Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

2020-05-10 204
Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Периодизация смены.

В структуре смены выделяют пять периодов:

подготовительный

организационный;

основ­ной;

заключительный;

постлагерный.

Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Подготовительный период.

Во время  этого проходит эмоциональная «настройка» ребен­ка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном эта­пе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Педагогический персонал в данный период должны подготовиться к смене, в частности:

ü разработка плана мероприятий ДОЦ к летней оздоровительной компании;

ü подготовка методической базы для успешной работы в лагере и на отряде;

ü знакомство педагогов с программой детского оздоровительного центра;

ü если смена проводится по принципу ролевой игры, вожатый должен подготовить все то, что необходим для создания образа на смену (если такое необходимо);

Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.

Организационный период.

На данный период отводится первые 3 – 4  дня в смене, это время адаптации и привыкания. Это период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоя­щей деятельностью. Педагоги и воспитатели узнают об их интересах ребят, определяют лидеров, дают детям возможность проявить себя. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические ос­новы существования данного детского коллектива.

 

Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.

Также, стадии адаптации:

Ø Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.

Ø Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка

Ø Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо: (Но такое редко встречается)

КАК ЭТИ ТРИ ДНЯ ПРОЖИВЕШЬ, ТАК И ПРОЙДЕТ ТВОЯ СМЕНА

Не пожалей себя в эти три дня, удели больше внимания  детям. Занимай их делом каждую свободную минуту. Проводи с ними больше игр на знакомство, на сплочение. Не забудь про совместные игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, мяч с-х сторон, знамя, отрядная вертушка). САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВО ВСЕХ ИГРАХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ВСЕ РЕБЯТА ОТРЯДА. Чем дольше они будут сидеть в корпусе, тем больше ты будешь «тащить» смену на своих плечах. Правильно распредели органы самоуправления, каждый ребенок в отряде должен иметь важную должность. Почему каждый? Да потому-что дети должны чувствовать себя полезным в отряде, и я не говорю про управляющие единицы как: капитан, заместитель капитана, хранитель, дежурный командир и т.д. Ребенок должен понимать свою важность и нужность, что он приносит пользу и без него в отряде никак не обойтись.

Главная задача педагога в организационный период - помочь ребен­ку раскрыться, показать свои лучшие качества.

 

Задачи организационного периода. Предлагаемые формы работы.
Ø Знакомство детей друг с другом, с взрослыми и с условиями проживания; Ø Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; Ø Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; Ø Определение места (статуса) в коллективе; Ø Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; Ø Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; Ø Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Ø Знакомство с правилами внутреннего пребывания в детском оздоровительном центре. ü Игры на знакомство; ü Экскурсия по лагерю; ü Игра на территории «Шифровка»; ü КТД; ü Формы работы с группами переменного состава; ü Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; ü Установление традиций в отряде; ü Игры на выявление лидеров отряда. ü Общеотрядные сборы и планерки.  

Уровни деятельности.

Уровень отряд-ребенок: Ø преодоление стресса от смены обстановки Ø организация группировок, распределение в них ролей Ø принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый) Ø вхождение в состояние успеха Ø сплочение отряда, осознание коллективом себя Ø срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда) Ø преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов) Уровень вожатый: Ø формулирование задач и методов их решений Ø формулирование этических норм существования в отряде и лагере Ø подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха Ø позиционирование вожатого Ø оценка приехавших детей Ø анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними Ø формулирование законов существования в отряде и этических норм Ø ввод отряда в состояние успеха Ø подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм Ø отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда) Ø преодоление срыва отряда

Совет вожатому:

  • до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
  • лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
  • индивидуальные беседы проводите только наедине;
  • больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
  • больше перегруппировок в творческих делах в организационный период;
  • трудную работу — лучшим;
  • название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
  • дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в организационный период, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
  • Распланируй свой организационный период. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

Основной вид деятельности вожатого:

Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива должна исходит от вас. Показываю себя!

 

Показатели успешной работы.

1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.

2. Все знают имена друг друга.

3. Знают территорию.

4. Обеспечена узнаваемость отряда.

5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.

6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.

7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто - что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно» и «я не буду, не хочу». «Круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.

Это с 5 по 12 день смены.

Задачи этого этапа:

ü овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;

ü создание условий для появления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

ü развертывание деятельности клубных пространств развиваю­щего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

ü создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;

ü создать условия для работы органов самоуправления;

ü корректировать нормы общения, поведения, отношений.

Это с 13 по 17 день смены.

Задачи этого этапа:

ü организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;

ü создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участ­ников программы в органах детского самоуправления;

ü показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.

ü показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;

ü корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

ü анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование ус­пешности участников программы в разнообразных видах деятельности;

 

Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.

Предлагаемые формы работы:

Ø Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;

Ø Совместное планирование, проведение дел;

Ø Организация равноправного диалога с детьми;

Ø Совместное обсуждение возникающих проблем.

Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период.

В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая "встряска" –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.

В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.

Показатели успешной работы.

ü Способность к оценке деятельности и самооценке.

ü Достаточно много лидеров.

ü Не должно быть замкнутых групп.

ü Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей после лагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. По­этому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важ­ным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наи­более активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить:

Ø итоговый сбор отряда;

Ø прощальный «огонек»;

Ø деловые игры;

Ø пресс-конференции;

Ø творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.

Показатели успешной работы:

 

Ø Уверенность в своих силах.

Ø Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

Ø Есть тенденция к творческому отношению к делам.

Ø Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.

 

5. ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД. Срок данного этапа не определен, так как зависит от конкретных обстоятельств.

Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток оконча­тельно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Неред­ко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.

 

При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. У каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс. Когда задействуешь таких детей на отрядные  советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.

Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.

 

 

Домашнее задание.

  1. Каждый период надо представить как план-схему в графическом виде, иллюстрируя каждый этап в периоде.
  2. Составить общий план - схему всей периодизации смены

Критерии оценки:

1)Творческий подход

2)Логика построения мысли

3)Усвоение материала.

Тема: Периодизация смены.

В структуре смены выделяют пять периодов:

подготовительный

организационный;

основ­ной;

заключительный;

постлагерный.

Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Подготовительный период.

Во время  этого проходит эмоциональная «настройка» ребен­ка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном эта­пе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Педагогический персонал в данный период должны подготовиться к смене, в частности:

ü разработка плана мероприятий ДОЦ к летней оздоровительной компании;

ü подготовка методической базы для успешной работы в лагере и на отряде;

ü знакомство педагогов с программой детского оздоровительного центра;

ü если смена проводится по принципу ролевой игры, вожатый должен подготовить все то, что необходим для создания образа на смену (если такое необходимо);

Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.

Организационный период.

На данный период отводится первые 3 – 4  дня в смене, это время адаптации и привыкания. Это период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоя­щей деятельностью. Педагоги и воспитатели узнают об их интересах ребят, определяют лидеров, дают детям возможность проявить себя. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические ос­новы существования данного детского коллектива.

 

Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.

Также, стадии адаптации:

Ø Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.

Ø Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка

Ø Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо: (Но такое редко встречается)

КАК ЭТИ ТРИ ДНЯ ПРОЖИВЕШЬ, ТАК И ПРОЙДЕТ ТВОЯ СМЕНА

Не пожалей себя в эти три дня, удели больше внимания  детям. Занимай их делом каждую свободную минуту. Проводи с ними больше игр на знакомство, на сплочение. Не забудь про совместные игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, мяч с-х сторон, знамя, отрядная вертушка). САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВО ВСЕХ ИГРАХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ВСЕ РЕБЯТА ОТРЯДА. Чем дольше они будут сидеть в корпусе, тем больше ты будешь «тащить» смену на своих плечах. Правильно распредели органы самоуправления, каждый ребенок в отряде должен иметь важную должность. Почему каждый? Да потому-что дети должны чувствовать себя полезным в отряде, и я не говорю про управляющие единицы как: капитан, заместитель капитана, хранитель, дежурный командир и т.д. Ребенок должен понимать свою важность и нужность, что он приносит пользу и без него в отряде никак не обойтись.

Главная задача педагога в организационный период - помочь ребен­ку раскрыться, показать свои лучшие качества.

 

Задачи организационного периода. Предлагаемые формы работы.
Ø Знакомство детей друг с другом, с взрослыми и с условиями проживания; Ø Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; Ø Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; Ø Определение места (статуса) в коллективе; Ø Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; Ø Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; Ø Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Ø Знакомство с правилами внутреннего пребывания в детском оздоровительном центре. ü Игры на знакомство; ü Экскурсия по лагерю; ü Игра на территории «Шифровка»; ü КТД; ü Формы работы с группами переменного состава; ü Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; ü Установление традиций в отряде; ü Игры на выявление лидеров отряда. ü Общеотрядные сборы и планерки.  

Уровни деятельности.

Уровень отряд-ребенок: Ø преодоление стресса от смены обстановки Ø организация группировок, распределение в них ролей Ø принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый) Ø вхождение в состояние успеха Ø сплочение отряда, осознание коллективом себя Ø срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда) Ø преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов) Уровень вожатый: Ø формулирование задач и методов их решений Ø формулирование этических норм существования в отряде и лагере Ø подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха Ø позиционирование вожатого Ø оценка приехавших детей Ø анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними Ø формулирование законов существования в отряде и этических норм Ø ввод отряда в состояние успеха Ø подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм Ø отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда) Ø преодоление срыва отряда

Совет вожатому:

  • до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
  • лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
  • индивидуальные беседы проводите только наедине;
  • больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
  • больше перегруппировок в творческих делах в организационный период;
  • трудную работу — лучшим;
  • название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
  • дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в организационный период, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
  • Распланируй свой организационный период. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

Основной вид деятельности вожатого:

Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива должна исходит от вас. Показываю себя!

 

Показатели успешной работы.

1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.

2. Все знают имена друг друга.

3. Знают территорию.

4. Обеспечена узнаваемость отряда.

5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.

6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.

7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто - что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно» и «я не буду, не хочу». «Круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.