Тема 1. Общая характеристика теории и методики воспитания как раздела педагогической науки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Общая характеристика теории и методики воспитания как раздела педагогической науки

2020-06-02 169
Тема 1. Общая характеристика теории и методики воспитания как раздела педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание

 

    Теория и методика воспитания.

Воспитание

 

    Теория и методика воспитания.

Тема 1. Общая характеристика теории и методики воспитания как раздела педагогической науки

                                                                                            Мы все листья одной ветки

                                                                       и плоды одного дерева.

                                                                      (восточная мудрость)

 

В историческом контексте воспитание связано с  «питанием души» молодых людей, с сохранением нравственных устоев и передачей культурных традиций от поколения к поколению. Особое значение приобретает воспитание в современных условиях слома старых нравственных установок и отсутствия четких ценностных ориентиров. Так, В.Т. Лисовский указывает, что если личностно и общественно значимая цель не определена, то даже самое удачное профессиональное, семейное и религиозное самоопределение не поможет человеку найти достойное место в жизни, свое призвание, так как не может быть полнокровной жизни без ощущения нужности людям, без ценностного самоопределения.

В современной социальной ситуации, ориентированной на ценности общества потребления, в молодежной среде особое внимание уделяется внешним факторам, которые не имеют отношение к развитию личности.

Сверхценность вещей влияет на формирование неадекватных представлений о полноте жизни, что является источником негативных чувств и  эмоций таких как: зависть, гнев, агрессия.

Под влиянием рекламы, с помощью манипулирования сознанием создаются новые виды удовольствий: шоу, компьютерные игры, комплексы развлечений, что способствует формированию гедонистической субкультуры

среди молодежи. Поскольку ценностно-ориентированная функция искусства

заменена на развлекательную функцию, то формируется душевная пассивность молодежи. Фантастические герои зарубежных фильмов уводят от реальности. Молодежь отдает предпочтение индивидуальным формам проведения досуга «рядом, но не вместе»: совместный просмотр фильмом, виртуальное общение, разговор в ситуации эмоциональной глухоты.

   Следствием перечисленных выше факторов является бегство молодых людей от свободы и ответственности в мир грез и зависимостей.

Вместо целостной картины мира у молодежи формируется мозаичная картина, в которой образы распадаются. Вместо эстетических потребностей в гармонии и общении с прекрасными образцами культуры и искусства  формируются ориентиры на шаблонные образы и стратегии поведения. Вместо четкой системы заповедей молодым людям предлагаются двойные стандарты с размытыми границами дозволенного, что формирует склонность к преступлениям. Вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни развивается ранняя сексолизация и эротизация сознания.

Собирательный образ современного молодого человека можно условно представить как дезадаптивного, инфантильного, несамостоятельного, ригидного человека с неадекватной самооценкой, склонного зависимостям.

 «Нравственное возрождение личности и общества объективно требуют таких общечеловеческих святынь, образующих корень человеческой жизни, как гуманность, совесть, ответственность, порядочность, честь и достоинство, долг и ответственность, благородство».

Таким образом, основными задачами воспитания становится развитие гармоничных черт характера и коррекция негармоничных черт каждого молодого человека и определенных молодежных групп в целом.

Целевым ориентиром должна стать модель современного молодого человека, которого можно назвать адаптивным, здравомыслящим, самостоятельным, склонным к естественному поведению, имеющего адекватную самооценку, способного делать самостоятельный, ответственный, нравственный выбор.

Нами разработана культурологическая модель современного молодого человека, выпускника учреждения профессионального образования,  которая носит целостный и обобщенный характер.

Она состоит из пяти компонентов:

- ценностные ориентации и общий уровень образованности;

- социальная культура;

- профессиональная культура;

- интеллектуальная культура;

- культура здоровья.

Центральной, базовой частью модели является блок ценностных ориентаций и общего уровня образованности, потому что, только опираясь на общую образованность и ценностные позиции личности, можно формировать все остальные компоненты модели.

Блок социальной культуры включает: коммуникативную компетентность, правовую грамотность, деловую направленность личности, социальную мобильность, социальную активность и толерантность.

Блок интеллектуальной культуры включает способность к рефлексии и интеллектуальные способности.

Культура здоровья характеризуется сбалансированным образом жизни, физическим и психологическим статусами здоровья. Самостоятельностью в принятии ответственных решений и адекватностью самооценки.

Профессиональная культура включает профессиональную направленность, наличие профессионально важных качеств и способностей, профессиональную мобильность и креативность.

Для проектирования воспитательных систем, направленных на формирования качеств личности в соответствии с предложенной моделью, необходимо определить сущностные характеристики воспитания.

В педагогической науке существует множество определений воспитания, воспитательного процесса, воспитательной системы. Приведем некоторые из них.

Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности.

К.Д. Ушинский  так говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет одну особенность, что  почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

Воспитательный процесс – это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного процесса – это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего его мира.

Субъект – сознательно действующее лицо, он обнаруживается, созидается и определяется в своих делах и творческой самодеятельности.

Основная характеристика субъекта определяется направлением его деятельности. Быть личностью означает быть творцом

самого себя и окружающего мира, быть субъектом общения, созидания, самосознания.

Ребенок является и объектом воспитания.

Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки предписаний, который подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды и через эти воздействия усваивает социальный опыт и информацию, необходимую для организации его жизнедеятельности.

Ведущей задачей воспитания является организация взаимодействия, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Основным звеном воспитательного процесса является воспитательная ситуация, которая характеризуется направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей, стимулированием их к взаимодействию и совместное решение социально-значимых проблем.

Необходимо, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

В рамках гуманистической парадигмы, воспитание предполагает формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, стимулирование активности, субъектную позицию во взаимодействии.

«Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставить место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я», становлению субъективности», - отмечает  К.Д. Ушинский

Воспитание – это целостный сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

Воспитание – это целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, переводя ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его самосознания и самостоятельности.

Перечисленные выше характеристики  и определения воспитания позволяют нам сформулировать основные закономерности воспитания:

- воспитание детерминировано культурой общества;

- воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

- эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

- эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, методов, средств, адекватных особенностям ребенка и педагога.

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Содержание воспитательного процесса зависит от философии образования. Следует отметить две противоборствующие философские концепции, реализуемые в современных образовательных учреждениях - это концепции традиционного и инновационного или гуманистического образования.

В традиционной концепции реализуются идеи философии долженствования, когда игнорируются внутренние духовные силы человека как источника, побудителя его активности. В рамках такого подхода снимается ответственность с человека за его деяния и образ жизни, тогда человек не осознает ценности своей жизни, своей личности, своего здоровья.

Гуманистические философские концепции объединены противостоянием традиционной философии, потому что сосредотачивают свое внимание на личности как индивидуальности.

Точка отсчета данной концепции – признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности. «Да, человек есть цель в себе. И он является своей единственной целью. Если он желает быть кем-то в этой жизни…», -утверждает А. Камю.

Анализ двух альтернативных подходов в образовании позволяет утверждать, что переориентация ценностных позиций всех участников образовательного процесса должна быть осуществлена, прежде всего, в сторону осознания

жизни человека, его здоровья и личности как абсолютной ценности.

Эта идея отражена в работах К. Роджерса, который определил две базовые психологические установки в образовании:

1. Неверие в человека в традиционном подходе, делающее смыслом образования исправление, формирование, коррекцию.

2. Вера в человека в гуманистическом подходе. Смыслом образования тогда становится помощь в актуализации и в выборе жизненных перспектив и планов.

С позиции психологических установок доверия и недоверия к человеку определяется и два вида учения:

1.Бессмысленное, имеющее принудительный характер, контролируемое и оцениваемое из вне.

2. Осмысленное, когда ребенок является источником активности, а учитель не только обучает, но и воспитывает и оказывает психологическую поддержку.

С позиции перечисленных выше установок определяется и два вида воспитания:

- в основе первого лежит установка на принуждение и должествование, когда действия направляются педагогами и другими влиятельными людьми, что лишает воспитуемых ответственности и самостоятельности;

- в основе второго лежит установка на самостоятельный и ответственный выбор, которая обеспечивает личную свободу и возможность саморазвития.

Осуществление гуманизации воспитательного процесса возможно  при соблюдении комплекса принципов:

- безоговорочное принятие ребенка, устойчивое положительное отношение к нему;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

- осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-предоставление права на свободный выбор;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности и поступков;

-владение способности эмпатии к каждому конкретному ребенку;

- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей каждого ребенка.

Современная система воспитания опирается на следующие принципы:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью и трудом;

- опора на ресурсы воспитанников;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

Таким образом, современное воспитание, как и обучение, должно оказывать на личность обучающегося максимально развивающее влияние, обеспечивающее позитивные изменения, приобретение опыта и качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.

Динамика же воспитательной системы должна утверждать единство ценностных ориентаций обучения и воспитания.

 

Упражнение для самостоятельной работы.

1. Составить сходные по смыслу предложения в рамках гуманистического подхода, отражающие идеи психологической установки доверия.

- Ты должен хорошо учиться ……………………………………………………………………

- Ты должен уважать всех и приходить

во время                                      ………………………………………………………………….

- В твоем возрасте, мы не имели того, что

 Ты, ты должен ценить это     ……………………………………………………………………

- Кто разбил стекло, ты должен говорить

 правду                                       …………………………………………………………………….


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.