Обвалы льда, фирна, карнизов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Обвалы льда, фирна, карнизов

2020-05-10 186
Обвалы льда, фирна, карнизов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Массы льда под действием силы тяжести текут по наклонной поверхности дна горных долин. Скорость течения ледников может колебаться от нескольких метров в год до 300 метров в сутки.

Ледники никогда не останавливаются в своем движении.

Часто туристы в восхищении застывают перед волшебными картинами, которые представляют собой ледопады, висячие ледники, скопления причудливых сераков над зияющими чернотой трещинами. Но голубовато-зеленый лед таит в себе большую опасность. Поскольку движение ледника происходит в любое время суток, в любое время года, нередко можно наблюдать, как на ледопадах и с висячих ледников совершенно неожиданно, без всяких видимых причин от основных масс откалываются громадные ледяные глыбы и летят вниз с большой скоростью, увлекая за собой тучи снежной и ледовой пыли. Такие глыбы выносятся далеко на поверхность расположенного ниже ледника или долины.

Особенно быстро разрушаются крутые висячие ледники, а также ступени и сераки на ледопадах, имеющих южную экспозицию. Здесь, помимо движения ледника, главными причинами обвала льда являются процессы морозного выветривания и таяния льда.

Встречаемые группой при движении по леднику или долине недавно упавшие глыбы льда или их осколки - явный признак грозящей опасности. Следует иметь в виду, что, падая вниз и дробясь о скалы или лед, глыбы льда превращаются иногда в мельчайшую ледяную пыль, которая, равномерным слоем осаждаясь на леднике, не оставляет почти никаких следов. Единственный признак опасности в таких случаях - свежие, хорошо заметные сколы льда на вышерасположенных формах ледопада или висячего ледника.

Снежные карнизы (надувы) представляют собой одну из форм горного рельефа и образуются в результате воздействия господствующих в данном районе ветров. Встречая на своем пути препятствие в виде гребня, воздушный поток изменяет свое направление и движется вдоль склона вверх (рис. 9). Плотность воздушного потока при этом возрастает, возрастает и его скорость. Сильный поток оказывает давление на наветренный склон, вовлекая в свое движение снежинки и их частицы из верхнего слоя снежного покрова. В процессе движения снежинок вверх вдоль склона из-за многочисленных столкновений между собой и с поверхностью склона форма их изменяется, снежинки превращаются в снежную пыль.


Рис. 9

Так как около гребня поток воздуха с наветренной стороны склона увлекает в свое движение и воздушные массы с подветренной стороны, то за счет такого "подсоса" на этой стороне склона у самого гребня образуется зона разряжения. Движение части воздушного потока на этом участке получает форму завихрений, приобретая турбулентный (беспорядочный) характер. Скорость потока при этом резко падает, снежная пыль начинает оседать на склон. Если этот подветренный склон достаточно пологий, то оседающий снег в результате многократного воздействия господствующих ветров образует ниже гребня снежную подушку. Если же склон крутой, то помимо снежной подушки образуется еще и снежный карниз, нависающий вдоль гребня над подветренным склоном (рис. 10). Длина таких карнизов может достигать сотен метров, а ширина нависающей над склоном части - до 15-20 метров. Поскольку карнизы образуются не из снежинок, а из снежной пыли, плотность их очень высока и вес этих снежных образований доходит до нескольких сотен тонн. Особенно быстро происходит рост карнизов ранней весной, в период теплых ветров (фенов).

Под влиянием изменений температуры, ветра, собственной тяжести эти карнизы либо затвердевают и в течение ряда лет превращаются в фирновый лед (так называемые постоянные карнизы, на которых отчетливо различаются границы многолетних наслоений), либо, не выдерживая собственной тяжести рушатся вниз уже в весенний или в летний период (временные карнизы). В период сильных ветров и обильных снегопадов можно наблюдать падение карнизов и в зимнее время.


Рис. 10

Опасность падения карнизов заключается не только в прямом поражении глыбами плотного снега туристов, находящихся под карнизом, но, самое главное, в том, что падающие глыбы нарушают равновесие снежных масс подветренного склона и это приводит, как правило, к немедленному сходу лавины.

Падение карниза может быть вызвано также и неправильными действиями самих туристов: перегрузка карниза из-за скапливания на нем большой группы людей (иногда достаточно и одного-двух человек) или подрезание снежной массы карниза у его основания группой, идущей вдоль гребня.

Движение вдоль карниза следует осуществлять только в связках (при одновременном движении - на полностью выданной веревке без слабины). Линия движения должна проходить несколько ниже предполагаемой линии отрыва карниза, которая в летнее время иногда просматривается в виде неглубокой канавки, идущей параллельно карнизу.

В горнолыжном путешествии перед спуском с перевала в сторону сравнительно небольшого нависающего карниза (в случае отсутствия других путей) иногда целесообразно предварительно подрубить его лыжами - 50-60% по ширине вдоль всего карниза. При значительных размерах обработка его крайне затрудняется, а в летнее время при наличии у группы только ледорубов просто невозможна. В этом случае после разведки (при тщательной страховке) и определения участка дальнейшего спуска по склону в стороне от этого участка в теле карниза ближе к его основанию группа вырубает проход (отверстие). Выбор для этих работ участка, удаленного от намеченного пути спуска, обусловлен тем, что такой проход может ослабить силы сцепления, удерживающие карниз от падения. Но возможный отрыв и падение карниза произойдет в стороне от трассы движения туристов вниз.

При подъеме с подветренной стороны на перевал, имеющий карниз, обработка последнего, а при необходимости и пробивка прохода ведется по одному с тщательной страховкой со стороны группы, расположенной в безопасном месте. При смене работающих выход следующего участника производить только после возвращения сменяемого. Прохождение группы через подготовленный участок - также по одному. Следующий выходит только после того, как предыдущий участник прошел карниз и закрепился на наветренном склоне.

В случае невозможности обхода участков, грозящих обвалом льда, фирна или карнизов, движение группы под опасным участком следует организовывать по одному, с выставлением наблюдателя для своевременного предупреждения участников о возникшей опасности. Ни в коем случае не следует останавливаться под такими формами рельефа даже для того, чтобы, например, устранить какую-нибудь неисправность у лыжного крепления при совершении горнолыжного путешествия. Тем более не следует устраивать ночлег на склоне под висячим ледником или карнизом, на ледопаде под сравнительно тонкой стенкой или сераком, а также ниже их по леднику или долине, куда могут скатиться обломки льда, фирна, карниза или дойти снежная лавина.

ТРЕЩИНЫ НА ЛЕДНИКАХ

Причины возникновения трещин на леднике и их местонахождение в большинстве случаев определяются видимыми туристам закономерностями, зная которые участники горных путешествий даже при движении по закрытому леднику могут заранее определить наиболее безопасную трассу движения, установить, на каких участках ледника следует проявлять особую осторожность и внимание. Но образованию трещин в теле ледника, кроме видимых человеку причин, способствует и характер рельефа дна долины, обусловленный в свою очередь характером слагающих эту долину пород. Этого, естественно, человек не может видеть и знать. Поэтому даже опытный турист, совершая движение по закрытому леднику, может столкнуться с трещинами, о которых он и не догадывался. Чтобы избежать встречи с ними, закрытый ледник следует преодолевать либо по моренам (как береговым, так и срединным), либо по узким карманам между боковой мореной и склоном, не имеющим лавинной опасности. Однако при выходе группы в зону вечных снегов, где морены, как правило, отсутствуют, туристы так или иначе будут вынуждены двигаться непосредственно по леднику.


Рис. 11
А - береговые трещины; Б - диагональные трещины.

Такое движение следует совершать (если ледник закрытый) только в связках, с тщательной страховкой и с постоянным зондированием всех сколько-нибудь подозрительных мест. Первая связка при разведке трассы маршрута должна состоять из трех человек. Падение в трещину одного не должно привести к сдергиванию в нее двух других туристов. Веревка должна быть полностью выдана (кольца не оставлять, слабины веревки не допускать). Движение участников внутри связки и между связками - след в след.

Выбор пути по закрытому леднику зависит от характера ожидаемых трещин.

При переходе группы со льда на скалы или наоборот туристы могут столкнуться с береговой трещиной (рантклюфтом), идущей вдоль тела ледника и образуемой за счет разницы температур - камни нагреваются сильнее, чем лед, и последний вблизи скал вытаивает. Такие трещины (рис. 11-А) имеют относительно небольшую глубину. Для их прохождения почти всегда можно найти участок, где они засыпаны обломками скал или льда. В зимнее время они засыпаны снегом, однако характер трещины на выбранном для прохождения участке и степень заполнения ее снегом перед началом движения необходимо проверить.


Рис. 12

При изменении крутизны ложа ледника в его теле возникают поперечные трещины. Если крутизна ледника уменьшается, то появляются трещины в его придонной части (рис. 12). При увеличении крутизны ледник растрескивается в наружной части. Но характер льда ледника неоднороден. Внутренние, глубинные слои, находящиеся под большим давлением, обладают ярко выраженными пластическими свойствами, поэтому, если трещины здесь и возникают, то они быстро замыкаются. Верхние же слои ледника, глубина залегания которых составляет 30-60 м, обладают скорее свойствами хрупких тел. Именно здесь образуются и длительное время сохраняются достаточно глубокие трещины.

При значительном возрастании крутизны перегиба, в связи с хрупкостью верхних слоев и большей (по сравнению с нижними слоями) скоростью их движения происходит значительное растрескивание поверхности ледника, образование и падение отделившихся масс льда. Такие зоны интенсивного разрушения льда называют ледопадами.


Рис. 13

Они чаще всего образуются при переходе ледника из цирка в долину. При преодолении ледопада зимой следует прежде всего отыскать возможность его обхода по леднику вдоль скал (при отсутствии лавинной опасности). Здесь у скал за счет постоянного схода с них снега в это время трещины бывают, как правило, в достаточной мере засыпаны. На ледопадах, имеющих южную экспозицию, движение можно совершать непосредственно по ледопаду, по его вогнутой части. Именно сюда из-за таяния льда с примыкающих возвышающихся форм падают многочисленные ледяные осколки, заполняя имеющиеся трещины. В солнечную погоду движение по ним следует совершать только в утренние часы. В отдельных случаях некоторые участки ледопада и особенно большие поперечные трещины, пересекающие весь ледник, приходится преодолевать по примыкающим скалам.

Там, где ледник, следуя форме долины, совершает повороты, в его теле образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба (рис. 13). Здесь путь группы должен проходить у берега вдоль склона, ближнего к центру поворота.

При выходе ледника из теснины на более широкий участок долины в его теле возникают продольные трещины (рис. 14). В случае закрытого ледника это наиболее опасные трещины. Здесь все туристы одной связки могут, не подозревая опасности, идти вдоль трещины в непосредственной близости от нее, и падение в трещину одного из туристов неминуемо вызовет срыв и остальных. Движение в таких случаях целесообразно совершать или по выпуклым формам ледника или "серпантином" с углом ниток в 45 градусов по отношению к продольной оси ледника.


Рис. 14

При движении по выпуклым формам рельефа ледника туристы могут столкнуться с сетчатыми (перекрещивающимися) трещинами, возникающими при наползании льда на выступающую часть твердой породы на дне долины. В результате этого лед вспучивается, образуются продольные и поперечные трещины, пересекающиеся между собой (рис. 15). Эти трещины лучше обойти стороной. Если же при обходе такой зоны возникает опасность встречи с имеющимися в ней продольными трещинами, то последние лучше всего обойти по нижней границе выпуклой формы. Здесь туристов могут ждать лишь поперечные трещины.


Рис. 15

На краях трещин возможно образование снежных карнизов. Поэтому при необходимости движения вблизи больших открытых трещин необходимо предварительно осмотреть (при тщательной страховке) характер трещины и карниза.

В теле ледника ближе к его краям можно встретить диагональные трещины, направленные от краев под углом 45 градусов вверх к его середине. Эти трещины возникают в результате различия скоростей течения льда по ширине ледника. В центральной части скорость течения льда V2 значительно превышает скорость течения у края V1. Поэтому в теле ледника возникают растягивающие силы, направление которых (см. рис. 11-Б) показано линией Д1Д2. Если эти силы велики, то в теле ледника возникают трещины, направленные перпендикулярно к этой линии.

Такие трещины чаще встречаются на участках, где скалы выступают за границы берега в сторону ледника и тем самым уменьшают ширину последнего. Скорость течения льда на этих участках значительно увеличивается, увеличивается и разность скоростей течения льда между краевыми и центральным участками ледника, следовательно, увеличиваются и растягивающие силы.

Так как величина силы растяжения за счет более резкого возрастания разности скоростей у соседних участков увеличивается по направлению к центру, то и характер этих трещин имеет в плане каплеобразную форму: узкую у края и широкую ближе к центру. Обход зон таких трещин можно рекомендовать по самому центру ледника, где разность скоростей соседних участков льда мала и поэтому диагональные трещины отсутствуют.


Рис. 16

Верховья ледников расположены в ледниковых цирках. Движение фирна и льда происходит здесь по радиусу от окраины фирнового поля (зоны питания ледников) к его центральной части, а уже отсюда - к выходу из цирка. Из-за такого характера течения льда вдоль краев фирнового поля (параллельно склонам цирка) образуются аркообразные подгорные трещины (бергшрунд), имеющие в своей центральной части большую ширину и глубину (рис. 16). Ближе к основанию арки, в нижней ее части ширина трещины уменьшается, сходя на нет. Если бергшрунд представляет собой серию арок, то чаще всего их основания не соединяются, а располагаются одно над другим, образуя возможные проходы. Летом проход через бергшрунд можно поискать и в вогнутой части склона, которая является в весеннее время желобом для схода лавин. Сходящие лавины образуют здесь прочные мосты. Разумеется, этот путь следует выбирать только при уже сошедших лавинах (ни в коем случае не после снегопада). Подход к снежному мосту должен совершаться из безопасной зоны по одному, с выставлением наблюдателя. Прошедшие опасный участок сразу же выходят из опасной зоны. Преодолевать такие мосты и всю опасную зону следует в утренние часы с тщательной страховкой.

До перехода трещины по снежному мосту необходимо сначала внимательно его осмотреть. В случае движения группы по мосту туристы преодолевают его по-пластунски, со страховкой, но без рюкзаков. При этом они должны стараться распределить вес тела как можно на большую поверхность. Даже по не совсем надежным мостам таким способом можно переправить всю группу. Рюкзаки перетаскиваются отдельно.

Трещины на закрытых ледниках - серьезная опасность. Падение.в них при отсутствии надежной и правильной страховки ведет, как правило, к травме. Если упавший и не получил травмы, но не имеет возможности двигаться (заклинение, ненадежность опоры, на которой упавший сумел задержаться и т. п.), нехватка веревки или неумение других участников путешествия своевременно организовать подъем туриста из трещины, ведет к быстрому его замерзанию.

СЕЛЕВЫЕ ПОТОКИ

Сели - внезапно возникающие потоки, несущие в себе большое количество рыхлого грунта, камней, обломков деревьев и т. д. Образование селей объясняется тем, что дождевые или талые снежные воды, пропитывая массы, например мелкого щебня, состоящего из тонких сланцевых пластинок, уменьшают трение между частицами породы и одновременно увеличивают их вес, благодаря чему верхний слой породы приходит в движение, попадает на дно долины и увлекается потоком воды.

По составу увлекаемой массы сели делят на три категории:
грязевые, грязе-каменные и водо-каменные.

Наиболее распространенными являются грязевые сели, увлекающие легкоразмывающие грунты: песок, глину, лёсс. При повышенных скоростях движения, возникающих при прорыве каких-либо естественных заграждений, в движение вовлекаются камни и обломки скал (грязе-каменные сели). Грязе-каменный поток имеет значительную высоту - до 15 м, а в узких местах до 35 метров. Водо-каменные потоки отличаются от грязе-каменных отсутствием мелких фракций - незначительных по размеру осадочных, в том числе и обломочных пород. Такие потоки увлекают с собой камчи угловатого, неправильного очертания и больших размеров. Известны случаи, когда сели несли отдельные каменные громады весом до 80 тонн. Объем крупных селевых потоков достигает десятков миллионов кубических метров, а расход - до 1000 м3/сек. Разрушительная сила таких селевых потоков огромна. Важнейшими условиями селеобразования являются:
- крутизна склонов и большие уклоны горных рек;
- большое количество рыхлых пород, мощных слоев ледниковых отложений, осыпей, продуктов разрушения;
- значительная увлажненность воздуха в горах;
- разреженная растительность.

Непосредственной причиной образования селевого потока могут быть:
- резкое увеличение количества воды в реке, вызванное сильными ливнями, интенсивным таянием снега или льда при длительных периодах очень жаркой погоды;
- прорыв моренных или завальных озер или временных перемычек, образовавшихся в результате обвалов, оползней, осыпей или схода снежных лавин.

Поскольку накопление воды выше затора может быть очень значительным, то сброс ее при прорывах такой естественной плотины имеет большую разрушительную силу и большую скорость движения - до 10 м/сек (обычно скорость движения селей не превышает 4-5 м/сек). Селевая масса после прекращения движения застывает наподобие лавы, не распадаясь на составные части.

В водо-каменных и грязе-каменных селевых потоках имеется значительное количество крупных камней и осколков скал, которые в местах сужений, крутых поворотов русла реки, резкого уменьшения уклонов дна приводят к образованию заторов. Такие заторы вскоре прорываются. Поскольку они образуются довольно часто, то и поток движется в виде последовательных волн.

Продолжительность действия селевого потока обычно невелика - до 6 часов.

Следует отметить, что основной причиной образования селей (до 70% всех случаев) являются сильные дожди и ливни. По сравнению с другими селями сели ливневого происхождения, непрерывно получая питание со склонов окружающих гор, наращивают свой объем и ударную силу вплоть до выхода в долину.

Потоки большой разрушительной силы обычно повторяются в бассейне одной реки через несколько десятков лет, средней силы - через 5-10 лет. Однако иногда эта закономерность нарушается и сели в течение ряда лет могут повторяться ежегодно.

С селевыми потоками туристы могут встретиться во всех горных районах страны. Однако по интенсивности и мощности селевой деятельности Заилийский Алатау занимает одно из первых мест. Сели здесь образуются в период с апреля по сентябрь. Характер селей в Заилийском Алатау различный: если в мае существует опасность встретиться с ливневым селем, то в июле-августе-с ледниковым. В некоторых районах Джунгарского и Таласского Алатау, а также Каратау движение селей начинается с марта месяца.

При движении по ущелью в период жаркой погоды туристы должны обратить внимание на характер водного потока. Быстрое нарастание его мощности и значительное, превышающее обычную величину увеличение уровня воды - верный признак приближения паводка, а может быть и селей.

Если потоки воды, вызванные продолжительными ливнями, сносят со склонов верхний легкоразмываемый грунт и мелкие камни, если за счет обильного смачивания подстилающей поверхности в движение приходят мелкие осыпи, происходят оползни, то это тоже грозный признак возможности образования селевого потока.

Во всех этих случаях группа, попавшая в узкое ущелье, должна стараться выйти в широкую долину, подняться на язык ледника или вышерасположенную террасу, пологий склон или на водораздел какого-нибудь технически несложного бокового отрога. Выйдя в долину или поднявшись на ледник, туристы могут продолжать дальнейшее движение по трассе маршрута. В других случаях (если группа находится в безопасном месте) туристы должны переждать опасность. Группа, застигнутая ливнем и не сумевшая выбраться из опасной зоны, должна не только переждать ливневый период, но и дождаться уменьшения уровня воды в реке до обычного. Ожидание может продлиться долгое время. Поэтому очень важен выбор не только безопасного, но и удобного места для бивака. Сели в большинстве случаев возникают в вечернее время. Поэтому бивак при путешествии по селеопасным горным районам ни в коем случае не должен размещаться на низком берегу вблизи реки, а также в естественных врезах на окружающих долину склонах. Потоки воды с вышерасположенных и не видимых для группы каров могут снести лагерь, вызвать камнепад или сползание грунта в любое время суток. Лучшее месторасположение бивака - на водоразделах.

Движение по склонам и другим элементам горного рельефа в период обильных дождей и сразу после них должно производиться со страховкой и соблюдением всех правил передвижения по скалам, осыпям и травянистым склонам.

ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Горные реки не раз преграждали путь туристским группам. Порой их бурный поток заставлял даже опытных туристов отказаться от плана дальнейшего путешествия, иногда заставлял их ждать сутки, двое, трое. Но не у всех хватало мужества повернуть назад, времени, чтобы ждать. И тогда происходил несчастный случай...

Особенности горной реки обусловлены в первую очередь источниками ее питания (таяние снежников и ледников). Это оказывает влияние на следующие характеристики реки:

1. Изменение мощности потока. В верховьях сила потока, а также глубина русла относительно невелики. Русло имеет обилие крупных камней. Большинство из них закрыто водой не полностью. Все это позволяет довольно легко организовать переправу вброд или над водой (по камням).

В средней части течения сила потока значительно возрастает за счет стока горных ручьев с хребтов, окружающих долину. Сильное течение увлекает вниз по долине даже большие камни. Над водой возвышаются только наиболее крупные из них. Здесь возможны переправы над водой (веревочные) и реже-переправы вброд.

В нижней части течения в связи с дальнейшим увеличением ширины и глубины русла реки и некоторым снижением скорость течения потока организуются переправы по воде: на лодках, плотах, с помощью надувных средств (при скорости течения не выше 3-4 м/с). Поскольку в нижнем течении реки туристы могут встретить и населенные пункты, то, помимо указанных, могут быть организованы переправы на лошадях, а также по существующим кладкам, висячим и другим мостам.

Помимо непосредственного воздействия на переправляющегося вброд туриста (о чем будет сказано ниже), сильный поток оказывает влияние на устойчивость некоторых даже крупных камней. Иногда для того, чтобы неустойчиво лежащие камни пришли в движение, достаточно небольшого дополнительного воздействия со стороны туриста: опора или удар ногой при переправе вброд, прыжок при переправе над водой. Не только сам движущийся камень может сбить туриста с ног, придавить или заклинить его ногу. Попытка избежать встречи с движущимся камнем приводит к потере равновесия, а быстрое течение тут же сбивает туриста с ног. Упавший, даже несмотря на страховку, нередко получает серьезные травмы в результате ударов о камни при неуправляемом движении в бурном потоке.

2. Резкие сезонные и суточные колебания уровня расхода воды. Зимой уровень воды в горных реках резко снижается, скорость течения падает и участки поверхности реки с наиболее спокойным движением воды замерзают. Наибольший уровень воды наблюдается летом во второй половине дня, а для средней части течения реки, то есть далеко от источников ее питания, - и до самой ночи. Но уже в вечерние часы при заходе солнца, а тем более ночью, процесс таяния снега и льда в горах за счет понижения температуры воздуха значительно сокращается. Поэтому наиболее целесообразным временем переправы вброд или по камням являются утренние часы (с 5 до 9 часов утра). Суточное изменение уровня реки в жаркие солнечные дни может достигать 50-60 см.

Если при пасмурной погоде без осадков уровень реки почти не отличается от минимального его суточного значения, то в периоды дождей или тепловых ветров (фенов) он изменяется очень резко, независимо от времени суток. Продолжительные ливневые дожди иногда приводят к паводкам, в результате которых могут быть снесены временные мосты и кладки.

3. Отсутствие видимости характера дна реки. Если у значительного количества рек Кавказа, Алтая и Центрального Тянь-Шаня в обычных условиях при глубине потока 0,5-0,6 м прозрачность потока еще позволяет рассмотреть характер дна, то у горных рек Памира, Северного и Западного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Фанских гор из-за наличия в воде мельчайших взвешенных частиц почвы и легкоразмываемых пород дно не просматривается даже при незначительной глубине. В периоды дождей, а также весной при сильном таянии снега на окружающих склонах или сходе к реке грунтовых лавин такое явление характерно для всех горных рек.

Когда дна реки не видно, турист при выборе опоры для очередного шага должен буквально прощупывать ногой каждый камень. Окончательно вес тела на эту ногу переносится только после опробования выбранной опоры на прочность и на возможность упора, выдерживающего поток воды.

4. Низкая температура воды. Время допустимого пребывания человека в холодной воде зависит от закалю.: организма и степени погружения тела в воду. Так, при погружении по колено в воду, имеющую температуру плюс 5°С, это время не должно превышать 12-15 минут. Но в верховьях горной реки температура воды нередко падает до + 2°С. Даже непродолжительное пребывание в такой воде рассеивает внимание туриста, заставляет двигаться скорее, вопреки элементарным требованиям обеспечения безопасности.

Во время сложной переправы вброд через широкую водную преграду при условии длительного пребывания в воде следует избегать резких движений, так как эластичность связочно-сумочного аппарата при охлаждении резко снижается, следовательно возможность травматизма возрастает. Поэтому достаточно сложные переправы необходимо совершать в брюках и обуви.

На характер горной реки оказывает влияние также рельеф дна долины:

1. Каменистое, неровное дно придает движению воды турбулентный (беспорядочный) характер, способствующий, правда, некоторому снижению скорости потока. Вместе с тем большие камни разбивают поток на отдельные струйные течения, скорость движения которых может превышать максимальную скорость течения неразветвленной части реки.

2. Крутые берега, как правило, в верховьях горных рек затрудняют не только организацию надежной страховки передвижения туристов через поток, но и переправу.

3. Скорость движения потока, из-за того что дно горной долины, особенно в верховьях, имеет значительный перепад высот, может достигать 6-7 м/сек, а на отдельных участках (в теснинах или в каньонах) бывает еще выше.

Высокая скорость течения, неровное каменистое дно, движение камней, низкая температура воды, а иногда и крутые берега служат серьезным препятствием для туристских групп, переправляющихся через достаточно широкую бурную реку. Но главная опасность - сила воздействия потока на туриста, определяемая рядом факторов, важнейшими из которых являются скорость течения потока и глубина русла (рис. 17).

Таблица 3

Скорость течения потока, м/сек

Сила воздействия потока (кгс) на человека при глубине погружения

до пояса (1,05 м) до паха (0,9 м) до колена (0,5 м)
0,5 2,65 2,29 1,26
1,0 10,60 9,18 5,04
1,5 23,85 20,65 11,34
2,0 42,40 36,76 20,16
2,5 66,25 57,34 31,50
3,0 95,40 82,68 45,36
3,5 129,85 112,45 61,75
4,0 169,60 146,88 80,64
4,5 214,65 185,89 102,06
5,0 265,00 229,50 126,00
5,5 320,65 277,69 152,46
6,0 381,60 330,48 181,44

Рассмотрим переправу вброд в верховье при наиболее типичной глубине реки (до колена, до паха, до пояса). Здесь характеристика силы воздействия потока на переправляющегося туриста имеет следующие величины.

Какую же величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна быть больше или равна силе трения ног туриста о дно реки. На силу трения существенное влияние оказывает вес человека, сила сцепления подошвы его ног с дном реки, которая в свою очередь зависит от того - босиком или в обуви (обычная гладкая подошва, профилированная или отриконенная) осуществляется переправа, от положения ступни ног, от величины и расположения камней, от того, насколько ровна и скользка поверхность камня и т. д. К уменьшению силы трения, начиная с глубины переправы порядка 0,8-1 м, приводит и уменьшение веса тела человека, определяемое по закону Архимеда. Так, при погружении до пояса вес у человека средней комплекции уменьшается примерно на 40 кгс.


Рис. 17.


Рис. 18

С учетом этих замечаний получены следующие экспериментальные данные о силе давления потока на человека при его массе 70 кг и глубине погружения до паха, при которой величина трения уменьшается до нуля, т. е. человека начинает сносить (см. табл. 4).

С учетом последних данных мы можем определить область значений силы потока, при которой еще возможна организация переправы вброд в зависимости от глубины и скорости течения потока (рис. 18).

Таблица 4

Характер дна
/
Вид обуви

Сила давления потока (кгс) на человека при которой величина трения уменьшается до нуля

мелкие камни округлой формы мелкие камни с резкими гранями крупные гладкие скользкие камни
Отриконенная подошва 69 76 91
Профилированная подошва 65 71 63
Гладкая подошва 61 66 42
Отсутствует обувь (босиком) 50 38 48

Однако туристы не должны рассчитывать на максимальные нагрузки, которые человек может выдержать в обычных условиях. Неровное дно, характер уклона поверхности камня, на который опирается турист, скользкие или непрочно лежащие камни, резкое изменение скорости течения воды при переправах вброд вблизи скопления больших камней, рывок страхующей веревки при провисании и касании ею поверхности воды, возможный удар по ногам камнем, который сильный поток тащит за собой по дну реки, наконец, низкая температура воды - все это при очередном шаге может привести хотя бы к частичной потере устойчивости, в результате чего турист будет сбит с ног.

Естественно, что у каждого туриста имеются свои данные (вес, рост, сила и опыт), определяющие индивидуальную "проходимость" водной преграды. Но как бы то ни было, подготовка к сложной переправе и сама переправа требуют от туристов самого серьезного отношения.

К сожалению, нередко приходится наблюдать, что подготовка к горному путешествию сводится в основном, только к изучению перевалов. О переправах даже через очень бурные горные реки группа подчас имеет весьма слабое представление. Но чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию (от одного-двух, а в периоды дождей и большего количества дней). В ряде случаев для разведки участка, позволяющего обеспечить безопасность переправы, группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль скальных прижимов, трудность преодоления которых не уступает трудности преодоления перевала, наиболее сложного для данного маршрута. Наконец, о сложности организации переправ говорит и тот факт, что количество несчастных случаев, связанных с преодолением водной преграды, занимает второе место среди всех других причин несчастных случаев в горных туристских путешествиях.

Характерными ошибками, допускаемыми туристами, например, при организации переправы с помощью перил, являются:
- применение схватывающего узла при движении по перилам. В результате, если поток сбил переправляющегося туриста с ног, группа не может с помощью страховочной веревки вытянуть его обратно на берег. Если же страховочная веревка отсутствует, то при вытягивании пострадавшего на берег на перильной веревке, обрезанной у одного из мест крепления, схватывающий узел может ослабнуть и турист соскользнет в воду;
- длина репшнура, идущего от страховочного пояса (грудной обвязки) до перил, больше длины рук. Здесь, в случае срыва, не имея возможности дотянуться до перил, турист так и не сможет восстановить равновесие;
- движение без рукавиц. Обжигая руки, турист уже не может сосредоточить основное внимание на правильный выбор точки опоры, на правильное положение тела. В результате - срыв;
- быстрое передвижение. В этом случае скользящий по перилам карабин систематически наезжает на кисть выбрасываемой вперед руки, защемляет ее, причиняя острую боль. Поэтому все внимание турист сосредоточивает на своевременную перестановку руки, а не на выбор хорошего упора для ноги;
- при движении турист не выбирает слабину перильной веревки, не отклоняет туловище назад. При малейшей потере равновесия турист натягивает веревку, которая, пружиня, тут же отбрасывает его в противоположную сторону, к чему он совершенно не готов. В результате - непредвиденное купание и мокрый рюкзак.

Каким же образом туристы должны обеспечивать безопасность переправы при путешествии в горах?

Не касаясь глубоко вопросов техники переправ, можно дать следующие, в основном организационные и тактические рекомендации.

Во-первых, несмотря на недостаточную стабильность характера русла реки и самого потока, туристы в своих отчетах наряду-с описанием перевалов должны прилагать подробные схемы, фотографии и описания переправ, что позволит ориентировать следующие группы на сложность прохождения тех или иных водных преград. Наблюдение за выполнением указанных требований - одна из обязанностей горных маршрутно-квалификационных комиссий (МКК).

Во-вторых, к сожалению, наиболее опытные участники многих туристских групп хорошо владеют техникой только двух-трех способов переправ, которые иногда не могут быть приемлемы для всех туристов. Кроме того, эти способы могут быть хороши для рек и берегов определенного


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.