Транспортировка по крутым склонам и отвесам — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Транспортировка по крутым склонам и отвесам

2020-04-03 237
Транспортировка по крутым склонам и отвесам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После того как пострадавший уложен на носилки, сооруженные из веревок, репшнуров и т. д., или завер­нут в палатку, приступают к оборудованию места для спуска. Для организации точек крепления подручных тормозных приспособлений используют тот же принцип, что и при навешивании блок-тормоза, — обязательное блокирование крючьев, ледорубов, обработка выступов и т. д.

Торможение спусковой веревки с помощью карабинного тормоза. Для одинарного тормоза требуются 2 ка­рабина, для двойного — 5; кроме того, необходимы крю­чья, репшнур или веревочные петли. Если нет нужного количества карабинов, половину из них можно заменить древками молотков или в крайнем случае, хотя это и менее удобно, — древками ледорубов.

Тормозные системы сооружают также с помощью тормозной восьмерки (рис. 30,а, б, в, г).

Не рекомендуется пользоваться «пожарным» спосо­бом и тормозить, закладывая несколько витков веревки вокруг заднего стержня карабина, так как быстрый на­грев при торможении может привести к расплавлению искусственных волокон и разрыву веревки.

Даже при использовании нормальных тормозных си­стем во избежание чрезмерного нагрева веревки следует спускать пострадавшего плавно и без рывков.

Применение одинарного тормоза. После создания на­дежной точки крепления в петли репшнура (не менее 6 витков!) или веревки защелкивают карабин с таким расчетом, чтобы замок с муфтой (завинтить!) находился наверху. Затем в тот же карабин сзади вводят петлю спусковой веревки и под нее, поперек первого, — второй карабин. При этом нужно строго следить, чтобы замок поперечного карабина находился сзади вертикального (см. рис. 30,а). Если петля веревки идет через замок карабина — срыв неминуем!

Одинарный тормоз применяется при спуске постра­давшего или спасателя по двойной веревке. Он при­годен только при спуске одного человека. Если нужно спустить двоих, следует соорудить двойной тормоз. Спуск карабинным тормозом осуществляется, как и с блок-тормозом, медленным и равномерным выпуска­нием веревок.

Применение двойного тормоза. При достаточном ко­личестве карабинов, особенно в тех случаях, когда на­верху остается только один альпинист, рекомендуется применять двойной карабинный тормоз (см. рис. 30,6). Этот способ заключается в следующем: к одинарно­му тормозу посредством промежуточного карабина пристегивают второй тормоз, и веревка проходит через спаренную тормозную систему, что значитель­но снижает усилия, прилагаемые при торможении. Часть карабинов можно заменить древками молотков (см. рис. 30,в).

Изложенный выше метод наиболее рационален и удобен даже при спуске пострадавшего с сопровождаю­щим на большую глубину. Карабинный тормоз выгодно отличается от других способов торможения тем, что веревки не трутся одна о другую, а это особенно важно, так как в настоящее время для восхождений используют только веревки из искусственного волок­на, которые от трения быстро портятся и теряют прочность.

Наращивание веревок. Если спускающиеся после прохождения одной длины веревки не достигли площад­ки, веревку наращивают. При достаточном количестве веревок на крутом, гладком, некамнепадоопасном рель­ефе спуск по двойной веревке с одной точки может быть осуществлен на глубину до 100 м, но на одинарной — не более 40—50 м.

При необходимости нарастить веревки спуск приоста­навливают, когда в запасе остается свободный конец длиной 1,5—2 м. Его продевают несколько раз в виде восьмерки в карабины (рис. 31,а). Ни в коем случае не делать узлов! После этого на веревке, в 15—20 см ниже тормозных карабинов, завязывают репшнуром два схватывающих узла; потом репшнуры в натянутом состоянии обматывают три-четыре раза вокруг заднего стержня карабина, заранее навешенного на второй крюк, продевают во второй карабин и, возвращаясь к первому, зажимают между натянутыми репшнурами (рис. 31,6). Теперь можно медленно, при натяжении, высвободить веревки из тормозных карабинов, вследствие чего вся нагрузка Перенесется на репшнуры.

Затем в тормозные карабины продевают новые кон­цы веревки (ровно настолько, чтобы завязать узлы), причем при спуске по ступенчатому рельефу для умень­шения объема узлов их следует вязать на каждом кон­це в отдельности и на некотором расстоянии друг от друга. Альпинист, который выдает веревку вперед после того как завязаны узлы, тормозит движение верев­ки, натягивая ее, а второй освобождает репшнур и выпускает его до. тех пор, пока тяжесть опускающих­ся перейдет на основные веревки. Потом он снимает схватывающие узлы либо, ослабив их, пропускает через них узлы веревки и подстраховывает спуск (рис. 31,б).

Подъем пострадавшего.

Хотя при спасательных ра­ботах, особенно подручными средствами, следует избе­гать трудоемких процессов, может, однако, возникнуть необходимость подъема пострадавшего вверх по склону, на гребень и т. д.

Подъем подручными средствами осуществляется с помощью полиспаста, сооружаемого из репшнуров и ка­рабинов. Производится он следующим образом.

Веревку, идущую от пострадавшего, закладывают в подвешенный к крюку карабин. Немного ниже кара­бина на нее накладывают карабинный узел, короткую петлю репшнура которого привязывают за тот же или другой карабин. Затем на веревке (как можно ниже) завязывают схватившийся узел с очень короткой петлей и защелкивают в нее карабин. Идущую сверху веревку защелкивают в тот же карабин, и она снова уходит на­верх, к тянущим. Система готова, и можно начинать подъем (рис. 32,а).

После того как схватывающий узел подтянут к карабину, веревку протаскивают сквозь ослабленный карабинный узел до отказа. Как только натяжение ослабнет, узел сам зафиксирует веревку, и можно переместить нижний схватывающий узел в исходное положение. Чтобы уменьшить трение, рекомендуется у нижнего схватывающего узла использовать два ка­рабина или ролик.

Применение полиспаста с двумя схватывающими уз­лами (рис. 32,6) несколько сложнее, так как приходит­ся перемещать оба узла поочередно, что связано с необ­ходимостью фиксации тянущейся веревки после каждого подтягивания. На рис. 32, в показана система в действии.

Часто рекомендуемый двойной полиспаст (рис. 32,г), хотя и требует несколько меньших усилий для подъема, но значительно увеличивает трение за счет сгибов ве­ревки при прохождении через несколько карабинов, в связи с чем его преимущество перед одинарным поли­спастом весьма невелико, причем налаживание системы значительно труднее.

 

 

СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗИМОЙ

Спасательные работы в зимних условиях по сложности проведения можно разделить на три ка­тегории:

1.Транспортировка пострадавших по сложному гор­ному рельефу, когда в основном, так же как и летом, применяются специальные спасательные и подручные средства. Универсальные носилки при зимней работе заменя­ются санями «Акья».

2. Транспортировка пострадавших во время прове­дения туристских походов.

3. Спуск пострадавших с горнолыжных склонов и трасс, близко расположенных от спасательных пунктов или мест, из которых больных можно эвакуировать на небольшие расстояния к санитарному транспорту.

При разработке плана проведения спасательных ра­бот на сложном горном рельефе следует особенно учи­тывать ряд сопутствующих трудностей, которые значи­тельно усложняют действия отрядов:

а) поскольку зимой световой день короткий, нужно особенно четко определить этапы передвижения и ме­ста возможных ночевок отряда;

б) передвижение по заснеженному рельефу предъ­являет чрезвычайно высокие физические требования к спасателям, необходимо хорошее владение горнолыжной техникой;

в) низкая температура, которая при отсутствии не­обходимых теплозащитных средств может привести к обморожениям как у спасателей, так и у пострадав­шего.

Большую угрозу представляет лавиноопасность, и это нельзя недооценивать при разработке маршрута спаса­тельного отряда.

Особенно серьезные трудности связаны с транспор­тировкой пострадавшего, если несчастный случай про­изошел в горно-туристской группе.

Если альпинисты и горнолыжники располагают в большинстве своем вполне современным спасательным инвентарем, доставляемым с базы к месту происшест­вия или находящимся на опорных спасательных пунк­тах, то горно-туристские группы, совершающие перехо­ды вдали от населенных пунктов и опорных пунктов спасательных отрядов, в большинстве случаев могут пользоваться только подручными средствами для транс­портировки пострадавшего.

При проведении спасательных работ зимой следует обратить пристальное внимание на два момента:

1. Предохранить пострадавшего от переохлаждения и замерзания, возникновению которых в значительной степени способствуют мокрая одежда, сильно перетяну­тый жгут при кровотечениях и т. д. Нужно особенно следить за состоянием конечностей, которые при непо­движности начинают замерзать прежде всего. Постра­давшему надо систематически давать горячие напитки: чай, кофе, бульон.

2. Тщательно выбирать и разведывать пути в отно­шении лавинной опасности, избегать траверсов снежных склонов, желобов и пр., находить прямые, по возмож­ности вертикальные пути спуска.

Техника транспортировки пострадавшего по сложно­му рельефу с применением тросового снаряжения (на отвесах, крутых склонах и пр.) производится так же, как и летом, с той лишь разницей, что пострадавшего в любом случае, независимо от степени повреждения, нужно спускать с двумя сопровождающими, поскольку при задержке на спуске или при других непредвиден­ных обстоятельствах одному трудно действовать на заснеженном рельефе и обеспечить безопасность по­страдавшего. Сопровождающие должны иметь с собой конец основной веревки, несколько крючьев, молоток и ледоруб, чтобы в случае необходимости осуществить траверс участка стены или подготовить пло­щадку.

Значительные трудности возникают перед спасатель­ным отрядом во время подхода к месту происшествия по заснеженному рельефу. Поэтому целесообразно при­крепить к головному отряду вспомогательную группу, которая должна прокладывать путь, а также доставлять грузы по простому рельефу.

Руководителю спасательных работ при подборе снаряжения следует иметь в виду, что для преодоления заснеженного и оледенелого зимнего рельефа потребует­ся большое количество крючьев и веревок. Необходимо учесть также: при подготовке пути для отряда, идущего с грузом за головным, зимой приходится создавать си­стему перил и страховки на тех участках, которые легко и просто преодолеваются в бесснежный период года.

Транспортировка зимой современными спасательны­ми средствами. Как уже говорилось, транспортировка по сложному рельефу в зимних условиях осуществляет­ся при помощи тросового снаряжения, как и летом (по­этому нет необходимости останавливаться на методах его применения), однако вместо универсальных носилок используется «Акья», позволяющая благодаря своей кон­струкции доставить пострадавшего с места аварии на базу, не перекладывая его на другие носилки.

1. Транспортировка на волокуше «Акья.»

Конструктивные особенности волокуши «Акья» соот­ветствуют всем требованиям, предъявляемым к транс­портировочным средствам на зимнем рельефе:

а) «Акья» может быть   использована при любом состоянии снежного покрова, даже на запорошенных снегом травянистых склонах;

б) низкое расположение центра тяжести позволяет ей преодолевать любые формы рельефа без чрезмерных усилий со 'стороны сопровождающих;

в) в «Акья» можно производить транспортировку пострадавшего по отвесам, крутым скальным и ледовым склонам;

г) «Акья» обладает хорошим и устойчивым управ­лением благодаря жесткому креплению шестов к кор­пусу;

д) при прохождении узких желобов, крутых склонов и т. п. нет необходимости поворачивать волокушу, так как она одинаково хорошо скользит в обоих направле­ниях (рис. 33);

ж) ее конструкция создает удобное положение для пострадавшего.

Перед транспортировкой на дне волокуши рассти­лается палатка (мешок или другие мягкие предметы) и в зависимости от характера повреждения и состояния пострадавшего монтируется опора для ног.

Тепло одетого пострадавшего (особое внимание но­гам!) укладывают в волокушу, накрывают (лучше всего палаткой или палаткой-мешком) и привязывают к ней в нескольких местах.

На некрутых, несложных и безопасных склонах двое сопровождающих спускаются на лыжах в положении «плуг». Команду перед очередным поворотом дают иду­щие впереди. На крутых участках сопровождающие при­вязываются к «Акья» репшнурами, двое спасателей дополнительно страхуют ее 15—20-метровым репшну­ром. На очень крутых склонах (40—50°) сопровождаю­щие снимают лыжи, привязывают их по обе стороны «Акья» и осуществляют спуск по прямой вниз следую­щим образом.

К «Акья» привязывают два конца основных веревок (диаметр — 12 мм) длиной 40 или 80 м. Один конец пропускают через тормозную систему из пяти карабинов, прочно закрепленную на склоне, второй конец сматы­вают и кладут в сани. Сопровождающие привязываются к ним: один — за нижний конец (ноги), второй — схва­тывающимся узлом за веревку, пропущенную через тормозную систему. «Акья» с пострадавшим (ногами вперед) медленно опускают на всю длину веревки. За­тем второй сопровождающий организует тормозную систему, закладывает в нее вторую веревку и фиксирует «Акья».

Теперь верхний спасатель может спускаться. Осво­бодившуюся веревку кладут на волокушу и осуществля­ют спуск по следующему этапу.

В зависимости от наличия веревок возможен спуск на глубину до 120—150 м. На склонах крутизной более 50° вместо веревок сле­дует применять трос для спуска. С помощью троса и блок-тормоза «Акья» с пострадавшим и сопровождаю­щими может быть опущена этапами до 500 м.

Скорость спуска на крутых и особенно оледенелых участках можно регулировать при помощи тормозной цепи, которую пропускают под дно саней. На равнин­ных участках их нужно тянуть веревкой или репшнуром. Тащить «Акья» по ровному рельефу за направляющие шесты неудобно, так как, будучи приподнятыми, они вдавливают передок в снег.

На бесснежных склонах или тропах к волокуше при­делывают стойки и колесо (см. рис. 3). Прикрепив шесты в горизонтальном положении, можно использо­вать «Акья» как обычные носилки.

2. Транспортировка на санях, сооруженных с применением крепежной установки (см. рис. 6)

Требуемый инвентарь: крепежная установка, полотно 45х180 см, 3—4 конца репшнура по 5 м, 2—3 пары лыжных палок, репшнур или веревка — 30 м.

Лыжи скрепляются посредством трех поперечных стоек установки: передней, средней и задней, в резуль­тате чего образуется рама, несколько суженная в носо­вой части. К раме с обеих сторон привязывают лыжные палки — ручками к задней стойке, а кольцами к сред­ней стойке и скобам лыжных креплений.

При наличии полотна его закрепляют сначала за заднюю часть рамы, а затем, сильно натягивая, за переднюю стойку из расчета, чтобы носки лыж при натяжении материи несколько выгибались вверх. После этого полотно дополнительно крепят с боков к лыжным палкам между задней и передней стойками (см. рис. 6).

Если полотна нет, ложе плетут из репшнура или веревки (рис. 34,а) и под пострадавшего кладут па­латку или другой предмет, защищающий его снизу от снега.

К носкам лыж привязывают скрещенные лыжные палки для управления, а к задней стойке — репшнур (веревку) для торможения саней идущим сзади спаса­телем. Крепежная установка применяется главным образом в походных условиях. Менее удобная, чем «Акья», она все же является лучшим из существующих вспо­могательных приспособлений для транспортировки пострадавшего по горному рельефу, лесной зоне и равнине.

Пострадавшего укладывают на сани головой или но­гами к движению в зависимости от состояния снега: при мягком снеге — ногами к движению, при жестком, спрес­сованном — головой. Под спину и голову ему подкладывают рюкзак, мешок и т. п.

Спуск осуществляется плавными дугами. Идущий сзади, придерживая сани за конец репшнура, спускается «плугом», выполняя повороты по команде ведущего. Если пострадавшего могут сопровождать несколько спа­сателей, то к задней стойке привязывают два конца репшнура по 10—12 м, при помощи которых осуществ­ляется дополнительная регулировка скорости спуска идущих сзади.

При траверсировании крутых склонов один из лыж­ников спускается параллельно саням и палкой препят­ствует их боковому соскальзыванию (рис. 34,6).

Транспортировка зимой подручными средствами. Приведем описание нескольких способов такой транс­портировки.

1. Волокуша из двух лыж (рис. 35, а)

Требуемый инвентарь: лыжи пострадавшего, пара лыжных палок, 3 палки для поперечин по 40—45 см или короткие ледорубы (айсбайли), репшнуры 5-метровые (3 конца), репшнур или веревка — 30 м.

Обе лыжи посредством поперечных палок, привязан­ных к носкам и задникам, соединяются в прочную ра­му, передняя часть которой (носки лыж) несколько сужена. Третью палку прикрепляют к головкам креп­лений. Затем сильно натягивают привязанный к носкам двойной репшнур, идущий от задней поперечины, так, чтобы носки лыж при натяжении прогнулись несколько вверх. После этого привязывают лыжные палки (в за­висимости от положения пострадавшего — от средней поперечины к носкам или задникам лыж) и, переплетая веревки, делают ложе для пострадавшего. К передней поперечине привязываются скрещенные лыжные пал­ки или 1,5—2-метровый шест, к задней — репшнуры для торможения и поддержания волокуши. Рекомен­дуемый выше способ достаточно надежен, особенно при длительной транспортировке по сильнопересеченному рельефу.

Значительно проще и удобнее соорудить такие же волокуши, если заранее, при выходе в поход, взять с собой вспомогательные материалы (рис. 35,в): две дюр­алюминиевые полосы 500X40X5 мм, одна из которых имеет по обеим концам разрез «ласточкин хвост» для ввода под головки креплений типа «маркер»; одну по­лосу 400X40X5 мм и 4 полосы 120X40X5 мм; 8 винтов (с головками впотай) с барашками.

Сооруженная из вспомогательных материалов воло­куша почти так же прочна и удобна, как и сани.

Учитывая, что на волокушах ложе для пострадав­шего почти касается снега, его необходимо предвари­тельно застелить палаткой или каким-либо водонепро­ницаемым материалом.

2. Волокуша из четырех лыж (рис. 35, б)

Требуемый инвентарь: 2 пары лыж, 2—3 пары лыж­ных палок, 3 по возможности слегка согнутые палки для поперечин длиной 50 см или короткие ледорубы (айсбайли), 2 репшнура по 5 м, репшнур или веревка — 30 м.

Волокушу сооружают следующим образом: четыре положенные рядом лыжи прочно скрепляют одной по­перечиной за головки крепления. Вторую поперечину привязывают сверху к носкам лыж, сначала к внутрен­ним, а затем к внешним, с таким расчетом, чтобы после закрепления внешних лыж остались не менее чем 3-мет­ровые концы репшнура. Эти свободные концы пропу­скают под привязанные к головкам поперечины и натя­гивают так, чтобы носки лыж прогибались вверх немно­го больше нормального. Затем репшнуры привязывают к головкам. Третью поперечину кладут на задники внешних лыж под внутренние и привязывают к ним репшнурами. Заднюю поперечину также страхуют путем оттягивания репшнура к головкам лыжных креплений. В зависимости от того, как будут транспортировав пострадавшего (головой или ногами к движению), к внешней стороне волокуши привязывают лыжные палки и из веревки или репшнура делают ложе. Затем к носовой поперечине привязывают две или четыре скре­щенные лыжные палки или два шеста, к задней — два конца репшнура для торможения, после чего волокуша готова к использованию.

Этот вид волокуши рекомендуется только для транс­портировки пострадавших по твердому снежному насту, тропам и дорогам, где сопровождающие могут идти пешком.

3. Одинарная (из одной пары лыж) волокуша для транспортировки одним человеком (рис. 36)

Требуемый инвентарь: лыжи пострадавшего, 2 палки для поперечины длиной 50—60 см (в крайнем случае — сломанная лыжная палка или ледорубы), репшнур — 30 м, 2 рюкзака.

Лыжные палки привязывают к скользящей поверх­ности лыж, концы их должны выступать на 35—40 см за задники. После этого при помощи двух палок лыжи скрепляются в прочную раму таким образом, чтобы рас­стояние между носками не превышало 30 см, а между задниками — 40—45 см. Затем из репшнура или веревки делают ложе. Чтобы положение пострадавшего было более удобным, под его полусогнутые колени кладется рюкзак с небольшим количеством вещей, который тоже привязывают к волокуше. Сопровождающий пропускает лыжные палки через лямки рюкзака — и волокуша готова.

4. Двойная (из двух пар лыж) волокуша для транспортировки одним человеком (рис. 37, а)

Требуемый инвентарь: 2 пары лыж, пара лыжных па­лок; 3 поперечины — одна длиной 40 см, две — по 60 см, репшнуры 5-метровые — 4 конца, репшнур или верев­ка — 30 м.

Сначала делают такую же раму, как для одинарной волокуши, с той лишь разницей, что под скользящую поверхность лыж не подводят лыжные палки; рама не­сколько уже (у носков лыж внутреннее расстояние между ними не должно превышать 25 см, у задников — 35 см), а под крепления лыж привязывают третью по­перечную палку.

Затем задники лыж рамы вводят спереди назад к го­ловкам креплений второй пары лыж, прочно закрепля­ют, а снизу к ним привязываются лыжные палки. После этого на расстоянии 25—30 см от носков вторые лыжи прочно скрепляют со средней поперечиной рамы. Когда обе пары скреплены, из веревок или репшнура делают сетку ложа. Пострадавшего укладывают головой к дви­жению, причем здесь, как и в одинарной волокуше, для лучшей опоры ног под колени пострадавшего привязы­вают рюкзак. Двойная волокуша для транспортировки по укатанному снегу, дорогам и тропинкам удобна там, где сопровождающий может передвигаться пешком. На крутых же участках волокушу подстраховывает сзади репшнуром второй сопровождающий.

5. Волокуша-веер из двух лыж (рис. 37, б)

Требуемый инвентарь: лыжи пострадавшего, 1-2 пары лыжных палок, несколько концов репшнура по 5 м, рюкзак.

Волокушу-веер сооружаю таким образом: носки лыж кладут один на другой и прочно завязывают репшнуром, оставляя свободные концы не менее 1,5 м. завязывают
Потом к месту крепления носков лыж привязывают лыжные палки, причем кольца остаются позади крепления. Затем репшнур сильно натягивают и закрепляют за головки лыжных креплений так, чтобы носки лыж несколько прогибались вверх. Остатком репшнура обе лыжи соединяют за головки креплений.

6. Волокуша-веер из четырех лыж (рис. 37 в)

Требуемый инвентарь: 2 пары лыж, 2 пары лыжных палок, несколько концов репшнура по 5м., рюкзак.

Носки четырех вместе с палками крепят указанным выше способом. Все четыре лыжи также соединяют вместе за головки, причем, регулируя натяжение репшнура у головок, наружные лыжи можно закантовать, что придаст волокуше форму лодки. В зависимости от повреждения пострадавшего транспортируют в положении сидя или лежа. Рюкзак соответственно крепят к лыжам за крепления или он служит изголовьем.

Волокушу-веер применяют для транспортировки легко пострадавшего по простому рельефу, причем преимущественно только для спуска по прямой вниз и по ровной дороге; для пересечения склонов она мало пригодна. Используют волокушу-веер только в том случае, если нельзя соорудить ничего другого или если предстоит транспортировка на небольшое расстояние. При необходимости спуска по крутым склонам к головкам креплений привязывают репшнур (10 – 12 м), которым идущий сзади регулирует скорость движения.

 


СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В РАЙОНЕ ЛЕДНИКОВ

Во время прохождения закрытого ледника, при преодолении подгорной или краевой трещины, да и на открытом леднике достаточно малейшей неосторож­ности, чтобы провалиться в трещину.

При правильной организации страховки во время передвижения по ледово-снежному рельефу, правиль­ном распределении веревки между идущими в связке нельзя провалиться глубоко. А если к тому же альпи­нисты в достаточной мере владеют приемами спасения упавшего в трещину, то такие происшествия в большин­стве случаев заканчиваются незначительными травмами, которые не мешают продолжать восхождение.

Немаловажную роль играет правильный (к сожале­нию, весьма редко применяемый) метод организации связки при прохождении закрытого ледника. Это при­обретает первостепенное значение в тех случаях, когда восхождение совершается «двойкой», которая не может рассчитывать на немедленную помощь со стороны.

Как правило, для идущего первым в связке значи­тельно реальнее опасность провалиться в трещину, чем для следующего за ним. Поэтому необходимо привязы­ваться к веревке так, чтобы у идущего сзади оставался резервный конец, равный рабочему концу (то есть та­кой же по длине, как веревка между первым и вторым альпинистом). Кроме того, первый, пристегиваясь к ос­новной веревке, завязывает на рабочем конце, перед карабином, схватывающий узел петлей из репшнура длиной 4,5 м. Затем репшнур пропускают сверху через грудную обвязку и кладут в карман (рис. 38,а). Второй альпинист вяжет на той же основной веревке «узел проводника» на расстоянии 13—14 м от первого (при длине веревки 30 м) и пристегивается к нему, а оставшуюся резервную часть веревки обматывает вокруг груди. На конце резервной веревки делают небольшой «узел проводника», за который пристегивают­ся вторым карабином к грудной обвязке. Можно также пристегнуть вторую половину веревки к поясу первого, тогда связка идет на двойной веревке. Второй альпи­нист также завязывает на основной веревке (около груд­ной обвязки) схватывающий узел петлей из 4-метрового репшнура и кладет ее в карман, не пропуская под груд­ную обвязку, как первый альпинист. Оба они вяжут на рабочем конце веревки, в 60—70 см от грудной обвязки, страховочные петли для ледоруба — и связка готова к движению. Петли со схватывающими узлами на основ­ной веревке рекомендуется применять во всех случаях передвижения по леднику, независимо от числа участ­ников в связке и группе (рис. 38,6).

На рис. 39,а показан метод обвязки «двойки», когда у каждого альпиниста при 40-метровой веревке остают­ся резервные концы одинаковой длины; на рис. 39,6 — обвязка для первого и второго с двумя заранее подго­товленными стременами, а на рис. 39,в — метод обвязки «двойки» на двойной веревке.

Когда связка проходит опасный участок пути, аль­пинисты должны выпустить из рук свободную веревку, оставив в руке не более 1—1,5 м, и держать ее слегка натянутой. Оставшийся в руке небольшой запас веревки необходим для протравливания при внезапном рывке. За время протравливания страхующий может принять более удобное положение для удержания проваливше­гося. Падение идущего впереди в трещину в таком слу­чае не представляет большой опасности и редко сопря­жено с травмой, так как при своевременной реакции заднего глубина падения не превысит 4—5 м.

Дальнейшие действия альпинистов, связавшихся вы­шеизложенным способом, должны быть следующими.

Упавший, вися на веревке, вытаскивает из кармана петлю, вяжет на ней стремя и надевает его на ботинок, затем, сгибая ногу и передвигая схватывающий узел по веревке вверх, встает на стремя. Тем самым нагрузка с грудной обвязки переходит на петлю, и упавшему те­перь относительно удобно ждать помощи.

Оставшийся наверху, приостановив падение товари­ща (что не особенно трудно, если связка передвигалась при слегка натянутой веревке, к тому же при падении веревка получает большое трение о край трещины), забивает ледоруб в снег (на льду — крюк) и надевает на него петлю от схватывающего узла, завязанного на основной веревке. Теперь он может отвязаться от основ­ной веревки и действовать свободно. На резервной ве­ревке он также завязывает схватывающий узел, петля от которого тоже закрепляется за ледоруб. Самостра­ховка организуется с помощью репшнура.

Используя резервную веревку, он вытаскивает ледо­руб и рюкзак упавшего в трещину, кладет ледоруб (или лыжную палку) на край трещины (закрепить!), чтобы при нагрузке веревка не врезалась в него. Резервную веревку вновь опускают к упавшему, который, сделав на ее конце стремя, встает в него, после чего можно приступить к подъему (см. рис. 38,6).

По команде верхнего «Левая!» (или «Правая!») ниж­ний сгибает соответствующую ногу в колене, поднимает ее как можно выше, придерживаясь руками за соседнюю веревку. Верхний выбирает освободившуюся веревку и фиксирует ее схватывающим узлом (рис. 40, а, б). За­тем нижний поднимает другую ногу, а верхний фикси­рует соответствующую веревку и т. д.

В альпинистской практике известен целый ряд прие­мов извлечения упавшего в трещину, и, казалось бы, нет необходимости загромождать это пособие их изложе­нием. Однако мы вынуждены констатировать, что были случаи, когда отдельные группы из-за незнания прие­мов или неумелого, плохо организованного их использо­вания не смогли своевременно вытащить упавших в тре­щину, что привело к тяжелым последствиям. В этой связи мы считаем целесообразным напомнить некоторые приемы, знание и владение которыми обязательно для каждого альпиниста и горного туриста.

При совершенствовании техники извлечения упавше­го в трещину следует в первую очередь добиться, чтобы этот процесс мог выполняться двумя, максимум тремя альпинистами, то есть наиболее часто встречающимся составом групп, совершающих восхождение или иду­щих в поход.

При извлечении упавшего в трещину нужно про­явить максимум оперативности и действовать незави­симо от состояния упавшего быстро и уверенно, так как полученная им психическая, а иногда и физическая травма (возможно и шоковое состояние), холод и вмерзание тела в лед при промедлении могут иметь губительные последствия.

Способы извлечения упавшего в трещину на поверх­ность ледника зависят от того, каким снаряжением рас­полагает группа.

Многое определяется и самочувствием упавшего в трещину. По этому признаку способы извлечения можно разделить на две группы:

первая — способы, применяемые для подъема упав­ших, которые не получили травм и принимают активное участие в своем спасении;

вторая — способы, применяемые для извлечения упав­ших в трещину, которые из-за полученных травм не мо­гут активно содействовать своему спасению или вовсе не способны двигаться.

К первой группе относятся:

1. Подъем по закрепленной наверху веревке

с помощью схватывающих узлов, карабинных узлов

(узлов Бахмана) или зажимов для веревки

Провалившийся привязывает как можно выше к за­крепленной сверху веревке схватывающими или карабинными узлами две петли из репшнура разной длины (одна— 1,8 м, вторая — 2,2 м) и пропускает их под груд­ную обвязку или пояс. На концах петель вяжут стреме­на. Поднимая правую ногу, провалившийся надевает на ее ступню стремя. Затем, стоя на стремени, он совер­шает то же самое левой ногой и передвигает вверх схва­тывающие узлы (зажимы). Передвигая поочередно узлы с одновременным максимальным подъемом соответству­ющей ноги, провалившийся вылезает наверх. Переход через край трещины совершается с помощью верхнего альпиниста.

При оледенелой или мокрой веревке, на которой плохо держатся схватывающие узлы, рекомендуется за­вязать вторую половину узла только одним витком: та­кой узел держит прочно. Такие же свойства, как схва­тывающий, имеет карабинный узел, который особенно удобен, если приходится работать с мокрой веревкой.

Подъем с зажимами совершается так же, как со схватывающим или карабинным узлами, роль узлов вы­полняют зажимы.

2. Подъем с помощью ступенчатых стремян (рис. 41)

Если альпинист или турист по стечению обстоя­тельств в одиночку двигался по леднику и упал в тре­щину, ему можно рекомендовать такой способ выхода наверх.

На концах двух репшнуров вяжут стремена, кото­рые надевают на ботинки. Вытянутый вверх и пропу­щенный под грудную обвязку репшнур привязывают под коленями. Немного выше колена делают маленький «узел проводника», второй — на конце и третий — при­мерно в середине.

Первый ледовый крюк забивают как можно выше. На него подвешивают один - два карабина, к которым, в свою очередь, прищелкивают верхние петли узлов реп­шнуров. Затем последовательно и поочередно пересте­гивают петли каждого репшнура. Подъем выполняют, как указано на рис. 41, а—д. Останавливаясь, чтобы забить очередной крюк, ноги необходимо расставить на ширину плеч, что придает удобное, устойчивое по­ложение.

Следующий крюк забивают немного в стороне и как можно выше. Поднимающийся снова пристегивает к под­вешенным карабинам сначала верхние петли репшнура, а затем нижние и последовательно перестегивает их. Подъем по второму крюку можно начинать лишь после того, как был выбит нижний.

Ко второй группе относятся:

1. Подъем способом «грудь-нога».

Если упавший повредил одну ногу, подъем совер­шается следующим образом. Пострадавший здоровой ногой встает в петлю на спущенной к нему веревке, вы­жимается, а верхний (верхние) альпинист в это время выбирает основную веревку, идущую от грудной обвяз­ки, и фиксирует ее.

Затем нижний, держась руками за эту веревку (луч­ше завязать схватывающий узел с короткой петлей, за которую удобнее держаться), поднимает ногу — освобо­дившуюся вспомогательную веревку верхний выбирает и фиксирует. Снова выжим ноги — фиксация веревки груд­ной обвязки и т. д. Разумеется, подъем пострадавшего этим способом, получившим среди альпинистов название «грудь-нога», происходит значительно медленнее, чем способом «левая-правая».

2. Подъем способом «одинарный блок» (рис. 42, а)

Блок образуется с помощью сложенной втрое ве­ревки. Конец а закрепляют за грудную обвязку пост­радавшего, петлю а—б пропускают через карабин верхнего крепления (ледоруб, крючья), петлю б—в пропускают через карабин «беседки» пострадавшего, и за конец в верхние альпинисты подтягивают постра­давшего.

Система дополняется страховочной веревкой (г). На этой веревке необходимо сделать петлю д для руки по­страдавшего, так как обычно он хватается за концы блочной системы и тормозит движение веревки. Петлю следует делать со схватывающим узлом, которым пост­радавший может отрегулировать нужно<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.