Виды полифонического развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Виды полифонического развития

2020-05-10 294
Виды полифонического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия

Хронологические границы строгого стиля XVII – первая половина XVIII века (в более широком смысле слова до современности).

Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с   вокальной музыкой - хоровой и музыкой acapella.

Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

1. Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;

2. Основа – модальность, широко используются модальные лады.

3. Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;

4. Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;

5. Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.

6. Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.

7. Скачок должен быть в пределах октавы.

8. Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.

9. Два скачка возможны только в противоположном движении.

10. Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.

11. Мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.

 

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

· Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.

· Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.

· Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.

· Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.

 

Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

 

2. Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия

 

Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIII века, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.

Свободный стиль дал композиторам новые выразительные возможности в их стремление воплотить внутренний мир человека.

Это новое качество полифонии – инструментализм с его воздействием на мелодику, ритмику, фактуру, формы.

Специфика свободного стиля – равновесие полифонии и гармонии.

В основе мелодики свободного стиля - инструментальность.

Свободный стиль расширил ладоинтонационные возможности –  это привело к формированию мажора и минора, хроматизации тональности, модуляциям.

 В основе многоголосия свободного стиля - влияние гармонии на полифонию и формирование «основного двухголосия», при сохранении важнейших норм строгого стиля в свободном и большом значении косвенного голосоведения, а также скрытой полифонии.

 

Полифонические приемы в свободном стиле:

1. Применение имитационных форм.

2. Подвижной контрапункт как средство полифонического варьирования.

3. Обусловленность отличий вертикально-подвижного контрапункта в свободном стиле более свободным применением диссонансов в сравнении со строгим.

 

Новые жанры: инвенция, фуга.

 

Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

· Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.

· Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.

· Противосложение – контрапункт к ответу.

· Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

 

Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

· Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.

· Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.

· Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.

· Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.

· Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

 

     

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.