Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-06-02 | 600 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.
Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Оно возникает по слову ранее воспринятого явления в силу образовавшейся связи между первой и второй сигнальными системами.
Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разученные со взрослым. Затем с усложнением формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражений, получаемых от окружающей среды, действия ребенка усложняются. Таким образом, уже виденное становится содержанием игры.
На третьем году при правильном развитии можно обнаружить возникновение качественно нового характера игры: прежде чем начать играть, ребенок берет на себя роль, выражая ее словесно. Дети не просто отображают виденное, но их действия подчиняются заранее поставленной цели, оформленной в словах. Такая игра способствует развитию воображения, творчества, активизирует закрепление постепенно увеличивающегося опыта ребенка. Но переход на ролевую игру возможен лишь с использованием речи.
|
Возникнув в результате общения ребенка с родителями, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию. Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других детей.
С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.
Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой функции коры головного мозга — деятельности второй сигнальной системы, так как только ей присущи свойства обобщения и отвлечения.
Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть следующие факторы.
1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.
2. Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.
3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Рассмотрим их подробнее.
Как показывают исследователи, основа формирования речи (и его первый фактор) — обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития речи детей.
|
Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трех лет ведущим для развития речи. Употребляемые родителями слова должны в основном опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым рассматривание предметоб, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих.
Одна из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, — шаблонная речь, которой часто пользуются воспитатели в детских садах и яслях. Ребенок слышит в определенной ситуации изо дня в день повторяемые выражения. Формирование стереотипных словесных сочетаний очень обедняет словарь и не способствует образованию обобщенного значения каждого слова. Последние воспринимаются не раздельно, а сливаются воедино.
Задержка в образовании обобщенного значения слов ведет к тому, что всякое непривычное новое сочетание даже хорошо знакомых в отдельности слов либо оказывается непонятным ребенку, либо понятое им не выполняет своей функции, т.е. не служит сигналом к
действию.
Одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориентировочной реакции: понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточении на называемом предмете. Поэтому следует внимательно наблюдать за поведением ребенка и более часто использовать именно те предметы и действия с ними, которые вызывают больший интерес, а тем самым и большую речевую активность.
Успех в формировании речи заключается не только в количестве понимаемых и употребляемых слов, но и в расширяющемся значении этих слов для поведения ребенка, для развития всей его познавательной деятельности. Поэтому далеко не обязателен показ новых предметов, наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей с ними.
Второй фактор развития речи — общение ребенка со взрослыми. В этой связи необходимо выполнение двух обязательных условий:
1) обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком;
2) воспитывать у детей потребность в общении со взрослыми. Далеко не каждое общение развивает речь. В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребенком. В процессе его легче сосредоточить внимание маленького человека, содержание речи можно приспособить к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых игр и занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности. В некоторых случаях эта особенность совершенно игнорируется, и от педагога исходят в основном групповые обращения: «Дети, давайте игрушки убирать». Неудивительно, что дети не реагируют на подобные призывы, так как не понимают, что под словом «дети» подразумевается каждый из них.
|
Характер взаимодействия взрослых с детьми различного возраста должен изменяться. Для вызывания первых голосовых реакций у ребенка первых месяцев жизни достаточно одного эмоционального положительного контакта — ласковой интонации, улыбки. Позднее наиболее эффективным фоном становится совместная деятельность. Наибольшее значение для детей имеет общение в процессе игровой деятельности, при восприятии окружающих явлений, а затем и наблюдении за ними.
Существенную роль играет также общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются в это время, неизбежность (и необходимость) при этом непосредственного контакта со взрослыми — все это создает благоприятную основу для развития речи (третий фактор).
Однако и этого недостаточно. Среди мероприятий в детском учреждении большой удельный вес приобретают специальные занятия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи. Последние в разные возрастные периоды развиваются неравномерно и в большей степени зависят от индивидуальных особенностей. Но только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне формирования всех сторон речи можно достичь оптимального результата к 3 годам.
|
Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими, возникающее уже в пределах раннего детства. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Речевое развитие детей раннего возраста подчиняется следующим закономерностям.
1. Первичные голосовые реакции (до 6 мес.).
2. Подражание речи взрослого (6 мес.—1 год).
3. Понимание речи взрослого (6 мес.—1 год).
4. Интенсивное формирование всех сторон речи (1—2 года).
5. Активное овладение языком и совершенствование произношения (2—3 года).
Рассмотрим их детально.
Крик новорожденного есть не что иное, как озвученное дыхание, расправление легких. Несколько позже хныканье, крик, плач ребенок использует в моменты, когда он голоден, ему холодно, он намочил пеленки. Это — реакция на состояние, но не просьба о помощи. Крик не имеет функции общения, хотя в некоторых случаях дети первого года жизни используют его как способ привлечь внимание взрослого.
Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных элементов речи, возникают у ребенка в первые месяцы под влиянием эмоционального общения со взрослым.
Формирование в первые недели жизни зрительного и слухового сосредоточения дает возможность научить ребенка фиксировать взгляд на лице взрослого, игрушке, прислушиваться к звукам речи. Под влиянием зрительных и слуховых воздействий, особенно общения со взрослым, у малыша возникает радостное состояние. Он постепенно становится сосредоточенным, прекращает беспорядочные движения, как бы прислушиваясь и присматриваясь к тому, что говорит или показывает взрослый. В результате появляется первая ответная улыбка. Во время такого общения ребенок гукает и гулит во много раз больше, чем предоставленный сам себе. Постепенно он начинает приобретать потребность общаться со взрослыми, которая лежит в основе развития речи.
В конце первого полугодия жизни появляется лепет, т.е. произнесение слогов, который осуществляется под контролем слуха. Ребенок слышит произносимый слог и повторяет его многократно.
Взрослый должен постоянно поддерживать звуковую активность ребенка, общаясь с ним, добиваться, чтобы он много и часто упражнялся в произнесении звуков. Если малыш не овладеет известным количеством звуков, не будет проявлять интерес к ним, трудно в последующем сформировать у него подражание звукам.
Вызвать ребенка на подражание без эмоционального контакта со взрослыми невозможно. Чужим он не подражает не только в период, когда это умение только формируется, но и позже, уже владея этой способностью.
|
Для произвольного произнесения звуков по подражанию нужно, чтобы ребенок овладел своим артикуляционным аппаратом и настраивал его под контролем слуха. Своевременное и хорошее развитие слухового сосредоточения и восприятия — важная предпосылка формирования подражания. Для этого взрослые должны разговаривать поблизости от ребенка, научить его разыскивать невидимый источник звука. При разговоре с малышом необходимо находиться в поле его зрения: это повышает его активность и внимание. Он следит за говорящим, шевелит губами, как бы стараясь издать звук.
При формировании подражания вначале побуждают повторять только те звуки, которые ребенок уже произносит. Особое внимание надо обратить на развитие подражания слогам. К. концу первого года под влиянием упражнения в подражании возникает новый его вид — отсроченное подражание.
Способность подражать звукам — это основа для овладения звуками и словами языка окружающих людей, и развитию этого умения следует отводить ведущее место.
У детей второго полугодия первого года жизни уже можно выработать связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе ее у ребенка возникает первичная ориентировка в окружающем мире, умение выполнять некоторые простые действия, произносить первые осмысленные слова.
Пониманием слова во всей полноте его смысла и звучания дети овладевают не сразу. На первом году жизни название предмета связывается у ребенка с действиями, проделываемыми с данным предметом, местом, где он находится. Все это включается в слово-название. Вначале ребенок реагирует на слово как на простой звуковой раздражитель, но не на связанное с ним содержание. Примерно с 10—11 месяцев он начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на связанное с ним содержание, различая вопросы, даже если они произносятся с одинаковой интонацией.
Дети конца первого года жизни различают контрастные слова, но сходные по звучанию языковые единицы еще не дифференцируют.
В нашей речи существует несоответствие между понимаемым и употребляемым словарем. Первый более обширен, чем второй. В раннем возрасте разрыв между обеими сторонами речи особенно велик. Например, на первом году жизни ребенок до некоторой степени понимает речь взрослых, не владея еще ни одним самостоятельным словом. Поэтому очень важно знать, понимает ли ребенок то, что ему говорят.
Поскольку детей на первом году учат в основном пониманию действий, которые они могут проделать сами, то считают, что слова усвоены, если они выполняют соответствующее предложение взрослых. Чтобы выяснить, понимает ли ребенок название предмета в период, когда он не умеет произнести нужное слово, его обучают ответу действием — поворотом головы, указательным жестом на вопрос «где?». Активный поиск называемого взрослым предмета у детей 8—12 месяцев показывает, что появилась возможность словесной регуляции зрительно-ориентировочной деятельности.
Общение, необходимое для развития подготовительных этапов активной речи, должно носить преимущественно эмоциональный характер. При формировании понимания следует приучить ребенка
к объектно-направленному общению, в процессе которого взрослый что-то сообщает, направляет внимание и интерес воспитанника на какой-нибудь предмет или действие. Для выработки любой рефлекторной связи, в том числе между предметом, действием и словом, их обозначающим, требуются постоянство условий и повторяемость.
Нельзя сформировать у ребенка понимание речи, если он безразличен к тому, что ему показывают, что с ним делают. Поэтому нужно как можно чаще называть интересные для него яркие, звучащие, движущиеся объекты, связанные с ними действия, имена детей и окружающих взрослых в такие моменты, когда ребенок внимательно смотрит на предметы, тянется к ним. При этом недостаточно называть только те, на которые ребенок смотрит, надо целенаправленно демонстрировать их, заинтересовывать его таким образом и называть показываемое. При объяснении надо избегать лишних слов, но выразительно произносить те, которые намечаются для запоминания. Ребенок тем скорее связывает слово с предметом и действием, чем ближе может познакомиться с ним: рассмотреть, потрогать, подвигать, постучать и т.п. На первом году разучивают и некоторые условные жесты: ребенок благодарит — кивает головой, прощается — машет ручкой.
Второй год жизни ребенка — период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к пониманию словесных поручений взрослого и выполнению нескольких действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках.
Сначала понимание значительно опережает развитие активной речи, но благодаря подражанию запас произносимых слов к 2 годам увеличивается до 200—300; в речи появляются короткие фразы, она становится средством общения со взрослыми. Поэтому необходимо развивать у детей способность подражания, увеличивать запас понятных ребенку слов, воспитывать умение пользоваться речью при обращении к взрослым.
Связь между предметом и словом, его обозначающим, образуется у детей на втором году жизни достаточно быстро. Задача совершенствования понимания речи взрослого заключается в формировании разнообразных связей между предметами и словами. Ребенку необходимо научиться узнавать известные предметы в различной обстановке; осознавать, что действия, относящиеся к одному предмету, могут быть перенесены на другие.
Заметим, что к концу второго года жизни слуховое восприятие совершенствуется настолько, что дети могут различать предметы с фонетически близкими названиями, узнавать и называть знакомые мелодии.
В разговоре с ребенком взрослый должен учитывать уровень речи первого, но вместе с тем его собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!