Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Имитационная полифония. Виды имитации

2020-05-10 1102
Имитационная полифония. Виды имитации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Имитацией (от лат. imitation – подражание) называется поочерёдное проведение различными голосами одной и той же мелодии.

Имитация является способом развития в европейской полифонии строгого и свободного стиля, а также одним из распространенных приемов разработочного развития в музыке гомофонного или гомофонно-полифонического склада.

Голос, вступающий в имитации первым, называется начальным или пропостой (от ит. рroposta – предложение).

Голос, вступающий вторым, называется имитирующим, или риспостой (от ит. risposta – ответ, возражение).

Имитации разделяются на простые и канонические (каноны).

В простой имитации риспоста повторяет лишь одноголосную часть пропосты, а далее либо развивается свободно, либо паузирует.

В канонической имитации имитирующий голос повторяет не только одноголосную часть мелодии начального голоса, но и ее продолжение, то есть имитация совершается непрерывно.

Строение любой имитации, как простой, так и канонической, определяется ее показателями:

1) расстояние имитации – сдвиг по времени имитирующего голоса по отношению к начальному (измеряется в долях такта);

2) интервал имитации–высотное смещение имитирующего голоса по отношению к начальному (измеряется в ступенях);

3) направление имитации – сторона, с которой вступает имитирующий голос по отношению к начальному (сверху или снизу).

 

Помимо того имитации различаются по характеру повторения имитирующим голосом мелодии начального, то есть по способу полифонического преобразования темы.

С этой точки зрения имитации могут быть:

1) в прямом движении –имитирующий голос повторяет мелодию начального без всяких интервальных и ритмических изменений, т. е без полифонического преобразования;

2) в обращении – имитирующий голос повторяет мелодию начального голоса таким образом, что всем интервальным ходам пропосты соответствуют в риспосте ходы на такой же интервал, но в противоположном высотном направлении. Ритм при этом не изменяется;

3) в увеличении – имитирующий голос повторяет мелодию начального без интервальных изменений, но с увеличением вдвое каждой длительности.Увеличение может также быть двойным (четырехкратное укрупнение первоначальных длительностей), полуторным (трехкратное укрупнение первоначальных длительностей) и т.п.;

4) в уменьшении – имитирующий голос повторяет мелодию начального с уменьшением вдвое каждой длительности. Интервальные соотношения звуков мелодии не изменяются. Уменьшение, как и увеличение, может быть полуторным, двойным, тройным;

5) в возвратном движении (в «ракоходе») – имитирующий голос повторяет мелодию начального с конца к началу, от последней ноты к первой. Длительность каждого звука при этом сохраняется. Возможны также различные совмещения видов полифонического преобразования темы в имитациях – имитации в увеличении и обращении; в уменьшении и обращении; в обращении и ракоходе; в обращении, ракоходе и уменьшении (увеличении) одновременно и т.д. Помимо имитаций, сохраняющих интервальную и ритмическую структуру мелодии начального голоса, существуют также имитации с изменениями мелодии:

6) свободная имитация, в которой имитирующий голос повторяет мелодию начального с интервальными или ритмическими изменениями, сохраняя общий мелодический контур:

7) ритмическая имитация, в которой имитирующий голос сохраняет лишь характерный ритм мелодии начального голоса;

8) частично свободная имитация, в которой изменения в имитирующем голосе затрагивают только несколько отдельных звуков. Такова имитация в тональном ответе фуги. В имитации могут использоваться приёмы сложного контрапункта. С их помощью образуются такие имитационные формы как бесконечный канон и каноническая секвенция.

Бесконечным называется канон, в котором начальный и имитирующий голос через некоторое время возвращаются к своему началу (А) и канон может повторяться произвольное число раз. Бесконечные каноны делятся на два разряда:

- В каноне 1 разряда расстояние имитации равно промежутку между началом имитирующего голоса и возвращением начального.

- В каноне 2 разряда эти временные промежутки различны.

Разница в методике сочинения бесконечных канонов 1 и 2 разрядов заключается в том, что в каноне 1 разряда используется прием вертикально-подвижного контрапункта, а в каноне 2 разряда – вдвойне подвижного контрапункта (с техникой третьей «мнимой» строки).

Канонической секвенцией называется такой бесконечный канон, в котором возвращение к начальному мелодическому обороту (А) в пропосте и, вслед за нею, в риспосте происходит каждый раз на новой высоте. Канонические секвенции также бывают двух разрядов. Методика их сочинения аналогична методике написания бесконечного канона 2 разряда.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.