Уход за специальным спасательным инвентарем. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Уход за специальным спасательным инвентарем.

2020-04-03 178
Уход за специальным спасательным инвентарем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый раз после использования все снаряжение тща­тельно проверяется, замеченные повреждения устраня­ются.

Тросы, имеющие обрыв отдельных жил, к дальнейше­му использованию не пригодны. Перед намоткой на ка­тушки тросы слегка смазывают техническим вазелином и как следует протирают. Блок-тормоза хранят в сухом месте и периодически смазывают олифой.

Металлические части снаряжения протирают насухо, а в местах крепления вращающихся частей слегка сма­зывают.

Все ременное и брезентовое снаряжение просушива­ют в тени, причем кожаные части пропитывают жиром.

 


СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СПЕЦИАЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯ

 

Подъем к пострадавшему. В зависимости от сложности рельефа спасательный отряд поднимается к пострадавшему кратчайшим путем непосредственно по склону горы либо по простому пути сначала на гре­бень (вершину), а потом уже спускается сверху к месту аварии.

В так называемых малых горах (Крымские горы и др.) и в тех случаях, когда подход к пострадавшему по простому пути заведомо связан с большими потерями времени, целесообразно подниматься непосредственно по склону (стене) горы.

Если пострадавший находится в 300—400 м от подно­жия стены (контрфорса, склона и т. п.), спасательному отряду лучше двигаться по возможности прямо к месту аварии. В этом случае головной отряд должен особенно тщательно подготовить путь (перила, крючья, маркиров­ка) для второго отряда, который поднимается со спаса­тельным и другим инвентарем.

Если путь пролегает по прямой вверх, тросы не нуж­но нести в рюкзаке. Конец одного из них привязывают к грудной обвязке идущего последним в связке (рис. 8), и трос размотанным тянется за поднимающимся. Те спа­сатели, которые остались у подножия, следят, чтобы трос выдавался равномерно. Когда поднимающаяся связка при необходимости траверсирует отдельные участки склона, оставшиеся внизу переносят трос, стараясь по возможности сохранить его вертикальное положение при выдаче вверх, а главное — следят за тем, чтобы трос не терся о выступы и не цеплялся за них. Вначале следует подниматься с 3-миллиметровым тросом, а уж потом по нему тянуть основной.

При наличии лебедки людей, поднимающихся с носилками и другими тяжелыми грузами, можно страховать с верхней точки с помощью 5-миллиметрово­го троса. В этом случае первый в связке, у которого за плеча­ми сравнительно небольшой груз, пристегивается кара­бином от грудной обвязки к тросу, между ним и вторым в связке имеется веревка длиной 8—10 м. Задача перво­го в связке — постоянно держать радиосвязь с теми, кто работает на лебедке и со спасателями (наблюдателями) у подножия стены, а также помогать своему тяжело нагруженному напарнику в том случае, если носилки или грузы будут задевать за скальные выступы или застревать.

Но в большинстве случаев, особенно на больших гор­ных массивах и вершинах, следует подойти по легкому пути к точке над местом аварии и спуститься к пост­радавшему с помощью троса. Одновременно могут спускаться двое: первый прицепляется карабином (внимание — завинтить муфту!!) к коушу троса; второй, используя 3—4-метровый двойной репшнур, также при­крепленный к тросу, находится под первым. После спус­ка первой двойки трос (не оставлять карабин в коуше!) выбирают наверх, и спускается следующая двойка.

Когда требуемое число спасателей со всем необходи­мым инвентарем (веревки, крючья, молотки, блок-тор­моз, зажим для троса, соединительные звенья, станок или короб для наматывания троса и др.) спустились к месту аварии, где по правилам к этому времени уже должны находиться участники головного отряда, оказав­шие первую медицинскую помощь пострадавшему, туда сбрасывают тросы — сначала основной, придерживая его вспомогательным, а потом и вспомогательный. Оставши­еся наверху спасатели могут после этого уходить и вклю­чаться в работу других отрядов.

Если пострадавший находится в хорошем состоянии и травма не тяжелая (не грозит потерей сознания), его можно спускать небольшими этапами одного, без сопро­вождающего, до того пункта, где его будут ждать другие спасатели. На пострадавшего надевают рюкзак-носилки и спускают его лицом к склону.

При более тяжелых повреждениях, не позволяющих пострадавшему действовать руками, нужно спускать его с сопровождающим.

Для сопровождающего спуск по отвесу или крутым склонам не связан с большим физическим напряжением, так как вес пострадавшего, находящегося у него за спиной, при натяжении троса рюкзака-носилок прихо­дится непосредственно на основной трос.

Роль сопровождающего заключается в том, чтобы предохранить пострадавшего от ударов во время спуска. Спуск в рюкзаке-носилках прост, и его можно осущест­вить довольно быстро, но он годится лишь в тех случаях, когда человеку не грозит потеря сознания.

Тяжело пострадавшего нужно спускать только в но­силках, где он в зависимости от повреждения полусидит или полулежит. За редким исключением (повреждение позвоночника) полусидячее положение для транспорти­руемого наиболее удобно.

Сопровождающий делает «беседку» из репшнура, со­единяет ее с грудной обвязкой и организует самостра­ховку непосредственно за трос таким образом, чтобы но­силки с пострадавшим находились в горизонтальном по­ложении между ним и склоном, немного ниже уровня груди. Во время спуска сопровождающий упирается но­гами в склон и руками оттягивает от него носилки.

При организации спуска нужно обратить особое вни­мание на закрепление блок-тормоза. На скальном рель­ефе блок-тормоз крепят не менее чем шестью витками репшнура или двойной веревкой и несколькими сблоки­рованными крючьями (рис. 9,а), или через выступ (рис. 9, б); на снежном склоне — через 2—3 ледоруба, скрепленных между собой (крепление через ледорубы малонадежное, и к нему можно прибегать только в край­нем случае); на ледовом склоне — через столбик (рис. 9, в) или в крайнем случае через 2—4 сблокиро­ванных крюка (ненадежно для длительного спуска!).

Чтобы блок-тормоз не пружинил и трос шел равно­мерно, без рывков, его нужно заложить в блок особым образом, с тем расчетом, что блок-тормоз во время на­грузки должен прижиматься к скале, а конец троса, по которому совершается спуск, находится внизу (рис. 9, г). При спуске одного человека трос заклады­вают в блок-тормоз одним оборотом, при спуске двух — пострадавшего с сопровождающим — двумя-тремя обо­ротами. Выходящий вверх трос закрепляется между тремя стержнями на блок-тормозе (рис. 9, д), и система готова для спуска.

На рис. 10 показаны различные методы крепления блок-тормоза на скальном и ледово-снежном рельефе.

Одновременно с сооружением спусковой системы с использованием тросового инвентаря рядом следует соз­дать двойной тормоз из подручных средств (из пяти ка­рабинов для спуска с одной веревкой), чтобы в случае необходимости (заклинился трос, зацепились носилки и др.) немедленно доставить спасателя к носилкам для оказания помощи сопровождающему.

Если по условиям рельефа пострадавшего спускают длинными этапами (300—400 м), сопровождающих должно быть двое. Один находится у носилок, второй — на прикрепленной к тросу веревке, чтобы иметь воз­можность свободно действовать по ходу спуска и ока­зывать помощь, если нужно изменить направление спуска, выбрать другой путь, а также поддерживать постоянную радиосвязь с находящимися наверху спа­сателями.

Спуск пострадавшего.

 

Когда сопровождающий (или сопровождающие) вместе с пострадавшим прикрепились посредством завинчивающегося карабина к тросу (за­винтить муфту карабина!), спасатель, обслуживающий блок-тормоз, снимает трос со стержней и начинает его медленно и равномерно выпускать — спуск начат.

Сопровождающий руками и широко расставленны­ми ногами плавно отталкивается от склона (рис. 11) и спускается в соответствии со скоростью движения троса. Если, несмотря на правильное положение блок-тормоза, трос пружинит, блок следует слегка смочить. Для плав­ного прохождения троса важно подавать его от катушки к блок-тормозу в достаточном количестве. Если трос был взят без катушки, его следует перед спуском разложить большими петлями и следить, чтобы он не запутался.

Если длина троса не позволяет спустить пострадав­шего до удобного места или заранее предусматривается спуск на 200—300 м с одной точки, трос необходимо на­растить. Наращивают его следующим образом: спуск приостанавливается, н конец первого троса (не менее 1— 1,2 м от коуша) закрепляют через стержни блок-тор­моза.

В связи с тем, что во время наращивания трос может случайно соскочить со стержней (тогда авария неминуе­ма!), первый трос необходимо взять на страховку. К дуге блок-тормоза прикрепляют (посредством двух карабинов и не менее чем шестью витками вспомога­тельной веревки или двумя витками основной веревки) зажим, в который закладывают первый трос. Зажим закрывают до положения полного торможе­ния, вспомогательную веревку натягивают до отказа и завязывают (рис. 12). Только после этого можно при­ступить к наращиванию. В целях безопасности следует нарастить трос так, как это показано на рис. 12, а, то есть второй трос соединяют с первым перед блок-тормо­зом, а не пройдя его, как это иногда практикуется. Ког­да трос наращен, его снимают со стержня блок-тормоза, пропускают вместе с соединительным звеном через блок-тормоз и снова закрепляют за стержни. Затем зажим медленно отпускают до такого положения, когда вес но­силок переносится на второй трос и блок-тормоз, после чего он легко снимается (рис. 12,6), — система готова для дальнейшего спуска.

Взаимодействие групп при большой протяженности спуска. Координация действий двух или нескольких спа­сательных отрядов или групп при транспортировке по­страдавшего в зависимости от протяженности спуска и формы рельефа может принимать самые различные формы. Приведем один из примеров взаимодействия не­скольких групп при транспортировке по стенному марш­руту, когда приходится осуществлять спуск в несколько этапов (рис. 13).

Первый отряд выходит непосредственно к месту ава­рии и организует спуск двух альпинистов (по основному тросу) по первому этапу до пункта А для приема пост­радавшего. Затем к пункту А спускают пострадавшего вместе с сопровождающим. Дальнейший спуск на следу­ющем этапе может проходить по двум направлениям:

1.     Если склон (или стена) довольно гладкий, можно от места аварии спустить по тросу к пункту А еще одно­го спасателя с блок-тормозом и организовать дальней­ший спуск пострадавшего и членов отряда в обычном порядке (основной трос, предварительно прикрепив его в пункте А, по сигналу снизу можно сбросить только в размотанном виде!).

В это время к пункту Б подходят 4 человека из вто­рого отряда со снаряжением (тросы и пр.), принимают пострадавшего с сопровождающим и проводят дальней­ший спуск к пункту В и далее к транспортировочному отряду.

Оставшиеся в пунктах А, Б и В во избежание воз­можного камнепада спускаются только после того, как транспортировочный отряд принял пострадавшего и ушел из опасной зоны.

2.      Если рельеф склона не позволяет сбросить трос к следующему этапу, то 4 человека из второго отряда под­ходят к пункту А, спускают пострадавшего до пункта Б, куда по другому пути (в стороне от линии спуска) спускается первый отряд со своим снаряжением, прини­мает пострадавшего на свой трос и переправляет его до пункта В, куда перешел второй отряд для организации следующего этапа спуска.

На рис. 13 дана примерная схема спуска пострадав­шего по скальному склону, где в целях большей безопас­ности не следует делать спуск более 200—250 м.

Этапы спусков по ледовым, снежным и крутым тра­вянистым склонам могут быть удлинены до 300—400 м с одной точки.

При организации спуска большой протяженности каждая спасательная группа должна иметь радиостан­ции и поддерживать связь строго по схеме, установ­ленной руководителем спасательных работ.

Подъем, пострадавшего. По ходу спасательных работ иногда возникает необходимость поднять пострадавшего на гребень или другое место для организации спуска по более простому пути.

Подъем осуществляют двумя способами:

1. с применением лебедки;

2. полиспастом, сооружаемым с помощью троса, за­жима, блок-тормоза и роликов.

Подъем лебедкой может быть произведен практиче­ски с любой глубины в пределах длины троса, а полис­пастом из-за трудоемкости этого способа — не более чем на 50—60 м.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.