Основной период. 14 дней смены — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основной период. 14 дней смены

2020-05-10 302
Основной период. 14 дней смены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной период смены – период личностной самореализации ребенка. Это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты. Главный мотив этого временного отрезка – выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане – это период конфликтов (время «присматривания» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.

Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа:

1 этап – учебно-демонстрационный;

Этап – демонстрационно-закрепляющий.

Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.

Задачи основного периода:

ü Моделирование ситуации успеха;

ü Предоставление свободы выбора;

ü Создание положительного эмоционального настроя;

ü Создание условий для активности ребенка;

ü Поддержание положительного эмоционального настроя;

ü Организация взаимодействия;

ü Поддержание групповых норм.

Теперь давай разберем каждый из этапов основного периода смены.

Этап УЧЕБНО – ДЕМАНСТРАЦИОННЫЙ.

Это с 5 по 12 день смены.

Задачи этого этапа:

ü овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;

ü создание условий для появления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

ü развертывание деятельности клубных пространств развиваю­щего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

ü создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;

ü создать условия для работы органов самоуправления;

ü корректировать нормы общения, поведения, отношений.

Этап ДЕМОНСТРАЦИОННО – ЗАКРЕПИТЕЛЬНЫЙ.

Это с 13 по 17 день смены.

Задачи этого этапа:

ü организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;

ü создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участ­ников программы в органах детского самоуправления;

ü показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.

ü показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;

ü корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

ü анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование ус­пешности участников программы в разнообразных видах деятельности;

 

Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.

Предлагаемые формы работы:

Ø Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;

Ø Совместное планирование, проведение дел;

Ø Организация равноправного диалога с детьми;

Ø Совместное обсуждение возникающих проблем.

Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период.

В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая "встряска" –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.

В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.

Показатели успешной работы.

ü Способность к оценке деятельности и самооценке.

ü Достаточно много лидеров.

ü Не должно быть замкнутых групп.

ü Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей после лагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. По­этому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важ­ным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наи­более активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить:

Ø итоговый сбор отряда;

Ø прощальный «огонек»;

Ø деловые игры;

Ø пресс-конференции;

Ø творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.

Показатели успешной работы:

 

Ø Уверенность в своих силах.

Ø Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

Ø Есть тенденция к творческому отношению к делам.

Ø Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.

 

5. ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД. Срок данного этапа не определен, так как зависит от конкретных обстоятельств.

Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток оконча­тельно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Неред­ко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.

 

При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. У каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс. Когда задействуешь таких детей на отрядные  советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.

Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.

 

 

Домашнее задание.

  1. Каждый период надо представить как план-схему в графическом виде, иллюстрируя каждый этап в периоде.
  2. Составить общий план - схему всей периодизации смены

Критерии оценки:

1)Творческий подход

2)Логика построения мысли

3)Усвоение материала.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.