Тема 2. Воспитание как педагогическое взаимодействие. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 2. Воспитание как педагогическое взаимодействие.

2020-06-02 129
Тема 2. Воспитание как педагогическое взаимодействие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                                          Кто работает один – прибавляет.

                                                                      Кто работает вместе – умножает.

                                                                              (восточная мудрость)

 

В процессе воспитания решающее значение придается социокультурному механизму взаимодействия взрослого и ребенка. Ситуация обучения и воспитания прежде всего раскрывается как ситуация взаимодействия.

Психологический смысл взаимодействий определен системой символов, в которых закрепляется вся совокупность социальных отношений, культуры, т.е. деятельность и поведение человека   в ситуациях взаимодействия, в конечном счете, обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций.

Смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности в некоторую общую деятельность, осуществляя которую, индивиды преследуют определенные цели, совместно выполняют действия и операции. Присущая системе взаимодействий эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров по совместной деятельности, придает «окраску» взаимодействию.

В.Н. Мясищев, создавший психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения.

Таким образом, взаимодействие выступает основой и условием установления самых разнообразных связей между разнообразными сторонами действительности.

В наиболее общем виде все разнообразие связей между различными сторонами действительности может быть вмещено в понятие живой и неживой материи, объекта и субъекта, а все многообразие связей сведено к трем следующим типам: объект – объект, субъект – объект, субъект – субъект. С этих позиций и с учетом концепций доверия и недоверия к воспитаннику, общение представляет субъект – объектные отношения в традиционном образовании и субъект – субъектные отношения в гуманистическом (инновационном) образовании.

В общении результат относится, прежде всего, к тем или иным изменениям в сознании, поведении и свойствах общающихся людей. Эти изменения так или иначе касаются всех участников общения: при этом у разных людей они могут быть количественно и качественно разными.

Иными словами не только педагог влияет на ученика, но и ученик оказывает влияние на преподавателя, однако организатором взаимодействия является учитель.

Для понимания различий в качественных характеристиках взаимодействия воспитателя и воспитанника в рамках различных подходов в образовании, необходимо определить некоторые понятия.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к своей профессиональной деятельности. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят».

2. Общение на основе дружеского расположения. Педагог, в данном случае, выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной деятельности. Профессионализм проявляется в том, чтобы не допустить панибратства.

3. Общение – дистанция. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение – устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему воспитателя.

5. Общение – заигрывание. Такой стиль общения характерен для молодых педагогов, стремящихся к популярности, он обеспечивает педагогам ложный, дешевый авторитет.

В рамках личностно-ориентированного образования используется модель активного взаимодействия, когда воспитатель постоянно находится в диалоге с воспитанниками, оказывает им поддержку, поощряет инициативу, гибко реагирует на изменения в психологическом климате группы. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Дж. Хоманс сформулировал четыре принципа взаимодействия:

1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

2. Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремиться воссоздать эти условия.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Межличностное влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки человека с помощью исключительно психологических средств – вербальных и невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Виды влияния:

1. Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Убеждение должно отвечать следующим условиям:

- цель убеждения должно быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и прямо направлена на адресата;

- прежде чем предпринимать попытку убеждения, необходимо заручиться согласием адресата выслушать.

2. Самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененными по достоинству. Благодаря этому человек получает преимущества на выборах на должность или в органы самоуправления.

3. Внушение – сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

4.Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, каким-то образом перенимают это состояние или отношение.

5. Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.

6. Формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7. Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8. Принуждение – угроза применения контролирующих возможностей, для того чтобы добиться от адресата требуемого поведения.

Перечисленные выше определения характеризуют процесс взаимодействия в рамках традиционного подхода в обучении и воспитании. Гуманистический же подход отличается введением этической основы в анализ человеческих отношений. Эту мысль подчеркивает К.А. Абульханова- Славская, по ее мнению, этическая характеристика общения проявляется в том, каким образом другой включается в общение – как субъект, т.е. человек, представляющий интерес сам по себе, выступающий как цель общения, или как объект, контакт с которым служит лишь личным целям, как функциональное средство.

Одна из систем воспитания, основанная на субъект – субъектных отношениях, вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем автора – Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определила воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В качестве основополагающих принципов автором выделяются следующие:

1. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Предписывающие педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию. Обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.

2. Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – хозяином своей жизни.

3. Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признания особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

 Данная воспитательная система включает следующие  компоненты:

Философский, диалогический и эстетический.

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений для реализации идей философского воспитания.

Первое включает обнаружение ценности за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе состоит в предъявлении социально-культурной ценности воспитанникам, чтобы она была воспринята ими как глубоко значимая.

Третье направление состоит в том, чтобы находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни. Когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое направление состоит в упражнениях детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый знак от «знаю» к «умею».

Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, с книгой, музыкой, другим человеком.

При осуществлении этического воспитания педагог возвышается до той высокой этики, когда восприятие ребенка и взаимодействие с ним выстраиваются в широком смысле «человек – человек», когда ученик воспринимается учителем равным себе в ценностно смысловом единстве, не равным только по уровню образования и жизненному опыту.

Основные направления мысли и педагогического воздействия в этическом воспитании школьников следующие:

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

2. Опора на ресурсы личности. Ориентиры на то. Что в малом или большом достоинства есть в каждом воспитаннике.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, следование утверждению о том, что отличающийся от меня челок=век не является плохим.

Данная педагогическая система ориентирована на педагогические задачи – доминанты, которые формулируются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. А также на содержание, формы и методы работы, способствующие конструктивному их решению. К таким задачам-доминантам необходимо отнести следующие:

- формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества;

- ценностное отношение к культурным нормам жизни;

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

-формирование образа жизни достойного человека;

-формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1. Освоения и накопления знаний о человеке и окружающем его мире.

2. Организация предметной деятельности воспитанника и ученического коллектива в целом.

3. Организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критериями эффективности реализации данной воспитательной системы является уровень воспитанности каждого учащегося, которая изменяется из года в год.

Показатели для детального анализа и оценки результативности деятельности педагогов следующие:

- внешний облик воспитанника,

- физическое и психическое развитие детей,

- поведение детей,

- способности и самочувствие воспитанников.

- качество выполняемой деятельности,

- ценностные предпочтения детей,

- отношение каждого ребенка в себе и близкому социальному окружению.

Данная воспитательная система может быть реализована в условиях безопасной образовательной среды, которая обеспечивает динамическое равновесие во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса.

Безопасная образовательная среда характеризуется:

- низким уровнем психологического насилия,

- преобладанием диалогической формы взаимодействия участников образовательного процесса,

- высоким уровнем удовлетворенности школьной средой, уровнем взаимодействия воспитанников и воспитателей.

- проявлением эмпатии в межличностном взаимодействии.

Следует отметить основные характеристики проявления эмпатии

Педагогами во взаимодействии с воспитанниками:

- Умение внимательно выслушать и понять то, о чем говорят,

- стремление к пониманию чувств, переживаемых говорящим человеком,

- проявление сочувствия к нуждам говорящего,

- способность понять точку зрения говорящего.

Умения в построении конструктивных взаимоотношений зависят так же  от способности выявлять и корректировать виды нарушений в процессе познания социального окружения всеми участниками воспитательного процесса.

Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений процесса познания социального окружения:

1. Максимализм. Человек видит мир в черно-белых тонах, считает себя неудачником, если успехи несколько ниже ожидаемых.

2. Формулирование общего вывода на основе единичных факторов. Одно негативное событие может представляться непрерывной

«черной полосой».

3. Психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает из случившегося события только негативные факты.

4. Скачущие умозаключения. Человек уверен в том, что плохие предчувствия обязательно сбудутся.

5. «Эффект подзорной трубы». Человек преувеличивает значимость плохих, негативных событий и преуменьшает значимость позитивных, хороших событий.

6. Принятие ответственности за независящие от человека события.

Человек видит в себе причину, вызвавшую негативные события, не смотря на то, что повлиять на их течение фактически не было возможности.

7. Навешивание ярлыков. Человек вместо описания своих или чужих ошибок вешает ярлыки, которые могут быть ничем не обоснованы.

8. Формулирование выводов на основании эмоций. Человек верит в то, что отрицательные эмоции отражают истинное положение дел.

9. Использование утверждения: «Можно было бы….». Человек постоянно создает себе комплекс вины, потому, что живет с убеждением, что сделал что-то не правильно.

 

Упражнение для самостоятельной работы.

1. Перенесите на бумагу негативные мысли, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

2.  Прочтите перечисленные выше нарушения в процессе познания социального окружения и выберите подходящий случай.

3. Замените написанные в первом пункте мысли более рациональными и объективными.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.