Социальный статус и социальные роли. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Социальный статус и социальные роли.

2020-05-10 120
Социальный статус и социальные роли. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профес­сией, происхождением, семейным положением и т. д.

Виды социальных статусов:

- врождённый статус, например: национальность, сосло­вие, пол, раса, каста;

- достигаемый статус, например: президент страны, учё­ный, генерал.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов.

Социальная роль — это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором соци­альных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой.

Основные социальные роли:

- труженик;

 -собственник;

 -потребитель;

 -гражданин;

 -член семьи.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профес­сией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, про­давец).

4.Социальная мобильность и ее виды. Социальная мобильность — это перемещение индивидов или групп в социальной структуре общества. Существует два типа социальной мобильности: горизонталь­ная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от од­ной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например: смена места жительства, переход ученика из одной школы в другую, переход верующего из одной религиозной груп­пы в другую, переход команды из одного спортивного общества в другое. Во всех этих случаях индивид и группа не переходят из одного социального слоя в другой.

Вертикальная мобильность — это совокупность взаимодейс­твий, способствующих переходу индивида или группы из одного социального слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей (повышение по службе, поступление абиту­риента в вуз) и нисходящей (человек потерял работу, команда высшей лиги «вылетела» в низшую).

Каналы, социальной мобильности (социальные «лифты») — перемещение из одного социального слоя в другой осуществля­ется по специальным каналам — «лифтам», — важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, Церковь, собственность.

Задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся.

Подготовить перечень своих социальных ролей.

Вопросы для самопроверки по теме (ответить письменно)

1.Что такое социальная группа.

2. Чем вызвано существование социальных групп в обществе.

3.Что такое социальная мобильность, какие типы социальной мобильности вы знаете.

4.Кто такие маргиналы, в каких случаях человек становится маргиналом

5.Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений – это:

а)характер общества;

б)политика общества;

 в)структура общества;

г)социальная мобильность.

6.Деление общества на группы называется:

а) социальным перемещением;

б)социальной дифференциацией;

в)социальной адаптацией;

г)социальным поведением.

7Маргиналами называют:

а) наиболее богатых членов общества;

б) наиболее бедных членов общества;

в)деклассированные группы;

г) пограничные слои и группы.

8.К показателям предписанного статуса личности относится:

а)карьера;

б)возраст;

 в)квалификация;

г)образование

9.Верны ли суждения по поводу социальной мобильности:

 А.В современном обществе возможна социальная мобильность.

 Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

а) верно только А.

б) верно только Б.

 в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны.

10. Верно ли суждение:

 А.Страты выделяются по одному существенному признаку.

Б.В основу стратификации общества положено множество критериев.

\а) верно только А.

б) верно только Б.

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

Тема. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение.

Литература. Учебник Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычев

                  Учебник Обществознание, 11 класс, под ред.Л.Н.Боголюбова.

Основные понятия и термины по теме: социальные номы, санкции, девиантное поведение, социальный контроль, самоконтроль, совесть,

План изучения темы.

Социальные нормы и их виды.

А). Социальные нормы – определение.

Б) Практическое занятие№11.

Тема. Виды социальных норм – заполнение сравнительной таблицы и ответы на предложенные вопросы.

 Литература: уч. обществознание под ред.Л.Боголюбова,11класс, стр.153-157.

Цель: продолжить ознакомление со значением терминов и понятий - социальный статус, социальная роль, авторитет, престиж, социальные санкции; обучающие должны различать виды статусов, выделяемые по различным критериям; причины ролевых конфликтов, виды социальных санкций, формировать умения у обучающихся анализировать, систематизировать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты, аргументы, выводы, преобразовывать информацию в условно – символическую форму.

Порядок выполнения работы.

1.Записать номер практической работы, тему работы.

2.Выполните предложенные задания.

Задание 1.Прочитать материал учебника §14 стр.153-157,

Задание 2. Заполнить таблицу: виды социальных норм.

Виды социальных норм На что опираются, что закрепляют Как достигается исполнение
1.Обычаи и традиции Привычные образцы поведения Силой общественного авторитета
2.    
     
     
     
     

Вывод: а) цель социальных норм- …….

         б)условия, при которых социальные нормы будут воздействовать на поведение личности - ……

Задание 3.Оветить на вопросы, опираясь на материал учебника стр.155 -157

         а) механизм регуляции отношений индивида и общества называется …………

          цель ……….

         б) назовите элементы социального контроля ……..

         в) санкция - ……..

         г) виды санкций:

         - позитивные …..

         - негативные ……

         - формальные …..

         - неформальные

В) Отклоняющееся (девиантное) поведение- уч. Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычева, стр.199-200; уч. 11класс, стр.157-159;

 а) отклоняющееся поведение – определение;

 б) девиантное поведение; делинквентное поведение - определения и пояснение на примерах;

 в) виды негативного девиантного поведения;

 г) причины негативного девиантного поведения;

 д) позитивное отклоняющееся поведение – пояснить на примере.

2.Социальный контроль, элементы социального контроля- уч. Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычева, стр.201-202,; уч. 11класс, стр.155-157;

 а) социальный контроль – определение4

 б) элементы социального контроля – назвать;

 в) санкции – определение4

 г) виды санкций – назвать и пояснить на примерах;

 д) самоконтроль;

 е) совесть.

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студент знакомиться с основными терминами, заполняет сравнительную таблицу, проверяет усвоение материала через ответы на предложенные вопросы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.