Лепка (с натуры, по памяти, по замыслу) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лепка (с натуры, по памяти, по замыслу)

2020-05-10 462
Лепка (с натуры, по памяти, по замыслу) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала

Роль лепки: ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движении, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, простран­ственное мышление.

Своеобразие лепки

} дети учатся объемному способу изображения предметов;

} используют вылепленные предметы в игре;

} вылепленные предметы являются маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители;

} эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи.

Основные изобразительные средства лепки - пластичность, передача формы и движения.

Виды лепки:

} лепка отдельных предметов;

} сюжетная лепка;

} декоративная лепка.

Материалы лепки:

} Глина

} Пластилин

} Пластилин-глина или  «Паста для моделирования»

} Шариковый пластилин

} Плавающий пластилин

} Пластилин-дерево

} Масса для  лепки

} Тесто

} Воск

СПОСОБЫ ЛЕПКИ

Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

1. Конструктивный способ лепки.
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами “открывают” его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).

2.Скульптурный способ лепки из пластилина.
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

3. Комбинированный способ лепки.
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и
универсальный по своим возможностям.

4. Модульная лепка.
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

5.Лепка на форме.
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

 

Способы и приёмы лепки:

Мл.гр. – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения восп-ль предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить

В мл гр дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Ср гр – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Ст. гр - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

Приемы лепки.

Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать глину между ладонями

Для получения диска шарообразную форму сжимают между ладонями

Для получения цилиндрической формы раскатывание ведётся прямыми движениями

Инструменты для лепки

Ножи необходимы лепщику для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т. д.

Стеки являются основным инструментом при лепке из глины, воска или пластилина.

Циркуль. Основное назначение циркуля — вычерчивание рисунков и измерение моделей.

Циркуль-пантограф применяется для измерения при увеличении и уменьшении размеров лепимых изделий. Циркули-пантографы бывают металлические и деревянные. Они продаются в магазинах.

Мерник применяется для измерения высоты различных точек модели, выступающих над плоскостью фона. При лепке орнамента мерник является незаменимым инструментом, так как орнамент имеет весьма рельефную поверхность.

Линейку и угольник употребляют для измерения длины изделий и для проведения ровных горизонтальных и вертикальных линий. Линейка и угольник должны быть с делениями.

Отвес состоит из груза и нитки. Он служит для установки изделий, уточнения вертикальных линий и т. д.

Кисти необходимы для обметания с изделий пыли, крошек глины, для промывки изделий, смазывания их смазкой.

Спринцовка применяется для опрыскивания глиняных изделий водой и смывания глины во время формовки. Спринцовки продаются в аптеках и аптекарских магазинах.

 

Аппликация (от лат. Applicatio – прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность действительности.

Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Выделяют следующие виды аппликации:

1. Предметная аппликация предполагает овладение детьми умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.), которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

2. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

· вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

· выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

· передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

· расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции – ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

· подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.

3. Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами [11].

Развитию сенсорного восприятия способствуют след. операции по обработке бумаги: Сгибание; Резание; Разрывание и обрывание; Наклеивание.

Благодаря аппликации развивается глазомер ребенка. Особенно это процесс идет интенсивно в старшем дошк возрасте, когда дети осуществляют разметку на бумагу.

Виды разметки: на гла з: по трафарету; по шаблону; на просвет (через окно); через копировальную бумагу; сгибание (если ваза).

Виды аппликации:

1 По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.

2 По кол-ву используемых цветов: монохромная (1 цв), полихромная (2 и более).

3 По форме: геометрическая, негеометрическая.

4 По способу изготовления деталей: резаная, рваная.

5 По кол-ву деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика.

6 По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.

Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов:

1 Ребенок должен правильно взять кисть в руку, набрать на нее достаточное кол-во клея.

2 2-й рукой положить форму на клеенку вверх не цветной стороной.

3 Хорошо смазать клеем всю поверхность формы.

4 Положить кисть на подставку.

5 Перевернуть форму и положить ее в определенное место на листе бумаги

6 Прикрыть сверху салфеткой и промакнуть.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.