Прибалтика: до, во время и после СССР. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Прибалтика: до, во время и после СССР.

2020-04-03 220
Прибалтика: до, во время и после СССР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1930 г. уровень занятости в промышленности Эстонии составлял 17,5%, в Латвии – 13,5%, а в Литве – 6%. В 1938 г. промышленность Латвии составляла всего 56% от уровня 1913 г. Всё это привело к большим миграционным потокам из страны, которые отдельные аналитики даже называют «исходом». Только с 1919 по 1940 год небольшую Литву покинуло свыше 100 тыс. чел.

Весной 1939 г. Германия захватила Мемель (ныне Клайпеда). Стало ясно, что оккупация Прибалтики – дело времени. С прибалтийскими республиками были заключены договоры о военном сотрудничестве и только после этого было введено и размещено 70 тыс. военных сроком на 2 года. После территория этих государств была официально включена в состав Союза Советских Социалистических Республик. Руководство прибалтийских республик и многие из населения были ЗА присоединение к СССР. Об этом, правда косвенно, говорится в современных учебниках истории этих государств. В 1940 году страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу. Это событие произошло вследствие подписания договора «О дружбе и границе» (пакт Молотова-Риббентропа) между СССР и Третьим Рейхом. Этот документ разделял сферы влияния между двумя сверхдержавами того времени в восточной Европе. В наши дни в странах Прибалтики события тех лет оценивают как оккупацию с последующей аннексией. После вхождения стран в состав Советского Союза ситуация серьёзно изменилась.

Латвия. Инвестиции в промышленность Латвии - «главной жертвы советской оккупации» - в первые 5 лет в составе СССР обеспечили прирост промышленного производства на уровне 45% в год. За 20 лет на её территории были построено более 20 заводов, среди которых: «Гидрометприбор», завод микроавтобусов РАФ, рижский завод «Компрессор», «Автоэлектроприбор», Резекненский и Даугавпилсский заводы электроинструментов, заводы сельскохозяйственного машиностроения «Ригасельмаш», «Елгавсельмаш», «Лиепайсельмаш», Объединение электронной техники «Альфа» и другие. Кроме того, для обеспечения столь резкого скачка в промышленности были построены две ТЭЦ в Риге, Плявиньская и Рижская ГЭС. В 60-х в Латвии появились предприятия, которые до сих пор являются опорой экономики страны – Вентспилсская нефтебаза и нефтепровод Полоцк-Вентспилс. До 1939 г. ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами.

По подсчётам экспертов, только Латвия получила от СССР около 500 заводов и фабрик. Латвия оценила ущерб от СССР в 185 млрд. евро, без учёта демографических потерь и ущерба окружающей среды. Позже сумму ущерба увеличили до 300 млрд. евро.

Латышский блоггер (seva_riga) разговоры о тяготах «советской оккупации»: «Можно ещё вспомнить, что в Латвии был локатор в Скрунде, за которую Россия согласна была платить сотни миллионов долларов, и которую эти дикари просто взорвали. Был рыболовный флот, который вёл лов по всему миру. Папа на своей плавбазе и на Кубу ходил, и до мыса Горн... Была труба, которая фуговала нефть и дизтопливо в Вентспилс, который мог принимать танкера по 100 000 тонн. Село было завалено заказами на мясо и овощи - мощностей не хватало... Ну а теперь единственная гордость - уже больше миллиона (половина населения) пашет за границей. Из оставшегося дома миллиона - больше половины - пенсионеры. А в остальном - всё правильно».

Литва. В 1948 г. её промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн. руб. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. За 1940—1990 годы в развитие экономики Литвы было направлено около $65 млрд капитальных вложений. В результате здесь были созданы химическая и нефтехимическая отрасли промышленности, построены наиболее крупные предприятия — Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, Кедайнский химзавод, Йонавский завод минеральных удобрений, Игналинская АЭС.

Эстония. В 1970-е — 1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 г. ВВП Эстонии по ППС составлял 10733 долл. / душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 г. Это было 46-е место в мире. В ней активно развивались высокотехнологичные отрасли: химическая, электро- и радиотехническая промышленность, приборостроение, судоремонт.

Дороги. Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами БСС. В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали 1 место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, 3-е - Закавказье.

РСФСР был на 12-13-м месте. Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км), развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 г. включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км.

Уже в 1965 г. объемы производимой на территории 3 республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР. Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР и на экспорт.

К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%.

Республики Прибалтики имели особый статус: получая средства из союзного бюджета, они получили возможность сохранять большую часть налога у себя. Кроме того, экономику республик поднимали за счёт политики закупочных цен, по которым центр осуществлял закупки продукции республик по завышенным ценам, в разы превосходящим себестоимость.

75% бюджета состояло из отчислений РСФСР, а 25% - Украина, Белоруссия и Казахстан. При этом законодательство определяло следующий порядок по расходным статьям бюджета: на плечи республик ложилось лишь 6,2%, а 78,5% финансирования шло из центра.

Окончательно проясняет картину соотношение данных по производству и потреблению в республиках, даже при всей условности перевода советских рублей в доллары. В среднем потребление Литвы в эти годы на 10 тыс. долл. превышало производство. До 1989 г. подобные показатели демонстрировала и Эстония, однако в 1990 показатель взлетел до 20 тыс. долл. Самая скромной страной прибалтийского региона в данном случае является Латвия, потребление которой превышало производство на 2-3 тыс. долл. до 1989, а в 1990 соотношение также достигло 10 тыс.

Самые большие зарплаты были в Эстонии - 341 рубль. Второго места удостоилась РСФСР с 297 рублями, далее следуют Латвия и Литва – 291 и 283 рубля соответственно. Зарплаты Эстонии, к слову, на 40% превышали азербайджанские (последнее место в рейтинге). Пятёрка наиболее обеспеченных жильём республик выглядит следующим образом: Грузия, Эстония, Латвия, Молдавия и Литва. Все они получали налоговые льготы и средства из общесоюзного бюджета.

Обеспеченность жильём РСФСР оказалась меньше, чем Эстонии практически на 25%. В тройке лидеров по владению личным автотранспортом снова оказываются все три прибалтийские республики: их показатели в 2,5 раза превышают средний по СССР. РСФСР в этом списке на 7 месте.

Со времён распада СССР население Эстонии сократилось более, чем на 250 тыс. чел., Латвии – около 700 тыс., а из Литвы уехало более 790 тыс. чел. Доля промышленности в странах снизилась по разным оценкам на 23-26%, ВВП с 1995 по 2008 год сократился на 14-20% (в зависимости от страны). И эти данные без учёта постсоветских трансформаций, в результате которых экономический спад в той же Латвии оценивается в 52%.

http://politrussia.com/world/pribaltika-i-rossiya-299/

Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками: «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты», радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга». Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, микроавтобусы «РАФ» — комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2». «ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. — в остальной Латвии, дававший прибыль 580 млн. долл./год.

 

https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/pamyatniki-okkupatsii_18122014/

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны, прежде всего, с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все — от телефонов до военных изделий — и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Территория, занимаемая заводом, равнялась по площади небольшому микрорайону. Как и любое предприятие того времени, помимо производственной функции, завод поддерживал социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивали концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых играли свадьбы; поликлиники при предприятии следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы — за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоге даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более, чем 90 фирмах, размещенных они на территории бывшего гиганта.

Завод Радиотехника - один из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее указанное направление деятельности заводов объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа являлся секретным объектом вплоть до 2000 г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960 г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения, и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено. Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. В 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956 г. и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

В руинах лежат десятки объектов, от бумажных фабрик до машиностроительных заводов. Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод ЖБК, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский Сельмаш. Их площади ждут сноса.

Фарфорофаянсовый завод Кузнецова (с 1841 г., позже Рижский фарфорофаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. После Второй мировой войны ему удалось наладить производство и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места. К 1994 г. завод закрыли.

Буквально на глазах «загнулся» местный металлургический «гигант» — завод Liepājas metalurgs («Лиепайский металлург»). Металлургический «гигант» (единственный завод подобного рода) был основан еще в 1882 г. Предприятию пришлось пережить несколько мировых войн. Всё имущество завода распродадут на аукционе.

Латвийскую республику вхождение в состав СССР сделало одним из наиболее промышленно развитым районом.

ЗАКРЫТЫ ЗАВОДЫ

РИГА – Рижская автобусная фабрика ( РАФ); ВЭФ* (80% всей проекций военного назначения: системы связи вычисления для управления войск, отдельные системы для космоса, для системы Энергия-Буран); завод полупроводников АЛЬФА; электроламповый завод; вагоностроительный завод (изначально Руссо-Балт),

* Valsts Elektrotehniskā Fabrika. До второй мировой завод ВЕФ (1919-1999) был нынешнем понимание классическим Индустриальным парком, любой желающий мог снять производственные помещения заказать оборудование для производства всего чего угодно, от батареек и фотобумаги до самолётов грузовиков лесопилок, ветряков электростанций. Основное производство с 2006 г. находится в городе Даугавпилс.

ЛИЕПАЯ – судостроительный завод; металлургический завод (единственный завод подобного рода, был основан еще в 1882 г.)

ЕЛГАВА - Рижская автобусная фабрика ( РАФ);

ДАУГАВПИЛС – крупнейший в СССР комбинат химического волокна; вагоноремонтный завод

ОГРЕ – трикотажный комбинат (закрыт в 2018)

РЕЗЕКНЕ - молочно-консервный комбинат (крупнейшее предприятие в городе)

ЕКАБПИЛС – сахарный завод

ВИЛЬНЮС – завод радиотехники ЭЛЬМА; завод микросхем ВЕНТА

ШЯУЛЯЙ: электроники НУКЛОН (производил самые большие микросхемы в мире, в т.ч. для ВПК СССР, распродан по частям), филиал завод полупроводников АЛЬФА, завод КОММУТАТОР (позже Дамбис, подразделение ВЭФ выпускал армейские машины связи и оснащал техникой ВЭФа); телевизионный завод "ТАУРАС" (ламповые телевизоры, телевизионные системы для авиаций и управляемого оружия)

МАЖЕЙКЯЙ – НПЗ

СНЕЧКУС (ныне ВИСАГИНАС) – АЭС

ТАЛЛИН – завод электродвигателей ВОЛЬТА; машиностроительный завод ДВИГАТЕЛЬ (основан в 1899 г., в советское время работал на ВПК); "ПУНАНЕ РЭТ" (аналог ВЭФа, принадлежал ВПК и основная продукция – приборы для военной техники, акустические системы); электротехнический завод им. Ханса Пегельмана (ВПК)

ТАЛЛИН (ПАЙДЕ, МЫЙЗАКЮЛА, ВИЛЬЯНДИ) - ПО «ТАЛЛЭКС» (до 1975 г. Таллинский экскаваторный завод - траншейные экскаваторы для прокладки кабельных линий, нефте- и газопроводов, экскаваторы-дреноукладчики для мелиоративных работ)

ПЯРНУ – машиностроительный завод; завод по производству древесных плит (1985-2011); лыжная фабрика VISU (самые качественные лыжи в CСCP)

МААРДУ - химкомбинат

СОЗДАНО с 1991 г.

На базе РАФ создали крупнейшее ныне в Прибалтике предприятие по выпуску гоночных автомобилей (марка OSCar).

Volburg - сборка, пайка, простая литография

"Latvijas Finieris" - один из крупнейших производителей высококачественной фанеры

По статистике Латвии в 2013 г. 16% экспорта страны это электронная промышленность и станкостроение. Свои подразделения разместили Hansa Elektronika, SAF Tehnika, MikroTik.

Логистический проект на острове Кундзиньсала (Рижский порт)

Висагинская АЭС (проект на месте Игналинской АЭС, не начат)

Rail Baltika (проект) – новая железная дорога европейской ширины Таллин – Рига – Вильнюс – Варшава – Берлин с возможным ж/д тоннелем до Хельсинки

Клайпеда – СПГ-терминал (пущен)

Газопровод GIPL – от СПГ-терминала в Свиноуйсьце до Литвы


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.