Алгоритм сжатия и воспроизведения текста — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Алгоритм сжатия и воспроизведения текста

2020-05-10 242
Алгоритм сжатия и воспроизведения текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЛГОРИТМ СЖАТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА

ТЕКСТ 1

1. Ответьте на вопросы.

1. Что такое физическая химия?

2. Кто является основоположником физической химии?

3. Знаете ли вы какие-либо работы русского ученого Н.Н. Бекетова?

2. Прочитайте текст. Скажите, в какой области науки работал Бекетов? Что нового он внес в нее?

 

Николай Николаевич Бекетов

/1827 – 1911/

Бекетов – ученый, который принадлежит к преемникам М.В. Ломоносова в области физической химии. Он первый после Ломоносова начал читать курс физической химии в харьковском университете. Ученый определял физическую химию как науку об общих теоретических законах химии, как теоретическую химию. Бекетов относится к числу организаторов специального отделения по подготовке физиков и химиков.

Н.Н. Бекетов вошел в историю русской науки как основоположник современной физической науки, как один из открывателей закона действующих масс. Его научные работы были посвящены изучению химической связи – устойчивостью химических соединений. Он был крупным исследователем в области термохимии – науки, изучающей тепловые явления, сопровождающие химические реакции. Как ученый Н.Н. Бекетов правильно поставил вопрос о превращении элементов, об энергетических изменениях, сопровождающих эти процессы.

Наряду с теоретическими вопросами Бекетов занимался и чисто практическими работами. Ученый разработал не только теоретический, но и практический способ восстановления металлов из окислов при помощи алюминия. Этот метод вошел в практику под названием алюминотермии как общий метод получения металлов из их окислов. Н. Н. Бекетов исследовал воду харьковского водопровода и принимал активное участие в вопросах водоснабжения Харькова. Во время Крымской войны Н.Н. Бекетов предложил использовать гипс для получения серы. Он много занимался исследованием минеральных вод.

Как и все выдающиеся русские ученые, он был патриотом своей страны. Н.Н. Бекетов всегда отстаивал приоритет русской науки. Так, Бекетов один из первых правильно оценил работы М.В. Ломоносова. Н.Н. Бекетов принадлежит к одним из первых ученых, высоко оценивших открытия Д.И. Менделеевым периодического закона.

Ученый принимал активное участие в общественной жизни. Он был инициатором и организатором публичной библиотеки в Харькове, широко пропагандировал необходимость нести знания в народ, принимал участие в чтении публичных лекций.

Развитие теоретических положений основателей физической химии М.В. Ломоносова и Н.Н. Бекетова нашло свое продолжение в работах русских химиков.

 

3. Найдите по словарю следующие слова, объясните их значения, используя указанные ниже конструкции.

что есть что

ОБРАЗЕЦ: ученый: Ученый – это тот, кто занимается научными исследованиями.

- Организатор

- Водоснабжение

- Гипс

- Инициатор

- Публичная (лекция, библиотека)

что делать – значит что делать

ОБРАЗЕЦ:   Исследовать: Исследовать – значит научно изучать какой-либо объект или научно решать какую-либо проблему.

- Избирать - избрать, быть избранным

- Разработать - разрабатывать

- Пропагандировать (только несов. вид).

 

4. Объясните значения следующих слов и словосочетаний, не обращаясь к словарю.

- экспериментатор

- бесконечный ряд открытий

- передовая наука

- посвятить себя науке (химии)

- профессорское звание

- сложные препараты

- экспериментальная работа

- глубокие

- смелые идеи

- химические превращения

- химические соединения

- оригинальность трудов

5. Измените предложения, используя конструкции ОТНОСИТЬСЯ К КОМУ? ЧЕМУ?  ОБРАЗЕЦ: Бекетов был одним из лучших учеников гимназии. Бекетов относился к лучшим ученикам гимназии.

1. Бекетов – один из лучших учеников известного русского химика Н.Н. Зинина. 2. Докторская диссертация Н.Н. Бекетова – лучшее исследование в области физической химии 1877 года. 3. Н.Н. Бекетов – преемник Ломоносова в области развития физической химии. 4. Н.Н. Бекетов – организатор специального отделения по подготовке физико-химиков.

 

6. Измените предложения, используя конструкцию ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ЧИСЛУ / КОГО? ЧЕГО? /. ОБРАЗЕЦ: Н.Н. Бекетов относится к первым ученым, высоко оценившим открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Н.Н. Бекетов принадлежит к числу первых ученых,  высоко оценивших открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.

1. Н.Н. Бекетов относится к первым выдающимся химикам 19 века. 2. Н.Н. Бекетов относится к первым ученым после М.В. Ломоносова, который начал читать курс физической химии в Харьковском университете. 3. Русский ученый Бекетов относится к лучшим исследователям в области термохимии. 4. Метод Бекетова по восстановлению металлов из окислов относится к лучшим методам алюминотермии.

 

7. Закончите предложения, используя информацию текста «Николай Николаевич Бекетов».

1. Н.Н. Бекетов принадлежит к … 2. Работы Н.Н. Бекетова в области физической химии принадлежат к … 3. Метод получения металлов из окислов относится к … 4. Периодический закон Д.И. Менделеева относится к …

 

8. Среди выделенных слов найдите то, к которому следует подобрать вопросительное слово. Подберите это слово и поставьте вопросы к предложениям. ОБРАЗЕЦ:   Н.Н.Бекетов разработал способ восстановления металлов из окислов при помощи алюминия. разработал способчто разработал. Что разработал Бекетов?

1. Н. Н. Бекетов исследовал воду харьковского водопровода и принимал активное участие в вопросах водоснабжения Харькова.

2. Н.Н. Бекетов занимался исследованием минеральных вод.

3. Н.Н. Бекетов является преемником М.В.Ломоносова в области физической химии.

 

9. Ответьте на вопросы задания, все они направлены на выяснение новой информации.

1. Кто такой Н.Н. Бекетов?

2. Преемником кого он является?

3. Что разработал Н.Н. Бекетов?

4. Что исследовал Н.Н. Бекетов наряду с теоретическими вопросами?

5. Основоположником каких знаний вошел Н.Н. Бекетов в историю русской науки?

 

 

Смысловой анализ предложения и абзаца

В каждом предложении есть тема - это известная, старая информация, и рема - новое знание о предмете. В предложении Озоновый слой - защитник всего живого на планете - темой является озоновый слой; ремой - новая информация, ради которой написана фраза, а именно, что это защитник всего живого на планете. Новая информация обычно помещается в конце предложения. Это информативный центр, ядро предложения.  
Абзац - это группа предложений (реже одно предложение), образующих смысловое целое. Одно предложение абзаца (обычно первое) несет основную информативную нагрузку, оно определяет его тему и передает основную мысль абзаца. Остальные предложения - это «разработка темы», «развитие основной мысли». Последнее предложение может содержать итог высказывания. Например: Озон - трехатомный кислород - накапливается в верхней атмосфере Земли, на высотах 10-50 км, под воздействием солнечного света. Общая масса этого газа в атмосфере ничтожна, толщина его слоя составляет всего от 2,5 до 3 мм. Но роль этой «пленки» для жизни трудно переоценить: она служит надежным щитом, защищающим биосферу на нашей планете от губительных ультрафиолетовых лучей.  Здесь наиболее важная информация содержится в первом и последнем предложении, остальные развивают тему.

 

10. Найдите основное предложение и определите тему каждого абзаца текста "Николай Николаевич Бекетов".

11. Перескажите текст "Николай Николаевич Бекетов", кратко передавая содержание каждого абзаца.

ТЕКСТ 2

1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: о чем в нем идет речь?

Человечеству уже хорошо известно, что научно-техническая революция приносит с собой не только возможности созидания нового, но и неизбежную горечь проблем, вызванных интенсивным процессом загрязнения биосферы, прежде всего, отходами производства. В связи с этим люди вынуждены тратить колоссальные средства на строительство сложных очистных сооружений, которые смогут производить механическую, биологическую и химическую очистку сточных вод, а также улавливать ядовитые газы и нефтепродукты в море. Но даже весьма дорогостоящие очистные сооружения не всегда и не полностью освобождают окружающую среду от вредного воздействия отходов производства. Необходимо искать новые пути решения этой глобальной проблемы. Таким путем является создание новой технологии производства, исключающей отходы и комплексно использующей сырье. Это безотходные производства. Уже есть такие мясокомбинаты, но необходимы целлюлозно–бумажные, химические, горно-обогатительные и другие предприятия. В настоящее время они наносят огромный ущерб окружающей среде вредными выбросами, которые можно использовать в качестве ценного сырья для получения новых важных продуктов. Комплексная переработка сырья на одном предприятии всегда дешевле, чем получение тех же продуктов на разных.

 

3. Найдите предложение в котором автор ставит проблему статьи.

4. Найдите предложение в котором автор предлагает метод решения этой проблемы. В чем состоит основная мысль статьи? Объясните понятие «безотходное производство».

5. Дайте свое название тексту, обоснуйте его.

6. Разделите текст на абзацы. Определите информативные центры (основные предложения) в абзацах.

7. Найдите новую информацию в каждом предложении, поставьте вопросы, запишите их.

 

8. Перескажите текст.

 

ТЕКСТ 3

1. Прочитайте текст и скажите, какие научные труды писал К. А. Тимирязев.

План текста

 

Планы текста бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. Все они фиксируют информативные центры текста, только каждый по-своему.

Вопросный план составляется в форме вопросов. План, составленный из словосочетаний, называют именным или назывным. План, состоящий из повествовательных предложений, называется тезисным.

Для того, чтобы составить вопросный план, выделите информативные центры текста. Поставьте вопросы к предложениям, несущим основную смысловую нагрузку. Таким образом вы составите вопросный план текста.

 

6. Составьте вопросный план текста "Клемент Аркадьевич Тимирязев".

 

Тезисный план представляет собой краткие ответы на пункты вопросного плана. Обычно пункты тезисного плана нумеруются.

 

5. Составьте тезисный план текста "Клемент Аркадьевич Тимирязев".

 

6. Перескажите текст "Клемент Аркадьевич Тимирязев" по составленному вами плану, дополняя пункты тезисного плана информацией, необходимой для точного понимания содержания.

 

 

ТЕКСТ 4

1. Прочитайте текст и скажите, в чем состоят основные научные достижения Цицина?

Николай Васильевич Цицин

/1898 – 1980/

Выдающийся селекционер академик Н. В. Цицин родился в 1898-ом году и жил по 1980 год. В начале своей трудовой деятельности будущий академик был рабочим. Потом он учился в сельскохозяйственном институте. Большое влияние на него оказал выдающийся селекционер И. В. Мичурин.

В своей научной деятельности Н. В. Цицин применил мичуринский метод отдаленной гибридизации и добился замечательного успеха. В своих экспериментах он широко использовал гибридизацию культурных злаковых растений пшеницы и ржи с дикорастущими растениями пыреем и другими.

Н. В. Цицин открыл неизвестные закономерности образования форм растений и получения гибридов. Он глубоко изучил явления несовместимости и нашел эффективные пути преодоления нескрещиваемости и бесплодия. По наблюдениям ученого, новые стабильные формы, виды и сорта с ценными свойствами появляются не ранее девятого-десятого поколения после скрещивания.

Н. В. Цицин скрестил пшеницу с одним из видов дикорастущего пырея и получил пшенично-пырейные гибриды, которые имеют очень ценные сельскохозяйственные свойства. Пшенично-пырейные гибриды высокоурожайны, имеют крупное зерно и хорошие хлебопекарные качества, устойчивы к болезням и не полегают.

В качестве примера новых сортов, выведенных Н. В. Цициным, можно привести яровую пшеницу — пшенично-пырейный гибрид Грекум 114. Это высокоурожайный сорт с прекрасными пищевыми свойствами, отличается неполегаемостью, неосыпаемостью, устойчивостью к болезням. Вид озимой ржи "Страт" обладает высокой урожайностью, зимостойкостью, крупным зерном и хорошими пищевыми свойствами.

Академик Н. В. Цицин внес большой вклад в развитие теоретических и практических вопросов генетики и селекции растений. Его труды по отдаленной гибридизации относятся к числу выдающихся достижений современной науки. За свою работу он получил Государственную премию СССР и звание Героя Советского Союза.

 

2. К данным ниже глаголам подберите в словаре такие однокоренные существительные, которые обозначают то же самое действие, процесс или событие, что и глагол. ОБРАЗЕЦ: начать ≈ начало. Обратите внимание: начинать ≠ начинание, так как начинание — это не вообще начало, а призыв к началу новой работы.

- Рождать - родить

- Учиться (только несов. вид)

- Применять - применить

- Использовать (несов. и сов. вид)

- Изучать - изучить

- Скрещивать - скрестить (растения)

- Открывать - открыть (новое в науке)

- Полегать - полечь

- Осып а ться - ос ы паться

- Выводить - вывести (сорт)

- Обладать (только несов. вид)

- Вносить - внести

- Расти - вырасти

- Выращивать – вырастить

- Награждать - наградить

 

3. К данным ниже существительным подберите в словаре такие однокоренные глаголы, которые обозначают то же самое действие, процесс или событие, что и существительные. ОБРАЗЕЦ: окончание ≈ оканчивать - окончить.

- Эксперимент

- Образование (семьи́)

- Получение

- Исследование

- Скрещивание

- Выведение

- Преодоление

 

4. Измените падеж существительного в тех сочетаниях, в которых при глаголе существительное стоит в винительном (4-ом) падеже без предлога. ОБРАЗЕЦ: начать урок (4-ый) – начало урока (2-ой), но: работать над книгой (5-ый) – работа над книгой (5-ый).

Вывести сорт, выращивать растения, изучать русский язык, учиться русскому языку, использовать удобрения, исследовать леса, награждать лабораторию премией, обладать твердостью, образовать семью, открыть новое в науке, получить хорошие результаты, преодолеть трудности, применить метод, провести эксперимент над растениями, рождать ребенка, скрещивать пшеницу с пыреем, экспериментировать над растениями.

 

5. Прочитайте вопросный и тезисный план текста "Николай Васильевич Цицин".

1. Кем был Н. В. Цицин в начале своей трудовой деятельности? В начале своей трудовой деятельности Цицин был рабочим.
2. Где учился Н. В. Цицин? Н. В. Цицин учился в сельскохозяйственном институте.
3. Чем занимался Н. В. Цицин в своей научной деятельности? В своей научной деятельности Н. В. Цицин применил мечуринский метод отдаленной гибридизации.
4. Что открыл Н. В. Цицин? Н. В. Цицин открыл неизвестные закономерности образования форм растений и получения гибридов.
5. Какие растения впервые вывел Н. В. Цицин? Н. В. Цицин впервые вывел пшенично-пырейные гибриды.
6. Что можно привести в качестве примеров растений, введенных Н. В. Цициным? В качестве примеров растений, выведенных Н. В. Цициным, можно привести пшенично-пырейный гибрид Грекум 114 и вид озимой ржи "Старт".
7. Во что внес большой вклад Н. В. Цицин? Н. В. Цицин внес большой вклад в развитие генетики и селекции растений.
8. Какие награды получил Цицин за свою работу? За свою работу Н. В. Цицин получил Государственную премию СССР и звание Героя Советского Союза.

Для того чтобы составить назывной план, нужно выделить в каждом пункте тезисного плана основное словосочетание. При этом глаголы заменяются существительными или причастиями.

 

6. Определите правильную последовательность пунктов назывного плана текста "Николай Васиьевич Цицин".

Вклад в науку.

Выведенные растения.

Награды.

Научная деятельность.

Научные открытия.

Начало трудовой деятельности.

Примеры выведенных растений.

Учеба.

7. Перескажите текст "Николай Васильевич Цицин" по вышеприведенному плану, дополняя пункты тезисного плана информацией, необходимой для точного понимания содержания.

ТЕКСТ 5

1. Прочитайте текст и попытайтесь выделить основные этапы научной деятельности А. М. Бутлерова.

Конспект

 

Конспект представляет собой продукт мыслительной переработки информации текста и ее письменную фиксацию в сокращенной форме. Задача конспектированиясвернуть исходный текст таким образом, чтобы через достаточно длительный промежуток времени развернуть его без существенной потери информации.

В зависимости от степени сжатости исходного текста и формы конспекта различают тезисный конспект, общий (сплошной) конспект, целевой (выборочный) конспект.

Тезисный конспект — это поочередное изложение основных мыслей текста, каждая из которых передана одним-двумя предложениями, так, чтобы она была полностью понятна тому, кто не читал текст. В тезисном конспекте нет аргументации, примеров и прочих подробностей содержания. В тезисном конспекте не указываются страницы текста, на которых находится выписанная информация. Обычно нумеруются пункты тезисного конспекта. Общий (сплошной) конспект — это изложение главных мыслей текста, их доказательств, важных фактических данных, которые необходимы для того, чтобы составить ясное представление о предмете исследования и сущности поставленных проблем. В сплошном конспекте указываются страницы текста, на которых находится выписанная информация. В сплошном конспекте могут быть полностью воспроизводимые предложения. Они пишутся в кавычках «…» и называются цитатами. Целевой (выборочный) конспект — это выписка из источника информации, необходимой для решения определенной задачи. В целевом конспекте указываются страницы текста, на которых находится выписанная информация. Цитаты берутся в кавычки.

8. Составьте тезисный конспект текста "Александр Михайлович Бутлеров".

9. Составьте сплошной конспект текста.

10. Перескажите текст "Александр Михайлович Бутлеров".

ТЕКСТ 6

1. Прочитайте текст, скажите, о каком поле идет речь в тексте. В каком еще значении употребляется слово «поле»?

 

ТЕКСТ 7

 

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

а) В чем состоит проблема сохранения почвы?

б) Какие меры по восстановлению почвы необходимо принять человечеству?

 

Земля торопит нас

На всех пяти материках нашей планеты окруженная Мировым океаном натянулась кожа планеты – геодерма, почва Земли. Почва – наибольший сгусток жизни в биосфере. Всем известно, что солнечная энергия накапливается в растительной массе, но не все знают, что столько же солнечной энергии аккумулируется в почве. Почва кормит, поит, одевает нас. Человек получает от нее 99% пищи.

Лишь недавно человечество осознало, что ресурсы пахотных земель не безграничны. Отношение роста населения к количеству плодородных земель уменьшается с каждым годом. В нашей стране лишь 10% территории используется под пахотные земли, при этом значительная часть их находится в условиях, неблагоприятных для земледелия. (В других странах доля пахотных земель выше: в США – 20%, в Англии – 30%). Мы должны бережно и осторожно относиться к нашему «золотому» земельному фонду.

Рост городов, промышленные отходы - все это сокращает почвенный покров Земли. Значит ли это, что процесс необратим и неуправляем? Отнюдь нет. Рекультивация, т.е. восстановление почвенного слоя, спасает тысячи гектаров плодородных земель. Лесопосадочные зоны, культурная распашка, мелиорация и обводнение, предохранение почвы от эрозии, а также запрещение использовать плодородные земли не по назначению - все эти меры помогут сохранить «золотой» фонд нашей земли.

 

2. Как вы поняли, что значит выражение "золотой" земельный фонд?

3. Составьте предложения со словосочетанием «использовать что-либо по назначению, использовать что-либо не по назначению».

 

4. Составьте словосочетания, выражающие отношения между человеком и природой. ОБРАЗЕЦ: воздействие чего? на что? воздействие человека на природу.

Влияние чего? на что?

Понимание кем? чего?

Взаимопонимание между кем? и кем?

Взаимодействие между кем? и кем?

 

5. Составьте вопросный план текста "Земля торопит нас".

6. Продолжите начатые два вида планов к тексту.

 

Н А З Ы В Н О Й Т Е З И С Н Ы Й
1. Геодерма – почва, созданная природой На всех пяти материках нашей планеты натянулась кожа нашей планеты – геодерма. Наибольший сгусток жизни в биосфере.
2. Использование ресурсов земли Ресурсы не безграничны. Лишь 10% территории используются под пахотные земли.
… … … … … … … … … … … …

 

6. Составьте текст на тему «Сохранение золотого фонда планеты», используя глаголы: НАКАПЛИВАТЬ(СЯ) /В ЧЕМ?/, АККУМУЛИРОВАТЬ(СЯ) /В ЧЕМ?/, УМЕНЬШАТЬ(СЯ), ИСПОЛЬЗОВАТЬ(СЯ), ВОССТАНАВЛИВАТЬ(–СЯ). 

 

 

ТЕКСТ 8

1. Прочитайте текст, запишите в хронологическом порядке автобиографические вехи в жизни ученого.

Дмитрий Иванович Менделеев

/1834 – 1907/

Д.И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в городе Тобольске. Когда его исполнилось семь лет, он поступил в гимназию. Большой интерес будущий ученый проявлял к математике, физике, истории.

В 1847 году, когда Д.И. Менделееву было 13 лет, умер его отец. Семья переехала в Москву. Менделеев поступил учиться в Педагогический институт на физико-математический факультет в Петербурге. Юноша интересовался химией, физикой, математикой, ботаникой, зоологией. Он интересовался не только естественными науками, но и своим трудолюбием и настойчивостью в достижении поставленной цели он привлек внимание профессоров.

В 1854 году появилась его первая работа о составе минералов ортита и пироксена. В 1855 году Менделеев закончил институт с золотой медалью. Он уезжает в Одессу, где работает учителем. В 1856 году Менделеев защитил в Петербургском университете кандидатскую диссертацию на тему «Удельные объемы». А через несколько недель – вторую диссертацию на право чтения лекций. Это дало ему возможность перейти на работу в Петербургский университет. В университете сразу обратили внимание на исключительные способности молодого преподавателя. В 1859 году Д.И. Менделеев уезжает в научную командировку в Германию. Там он работал у выдающихся физиков, химиков того времени.

В своей квартире Д.И. Менделеев устроил небольшую лабораторию, где организовал экспериментальную работу. Здесь он провел замечательные исследования по определению поверхностного натяжения жидкостей при различных температурах. Ему удалось сделать крупное открытие – установить существование критической температуры кипения жидкостей. Это открытие привлекло внимание специалистов и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие теоретических представлений о газах и жидкостях.

За границей Д.И. Менделеев опубликовал несколько работ по экспериментальным исследованиям, познакомился с крупными иностранными учеными, интересовался их работами. В 1860 году в немецком городе Карлсруэ состоялся первый международный съезд химиков. Среди шести ученых, представляющих русскую химическую науку, был и Д.И. Менделеев.

Работая за границей, Д.И. Менделеев возглавил группу молодых ученых, которые тоже приехали в научную командировку. В кружок входили также ставшие впоследствии крупными учеными А.И. Бородин, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров и другие исследователи. Этот кружок сыграл большую роль в развитии у его участников научной смелости, стремления работать на благо народа, для процветания родины.

Возвратившись из-за границы, Д.И. Менделеев занимается научной, педагогической и общественной деятельностью.

В 1863 году Менделеев получил место профессора в Петербургском техническом институте. Вскоре он защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой». А в 1866 году он становится профессором Петербургского университета. Здесь он читал лекции по органической, неорганической и технической химии.

В 1868 – 1870 г.г. появился знаменитый труд Д.И. Менделеева «Основы химии». В этой работе он впервые в мире систематически объяснил неорганическую химию с точки зрения периодического закона.

Самым великим достижением Д.И. Менделеева было открытие им в 1869 году периодического закона химических элементов и создание периодической системы.

Согласно периодическому закону Д. И. Менделеева, свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомных весов. Менделеев первый расположил все химические элементы по их атомным весам. Великий ученый обратил внимание на определенную зависимость их физических и химических свойств. Когда Д.И. Менделеев открыл периодический закон, мир знал только 63 химических элемента.

Д.И. Менделеев исправил атомные веса девяти элементов: бериллия, титана, цезия, урана и некоторых других. Он предсказал, что в природе существуют и другие элементы. Великий ученый оставил в таблице пустые места для еще не открытых химических элементов.

В 1871 году он точно описал физические и химические свойства трех элементов, которые открыли позднее /галлий, скандий, германий/. В настоящее время для всех известных элементов найдено в природе и искусственно получено около 1700 разновидностей атомов /изотопов/.

Успехи современной науки, успехи атомной и ядерной физики, синтез искусственных элементов стали возможным благодаря периодическому закону.

Вместе с тем, успехи атомной физики, а также открытие новых методов исследования, развитие квантовой механики расширили и углубили сущность периодического закона. Этот закон и периодическая система – основа всего дальнейшего развития учения об атомах и элементах.

В период 1866 –1887 г.г. Менделеев опубликовал около 30 работ. Самыми крупными из них великий ученый считал работы «Об опытах над упругостью газов» и «Понимание растворов, как ассоциаций».

Д.И. Менделеев интересовался развитием воздухоплавания в России. Он был одним из инициаторов организации в 1890 году отдела воздухоплавания в Русском техническом музее. Менделеев оказывал помощь изобретателям и пионерам русского воздухоплавания – А.Ф. Можайскому, К.Э. Циолковскому и другим.

Д.И. Менделеев проявил большой интерес к развитию промышленности и сельского хозяйства нашей страны. «Наука и промышленность, вот мои мечты», - писал Д.И. Менделеев. Ученый интересовался нефтяным делом в России. Он боролся за подъем русской нефтяной промышленности. Д.И. Менделеев хорошо понимал ее огромное будущее и большое экономическое значение. Ученый уже тогда предложил построить нефтепровод из Баку к Черному морю.

В 80-х годах Менделеев заинтересовался каменноугольной промышленностью. Он поехал в донецкий бассейн, предложил срочно построить там новые железные дороги, развивать металлургическую промышленность и другие производства. Ученый стремился обратить внимание правительства и общественности на необходимость изучения угольных районов Сибири, Урала, Дальнего Востока.

Д.и. Менделеев занимался проблемами, связанными с развитием химической промышленности, в частности, вопросами использования соляных месторождений и поваренной соли, расширения производства серной кислоты, соды, минеральных удобрений.

Д.И. Менделеев интересовался сельским хозяйством, агрономией, животноводством, молочным делом, применением удобрений и других. По заданию правительства он изобретает бездымный порох.

Д.И. Менделеев верил в могущество науки, в победу всего прогрессивного. Он был революционером в науке. Борясь за экономическую и культурную независимость родины, он принимал активное участие в изучении природных богатств страны, способствовал развитию различных отраслей отечественной промышленности. С этой деятельностью связаны его большие работы в области метрологии /науки об измерениях/. «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять; точная наука немыслима без меры».

Последние 15 лет своей жизни Д.И. Менделеев работал директором в Главной палате мер и весов. Здесь им было выполнено большое число исследований по метрологии. В частности, усовершенствования весов, определения плотности воды и воздуха и т.д.

Работы по метрологии, начатые Д.И. Менделеевым, успешно продолжаются современными учеными.

Труды Менделеева получают широкое признание за границей: его приглашают в Лондон для чтения лекций, избирают членом многочисленных иностранных академий, награждают почетными медалями. Однако, в России научные заслуги Менделеева не получают должного признания. В Академию наук в 1880 году он не был избран.

В 1890 году после 27 лет преподавания Менделеев был вынужден уйти из Петербургского университета. После ухода из университета Менделеев ведет большую научную и литературную работу. Менделеев любил живопись, музыку, увлекался художественной литературой.

2 февраля 1907 года Менделеев умер. Закончилась жизнь величайшего русского ученого, которого Н.Н. Бекетов назвал «нашей русской народной гордостью».

Имя русского ученого Менделеева золотыми буквами вписано в историю науки.

 

2. Опишите величайшее (самое великое) достижение Д.И. Менделеева.

3. Объясните значение следующих словосочетаний и предложений:

Понимать природу

Проявлять интерес к музыке

Научная командировка

Исключительные способности

Устроить лабораторию

Открытие привлекло внимание ученых

Бороться за подъем промышленности

 

4. Составьте вопросы к данным предложениям, используя словосочетания, синонимичные выделенным глаголам.

ОБРАЗЕЦ: В детстве будущий ученый интересовался математикой, физикой, историей. — К чему проявлял интерес будущий ученый?

1. В студенческие годы Д.И. Менделеев ИНТЕРЕСОВАЛСЯ химией, ботаникой, зоологией. 2. Весь научный мир ИНТЕРЕСОВАЛСЯ открытием периодического закона химических элементов. 3. Д.И. Менделеев ИНТЕРЕСОВАЛСЯ развитием промышленности и сельского хозяйства России. 4. Студенты многих факультетов университета ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ лекциями Д.И. Менделеева. 5. Д.И. Менделеев, как и многие крупные ученые, ИНТЕРЕСОВАЛСЯ вопросами воздухоплавания.

 

5. Составьте предложения, используя словосочетания ОБРАТИЬ ВНИМАНИЕ /НА КОГО? НА ЧТО?/ - ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ /КОГО? К ЧЕМУ?/.

1. В студенческие годы Д.И. Менделеев своим трудолюбием и настойчивостью в достижении поставленной цели; профессора педагогического института. 2. Открытие критической температуры кипения жидкости; специалисты. 3. Великий ученый; определенная зависимость свойств элементов от их атомных весов. 4. За границей Д.И. Менделеев; молодые русские ученые А.М. Бутлеров и другие.

 

6. В тексте "Дмитрий Иванович Менделеев" найдите предложения, содержащие указанные ниже выражения. Обратите внимание на их употребление. Составьте свои предложения, используя эти конструкции.

ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС /К ЧЕМУ?/

ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ - ЗАИНТЕРЕСОВАТЬСЯ /ЧЕМ?/

 

7. Используя информацию текста "Дмитрий Иванович Менделеев" закончите предложения, в которых употребите в нужной форме словосочетания, данные в скобках.

1. Отец русской авиации профессор Н.Е. Жуковский заинтересовался … /большая теоретическая работа Д.И. Менделеева «О сопротивлении жидкостей и воздухоплавание»/. 2. Д.И. Менделеев интересовался … /сельское хозяйство /.

 

8. Составьте вопросный план текста "Дмитрий Иванович Менделеев".

 

9. Составьте сплошной конспект текста "Дмитрий Иванович Менделеев".

10. Расскажите о научной деятельности Д.И. Менделеева с опорой на информативные центры.

 

 

  ТЕКСТ 9

1. Прочитайте текст, выделите в нем смысловые центры.

АЛГОРИТМ СЖАТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА

ТЕКСТ 1

1. Ответьте на вопросы.

1. Что такое физическая химия?

2. Кто является основоположником физической химии?

3. Знаете ли вы какие-либо работы русского ученого Н.Н. Бекетова?

2. Прочитайте текст. Скажите, в какой области науки работал Бекетов? Что нового он внес в нее?

 

Николай Николаевич Бекетов

/1827 – 1911/

Бекетов – ученый, который принадлежит к преемникам М.В. Ломоносова в области физической химии. Он первый после Ломоносова начал читать курс физической химии в харьковском университете. Ученый определял физическую химию как науку об общих теоретических законах химии, как теоретическую химию. Бекетов относится к числу организаторов специального отделения по подготовке физиков и химиков.

Н.Н. Бекетов вошел в историю русской науки как основоположник современной физической науки, как один из открывателей закона действующих масс. Его научные работы были посвящены изучению химической связи – устойчивостью химических соединений. Он был крупным исследователем в области термохимии – науки, изучающей тепловые явления, сопровождающие химические реакции. Как ученый Н.Н. Бекетов правильно поставил вопрос о превращении элементов, об энергетических изменениях, сопровождающих эти процессы.

Наряду с теоретическими вопросами Бекетов занимался и чисто практическими работами. Ученый разработал не только теоретический, но и практический способ восстановления металлов из окислов при помощи алюминия. Этот метод вошел в практику под названием алюминотермии как общий метод получения металлов из их окислов. Н. Н. Бекетов исследовал воду харьковского водопровода и принимал активное участие в вопросах водоснабжения Харькова. Во время Крымской войны Н.Н. Бекетов предложил использовать гипс для получения серы. Он много занимался исследованием минеральных вод.

Как и все выдающиеся русские ученые, он был патриотом своей страны. Н.Н. Бекетов всегда отстаивал приоритет русской науки. Так, Бекетов один из первых правильно оценил работы М.В. Ломоносова. Н.Н. Бекетов принадлежит к одним из первых ученых, высоко оценивших открытия Д.И. Менделеевым периодического закона.

Ученый принимал активное участие в общественной жизни. Он был иници


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.