Тема Учет материально-производственных запасов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема Учет материально-производственных запасов

2020-05-10 179
Тема Учет материально-производственных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема Учет материально-производственных запасов

Задание 1. Изучить тему «Учет материально-производственных запасов» и ответить на вопросы в конце темы.

Задание 2. Решить примеры по учету материально-производственных запасов.

 

Вопрос 1. Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов

Ор­га­низа­ция в про­цес­се снаб­же­ния обес­пе­чива­ет се­бя хо­зяйствен­ны­ми средс­тва­ми, не­об­хо­димы­ми для осу­щест­вле­ния де­ятельнос­ти: при­об­ре­та­ет ос­новные средс­тва, не­мате­ри­альные ак­ти­вы, ма­тери­алы и про­чие ак­ти­вы.

В бух­галтер­ском уче­те при­об­ре­тение хо­зяйствен­ных средств от­ра­жа­ют по фак­ти­чес­кой сто­имос­ти, ко­торая скла­дыва­ет­ся из по­куп­ной сто­имос­ти пос­ту­пив­ших средств и рас­хо­дов, свя­зан­ных с их при­об­ре­тени­ем, а так­же про­чих зат­рат по до­веде­нию при­об­ре­тен­ных ак­ти­вов до сос­то­яния, при­год­но­го к ис­пользо­ванию.

Зна­чительный удельный вес в про­цес­се снаб­же­ния име­ют опе­рации по при­об­ре­тению ма­тери­алов, ко­торые пос­то­ян­но тре­бу­ют­ся для осу­щест­вле­ния про­из­водс­твен­ной де­ятельнос­ти и сос­тавля­ют ма­тери­альную ос­но­ву го­товой про­дук­ции.

Ма­тери­алы вхо­дят в сос­тав за­пасов, учет ко­торых ве­дут в со­от­ветс­твии с ПБУ 5/01 «Учет ма­тери­ально-про­из­водс­твен­ных за­пасов», ут­вер­жден­ном при­казом Мин­фи­на Рос­сии от 9 и­юня 2001 г. № 44н (с изм. от 25 ок­тября 2010 г. № 132н).

В бух­галтер­ском уче­те в сос­тав за­пасов вклю­ча­ют: сырье и ма­тери­алы, инс­тру­мен­ты, ин­вентарь и про­чие средс­тва, пред­назна­чен­ные для ис­пользо­вания при про­из­водс­тве и про­даже про­дук­ции, вы­пол­не­нии ра­бот и ока­зании ус­луг, а так­же го­товую про­дук­цию и то­вары, пред­назна­чен­ные для про­дажи.

Учет ма­тери­альных за­пасов ве­дут на син­те­тичес­ким сче­те 10 «Ма­тери­алы», на ко­тором от­кры­ва­ют сле­ду­ющие суб­сче­та:

· 10-1 «Сырье и ма­тери­алы»;

· 10-2 «По­куп­ные по­луфаб­ри­каты и ком­плек­ту­ющие из­де­лия, конс­трук­ции и де­тали»;

· 10-3 «Топ­ли­во»;

· 10-4 «Та­ры и тар­ные ма­тери­алы»;

· 10-5 «За­пас­ные час­ти»;

· 10-6 «Про­чие ма­тери­алы»;

· 10-7 «Ма­тери­алы, пе­редан­ные в пе­рера­бот­ку на сто­рону»;

· 10-8 «Стро­ительные ма­тери­алы»;

· 10-9 «Ин­вентарь и хо­зяйствен­ные при­над­лежнос­ти»;

· 10-10 «Спе­ци­альная ос­нас­тка и спе­ци­альная одеж­да на скла­де»;

· 10-11 «Спе­ци­альная ос­нас­тка и спе­ци­альная одеж­да в экс­плу­ата­ции».

По спо­собу ис­пользо­вания и наз­на­чению ма­тери­алы пред­став­ля­ют со­бой пред­ме­ты и средс­тва тру­да.

К пред­ме­там тру­да от­но­сят сырье, топ­ли­во, за­пас­ные час­ти и про­чие ви­ды ма­тери­алов, ко­торые ис­пользу­ют не­пос­редс­твен­но для вы­пус­ка про­дук­ции, ра­бот и ус­луг.

К средс­твам тру­да от­но­сят раз­ные ви­ды инс­тру­мен­тов, ин­вента­ря и про­чие средс­тва, ко­торые нельзя от­нести к ос­новным средс­твам из-за их неп­ро­дол­жи­тельно­го сро­ка служ­бы и срав­ни­тельно не­высо­кой сто­имос­ти. По ме­тодам уче­та эти средс­тва тру­да при­рав­не­ны к ма­тери­алам.

Пример 8.1. Учет транспортно-заготовительных расходов.

В те­чение ме­сяца от­ра­жены рас­хо­ды, свя­зан­ные с при­об­ре­тени­ем ма­тери­алов (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Со­дер­жа­ние опе­рации Сто­имость, р. ТЗР, р. Сальдо на суб­сче­те 10-2 «По­куп­ные по­луфаб­ри­каты и ком­плек­ту­ющие из­де­лия, конс­трук­ции и де­тали»: 6 000 800 15.03 пос­ту­пили ком­плек­ту­ющие из­де­лия от пер­во­го пос­тавщи­ка 45 000 5 500 24.03 пос­ту­пили ком­плек­ту­ющие из­де­лия от вто­рого пос­тавщи­ка 69 000 8 700 Ито­го 120 000 15 000 Спи­саны в те­чение ме­сяца ком­плек­ту­ющие из­де­лия в про­из­водс­тво 84 000 ?

За­дание. Оп­ре­дели­те сум­му спи­сания ТЗР при от­пуске ма­тери­алов в про­из­водс­тво.

Ре­шение. Сум­ма пос­ту­пив­ших за ме­сяц ма­тери­алов с уче­том сальдо сос­та­вила 120 000 р. (6 000 р. + 45 000 р. + 69 000 р.), а сум­ма ТЗР — 15 000 р. (800 р. + 5 500 р. + 8 700 р.). Для рас­че­та сум­мы спи­сания ТЗР по ма­тери­алам офор­мим табл. 8.2.

Таблица 8.2

Статья зат­рат

По­луче­но, р.

Спи­сано

р. %
Ма­тери­алы 120 000 84 000 70
ТЗР 15 000 ? 70

Так как в про­из­водс­тво спи­сано 70 % ((84 000 р.: 120 000 р.) 100 %) ком­плек­ту­ющих, сум­ма спи­сания ТЗР дол­жна сос­та­вить та­кой про­цент от об­щей сум­мы, а имен­но 10 500 р. (15 000 р. · 0,7).

Вопрос 3. Учет поступления материалов по фактической стоимости

Ма­тери­алы мо­гут пос­ту­пать в ор­га­низа­цию от пос­тавщи­ков, дру­гих юри­дичес­ких и фи­зичес­ких лиц, за на­лич­ный и без­на­лич­ный рас­чет, мо­гут быть из­го­тов­ле­ны не­пос­редс­твен­но на пред­при­ятии и т. д.

Ос­новные опе­рации по уче­ту пос­тупле­ния ма­тери­алов при­веде­ны в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Со­дер­жа­ние опе­рации Д-т К-т Пос­ту­пили ма­тери­алы на склад:        от пос­тавщи­ков 10 60    от по­дот­четно­го ли­ца 10 71    от уч­ре­дите­лей 10 75    вы­яв­ленные при ин­вента­риза­ции как из­лишки 10 91    от лик­ви­дации ос­новных средств 10 91    сэ­коном­ленные в ос­новном про­из­водс­тве 10 20    из­го­тов­ленные во вспо­мога­тельном про­из­водс­тве 10 23    без­возмез­дно от юри­дичес­ких лиц 10 98

Учет пос­ту­пив­ших от пос­тавщи­ков ма­тери­алов мож­но вес­ти по фак­ти­чес­кой сто­имос­ти их при­об­ре­тения или по учет­ной сто­имос­ти. Фак­ти­чес­кая сто­имость пос­ту­пив­ших ма­тери­алов вклю­ча­ет в се­бя по­куп­ную сто­имость и ТЗР.

Пример 8.2. Учет приобретения материалов по фактической стоимости

Ор­га­низа­ция при­об­ре­ла ма­тери­алы на сум­му 295 000 р. с уче­том НДС 45 000 р. За дос­тавку ак­цепто­ван и оп­ла­чен счет на сум­му 23 600 р. с уче­том НДС 3 600 р. Часть при­об­ре­тен­ных ма­тери­алов на сум­му 150 000 р. спи­сана в про­из­водс­тво.

За­дание. Сос­тавьте хо­зяйствен­ные опе­рации и бух­галтер­ские про­вод­ки к пе­речис­ленным опе­раци­ям и оп­ре­дели­те сум­му спи­сания ТЗР по ма­тери­алам, спи­сан­ным со скла­да в про­из­водс­тво.

Ре­шение. В жур­нал за­писы­ва­ют хо­зяйствен­ные опе­рации, офор­мля­ющие при­об­ре­тение ма­тери­алов (табл. 8.4).

Таблица 8.4

1. Пос­ту­пили ма­тери­алы от пос­тавщи­ка 250 000 10 60 2. От­ра­жен НДС на сче­те 19 45 000 19 60 3. Спи­сан НДС на счет 68 45 000 68 19 4. Оп­ла­чен счет пос­тавщи­ка за ма­тери­алы 295 000 60 51 5. Ак­цепто­ван счет за дос­тавку ма­тери­алов 20 000 10ТЗР 60 6. От­ра­жен НДС на сче­те 19 3 600 19 60 7. Спи­сан НДС на счет 68 3 600 68 19 8. Оп­ла­чен счет за дос­тавку 23 600 60 51 9. Спи­саны ма­тери­алы в про­из­водс­тво 150 000 20 10 10. Спи­саны ТЗР по ма­тери­алам ? ? ?

В дан­ном при­мере учет ТЗР ве­дут на спе­ци­альном суб­сче­те сче­та 10 «Ма­тери­алы» — 10ТЗР. Сум­ма ТЗР в ви­де оп­ла­ты дос­тавки ма­тери­алов сос­та­вила 20 000 р. Для рас­че­та сум­мы спи­сания ТЗР по ма­тери­алам офор­мля­ют табл. 8.5.

Таблица 8.5

Статья зат­рат

По­луче­но, р.

Спи­сано

р. %
Ма­тери­алы 250 000 150 000 60
ТЗР 20 000 ? 60

Так как в про­из­водс­тво спи­сано 60 % ((150 000 р.: 250 000 р.) 100 %) ма­тери­алов, тог­да и сум­ма спи­сания ТЗР дол­жна сос­та­вить та­кой же про­цент от их об­щей сум­мы. Она бу­дет рав­на 12 000 р. (20 000 р. · 0,6). Эта сум­ма бу­дет спи­сана на зат­ра­ты про­из­водс­тва сле­ду­ющей про­вод­кой:

Д-т 20 «Ос­новное про­из­водс­тво» К-т 10 «Ма­тери­алы» (суб­счет «Тран­спортно-за­гото­вительные рас­хо­ды»).

Учет ма­тери­алов по фак­ти­чес­кой сто­имос­ти ве­дут в ор­га­низа­ци­ях, где пот­ребля­ют не­большие объемы ма­тери­алов и ас­сорти­мент ма­тери­алов нез­на­чите­лен.

Пример 8.3. Учет приобретения материалов по учетной стоимости.

Ком­би­нат по вы­пус­ку хле­бобу­лоч­ных из­де­лий ежед­невно пот­ребля­ет му­ку, ко­торую по­луча­ет от трех пос­тавщи­ков. Дан­ные по пос­тупле­нию му­ки в те­чение ме­сяца по учет­ным и фак­ти­чес­ким це­нам при­веде­ны в табл. 8.6.

Таблица 8.6

  учет­ная фак­ти­чес­кая отот Пос­ту­пила му­ка за ме­сяц:          от пер­во­го пос­тавщи­ка 400 432 32    от вто­рого пос­тавщи­ка 250 278 28    от третьего пос­тавщи­ка 570 610 40 Ито­го пос­ту­пило 1 220 1 320 100 Рас­чет сред­них от­кло­нений от учет­ной сто­имос­ти, % — — ? Спи­сана му­ка в про­из­водс­тво за ме­сяц 800 ? ?

За­дание. Рас­счи­тайте от­кло­нения фак­ти­чес­кой сто­имос­ти от учет­ной и оп­ре­дели­те сум­му спи­сания ма­тери­алов в про­из­водс­тво с уче­том от­кло­нений. Сос­тавьте схе­му сче­тов, хо­зяйствен­ные опе­рации и бух­галтер­ские про­вод­ки для уче­та ма­тери­алов по учет­ной и фак­ти­чес­кой сто­имос­ти.

Ре­шение. Учет ма­тери­алов на ком­би­нате в те­чение ме­сяца ве­дут по учет­ной це­не. Рас­счи­тан­ная в кон­це ме­сяца фак­ти­чес­кая сто­имость пос­ту­пив­ших ма­тери­алов пре­выша­ет их учет­ную сто­имость.

Для оп­ре­деле­ния сум­мы от­кло­нений, ко­торую не­об­хо­димо от­нести на сто­имость ма­тери­алов при их спи­сании в про­из­водс­тво, рас­счи­тыва­ют сред­ний про­цент от­кло­нений с уче­том всех пар­тий пос­ту­пив­ших ма­тери­алов.

Рас­чет сред­них от­кло­нений про­водят в про­цен­тах к учет­ной сто­имос­ти по ито­говым дан­ным пос­тупле­ния ма­тери­алов.

Сред­ний про­цент от­кло­нений ра­вен 8 % ((100 000 р. · 100 %): 1 220 000 р.). Тог­да при спи­сании ма­тери­алов в про­из­водс­тво на сум­му 800 000 р. по учет­ной сто­имос­ти сум­ма от­кло­нений сос­та­вит 64 000 р. (800 000 р. · 0,08), а сто­имость от­пу­щен­ных со скла­да ма­тери­алов с уче­том от­кло­нений сос­та­вит 864 000 р.

Ука­зан­ные опе­рации от­ра­жа­ют на сче­тах 10 «Ма­тери­алы», 15 «За­готов­ле­ние и при­об­ре­тение ма­тери­альных цен­ностей», 16 «От­кло­нения в сто­имос­ти ма­тери­альных цен­ностей» и 20 «Ос­новное про­из­водс­тво» в сле­ду­ющем по­ряд­ке:

По де­бету ак­тивно­го сче­та 15 «За­готов­ле­ние и при­об­ре­тение ма­тери­альных цен­ностей» от­ра­жа­ют фак­ти­чес­кую сто­имость пос­ту­пив­ших ма­тери­алов, а по кре­диту — их учет­ную сто­имость. Для оп­ре­деле­ния от­кло­нений от учет­ной сто­имос­ти счет 15 «За­готов­ле­ние и при­об­ре­тение ма­тери­альных цен­ностей» зак­ры­ва­ют вы­рав­ни­вани­ем обо­ротов по фак­ти­чес­кой сто­имос­ти. Вы­яв­ленную сум­му от­кло­нений спи­сыва­ют на счет 16 «От­кло­нения в сто­имос­ти ма­тери­альных цен­ностей».

Спи­сание ма­тери­алов в про­из­водс­тво от­ра­жа­ют по учет­ной сто­имос­ти. Па­рал­лельно на со­от­ветс­тву­ющие сче­та спи­сыва­ют сум­му от­кло­нений, при­ходя­щу­юся на сто­имость спи­сан­ных ма­тери­алов.

Из при­веден­ной схе­мы сче­тов мож­но сде­лать вы­вод, что в слу­ча­ях, ког­да фак­ти­чес­кая сто­имость пре­выша­ет учет­ную, сто­имость ма­тери­алов, спи­сан­ных в про­из­водс­тво, уве­личи­ва­ет­ся на сум­му от­кло­нений, что при­водит к уве­личе­нию се­бес­то­имос­ти про­дук­ции и вли­яет на фи­нан­со­вый ре­зультат от ре­али­зации этой про­дук­ции.

На ос­но­вании дан­ных рас­че­тов и схе­мы сче­тов сос­та­вим хо­зяйствен­ные опе­рации и бух­галтер­ские про­вод­ки по уче­ту ма­тери­алов (табл. 8.7).

Таблица 8.7

1. Пос­ту­пили ма­тери­алы:      
   по фак­ти­чес­кой сто­имос­ти 1 320 15 60
   по учет­ной сто­имос­ти 1 220 10 15
2. Спи­саны от­кло­нения фак­ти­чес­кой сто­имос­ти ма­тери­алов от учет­ной 100 16 15
       
3. Спи­саны:      
   ма­тери­алы в про­из­водс­тво по учет­ной сто­имос­ти 800 20 10
   спи­саны от­кло­нения от учет­ной сто­имос­ти 64 20 16

 

Ес­ли учет­ная сто­имость ма­тери­алов пре­выша­ет фак­ти­чес­кую, при­меня­ют ту же схе­му сче­тов и струк­ту­ру бух­галтер­ских про­водок, но сум­ма от­кло­нений, вы­яв­ленная по кре­диту сче­та 15 «За­готов­ле­ние и при­об­ре­тение ма­тери­альных цен­ностей», пред­став­ля­ет со­бой от­ри­цательную ве­личи­ну, ко­торую офор­мля­ют на сче­те в ви­де стор­ни­ровоч­ной за­писи.

Стор­ни­ровоч­ную за­пись офор­мля­ют крас­ной руч­кой или об­во­дят в рам­ку и при под­сче­те ито­говых сумм вы­чита­ют. При спи­сании ма­тери­алов в про­из­водс­тво сум­му от­кло­нений спи­сыва­ют с кре­дита сче­та 16 «От­кло­нения в сто­имос­ти ма­тери­альных цен­ностей» в де­бет сче­та 20 «Ос­новное про­из­водс­тво» стор­но.

Ме­тоды, ко­торые пред­при­ятие ис­пользу­ет для уче­та пос­тупле­ния ма­тери­алов и от­ра­жения ТЗР, дол­жны быть от­ра­жены в учет­ной по­лити­ке.

Таблица 8.8

Списаны материалы со склада:        в основное производство 20 10    во вспомогательное производство 23 10    на общепроизводственные нужды 25 10    на общехозяйственные нужды 26 10    на исправление брака 28 10    на строительно-монтажные работы 08 10    на упаковку готовой продукции 44 10    на продажу 91 10

Материальные затраты, как правило, занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции, поэтому важен способ определения стоимости материалов, по которой они будут включены в себестоимость готовой продукции.

В условиях, когда цены на покупные материалы изменяются в течение отчетного периода, организации могут использовать следующие способы списания материалов на затраты производства:

ü по средней себестоимости;

ü ФИФО;

ü ЛИФО;

ü по себестоимости каждой единицы.

При применении способа средней себестоимости сначала определяют среднюю стоимость единицы по каждой группе материалов как частное от деления общей стоимости материалов на их количество. При этом общую стоимость и количество материалов рассчитывают с учетом остатка материалов на начало месяца.

При применении способа ФИФО предполагают, что материалы в течение месяца отпускают со склада в последовательности поступления партий, начиная с остатка на начало месяца, по принципу «первым вошел, первым вышел» (first in first out).

При применении способа ЛИФО предполагают, что материалы в течение месяца отпускают со склада, начиная с последних по времени поступления партий, по принципу «последним вошел, первым вышел» (last in first out).

Пример 8.4. Учет списания материалов в производство

На 01.02 на складе фабрики находилось костюмной ткани 100 м по цене 400 р. за 1 м (сальдо начальное). В течение месяца:

· 09.02 поступила первая партия ткани — 350 м по цене 420 р. за 1 м;

· 18.02 поступила вторая партия ткани — 200 м по цене 426 р. за 1 м;

· 25.02 поступила третья партия ткани — 600 м по цене 430 р. за 1 м.

В течение месяца списано в производство 1 000 м ткани.

Задание. Определите стоимость ткани, списанной в производство, и остатка ткани на складе на конец месяца при списании ткани тремя способами: по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО.

Решение. Все данные записывают в табл. 8.9. Определяют общую стоимость поступивших материалов.

Таблица 8.9

Остаток на начало месяца 400 100 40 000 Партия:          первая 420 350 147 000    вторая 426 200 85 200    третья 430 600 258 000 Итого — 1 250 530 200

1. Способ средней себестоимости. При использовании этого метода определяют среднюю стоимость 1 м ткани делением общей стоимости приобретенной ткани на ее количество.

Средняя стоимость 1 м ткани равна 424 р. (530 200 р.: 1 250 м).

В производство списано ткани на сумму 424 000 р. (424 р. ∙ 1 000 м).

Для расчета стоимости остатка ткани на складе на конец месяца из общей стоимости ткани, имеющейся на складе, вычитают сумму списания ткани в производство. Тогда на складе осталось ткани на сумму 106 200 р. (530 200 р. − 424 000 р.).

2. Способ ФИФО. При использовании этого способа ткань списывают в последовательности поступления, начиная с сальдо, пока не наберут нужное количество — 1 000 м (табл. 8.10).

Таблица 8.10

Остаток на начало месяца 400 100 40 000
Партия:      
   первая 420 350 147 000
   вторая 426 200 85 200
   третья 430 350 150 500
Итого списано 1 000 422 700
Остаток на конец месяца 250 107 500

3. Способ ЛИФО. При использовании этого способа начинают списывать ткань с последнего по времени поступления, пока не наберут нужное количество — 1 000 м (табл. 8.11).

Таблица 8.11

Показатель Цена за 1 м, р. Количество, м Сумма, р.
Партия:      
   третья 430 600 258 000
   вторая 426 200 85 200
   первая 420 200 84 000
Итого списано 1 000 427 200
Остаток на конец месяца 250 103 000

Все данные расчетов записывают в табл. 8.12.

Таблица 8.12

1. Способ средней себестоимости 424 000 106 200
2. Способ ФИФО 422 700 107 500
3. Способ ЛИФО 427 200 103 000

На основании данного примера можно сделать вывод, что используя тот или иной способ списания материалов в производство, организация влияет на себестоимость выпускаемой продукции, а следовательно, и на финансовые результаты от ее реализации.

При способе средней себестоимости списания материалов наблюдаются средние показатели и в целом равномерность списания материальных запасов на производственные затраты. Способ ФИФО дает возможность снижать себестоимость продукции за счет снижения стоимости используемых материалов. Способ ЛИФО, наоборот, увеличивает себестоимость продукции, а это в свою очередь снижает стоимость остатка материальных запасов. Кроме того, при списании материалов по последней рыночной стоимости себестоимость продукции также отражает колебания рыночных цен, что дает более реальное представление о возможной прибыли от реализации продукции. Способ ЛИФО в настоящее время не используют в бухгалтерском и налоговом учете.

Способ списания материалов по себестоимости каждой единицы применяют в организациях, где материалы используют в особом порядке, например, когда продукция изготавливается по индивидуальному заказу. В таких случаях материалы не могут обычным способом заменять друг друга. Их оценивают по стоимости каждой единицы.

Конкретные способы оценки материалов при списании их на затраты производства организация устанавливает самостоятельно в зависимости от того, какие цели являются для нее предпочтительнее, что должно быть отражено в учетной политике.

Пример 8.5. Учет реализации материалов

Ор­га­низа­ция ре­али­зова­ла из­ли­шек ма­тери­алов на сум­му 35 300 р. и по­лучи­ла вы­руч­ку от ре­али­зации 49 560 р. с уче­том НДС 7 560 р. За дос­тавку ма­тери­алов по­купа­телю ак­цепто­ван счет на сум­му 1 700 р. (без уче­та НДС).

За­дание. Сос­тавьте хо­зяйствен­ные опе­рации и бух­галтер­ские про­вод­ки к пе­речис­ленным опе­раци­ям и оп­ре­дели­те фи­нан­со­вый ре­зультат от ре­али­зации ма­тери­алов.

Ре­шение. В жур­нал за­писы­ва­ют хо­зяйствен­ные опе­рации, офор­мля­ющие ре­али­зацию ма­тери­алов (табл. 8.13).

Таблица 8.13

Со­дер­жа­ние опе­рации Сум­ма, р. Д-т К-т 1. От­ра­жена вы­руч­ка от ре­али­зации ма­тери­алов с уче­том НДС 49 560 62 91-1 2. Спи­сан НДС в сос­та­ве вы­руч­ки 7 560 91-2 68 3. Спи­сана сто­имость ре­али­зован­ных ма­тери­алов 35 300 91-2 10 4. Ак­цепто­ван счет за дос­тавку ма­тери­алов по­купа­телю 1 700 91-2 60 5. Спи­сан фи­нан­со­вый ре­зультат от ре­али­зации ма­тери­алов ? ? ? 6. По­луче­на вы­руч­ка от по­купа­теля 49 560 51 62

Для оп­ре­деле­ния фи­нан­со­вого ре­зульта­та от ре­али­зации ма­тери­алов офор­мля­ют и зак­ры­ва­ют счет 91 «Про­чие до­ходы и рас­хо­ды»:

Счет 91 «Про­чие до­ходы и рас­хо­ды»

Д-т К-т
2) 7 560 3) 35 300 4) 1 700 5) 5 000 1) 49 560
Од = 49 560 Ок = 49 560

Фи­нан­со­вый ре­зультат от ре­али­зации ма­тери­алов сос­та­вил при­быль 5 000 р., ко­торую спи­сыва­ют сле­ду­ющей про­вод­кой:

Д-т 91 «Про­чие до­ходы и рас­хо­ды» К-т 99 «При­были и убыт­ки».

Вопрос 7. Документальное оформление учета материалов

Бух­галтер­ский учет ма­тери­альных за­пасов приз­ван ре­шать сле­ду­ющие ос­новные за­дачи:

ü свое­вре­мен­ное и точ­ное до­кумен­тальное офор­мле­ние пос­тупле­ния, на­личия и от­пуска ма­тери­алов со скла­да;

ü рас­чет фак­ти­чес­кой сто­имос­ти ма­тери­альных за­пасов;

ü кон­троль за соб­лю­дени­ем норм склад­ских за­пасов и сох­ранностью ма­тери­альных цен­ностей на скла­де;

ü эко­ном­ное ис­пользо­вание ма­тери­алов в про­из­водс­тве и т. д.

Од­ной из ос­новных за­дач при ве­дении бух­галтер­ско­го уче­та ма­тери­алов яв­ля­ет­ся их пра­вильное до­кумен­тальное офор­мле­ние. Для уче­та дви­жения ма­тери­алов ис­пользу­ют раз­ные фор­мы пер­вичных до­кумен­тов.

При­ход­ный ор­дер (фор­ма № М-4) при­меня­ют для уче­та ма­тери­альных за­пасов, пос­ту­па­ющих от пос­тавщи­ков или из пе­рера­бот­ки (ф. 8.1). Ма­тери­ально-от­ветс­твен­ное ли­цо сос­тавля­ет ор­дер в день пос­тупле­ния ма­тери­алов на склад. При­ход­ный ор­дер вы­писы­ва­ют на фак­ти­чес­ки при­нятое ко­личес­тво ма­тери­алов.

Порядок оформления приходного ордера. Форма 8.1

Акт о при­ем­ке ма­тери­алов (фор­ма № М-7) при­меня­ют для офор­мле­ния при­ем­ки ма­тери­альных цен­ностей, име­ющих ко­личес­твен­ное и ка­чес­твен­ное рас­хожде­ние, а так­же рас­хожде­ние по ас­сорти­мен­ту с дан­ны­ми соп­ро­води­тельных до­кумен­тов пос­тавщи­ка. Акт яв­ля­ет­ся юри­дичес­ким ос­но­вани­ем для предъяв­ле­ния пре­тен­зии пос­тавщи­ку или от­пра­вите­лю. Пос­ле при­ем­ки ма­тери­алов ак­ты с при­ложен­ны­ми до­кумен­та­ми (нак­ладные, тран­спортные нак­ладные и т. д.) пе­реда­ют: один эк­зем­пляр — в бух­галте­рию ор­га­низа­ции для уче­та дви­жения ма­тери­алов, дру­гой — от­де­лу снаб­же­ния или в бух­галте­рию для нап­равле­ния пре­тен­зи­он­но­го письма пос­тавщи­ку.

Ли­мит­но-за­бор­ную кар­ту (фор­ма № М-8) при­меня­ют при на­личии ли­митов от­пуска ма­тери­алов для офор­мле­ния от­пуска ма­тери­алов, сис­те­мати­чес­ки пот­ребля­емых при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции, а так­же для те­куще­го кон­тро­ля за соб­лю­дени­ем ус­та­нов­ленных ли­митов от­пуска ма­тери­алов на про­из­водс­твен­ные нуж­ды. Эта фор­ма яв­ля­ет­ся оп­равда­тельным до­кумен­том для спи­сания ма­тери­алов со скла­да. Для сок­ра­щения ко­личес­тва пер­вичных до­кумен­тов мож­но офор­млять от­пуск ма­тери­алов не­пос­редс­твен­но в кар­точках уче­та ма­тери­алов. Сда­ча ма­тери­ально-от­ветс­твен­ным ли­цом ли­мит­но-за­бор­ных карт в бух­галте­рию про­водит­ся пос­ле ис­пользо­вания ли­мита.

Кар­точку уче­та ма­тери­алов (фор­ма № М-17) при­меня­ют для уче­та дви­жения ма­тери­алов на скла­де по каж­до­му сор­ту, ви­ду и раз­ме­ру. Ма­тери­ально-от­ветс­твен­ные ли­ца (кла­дов­щик, за­веду­ющий скла­дом) за­пол­ня­ют и ве­дут кар­точку на каж­дый но­мен­кла­тур­ный но­мер ма­тери­ала. За­писи в кар­точке де­ла­ют на ос­но­вании пер­вичных при­ход­но-рас­ходных до­кумен­тов в день со­вер­ше­ния опе­рации.

Тре­бова­ние-нак­ладную (фор­ма № М-11) при­меня­ют для уче­та дви­жения ма­тери­алов внут­ри ор­га­низа­ции меж­ду струк­турны­ми под­разде­лени­ями или ма­тери­ально-от­ветс­твен­ны­ми ли­цами. Нак­ладную в двух эк­зем­пля­рах сос­тавля­ет ма­тери­ально-от­ветс­твен­ное ли­цо струк­турно­го под­разде­ления, пе­реда­юще­го ма­тери­альные цен­ности. Один эк­зем­пляр слу­жит сда­юще­му скла­ду ос­но­вани­ем для спи­сания ма­тери­алов, а вто­рой — при­нима­юще­му скла­ду для их оп­ри­ходо­вания.

Нак­ладную на от­пуск ма­тери­алов на сто­рону (фор­ма № М-15) ис­пользу­ют для уче­та от­пуска ма­тери­алов под­разде­лени­ям ор­га­низа­ции, рас­по­ложен­ным за пре­дела­ми ее тер­ри­тории, или сто­рон­ним ор­га­низа­ци­ям на ос­но­вании до­гово­ров и дру­гих до­кумен­тов. Нак­ладную вы­писы­ва­ет ра­бот­ник струк­турно­го под­разде­ления в двух эк­зем­пля­рах на ос­но­вании до­гово­ров, на­рядов и дру­гих со­от­ветс­тву­ющих до­кумен­тов и при предъяв­ле­нии по­луча­телем до­верен­ности на по­луче­ние цен­ностей, за­пол­ненной в ус­та­нов­ленном по­ряд­ке. Пер­вый эк­зем­пляр пе­реда­ют на склад (он слу­жит ос­но­вани­ем для от­пуска ма­тери­алов), вто­рой — по­луча­телю ма­тери­алов.

До­верен­ность (фор­мы № М-2) при­меня­ют для офор­мле­ния пра­ва ра­бот­ни­ка выс­ту­пать в ка­чес­тве до­верен­но­го ли­ца ор­га­низа­ции при по­луче­нии ма­тери­альных цен­ностей, от­пуска­емых пос­тавщи­ком по на­ряду, сче­ту, до­гово­ру или за­казу (ф. 8.2). Бух­галте­рия офор­мля­ет ее в од­ном эк­зем­пля­ре и вы­да­ет под рас­писку по­луча­телю.

Порядок оформления доверенности. Форма 8.2

Фор­му до­верен­ности № М-2а при­меня­ют ор­га­низа­ции, у ко­торых по­луче­ние ма­тери­альных цен­ностей по до­верен­ности но­сит мас­со­вый ха­рак­тер. Вы­дачу до­верен­ностей ре­гис­три­ру­ют в за­ранее про­нуме­рован­ном и прош­ну­рован­ном жур­на­ле уче­та вы­дан­ных до­верен­ностей. Срок действия до­верен­ности, как пра­вило, сос­тавля­ет 15 дней.

Пример 8.6. Порядок учета результатов инвентаризации

На складе материалов организации была проведена инвентаризация, в результате которой установлены расхождения фактического наличия запасных частей с данными бухгалтерского учета, которые указаны в выписке из справки о наличии материальных запасов по данным бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации (табл. 8.14) и выписке из инвентаризационной описи о фактическом наличии материальных запасов на дату проведения инвентаризации (табл. 8.15).

Таблица 8.14

Наименование материалов Единица измерения Цена, р. Количество Сумма, р. 1. Фильтры масляные шт. 110 30 3 300 4. Стартеры шт. 1 700 12 20 400 5. Шланги тормозные шт. 150 45 6 750

 

Таблица 8.15

1. Фильтры масляные шт. 110 25 2 750
4. Стартеры шт. 1 700 10 17 000
5. Шланги тормозные шт. 150 48 7 200

При проведении инвентаризации на складе запасных частей были выявлены следующие причины расхождения фактического наличия запасных частей с данными бухгалтерского учета: по причине неправильного оприходования материалов при поступлении — недостача стартеров 2 шт. по цене 1 700 р. на сумму 3 400 р. и излишки шлангов тормозных 3 шт. по цене 150 р. на сумму 450 р., а также вследствие возгорания проводки — недостача фильтров масляных 5 шт. по цене 110 р. на сумму 550 р. Недостача стартеров списана на виновное лицо. При этом 50 % суммы недостачи было внесено в кассу, а 50 % недостачи было удержано из заработной платы виновного лица.

Задание. Составьте хозяйственные операции и бухгалтерские проводки к перечисленным операциям и оформите инвентаризационно-сличительную опись.

Решение. В журнал записывают хозяйственные операции, оформляющие результаты проведения инвентаризации (табл. 8.16).

Таблица 8.16

Содержание операции Сумма, р. Д-т К-т
1. Выявлены при инвентаризации:      
недостача материалов 3 950 94 10
излишки материалов 450 10 91
2. Списана сумма недостачи на виновное лицо 3 400 73-2 94
3. Внесена виновным лицом сумма по возмещению ущерба в кассу 1 700 50 73-2
4. Удержана сумма по возмещению ущерба из заработной платы виновного лица 1 700 70 73-2
5. Списана сумма недостачи материалов при отсутствии виновных 550 91-2 94

По результатам проведения инвентаризации составляют инвентаризационно-сличительную опись (табл. 8.17).

Таблица 8.17

Контрольные вопросы

1. Что входит в состав материальных запасов?

2. Какие средства в бухгалтерском учете относят к материалам?

3. Что такое транспортно-заготовительные расходы?

4. Как оформляют в бухгалтерском учете списание ТЗР при отпуске материалов в производство?

5. Как ведут учет поступления материалов по фактической стоимости?

6. Что такое учетная стоимость материалов? Как ее устанавливают?

7. Поясните порядок ведения учета материалов по учетной и фактической стоимости.

8. Назовите способы списания материалов в производство. Дайте им характеристику.

9. Как на счете 91 «Прочие доходы и расходы» отражают операции по реализации материалов?

10. Какие задачи стоят перед организацией учета материальных запасов?

11. Какими документами оформляют движение материалов?

12. Как ведут учет неотфактурованных поставок материалов?

13. Каким образом ведут учет материалов на складе и в бухгалтерии?

14. Как отражают в учете результаты инвентаризации материалов?

15. Какую информацию содержит инвентаризационно-сличительная опись?

 

 

Пример 1. Предприятие ОАО «Белзан» получило счет ОАО «Металлург» за сталь марки ЛС-59 (счет № 68 от 3 марта 2019 года). Сталь поступила в количестве 30 000 кг на сумму 750 000 рублей + 18% НДС. Транспортные расходы согласно счету № 34 от 06 марта 2014 года транспортной организации ООО «Перевозчик» составили 30 000 рублей + 18% НДС. За разгрузку и складирование материалов на склад работникам предприятия начислена заработная плата в сумме 4000 рублей. Отчисления по обязательному страхованию составили 1424 рублей. При оприходовании материалов на склад № 01 составлен приходный ордер № 70 от 10 марта 2019 года. Произведена запись в карточке складского учета. Остаток стали данной марки на складе 4000кг на сумму 100 000 рублей + 2500 рублей - ТЗР

В учете предприятия согласно учетной политике используются счета 15 «Заготовление и приобретение ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». Прописать корреспонденцию счетов и суммы всех хозяйственных операций.

Пример 2. Создается ООО «Антей». У предприятия два учредителя, одним из которых является иностранное предприятие. Оба учредителя взяли на себя обязательства произвести вклады в уставный капитал в виде материалов: российский учредитель на сумму 500 000 рублей, иностранный - на сумму 30 000 долларов США. На момент регистрации документов официальный курс рубля к доллару составлял 30 рублей за доллар, а на момент поступления ценностей от учредителей - 30,5 рублей. Прописать корреспонденцию счетов и суммы всех хозяйственных операций.

 

Пример 3.  В отчетном месяце на предприятие поступили расчетные документы поставщика за материалы на сумму 70 800 рублей, включая 10 800 рублей НДС. В учете были сделаны следующие записи (прописать проводки и суммы).

 

Пример 4.  Реализованы материалы, учетная стоимость которых 10 000 рублей, фактическая себестоимость - 10 600 рублей. За материалы предъявлен счет покупателю на сумму 12 000 рублей + 18% НДС. Учет материалов на предприятии ведется с использованием счетов 15 и 16. Отразите на счетах перечисленные операции и определите финансовый результат реализации.

 

 

Тема Учет материально-производственных запасов

Задание 1. Изучить тему «Учет материально-производственных запасов» и ответить на вопросы в конце темы.

Задание 2. Решить примеры по учету материально-производственных запасов.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.