Особенности ручной и речевой моторики — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности ручной и речевой моторики

2020-06-02 166
Особенности ручной и речевой моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.

1. Определение ведущей руки, ноги, глаза____________

2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо», «Покажи левой рукой правое ухо». Предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека

3. Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис «позы»).

Задания: соединить 1-й и 2-й пальцы в виде кольца. Вытянуть 2-й и 3-й пальцы, затем 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при этом согнуты)._________

4. Динамическая организация движений пальцев.

Задания:

1) перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе;

2) «игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками._____________________________________

Б. Исследование речевой моторики.

Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:

— наличие или отсутствие движений ____________________

— тонус, т. е, нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус _______________

— активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность

— объем движений (полный, неполный)

— точность (точное или неточное выполнение движения) __

— длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении 'в течение определенного времени __________

— переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)_____________________________________

— темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)

— замены одного движения другим__________________

— наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений_____________________

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Примерные артикуляционные и мимические упражнения представлены в таблице.

 

Проверяемые движения

Упражняемые органы. Движения Наличие или отсутствие движения Тонус Активность Объем Точность Темп Замена Синкинезии Переключение


Для мышц лица

1. Нахмурить брови (рассердиться)                  
2. Поднять брови (удивиться)                  
3. Зажмурить глаза                  
4. Спокойно закрыть и открыть глаза                  
5. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз                  
6. Надуть щеки – «толстячок»                  
7. Втянуть щеки – «худышка»                  
8. Надуть только правую щеку                  
9. Надуть только левую щеку                  


Для челюстей

1. Рот широко открыть, закрыть                  
2. Нижняя челюсть вправо-влево                  
Для губ 1. Растянуть губы в улыбке                  
2. Вытянуть губы вперед трубочкой                  
3. улыбка-трубочка                  
4. Поднять верхнюю губу                  
5. Опустить нижнюю губу                  
6. Одновременно поднять верхнюю губу                  


Для языка

1. Язык широкий («лопаточкой») на нижней губе                  
2. Высунуть узкий язык («жалом»)                  
3. Язык широкий, узкий                  
4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («качели»)                  
5. Круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье»)                  
6. Язык в форме «лодочки» (боковые края языка приподняты)                  
7. Язык в форме «чашечки»                  
8. Пощелкать (поцокать) языком                  
9. Язык вправо – влево («маятник»)                  


Для мягкого неба

1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а]                  
2. Широко открыть рот и зевнуть                  


Исследуется также координация движений, одновременное выполнение движений языка и губ.

Особенности динамической стороны речи

Указать:


— темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);

— употребление ударений (словесного, логического);

— употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);

— особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);

— употребление основных видов интонации, их оттенков;

— выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.