Советские бренды прибалтийских государств — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Советские бренды прибалтийских государств

2020-04-03 76
Советские бренды прибалтийских государств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эстония Латвия Литва
Кренгольмская мануфактура – крупнейший х/б комбинат отрасли и крупнейшее промышленное предприятие республики; «эстонский трикотаж» Пярну – курорт, самый большой в Прибалтике рыбокомбинат VISU - лыжи Вана Таллин (Старый Таллин) — эстонский тёмно-коричневый крепкий ликёр на основе рома, изобретен в 1962 г. Тынис Мяги Яак Йоала Анне Веске «Таллинфильм» (1940-2001): у города было 3 амплуа: город-сказка, средневековый город и заграница. Снимали сцены: «17 мгновений весны», «Три толстяка», «Город мастеров», «Снежная королева», «Мертвый сезон», «Щит и меч», «Приключения желтого чемоданчика», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Сталкер», «Собака Баскервилей» (улице Хобусепеа) и многие другие ВЭФ, РАФ, «Страуме» (кухонные комбайны, электрокофемолки, электромиксеры, электромясорубки); RVR (Рижский вагоностроительный завод) «Рижский бальзам» «Рижский хлеб», «Рижский шпрот» «Дзинтарс» «Рижское взморье» Юрмала Янис Райнис (Янис = Иван) Раймонд Паулс Марис Лиепа Ивар Калныньш Вия Артмане Арнис Лицитис Мирдза Мартинсоне Лайма Вайкуле Валдис Пельш Рижская киностудия (1940-конец 80-х): эпизоды  «17 мгновений весны», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» * Старая Рига – главная советская киношная улица: Яуниела (Новая улица) = Блюменштрассе = Бейкер-стрит. Телевизоры «Таурас», «Дайле», «Шилялис» Рокишкис Джюгас Сваля «Жальгирис» Арвидас Сабонис (221 см) Модестас Паулаускас (194 см) Микалоюс Константинас Чюрлёнис Антанас Жмуйдзинавичюс «Музей чертей» (Каунас, единственный в мире) Стелмужский дуб Регимантас Адомайтис Юозас Будрайтис Донатас Банионис Альгимантас Масюлис Альгис Матулёнис

Стелмужский дуб — один из старейших дубов Европы. Самый старый дуб в Балтике (возраст от 1000 до 2000 лет. По источникам). Дуб находится в Зарасайском районе Литвы, на территории деревни Стелмуже, рядом с границей Латвии и примерно в 30 км от современной границы Белоруссии.

Скрипов В. Балтийская нефть: миф или реальность? // " Эксперт" (Северо-Запад). – 18 июня 2001 г. - http://www.nefte.ru/oilworld/baltika8.htm

В Риге 19 апреля был объявлен международный конкурс на разведывательные работы в латвийской акватории Балтики. Это вторая за последние 5 лет попытка правительства Латвии активизировать поиски собственного "черного Эльдорадо". Тем же занимается и Литва, правда, не в море, а на суше, зато начала раньше, кое-что уже нашла и сейчас активно наращивает объемы добычи.

Не Кувейт, но...

О балтийской нефти в советские годы всерьез никто не помышлял - на фоне богатых "черным золотом" суперместорождений Сибири глубинные, труднодоступные геологические недра Прибалтики, тем более морские, партии и правительству были не интересны. Хотя кое-какие разведывательные работы в этом районе с конца 50-х годов все же велись (и на суше, и в море) и определенные запасы нефти геологам обнаружить удалось. Оценки запасов нефти в Литве таковы: геологические - примерно 140 млн. т., из них доступные для добычи - от 20 до 60 млн. т., а эксплуатационные (коммерческие) - 5-6 млн. т.

Литовская нефть - глубокого залегания и высокого качества; она почти не содержит серных примесей. Однако, извлечь из месторождений можно в лучшем случае 30-50% запасов. Более половины скважин были пробурены в Гаргждайской и Тяльшайской нефтяных зонах. К середине 90-х годов было обследовано 19 месторождений, крупнейшим из которых (1,3 млн. т.) считалось Генчское (Кретингский район). Первый фонтан промышленного значения забил в 1968 г. на месторождении Гаргждай-6. Всего в советский период было пробурено 16 скважин, которые затем законсервировали.

Изучали советские геологи и латвийские недра. В Курземском районе пробурено около 50 скважин, из которых для промышленной добычи подошла только одна. В 80-е годы из нее выкачивалось небольшое количество нефти для обогрева местной котельной. Что касается морских запасов нефти, то их поиском в 1975-1985 годах занималась международная польско-немецко-советская фирма Petrobaltic. Она успела пробурить 28 скважин и нашла 8 нефтяных и газовых месторождений. По оценкам правительства Латвии, на дне моря залегает примерно 250 млн. барр. нефти марки "брент" (такую же добывают в Норвегии) общей стоимостью в 6 млрд. долл.

Первая попытка

Труд советских геологов был по-настоящему востребован лишь в новых политических координатах. Объявленная весной 1990 года президентом СССР М. Горбачевым экономическая блокада Литвы вынудила правительство К. Прунскене, лихорадочно искавшее пути выхода из создавшейся ситуации, срочно начать освоение национальных нефтяных ресурсов. И хотя "блокада" была недолгой и больше на словах, именно тогда в Литве впервые началась промышленная добыча нефти - были выкачаны первые 12 тыс. тонн.

Первые, пусть и скромные успехи Литвы подогрели аппетит и у латышей, которые, в отличие от литовцев, стали испытывать удачу в море: с перерывами и с разной интенсивностью разведка там ведется уже почти пять лет. Однако промышленная добыча не началась. Интерес инвесторов к латвийским недрам сильно отбивает то обстоятельство, что Латвия - единственная в Европе страна, где землевладельцу принадлежат все ее недра.

Немалые трудности испытала Латвия и при освоении морских запасов. Завладев после выхода из СССР материалами исследований фирмы Petrobaltic (они хранились в Рижском геологическом институте), латыши не пожелали делиться информацией с соседями, утверждая, будто все важнейшие документы находятся в Вильнюсе. Из-за этого возник серьезный конфликт двух стран в споре за линию морской границы и по поводу развернувшихся в латвийской зоне поисковых работ, что едва не привело к разрыву дипломатических отношений между Литвой и Латвией.

В 1995 г. Латвия подписала лицензионный договор на проведение поисковых работ в море с компаниями Amоco (США) и OPAB (Швеция). Литва подняла шум, требуя прекратить их, полагая, что до установления границы район поиска является спорной территорией. В конце концов один из подрядчиков - Amоco - в 1997 г. разорвал договор.

Второе дыхание

У специалистов весьма осторожные оценки потенциальных возможностей морских промыслов. Об открытии месторождений говорить пока рано - найдены лишь участки, которые геологи рассматривают как возможные места скопления нефти. Поэтому риск вложений компаний-инвесторов в разведку весьма велик (30:70 в пользу отрицательного исхода). А затраты нужны немалые: на первой стадии сейсмических исследований потребуется инвестировать не менее 10 млн. долл., а если результаты будут обнадеживающими, то еще 100 млн. - в промышленную добычу.

Если нефть будет обнаружена в приличных объемах, намерены создать национальную добывающую компанию. В этом случае каждый инвестированный доллар даст 5-7 долл. прибыли. Предполагается, что нефтедобывающие компании будут платить, кроме основных налогов, еще от 2 до 12%, в зависимости от объема добычи. Правительство намерено забирать порядка 10% добываемой нефти в качестве "доли государства".

Г.

Исторически Топ-50 Балтийских стран формируют крупнейшие игроки региона на рынке химии, нефти и газа, представители отрасли товаров широкого потребления. Крупнейшее зарегистрированное в Латвии предприятие, занимающее 6 место в топе — Uralchem Trading. Ericsson Eesti неизменно сохраняет статус крупнейшего предприятия Эстонии. Крупнейшим предприятием в Балтии по-прежнему остается компания по переработке и транспортировке нефти Orlen Lietuva AB. Литву в топе представляют 29 предприятий, из Латвии в топ попали 13 ведущих компаний, в свою очередь, из Эстонии — 8.

Снижение уровня безработицы отмечают во всех 3 странах Балтии. Уровень зарегистрированной безработицы в Латвии впервые с 2008 г. вернулся к однозначному числу. Среди сильных сторон Эстонии отмечается диверсификация структуры экспорта с фокусом на северные страны.

Государство рулит. В ТОП-20 крупнейших предприятий вошли 6 компаний с капиталом государства и одно, Rīgas siltums, со смешанным капиталом. Все 7 госпредприятий характеризует большое количество занятых, от тысячи до семи и более тысяч (табл.1).

Латвийские компании с государственным капиталом, вошедшие в ТОП-20 по обороту в 2012 г.

Место в ТОП 20 Предприятие Оборот, млн. LVL +/ — к 2011г. Прибыль, млн. LVL, 2012 г. 2011 г. Персонал, чел.
2. ГАО Latvenergo 657,4 - 12,4% 31,7 658,5 1340
10. LDz Cargo SIA 278,2 + 7,2% 8,3 7,8 2808
13. АО Sadales tīkls 209,5 - 3,3% ,05 - 13,5 2542
14. АО AirBaltic Corporation 194,7 - 4,0% - 19,1 - 84,7 1154
17. АО Latvijas valsts meži 178,1 - 17,0% 38,5 50,9 1235
18. АО Latvijas dzelzceļš 334,0* + 4,7% 25,8* 19,1* 7339
20. АО Rīgas siltums 133,1 + 3,3% 3,6 5,5 999

* консолидированный оборот и прибыль

«Тяжкое» советское наследие других республик

Не только Прибалтика столкнулась с такими проблемами после обретения "незалэжности". Не менее печальным примером является авиационный завод ГАО «ТАПОиЧ» в Ташкенте. Предприятие создано на базе российского авиационного завода, который был эвакуирован из Москвы в 1941 г. Выпускали самолеты Ил-76, Ан-12, «Антей». После обретения Узбекистаном независимости завод сначала был перепрофилирован на производство различных комплектующих деталей, строительных конструкций, автокомплектующих и пр., а в 2015 г. завод стал производить дверные замки.

В Армении в 2002 г. был признан банкротом некогда известный на весь СССР Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ), выпускавший развозные автофургоны. После приватизации в 1995 году происходил постепенный спад производства. В 2000 году на мощностях завода планировали выпускать ВАЗ, однако проект не был осуществлён.

Схожая судьба и у другого автозавода, который располагался на территории Грузии – Кутаисский автомобильный завод, который во времена СССР покрывал большую потребность в седельных тягачах модели «Колхида» (КАЗ). В 1991 г. история завода заканчивается. Были идеи о создании семейства грузовиков на основе КАЗ-4540, но дальше размышлений и планов этот вопрос не продвинулся. В 2002 г. была попытка реанимации производства – проект по сборке индийских внедорожников Mahindra.

Самое большие количество примеров фактической остановки крупнейших предприятий, построенных во времена СССР, можно найти на Украине: крупнейшее украинское предприятие по производству ракетно-космической техники "Южмаш" (Днепропетровск). С мая 2015 года люди не получали зарплату, а общая задолженность завода перед рабочими на тот момент составляла около 80 млн гривен. На данный момент он фактически погиб. Утрачено производство магнитофона «Скиф» (Макеевка, Донецкая обл.).

Проблемы некоторых заводов были связаны с тем, что после распада СССР фактически прервались цепочки поставок между предприятиями разных республик. Например, завод по производству копнителей в Бишкеке (Фрунзе), чья продукция поставлялась во все регионы страны. До распада завод получал компрессоры, которые производились только на двух предприятиях – в Эстонии и в России. Эстонский завод после отделения прекратил поставки, а российский не смог полностью компенсировать потери, что привело к банкротству предприятия.

Большинство стран-выходцев из СССР получили основы своей современной экономики именно до 1990-х. В Азербайджане были построены крупнейшие нефтеперегонные, машиностроительные и хлопкоочистительные заводы, в результате чего только с 1913 по 1937 объёмы промышленной продукции выросли в 5,7 раз. В Киргизии за этот же период объёмы выросли в 95 раз, а в Таджикистане - в рекордные 195 раз. Серьёзный экономический импульс в советские времена получила и Грузия, где были построены машиностроительные, ферросплавные, цементные, нефтяные, текстильные заводы, развивалась пищевая промышленность и началась добыча золота и молибдена.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.