Климентий Аркадьевич Тимирязев — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Климентий Аркадьевич Тимирязев

2020-05-10 219
Климентий Аркадьевич Тимирязев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

/1843 – 1920/

Известный ученый-ботаник К. А. Тимирязев родился 22 мая 1843 года в Петербурге. Он хорошо знал английский, французский и немецкий языки. В 1861 году будущий ученый поступил в Петербургский университет, который окончил в 1865 году. В студенческие годы он опубликовал ряд статей на общественно-политические темы.

К. А. Тимирязев увлекся эволюционной теорией Дарвина и в 1865 году опубликовал свою первую книгу «Краткий очерк теории Дарвина». К. А. Тимирязев работал над физиологией растений. После окончания университета вместе с Д. И. Менделеевым они ездил в различные регионы России, чтобы испытывать новые методы агротехники и новые удобрения. Это работа была очень полезна для молодого ботаника. В 1868 - 1870 годы К. А. Тимирязев поехал за границу. Он работал в лабораториях крупнейших французских и немецких ученых.

В 1871 году К. А. Тимирязев защитил магистерскую диссертацию на тему «Спектральный анализ хлорофилла», а в 1875 году – докторскую диссертацию «Об усвоении света растением». С 1871 года он заведует кафедрой ботаники в Петровской академии (сейчас МСХА им К. А. Тимирязева).

В своих экспериментальных исследованиях по фотосинтезу исследователь показал, что наиболее интенсивно пигмент поглощает лучи красной части спектра, а также частично сине-фиолетовые лучи. К. А. Тимирязев опирался на величайшие открытия естествознания XIX в. – эволюционную теорию и закон сохранения энергии. Он впервые убедительно доказал приложимость закона сохранения энергии к процессу фотосинтеза.

Не менее известны и другие произведения К. А. Тимирязева, такие, как «Земледелие и физиология растений», «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Насущные задачи современного естествознания», «Исторический метод в биологии». Кроме, этого Тимирязев написал биографии выдающихся ученых и специальные работы по истории науки: «Наука. Очерк развития естествознания за три века (1620-1920)», «Успехи ботаники в XX веке», «Основные черты развития биологии в XIX веке», «Столетние итоги физиологии растений», «Полвека опытных станций» и др.

К. А. Тимирязев был не только ученым, но был прекрасным преподавателем, его любили и понимали студенты. Процесс научного творчества Тимирязев делит на три этапа: первый – это угадывание истины, второй – развитие творческой мысли и третий – проверка выводов путем наблюдения или опыта. Все это ставит научно-популярные работы Тимирязева по ботанике на одно из первых мест в мировой научной литературе.

В 1892 году А. К. Тимирязев был уволен из Петровской академии, которой отдал более 20 лет жизни, а в 1911 году он окончательно ее покинул, проработав в ней около 40 лет. В 1923 году в центре Москвы К. А. Тимирязеву был поставлен памятник, а его имя присвоено Московской сельскохозяйственной академии.

 

2. В тексте "Клемент Аркадьевич Тимирязев" найдите предложения со следующими словами и объясните их значение.

ОПУБЛИКОВЫВАТЬ - ОПУБЛИКОВАТЬ /ЧТО?/

ИСПЫТЫВАТЬ - ИСПЫТАТЬ /ЧТО?/

ЗАЩИЩАТЬ - ЗАЩИТИТЬ /ЧТО?/

ДОКАЗЫВАТЬ - ДОКАЗАТЬ /ЧТО?/

ПОКАЗЫВАТЬ - ПОКАЗАТЬ /ЧТО?/

ОПИРАТЬСЯ (только несов. вид) /НА ЧТО?/

РАБОТАТЬ (только несов. вид) /НАД ЧЕМ?/

ПОГЛОЩАТЬ - ПОГЛОТИТЬ /ЧТО?/

ДЕЛИТЬ /ЧТО? НА СКОЛЬКО?/

 

3. Составьте свои фразы с приведенными выше словами по аналогии с предложениями текста "Клемент Аркадьевич Тимирязев".

 

4. Закончите следующие предложения, используя информацию текста "Клемент Аркадьевич Тимирязев".

1. Тимирязев написал свою первую работу в…

2. Тимирязев работал над биографиями…

3. Тимирязев опубликовал и другие…

4. В 1975 году Тимирязев защитил…

5. Тимирязев убедительно показал приложимость…

6. В экспериментальных исследованиях по фотосинтезу Тимирязев доказал…

7. В своих исследованиях Тимирязев опирался на теорию…

 

План текста

 

Планы текста бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. Все они фиксируют информативные центры текста, только каждый по-своему.

Вопросный план составляется в форме вопросов. План, составленный из словосочетаний, называют именным или назывным. План, состоящий из повествовательных предложений, называется тезисным.

Для того, чтобы составить вопросный план, выделите информативные центры текста. Поставьте вопросы к предложениям, несущим основную смысловую нагрузку. Таким образом вы составите вопросный план текста.

 

6. Составьте вопросный план текста "Клемент Аркадьевич Тимирязев".

 

Тезисный план представляет собой краткие ответы на пункты вопросного плана. Обычно пункты тезисного плана нумеруются.

 

5. Составьте тезисный план текста "Клемент Аркадьевич Тимирязев".

 

6. Перескажите текст "Клемент Аркадьевич Тимирязев" по составленному вами плану, дополняя пункты тезисного плана информацией, необходимой для точного понимания содержания.

 

 

ТЕКСТ 4

1. Прочитайте текст и скажите, в чем состоят основные научные достижения Цицина?

Николай Васильевич Цицин

/1898 – 1980/

Выдающийся селекционер академик Н. В. Цицин родился в 1898-ом году и жил по 1980 год. В начале своей трудовой деятельности будущий академик был рабочим. Потом он учился в сельскохозяйственном институте. Большое влияние на него оказал выдающийся селекционер И. В. Мичурин.

В своей научной деятельности Н. В. Цицин применил мичуринский метод отдаленной гибридизации и добился замечательного успеха. В своих экспериментах он широко использовал гибридизацию культурных злаковых растений пшеницы и ржи с дикорастущими растениями пыреем и другими.

Н. В. Цицин открыл неизвестные закономерности образования форм растений и получения гибридов. Он глубоко изучил явления несовместимости и нашел эффективные пути преодоления нескрещиваемости и бесплодия. По наблюдениям ученого, новые стабильные формы, виды и сорта с ценными свойствами появляются не ранее девятого-десятого поколения после скрещивания.

Н. В. Цицин скрестил пшеницу с одним из видов дикорастущего пырея и получил пшенично-пырейные гибриды, которые имеют очень ценные сельскохозяйственные свойства. Пшенично-пырейные гибриды высокоурожайны, имеют крупное зерно и хорошие хлебопекарные качества, устойчивы к болезням и не полегают.

В качестве примера новых сортов, выведенных Н. В. Цициным, можно привести яровую пшеницу — пшенично-пырейный гибрид Грекум 114. Это высокоурожайный сорт с прекрасными пищевыми свойствами, отличается неполегаемостью, неосыпаемостью, устойчивостью к болезням. Вид озимой ржи "Страт" обладает высокой урожайностью, зимостойкостью, крупным зерном и хорошими пищевыми свойствами.

Академик Н. В. Цицин внес большой вклад в развитие теоретических и практических вопросов генетики и селекции растений. Его труды по отдаленной гибридизации относятся к числу выдающихся достижений современной науки. За свою работу он получил Государственную премию СССР и звание Героя Советского Союза.

 

2. К данным ниже глаголам подберите в словаре такие однокоренные существительные, которые обозначают то же самое действие, процесс или событие, что и глагол. ОБРАЗЕЦ: начать ≈ начало. Обратите внимание: начинать ≠ начинание, так как начинание — это не вообще начало, а призыв к началу новой работы.

- Рождать - родить

- Учиться (только несов. вид)

- Применять - применить

- Использовать (несов. и сов. вид)

- Изучать - изучить

- Скрещивать - скрестить (растения)

- Открывать - открыть (новое в науке)

- Полегать - полечь

- Осып а ться - ос ы паться

- Выводить - вывести (сорт)

- Обладать (только несов. вид)

- Вносить - внести

- Расти - вырасти

- Выращивать – вырастить

- Награждать - наградить

 

3. К данным ниже существительным подберите в словаре такие однокоренные глаголы, которые обозначают то же самое действие, процесс или событие, что и существительные. ОБРАЗЕЦ: окончание ≈ оканчивать - окончить.

- Эксперимент

- Образование (семьи́)

- Получение

- Исследование

- Скрещивание

- Выведение

- Преодоление

 

4. Измените падеж существительного в тех сочетаниях, в которых при глаголе существительное стоит в винительном (4-ом) падеже без предлога. ОБРАЗЕЦ: начать урок (4-ый) – начало урока (2-ой), но: работать над книгой (5-ый) – работа над книгой (5-ый).

Вывести сорт, выращивать растения, изучать русский язык, учиться русскому языку, использовать удобрения, исследовать леса, награждать лабораторию премией, обладать твердостью, образовать семью, открыть новое в науке, получить хорошие результаты, преодолеть трудности, применить метод, провести эксперимент над растениями, рождать ребенка, скрещивать пшеницу с пыреем, экспериментировать над растениями.

 

5. Прочитайте вопросный и тезисный план текста "Николай Васильевич Цицин".

1. Кем был Н. В. Цицин в начале своей трудовой деятельности? В начале своей трудовой деятельности Цицин был рабочим.
2. Где учился Н. В. Цицин? Н. В. Цицин учился в сельскохозяйственном институте.
3. Чем занимался Н. В. Цицин в своей научной деятельности? В своей научной деятельности Н. В. Цицин применил мечуринский метод отдаленной гибридизации.
4. Что открыл Н. В. Цицин? Н. В. Цицин открыл неизвестные закономерности образования форм растений и получения гибридов.
5. Какие растения впервые вывел Н. В. Цицин? Н. В. Цицин впервые вывел пшенично-пырейные гибриды.
6. Что можно привести в качестве примеров растений, введенных Н. В. Цициным? В качестве примеров растений, выведенных Н. В. Цициным, можно привести пшенично-пырейный гибрид Грекум 114 и вид озимой ржи "Старт".
7. Во что внес большой вклад Н. В. Цицин? Н. В. Цицин внес большой вклад в развитие генетики и селекции растений.
8. Какие награды получил Цицин за свою работу? За свою работу Н. В. Цицин получил Государственную премию СССР и звание Героя Советского Союза.

Для того чтобы составить назывной план, нужно выделить в каждом пункте тезисного плана основное словосочетание. При этом глаголы заменяются существительными или причастиями.

 

6. Определите правильную последовательность пунктов назывного плана текста "Николай Васиьевич Цицин".

Вклад в науку.

Выведенные растения.

Награды.

Научная деятельность.

Научные открытия.

Начало трудовой деятельности.

Примеры выведенных растений.

Учеба.

7. Перескажите текст "Николай Васильевич Цицин" по вышеприведенному плану, дополняя пункты тезисного плана информацией, необходимой для точного понимания содержания.

ТЕКСТ 5

1. Прочитайте текст и попытайтесь выделить основные этапы научной деятельности А. М. Бутлерова.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.