Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-04-03 | 237 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
После того как пострадавший уложен на носилки, сооруженные из веревок, репшнуров и т. д., или завернут в палатку, приступают к оборудованию места для спуска. Для организации точек крепления подручных тормозных приспособлений используют тот же принцип, что и при навешивании блок-тормоза, — обязательное блокирование крючьев, ледорубов, обработка выступов и т. д.
Торможение спусковой веревки с помощью карабинного тормоза. Для одинарного тормоза требуются 2 карабина, для двойного — 5; кроме того, необходимы крючья, репшнур или веревочные петли. Если нет нужного количества карабинов, половину из них можно заменить древками молотков или в крайнем случае, хотя это и менее удобно, — древками ледорубов.
Тормозные системы сооружают также с помощью тормозной восьмерки (рис. 30,а, б, в, г).
Не рекомендуется пользоваться «пожарным» способом и тормозить, закладывая несколько витков веревки вокруг заднего стержня карабина, так как быстрый нагрев при торможении может привести к расплавлению искусственных волокон и разрыву веревки.
Даже при использовании нормальных тормозных систем во избежание чрезмерного нагрева веревки следует спускать пострадавшего плавно и без рывков.
Применение одинарного тормоза. После создания надежной точки крепления в петли репшнура (не менее 6 витков!) или веревки защелкивают карабин с таким расчетом, чтобы замок с муфтой (завинтить!) находился наверху. Затем в тот же карабин сзади вводят петлю спусковой веревки и под нее, поперек первого, — второй карабин. При этом нужно строго следить, чтобы замок поперечного карабина находился сзади вертикального (см. рис. 30,а). Если петля веревки идет через замок карабина — срыв неминуем!
|
Одинарный тормоз применяется при спуске пострадавшего или спасателя по двойной веревке. Он пригоден только при спуске одного человека. Если нужно спустить двоих, следует соорудить двойной тормоз. Спуск карабинным тормозом осуществляется, как и с блок-тормозом, медленным и равномерным выпусканием веревок.
Применение двойного тормоза. При достаточном количестве карабинов, особенно в тех случаях, когда наверху остается только один альпинист, рекомендуется применять двойной карабинный тормоз (см. рис. 30,6). Этот способ заключается в следующем: к одинарному тормозу посредством промежуточного карабина пристегивают второй тормоз, и веревка проходит через спаренную тормозную систему, что значительно снижает усилия, прилагаемые при торможении. Часть карабинов можно заменить древками молотков (см. рис. 30,в).
Изложенный выше метод наиболее рационален и удобен даже при спуске пострадавшего с сопровождающим на большую глубину. Карабинный тормоз выгодно отличается от других способов торможения тем, что веревки не трутся одна о другую, а это особенно важно, так как в настоящее время для восхождений используют только веревки из искусственного волокна, которые от трения быстро портятся и теряют прочность.
Наращивание веревок. Если спускающиеся после прохождения одной длины веревки не достигли площадки, веревку наращивают. При достаточном количестве веревок на крутом, гладком, некамнепадоопасном рельефе спуск по двойной веревке с одной точки может быть осуществлен на глубину до 100 м, но на одинарной — не более 40—50 м.
При необходимости нарастить веревки спуск приостанавливают, когда в запасе остается свободный конец длиной 1,5—2 м. Его продевают несколько раз в виде восьмерки в карабины (рис. 31,а). Ни в коем случае не делать узлов! После этого на веревке, в 15—20 см ниже тормозных карабинов, завязывают репшнуром два схватывающих узла; потом репшнуры в натянутом состоянии обматывают три-четыре раза вокруг заднего стержня карабина, заранее навешенного на второй крюк, продевают во второй карабин и, возвращаясь к первому, зажимают между натянутыми репшнурами (рис. 31,6). Теперь можно медленно, при натяжении, высвободить веревки из тормозных карабинов, вследствие чего вся нагрузка Перенесется на репшнуры.
|
Затем в тормозные карабины продевают новые концы веревки (ровно настолько, чтобы завязать узлы), причем при спуске по ступенчатому рельефу для уменьшения объема узлов их следует вязать на каждом конце в отдельности и на некотором расстоянии друг от друга. Альпинист, который выдает веревку вперед после того как завязаны узлы, тормозит движение веревки, натягивая ее, а второй освобождает репшнур и выпускает его до. тех пор, пока тяжесть опускающихся перейдет на основные веревки. Потом он снимает схватывающие узлы либо, ослабив их, пропускает через них узлы веревки и подстраховывает спуск (рис. 31,б).
Подъем пострадавшего.
Хотя при спасательных работах, особенно подручными средствами, следует избегать трудоемких процессов, может, однако, возникнуть необходимость подъема пострадавшего вверх по склону, на гребень и т. д.
Подъем подручными средствами осуществляется с помощью полиспаста, сооружаемого из репшнуров и карабинов. Производится он следующим образом.
Веревку, идущую от пострадавшего, закладывают в подвешенный к крюку карабин. Немного ниже карабина на нее накладывают карабинный узел, короткую петлю репшнура которого привязывают за тот же или другой карабин. Затем на веревке (как можно ниже) завязывают схватившийся узел с очень короткой петлей и защелкивают в нее карабин. Идущую сверху веревку защелкивают в тот же карабин, и она снова уходит наверх, к тянущим. Система готова, и можно начинать подъем (рис. 32,а).
После того как схватывающий узел подтянут к карабину, веревку протаскивают сквозь ослабленный карабинный узел до отказа. Как только натяжение ослабнет, узел сам зафиксирует веревку, и можно переместить нижний схватывающий узел в исходное положение. Чтобы уменьшить трение, рекомендуется у нижнего схватывающего узла использовать два карабина или ролик.
Применение полиспаста с двумя схватывающими узлами (рис. 32,6) несколько сложнее, так как приходится перемещать оба узла поочередно, что связано с необходимостью фиксации тянущейся веревки после каждого подтягивания. На рис. 32, в показана система в действии.
|
Часто рекомендуемый двойной полиспаст (рис. 32,г), хотя и требует несколько меньших усилий для подъема, но значительно увеличивает трение за счет сгибов веревки при прохождении через несколько карабинов, в связи с чем его преимущество перед одинарным полиспастом весьма невелико, причем налаживание системы значительно труднее.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗИМОЙ
Спасательные работы в зимних условиях по сложности проведения можно разделить на три категории:
1.Транспортировка пострадавших по сложному горному рельефу, когда в основном, так же как и летом, применяются специальные спасательные и подручные средства. Универсальные носилки при зимней работе заменяются санями «Акья».
2. Транспортировка пострадавших во время проведения туристских походов.
3. Спуск пострадавших с горнолыжных склонов и трасс, близко расположенных от спасательных пунктов или мест, из которых больных можно эвакуировать на небольшие расстояния к санитарному транспорту.
При разработке плана проведения спасательных работ на сложном горном рельефе следует особенно учитывать ряд сопутствующих трудностей, которые значительно усложняют действия отрядов:
а) поскольку зимой световой день короткий, нужно особенно четко определить этапы передвижения и места возможных ночевок отряда;
б) передвижение по заснеженному рельефу предъявляет чрезвычайно высокие физические требования к спасателям, необходимо хорошее владение горнолыжной техникой;
в) низкая температура, которая при отсутствии необходимых теплозащитных средств может привести к обморожениям как у спасателей, так и у пострадавшего.
Большую угрозу представляет лавиноопасность, и это нельзя недооценивать при разработке маршрута спасательного отряда.
Особенно серьезные трудности связаны с транспортировкой пострадавшего, если несчастный случай произошел в горно-туристской группе.
Если альпинисты и горнолыжники располагают в большинстве своем вполне современным спасательным инвентарем, доставляемым с базы к месту происшествия или находящимся на опорных спасательных пунктах, то горно-туристские группы, совершающие переходы вдали от населенных пунктов и опорных пунктов спасательных отрядов, в большинстве случаев могут пользоваться только подручными средствами для транспортировки пострадавшего.
|
При проведении спасательных работ зимой следует обратить пристальное внимание на два момента:
1. Предохранить пострадавшего от переохлаждения и замерзания, возникновению которых в значительной степени способствуют мокрая одежда, сильно перетянутый жгут при кровотечениях и т. д. Нужно особенно следить за состоянием конечностей, которые при неподвижности начинают замерзать прежде всего. Пострадавшему надо систематически давать горячие напитки: чай, кофе, бульон.
2. Тщательно выбирать и разведывать пути в отношении лавинной опасности, избегать траверсов снежных склонов, желобов и пр., находить прямые, по возможности вертикальные пути спуска.
Техника транспортировки пострадавшего по сложному рельефу с применением тросового снаряжения (на отвесах, крутых склонах и пр.) производится так же, как и летом, с той лишь разницей, что пострадавшего в любом случае, независимо от степени повреждения, нужно спускать с двумя сопровождающими, поскольку при задержке на спуске или при других непредвиденных обстоятельствах одному трудно действовать на заснеженном рельефе и обеспечить безопасность пострадавшего. Сопровождающие должны иметь с собой конец основной веревки, несколько крючьев, молоток и ледоруб, чтобы в случае необходимости осуществить траверс участка стены или подготовить площадку.
Значительные трудности возникают перед спасательным отрядом во время подхода к месту происшествия по заснеженному рельефу. Поэтому целесообразно прикрепить к головному отряду вспомогательную группу, которая должна прокладывать путь, а также доставлять грузы по простому рельефу.
Руководителю спасательных работ при подборе снаряжения следует иметь в виду, что для преодоления заснеженного и оледенелого зимнего рельефа потребуется большое количество крючьев и веревок. Необходимо учесть также: при подготовке пути для отряда, идущего с грузом за головным, зимой приходится создавать систему перил и страховки на тех участках, которые легко и просто преодолеваются в бесснежный период года.
Транспортировка зимой современными спасательными средствами. Как уже говорилось, транспортировка по сложному рельефу в зимних условиях осуществляется при помощи тросового снаряжения, как и летом (поэтому нет необходимости останавливаться на методах его применения), однако вместо универсальных носилок используется «Акья», позволяющая благодаря своей конструкции доставить пострадавшего с места аварии на базу, не перекладывая его на другие носилки.
|
1. Транспортировка на волокуше «Акья.»
Конструктивные особенности волокуши «Акья» соответствуют всем требованиям, предъявляемым к транспортировочным средствам на зимнем рельефе:
а) «Акья» может быть использована при любом состоянии снежного покрова, даже на запорошенных снегом травянистых склонах;
б) низкое расположение центра тяжести позволяет ей преодолевать любые формы рельефа без чрезмерных усилий со 'стороны сопровождающих;
в) в «Акья» можно производить транспортировку пострадавшего по отвесам, крутым скальным и ледовым склонам;
г) «Акья» обладает хорошим и устойчивым управлением благодаря жесткому креплению шестов к корпусу;
д) при прохождении узких желобов, крутых склонов и т. п. нет необходимости поворачивать волокушу, так как она одинаково хорошо скользит в обоих направлениях (рис. 33);
ж) ее конструкция создает удобное положение для пострадавшего.
Перед транспортировкой на дне волокуши расстилается палатка (мешок или другие мягкие предметы) и в зависимости от характера повреждения и состояния пострадавшего монтируется опора для ног.
Тепло одетого пострадавшего (особое внимание ногам!) укладывают в волокушу, накрывают (лучше всего палаткой или палаткой-мешком) и привязывают к ней в нескольких местах.
На некрутых, несложных и безопасных склонах двое сопровождающих спускаются на лыжах в положении «плуг». Команду перед очередным поворотом дают идущие впереди. На крутых участках сопровождающие привязываются к «Акья» репшнурами, двое спасателей дополнительно страхуют ее 15—20-метровым репшнуром. На очень крутых склонах (40—50°) сопровождающие снимают лыжи, привязывают их по обе стороны «Акья» и осуществляют спуск по прямой вниз следующим образом.
К «Акья» привязывают два конца основных веревок (диаметр — 12 мм) длиной 40 или 80 м. Один конец пропускают через тормозную систему из пяти карабинов, прочно закрепленную на склоне, второй конец сматывают и кладут в сани. Сопровождающие привязываются к ним: один — за нижний конец (ноги), второй — схватывающимся узлом за веревку, пропущенную через тормозную систему. «Акья» с пострадавшим (ногами вперед) медленно опускают на всю длину веревки. Затем второй сопровождающий организует тормозную систему, закладывает в нее вторую веревку и фиксирует «Акья».
Теперь верхний спасатель может спускаться. Освободившуюся веревку кладут на волокушу и осуществляют спуск по следующему этапу.
В зависимости от наличия веревок возможен спуск на глубину до 120—150 м. На склонах крутизной более 50° вместо веревок следует применять трос для спуска. С помощью троса и блок-тормоза «Акья» с пострадавшим и сопровождающими может быть опущена этапами до 500 м.
Скорость спуска на крутых и особенно оледенелых участках можно регулировать при помощи тормозной цепи, которую пропускают под дно саней. На равнинных участках их нужно тянуть веревкой или репшнуром. Тащить «Акья» по ровному рельефу за направляющие шесты неудобно, так как, будучи приподнятыми, они вдавливают передок в снег.
На бесснежных склонах или тропах к волокуше приделывают стойки и колесо (см. рис. 3). Прикрепив шесты в горизонтальном положении, можно использовать «Акья» как обычные носилки.
2. Транспортировка на санях, сооруженных с применением крепежной установки (см. рис. 6)
Требуемый инвентарь: крепежная установка, полотно 45х180 см, 3—4 конца репшнура по 5 м, 2—3 пары лыжных палок, репшнур или веревка — 30 м.
Лыжи скрепляются посредством трех поперечных стоек установки: передней, средней и задней, в результате чего образуется рама, несколько суженная в носовой части. К раме с обеих сторон привязывают лыжные палки — ручками к задней стойке, а кольцами к средней стойке и скобам лыжных креплений.
При наличии полотна его закрепляют сначала за заднюю часть рамы, а затем, сильно натягивая, за переднюю стойку из расчета, чтобы носки лыж при натяжении материи несколько выгибались вверх. После этого полотно дополнительно крепят с боков к лыжным палкам между задней и передней стойками (см. рис. 6).
Если полотна нет, ложе плетут из репшнура или веревки (рис. 34,а) и под пострадавшего кладут палатку или другой предмет, защищающий его снизу от снега.
К носкам лыж привязывают скрещенные лыжные палки для управления, а к задней стойке — репшнур (веревку) для торможения саней идущим сзади спасателем. Крепежная установка применяется главным образом в походных условиях. Менее удобная, чем «Акья», она все же является лучшим из существующих вспомогательных приспособлений для транспортировки пострадавшего по горному рельефу, лесной зоне и равнине.
Пострадавшего укладывают на сани головой или ногами к движению в зависимости от состояния снега: при мягком снеге — ногами к движению, при жестком, спрессованном — головой. Под спину и голову ему подкладывают рюкзак, мешок и т. п.
Спуск осуществляется плавными дугами. Идущий сзади, придерживая сани за конец репшнура, спускается «плугом», выполняя повороты по команде ведущего. Если пострадавшего могут сопровождать несколько спасателей, то к задней стойке привязывают два конца репшнура по 10—12 м, при помощи которых осуществляется дополнительная регулировка скорости спуска идущих сзади.
При траверсировании крутых склонов один из лыжников спускается параллельно саням и палкой препятствует их боковому соскальзыванию (рис. 34,6).
Транспортировка зимой подручными средствами. Приведем описание нескольких способов такой транспортировки.
1. Волокуша из двух лыж (рис. 35, а)
Требуемый инвентарь: лыжи пострадавшего, пара лыжных палок, 3 палки для поперечин по 40—45 см или короткие ледорубы (айсбайли), репшнуры 5-метровые (3 конца), репшнур или веревка — 30 м.
Обе лыжи посредством поперечных палок, привязанных к носкам и задникам, соединяются в прочную раму, передняя часть которой (носки лыж) несколько сужена. Третью палку прикрепляют к головкам креплений. Затем сильно натягивают привязанный к носкам двойной репшнур, идущий от задней поперечины, так, чтобы носки лыж при натяжении прогнулись несколько вверх. После этого привязывают лыжные палки (в зависимости от положения пострадавшего — от средней поперечины к носкам или задникам лыж) и, переплетая веревки, делают ложе для пострадавшего. К передней поперечине привязываются скрещенные лыжные палки или 1,5—2-метровый шест, к задней — репшнуры для торможения и поддержания волокуши. Рекомендуемый выше способ достаточно надежен, особенно при длительной транспортировке по сильнопересеченному рельефу.
Значительно проще и удобнее соорудить такие же волокуши, если заранее, при выходе в поход, взять с собой вспомогательные материалы (рис. 35,в): две дюралюминиевые полосы 500X40X5 мм, одна из которых имеет по обеим концам разрез «ласточкин хвост» для ввода под головки креплений типа «маркер»; одну полосу 400X40X5 мм и 4 полосы 120X40X5 мм; 8 винтов (с головками впотай) с барашками.
Сооруженная из вспомогательных материалов волокуша почти так же прочна и удобна, как и сани.
Учитывая, что на волокушах ложе для пострадавшего почти касается снега, его необходимо предварительно застелить палаткой или каким-либо водонепроницаемым материалом.
2. Волокуша из четырех лыж (рис. 35, б)
Требуемый инвентарь: 2 пары лыж, 2—3 пары лыжных палок, 3 по возможности слегка согнутые палки для поперечин длиной 50 см или короткие ледорубы (айсбайли), 2 репшнура по 5 м, репшнур или веревка — 30 м.
Волокушу сооружают следующим образом: четыре положенные рядом лыжи прочно скрепляют одной поперечиной за головки крепления. Вторую поперечину привязывают сверху к носкам лыж, сначала к внутренним, а затем к внешним, с таким расчетом, чтобы после закрепления внешних лыж остались не менее чем 3-метровые концы репшнура. Эти свободные концы пропускают под привязанные к головкам поперечины и натягивают так, чтобы носки лыж прогибались вверх немного больше нормального. Затем репшнуры привязывают к головкам. Третью поперечину кладут на задники внешних лыж под внутренние и привязывают к ним репшнурами. Заднюю поперечину также страхуют путем оттягивания репшнура к головкам лыжных креплений. В зависимости от того, как будут транспортировав пострадавшего (головой или ногами к движению), к внешней стороне волокуши привязывают лыжные палки и из веревки или репшнура делают ложе. Затем к носовой поперечине привязывают две или четыре скрещенные лыжные палки или два шеста, к задней — два конца репшнура для торможения, после чего волокуша готова к использованию.
Этот вид волокуши рекомендуется только для транспортировки пострадавших по твердому снежному насту, тропам и дорогам, где сопровождающие могут идти пешком.
3. Одинарная (из одной пары лыж) волокуша для транспортировки одним человеком (рис. 36)
Требуемый инвентарь: лыжи пострадавшего, 2 палки для поперечины длиной 50—60 см (в крайнем случае — сломанная лыжная палка или ледорубы), репшнур — 30 м, 2 рюкзака.
Лыжные палки привязывают к скользящей поверхности лыж, концы их должны выступать на 35—40 см за задники. После этого при помощи двух палок лыжи скрепляются в прочную раму таким образом, чтобы расстояние между носками не превышало 30 см, а между задниками — 40—45 см. Затем из репшнура или веревки делают ложе. Чтобы положение пострадавшего было более удобным, под его полусогнутые колени кладется рюкзак с небольшим количеством вещей, который тоже привязывают к волокуше. Сопровождающий пропускает лыжные палки через лямки рюкзака — и волокуша готова.
4. Двойная (из двух пар лыж) волокуша для транспортировки одним человеком (рис. 37, а)
Требуемый инвентарь: 2 пары лыж, пара лыжных палок; 3 поперечины — одна длиной 40 см, две — по 60 см, репшнуры 5-метровые — 4 конца, репшнур или веревка — 30 м.
Сначала делают такую же раму, как для одинарной волокуши, с той лишь разницей, что под скользящую поверхность лыж не подводят лыжные палки; рама несколько уже (у носков лыж внутреннее расстояние между ними не должно превышать 25 см, у задников — 35 см), а под крепления лыж привязывают третью поперечную палку.
Затем задники лыж рамы вводят спереди назад к головкам креплений второй пары лыж, прочно закрепляют, а снизу к ним привязываются лыжные палки. После этого на расстоянии 25—30 см от носков вторые лыжи прочно скрепляют со средней поперечиной рамы. Когда обе пары скреплены, из веревок или репшнура делают сетку ложа. Пострадавшего укладывают головой к движению, причем здесь, как и в одинарной волокуше, для лучшей опоры ног под колени пострадавшего привязывают рюкзак. Двойная волокуша для транспортировки по укатанному снегу, дорогам и тропинкам удобна там, где сопровождающий может передвигаться пешком. На крутых же участках волокушу подстраховывает сзади репшнуром второй сопровождающий.
5. Волокуша-веер из двух лыж (рис. 37, б)
Требуемый инвентарь: лыжи пострадавшего, 1-2 пары лыжных палок, несколько концов репшнура по 5 м, рюкзак.
Волокушу-веер сооружаю таким образом: носки лыж кладут один на другой и прочно завязывают репшнуром, оставляя свободные концы не менее 1,5 м. завязывают
Потом к месту крепления носков лыж привязывают лыжные палки, причем кольца остаются позади крепления. Затем репшнур сильно натягивают и закрепляют за головки лыжных креплений так, чтобы носки лыж несколько прогибались вверх. Остатком репшнура обе лыжи соединяют за головки креплений.
6. Волокуша-веер из четырех лыж (рис. 37 в)
Требуемый инвентарь: 2 пары лыж, 2 пары лыжных палок, несколько концов репшнура по 5м., рюкзак.
Носки четырех вместе с палками крепят указанным выше способом. Все четыре лыжи также соединяют вместе за головки, причем, регулируя натяжение репшнура у головок, наружные лыжи можно закантовать, что придаст волокуше форму лодки. В зависимости от повреждения пострадавшего транспортируют в положении сидя или лежа. Рюкзак соответственно крепят к лыжам за крепления или он служит изголовьем.
Волокушу-веер применяют для транспортировки легко пострадавшего по простому рельефу, причем преимущественно только для спуска по прямой вниз и по ровной дороге; для пересечения склонов она мало пригодна. Используют волокушу-веер только в том случае, если нельзя соорудить ничего другого или если предстоит транспортировка на небольшое расстояние. При необходимости спуска по крутым склонам к головкам креплений привязывают репшнур (10 – 12 м), которым идущий сзади регулирует скорость движения.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В РАЙОНЕ ЛЕДНИКОВ
Во время прохождения закрытого ледника, при преодолении подгорной или краевой трещины, да и на открытом леднике достаточно малейшей неосторожности, чтобы провалиться в трещину.
При правильной организации страховки во время передвижения по ледово-снежному рельефу, правильном распределении веревки между идущими в связке нельзя провалиться глубоко. А если к тому же альпинисты в достаточной мере владеют приемами спасения упавшего в трещину, то такие происшествия в большинстве случаев заканчиваются незначительными травмами, которые не мешают продолжать восхождение.
Немаловажную роль играет правильный (к сожалению, весьма редко применяемый) метод организации связки при прохождении закрытого ледника. Это приобретает первостепенное значение в тех случаях, когда восхождение совершается «двойкой», которая не может рассчитывать на немедленную помощь со стороны.
Как правило, для идущего первым в связке значительно реальнее опасность провалиться в трещину, чем для следующего за ним. Поэтому необходимо привязываться к веревке так, чтобы у идущего сзади оставался резервный конец, равный рабочему концу (то есть такой же по длине, как веревка между первым и вторым альпинистом). Кроме того, первый, пристегиваясь к основной веревке, завязывает на рабочем конце, перед карабином, схватывающий узел петлей из репшнура длиной 4,5 м. Затем репшнур пропускают сверху через грудную обвязку и кладут в карман (рис. 38,а). Второй альпинист вяжет на той же основной веревке «узел проводника» на расстоянии 13—14 м от первого (при длине веревки 30 м) и пристегивается к нему, а оставшуюся резервную часть веревки обматывает вокруг груди. На конце резервной веревки делают небольшой «узел проводника», за который пристегиваются вторым карабином к грудной обвязке. Можно также пристегнуть вторую половину веревки к поясу первого, тогда связка идет на двойной веревке. Второй альпинист также завязывает на основной веревке (около грудной обвязки) схватывающий узел петлей из 4-метрового репшнура и кладет ее в карман, не пропуская под грудную обвязку, как первый альпинист. Оба они вяжут на рабочем конце веревки, в 60—70 см от грудной обвязки, страховочные петли для ледоруба — и связка готова к движению. Петли со схватывающими узлами на основной веревке рекомендуется применять во всех случаях передвижения по леднику, независимо от числа участников в связке и группе (рис. 38,6).
На рис. 39,а показан метод обвязки «двойки», когда у каждого альпиниста при 40-метровой веревке остаются резервные концы одинаковой длины; на рис. 39,6 — обвязка для первого и второго с двумя заранее подготовленными стременами, а на рис. 39,в — метод обвязки «двойки» на двойной веревке.
Когда связка проходит опасный участок пути, альпинисты должны выпустить из рук свободную веревку, оставив в руке не более 1—1,5 м, и держать ее слегка натянутой. Оставшийся в руке небольшой запас веревки необходим для протравливания при внезапном рывке. За время протравливания страхующий может принять более удобное положение для удержания провалившегося. Падение идущего впереди в трещину в таком случае не представляет большой опасности и редко сопряжено с травмой, так как при своевременной реакции заднего глубина падения не превысит 4—5 м.
Дальнейшие действия альпинистов, связавшихся вышеизложенным способом, должны быть следующими.
Упавший, вися на веревке, вытаскивает из кармана петлю, вяжет на ней стремя и надевает его на ботинок, затем, сгибая ногу и передвигая схватывающий узел по веревке вверх, встает на стремя. Тем самым нагрузка с грудной обвязки переходит на петлю, и упавшему теперь относительно удобно ждать помощи.
Оставшийся наверху, приостановив падение товарища (что не особенно трудно, если связка передвигалась при слегка натянутой веревке, к тому же при падении веревка получает большое трение о край трещины), забивает ледоруб в снег (на льду — крюк) и надевает на него петлю от схватывающего узла, завязанного на основной веревке. Теперь он может отвязаться от основной веревки и действовать свободно. На резервной веревке он также завязывает схватывающий узел, петля от которого тоже закрепляется за ледоруб. Самостраховка организуется с помощью репшнура.
Используя резервную веревку, он вытаскивает ледоруб и рюкзак упавшего в трещину, кладет ледоруб (или лыжную палку) на край трещины (закрепить!), чтобы при нагрузке веревка не врезалась в него. Резервную веревку вновь опускают к упавшему, который, сделав на ее конце стремя, встает в него, после чего можно приступить к подъему (см. рис. 38,6).
По команде верхнего «Левая!» (или «Правая!») нижний сгибает соответствующую ногу в колене, поднимает ее как можно выше, придерживаясь руками за соседнюю веревку. Верхний выбирает освободившуюся веревку и фиксирует ее схватывающим узлом (рис. 40, а, б). Затем нижний поднимает другую ногу, а верхний фиксирует соответствующую веревку и т. д.
В альпинистской практике известен целый ряд приемов извлечения упавшего в трещину, и, казалось бы, нет необходимости загромождать это пособие их изложением. Однако мы вынуждены констатировать, что были случаи, когда отдельные группы из-за незнания приемов или неумелого, плохо организованного их использования не смогли своевременно вытащить упавших в трещину, что привело к тяжелым последствиям. В этой связи мы считаем целесообразным напомнить некоторые приемы, знание и владение которыми обязательно для каждого альпиниста и горного туриста.
При совершенствовании техники извлечения упавшего в трещину следует в первую очередь добиться, чтобы этот процесс мог выполняться двумя, максимум тремя альпинистами, то есть наиболее часто встречающимся составом групп, совершающих восхождение или идущих в поход.
При извлечении упавшего в трещину нужно проявить максимум оперативности и действовать независимо от состояния упавшего быстро и уверенно, так как полученная им психическая, а иногда и физическая травма (возможно и шоковое состояние), холод и вмерзание тела в лед при промедлении могут иметь губительные последствия.
Способы извлечения упавшего в трещину на поверхность ледника зависят от того, каким снаряжением располагает группа.
Многое определяется и самочувствием упавшего в трещину. По этому признаку способы извлечения можно разделить на две группы:
первая — способы, применяемые для подъема упавших, которые не получили травм и принимают активное участие в своем спасении;
вторая — способы, применяемые для извлечения упавших в трещину, которые из-за полученных травм не могут активно содействовать своему спасению или вовсе не способны двигаться.
К первой группе относятся:
1. Подъем по закрепленной наверху веревке
с помощью схватывающих узлов, карабинных узлов
(узлов Бахмана) или зажимов для веревки
Провалившийся привязывает как можно выше к закрепленной сверху веревке схватывающими или карабинными узлами две петли из репшнура разной длины (одна— 1,8 м, вторая — 2,2 м) и пропускает их под грудную обвязку или пояс. На концах петель вяжут стремена. Поднимая правую ногу, провалившийся надевает на ее ступню стремя. Затем, стоя на стремени, он совершает то же самое левой ногой и передвигает вверх схватывающие узлы (зажимы). Передвигая поочередно узлы с одновременным максимальным подъемом соответствующей ноги, провалившийся вылезает наверх. Переход через край трещины совершается с помощью верхнего альпиниста.
При оледенелой или мокрой веревке, на которой плохо держатся схватывающие узлы, рекомендуется завязать вторую половину узла только одним витком: такой узел держит прочно. Такие же свойства, как схватывающий, имеет карабинный узел, который особенно удобен, если приходится работать с мокрой веревкой.
Подъем с зажимами совершается так же, как со схватывающим или карабинным узлами, роль узлов выполняют зажимы.
2. Подъем с помощью ступенчатых стремян (рис. 41)
Если альпинист или турист по стечению обстоятельств в одиночку двигался по леднику и упал в трещину, ему можно рекомендовать такой способ выхода наверх.
На концах двух репшнуров вяжут стремена, которые надевают на ботинки. Вытянутый вверх и пропущенный под грудную обвязку репшнур привязывают под коленями. Немного выше колена делают маленький «узел проводника», второй — на конце и третий — примерно в середине.
Первый ледовый крюк забивают как можно выше. На него подвешивают один - два карабина, к которым, в свою очередь, прищелкивают верхние петли узлов репшнуров. Затем последовательно и поочередно перестегивают петли каждого репшнура. Подъем выполняют, как указано на рис. 41, а—д. Останавливаясь, чтобы забить очередной крюк, ноги необходимо расставить на ширину плеч, что придает удобное, устойчивое положение.
Следующий крюк забивают немного в стороне и как можно выше. Поднимающийся снова пристегивает к подвешенным карабинам сначала верхние петли репшнура, а затем нижние и последовательно перестегивает их. Подъем по второму крюку можно начинать лишь после того, как был выбит нижний.
Ко второй группе относятся:
1. Подъем способом «грудь-нога».
Если упавший повредил одну ногу, подъем совершается следующим образом. Пострадавший здоровой ногой встает в петлю на спущенной к нему веревке, выжимается, а верхний (верхние) альпинист в это время выбирает основную веревку, идущую от грудной обвязки, и фиксирует ее.
Затем нижний, держась руками за эту веревку (лучше завязать схватывающий узел с короткой петлей, за которую удобнее держаться), поднимает ногу — освободившуюся вспомогательную веревку верхний выбирает и фиксирует. Снова выжим ноги — фиксация веревки грудной обвязки и т. д. Разумеется, подъем пострадавшего этим способом, получившим среди альпинистов название «грудь-нога», происходит значительно медленнее, чем способом «левая-правая».
2. Подъем способом «одинарный блок» (рис. 42, а)
Блок образуется с помощью сложенной втрое веревки. Конец а закрепляют за грудную обвязку пострадавшего, петлю а—б пропускают через карабин верхнего крепления (ледоруб, крючья), петлю б—в пропускают через карабин «беседки» пострадавшего, и за конец в верхние альпинисты подтягивают пострадавшего.
Система дополняется страховочной веревкой (г). На этой веревке необходимо сделать петлю д для руки пострадавшего, так как обычно он хватается за концы блочной системы и тормозит движение веревки. Петлю следует делать со схватывающим узлом, которым пострадавший может отрегулировать нужно<
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!