второго полугодия первого года жизни уже можно выра­ботать связь между предметами, действиями и словами, их обозна­чающими. На основе ее у ребенка возникает первичная ориентиров­ка в окружающем мире, умение выполнять некоторые простые дей­ствия, произносить первые осмысленные слова.

Пониманием слова во всей полноте его смысла и звучания дети овладевают не сразу. На первом году жизни название предмета свя­зывается у ребенка с действиями, проделываемыми с данным пред­метом, местом, где он находится. Все это включается в слово-назва­ние. Вначале ребенок реагирует на слово как на простой звуковой раздражитель, но не на связанное с ним содержание. Примерно с 10—11 месяцев он начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на связанное с ним содержание, различая воп­росы, даже если они произносятся с одинаковой интонацией.

Дети конца первого года жизни различают контрастные слова, но сходные по звучанию языковые единицы еще не дифференци­руют.

В нашей речи существует несоответствие между понимаемым и употребляемым словарем. Первый более обширен, чем второй. В ран­нем возрасте разрыв между обеими сторонами речи особенно велик. Например, на первом году жизни ребенок до некоторой степени понимает речь взрослых, не владея еще ни одним самостоятельным словом. Поэтому очень важно знать, понимает ли ребенок то, что ему говорят.

Поскольку детей на первом году учат в основном пониманию действий, которые они могут проделать сами, то считают, что сло­ва усвоены, если они выполняют соответствующее предложение взрослых. Чтобы выяснить, понимает ли ребенок название предмета в период, когда он не умеет произнести нужное слово, его обучают ответу действием — поворотом головы, указательным жестом на вопрос «где?». Активный поиск называемого взрослым предмета у детей 8—12 месяцев показывает, что появилась возможность сло­весной регуляции зрительно-ориентировочной деятельности.

Общение, необходимое для развития подготовительных этапов активной речи, должно носить преимущественно эмоциональный характер. При формировании понимания следует приучить ребенка

к объектно-направленному общению, в процессе которого взрос­лый что-то сообщает, направляет внимание и интерес воспитанни­ка на какой-нибудь предмет или действие. Для выработки любой рефлекторной связи, в том числе между предметом, действием и словом, их обозначающим, требуются постоянство условий и по­вторяемость.

Нельзя сформировать у ребенка понимание речи, если он без­различен к тому, что ему показывают, что с ним делают. Поэтому нужно как можно чаще называть интересные для него яркие, зву­чащие, движущиеся объекты, связанные с ними действия, имена детей и окружающих взрослых в такие моменты, когда ребенок внимательно смотрит на предметы, тянется к ним. При этом недо­статочно называть только те, на которые ребенок смотрит, надо целенаправленно демонстрировать их, заинтересовывать его таким образом и называть показываемое. При объяснении надо избегать лишних слов, но выразительно произносить те, которые намечают­ся для запоминания. Ребенок тем скорее связывает слово с предме­том и действием, чем ближе может познакомиться с ним: рассмот­реть, потрогать, подвигать, постучать и т.п. На первом году разучи­вают и некоторые условные жесты: ребенок благодарит — кивает головой, прощается — машет ручкой.

Второй год жизни ребенкапериод интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к пониманию словесных поручений взрос­лого и выполнению нескольких действий, к пониманию несложно­го сюжета в показах-инсценировках и на картинках.

Сначала понимание значительно опережает развитие активной речи, но благодаря подражанию запас произносимых слов к 2 го­дам увеличивается до 200—300; в речи появляются короткие фра­зы, она становится средством общения со взрослыми. Поэтому не­обходимо развивать у детей способность подражания, увеличивать запас понятных ребенку слов, воспитывать умение пользоваться речью при обращении к взрослым.

Связь между предметом и словом, его обозначающим, образует­ся у детей на втором году жизни достаточно быстро. Задача совер­шенствования понимания речи взрослого заключается в формиро­вании разнообразных связей между предметами и словами. Ребенку необходимо научиться узнавать известные предметы в различной обстановке; осознавать, что действия, относящиеся к одному пред­мету, могут быть перенесены на другие.

Заметим, что к концу второго года жизни слуховое восприятие совершенствуется настолько, что дети могут различать предметы с фонетически близкими названиями, узнавать и называть знакомые мелодии.

В разговоре с ребенком взрослый должен учитывать уровень речи первого, но вместе с тем его собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.