Школы мим клоунады «Ирбитские чудики» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Школы мим клоунады «Ирбитские чудики»

2020-05-10 198
Школы мим клоунады «Ирбитские чудики» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общеразвивающая программа

Школы мим клоунады «Ирбитские чудики»

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 9-13 лет

Срок реализации: 5 лет

                                                                             

 

                                                                           Автор-составитель:

                                                                          Ахметшин Михаил Якубович,

                                                                          педагог дополнительного

                                                                          образования, 1 категория                                                                           

                                                                                                                                                                                                 

 

г. Ирбит

2020 г.

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик образования

1.1. Пояснительная записка ________________________________________3

1.2. Цель и задачи программы______________________________________9

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план _____________________________ 10

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана _________________ 12

1.4. Планируемые результаты _____________________________________ 23

  2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы _________________________________ 24

2.2. Формы аттестации (контроля) ________________________________25

2.3. Оценочные материалы __________________________________27

2.4. Рабочие программы ________________________________________ 28

2.5 Список литературы

     2.5.1 Список литературы для педагогов ________________________ 37

       2.5.2 Список литературы для родителей ________________________ 37

2.5.3 Список литературы для детей_____________________________37

Приложения ________________________________________________ 38-45

 

 

1. Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка

 

Клоунада – один из основных жанров цирка, пользующийся приемами и выразительными средствами комического, такими как пародия, буффонада, гротеск, эксцентрика; сопоставление, преувеличение, преуменьшение, окарикатуривание, заострение, контраст и др.

Искусство клоунады отличает публицистичность, оперативность в художественном отражении современной проблематики, в оценке явлений сегодняшнего дня. "Подлинный артист, - отмечал К.С.Станиславский, - горит тем, что происходит кругом, он увлекается жизнью, которая становится объектом его изучения и страсти, с жадностью захлебывается тем, что видит, старается запечатлеть получаемое из вне не как статистик, а как художник, не только в записной книжке, но и в сердце".

Система К.С.Станиславского – общая методологическая основа воспитания актера любого жанра, в том числе клоунады.

Основные положения данной программы разработаны на основе системы К.С.Станиславского и теории комического. Программа по обучению основам мастерства актера жанра клоунады рассчитана на стартовый и базовый уровень на срок 4 года обучения в школе мим клоунады.

Программа предусматривает две формы преподавания – теоретическую и практическую. Практические занятия занимают большую часть времени, отведенного на прохождение той или иной темы. Это обусловлено практической направленностью обучения. При приеме ребенка в школу мим клоунады проводится обязательное собеседование педагога непосредственно с поступающим.

Направленность программы – художественная. 

Название коллектива – Школа мим клоунады «Ирбитские чудики»

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время имеется дефицит актерской профессии клоун для цирковых профессиональных коллективов. К числу наиболее актуальных проблем относится отсутствие подготовки и обучения в стране профессии оригинального жанра клоун.

Кроме того, актуальность программыобусловлена приоритетными направлениями деятельности в сфере дополнительного образования, закрепленными следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Целевая модель регионального развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 г. № 467);

3.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

6.  Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

7. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

8. Устав МАОУ ДО «Центр детского творчества».

9. Инструктажи по ТБ.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  обучение жанру клоунады способствует воспитанию в детях доброты, милосердия, взаимопонимания, таким образом, способствует развитию творческого воображения и гармоничной личности.

Данная программа нацелена на создание условий для полного принятия ребенка, его индивидуально-личностного развития на всех этапах обучения, на создание ситуации «успеха» всех субъектов образовательного процесса.

Уральский регион богат различными направлениями в хореографии, в вокальном искусстве и техническом творчестве, но практическое отсутствие детских творческих коллективов в таком направлении как юмор обуславливает актуальность этой программы.

 

Отличительные особенности данной программы заключаются в индивидуальной работе с одаренными и способными детьми, посредством проведения занятий по клоунскому искусству (история клоунады, теоретические основы, основы грима, основы сценического движения, мимики и актерского мастерства, сценическая практика).

    Образовательный процесс представляет собой организацию обучения на добровольных началах, создание комфортной психологической атмосферы, развитие ребенка, раскрепощенность, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.

Процесс обучения построен на реализации следующих принципов:

Принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)

Принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)

Принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)

Принцип индивидуализации подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки ребенка. Иногда выполнение изначально робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо движения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.

Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Систематические занятия клоунадой дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала. Занятия клоунадой требуют повторения вырабатываемых навыков актёрского мастерства. Только при многократных повторениях достигается планируемый результат. Если повторение вариативно, то есть в репетициях вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

Принцип наглядности в обучении клоунады понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивание упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

    Адресат программы.

     Данная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (9-13 лет). Учитывая возрастные особенности учащихся, нацелена на воспитание следующих личностных качеств как развитие концентрации внимания и умения взаимодействовать в коллективе. Число детей в учебных группах должно быть от 6 до 12 человек.

Режим занятий составлен с учетом учебного плана образовательного учреждения, индивидуальной тарификационной нагрузки педагога, требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

    1 ступень, 1-2 год обучения:

· 1 год обучения – 2 учебных часа в неделю.  

· 2- год обучения – 4 учебных часа в неделю.  

    2 ступень, 3-5 год обучения:

· 3-5 год обучения – 6 учебных часов в неделю. 

Объем программы

Данная программа рассчитана на 792 учебных часа, из расчета 36 учебных недель, соответственно годам обучения.

· 1 год обучения - 72 учебных часа, из расчета 36 учебных недель, 2 учебных часа в неделю.  

· 2-3 год обучения – 144 учебных часа, из расчета 36 учебных недель, 4 учебных часа в неделю.  

· 3-5 год обучения - 216 учебных часа, из расчета 36 учебных недель, 6 учебных часов в неделю.

Срок освоения программы: 5-лет.

Программа состоит из 2 уровней обучения:

1 этап - стартовый уровень, 1-2  год обучения;

2 этап – базовый уровень, 3-5 год обучения;

    Форма обучения - очная.

Виды занятий:

· индивидуальные занятия;

· групповые;

· индивидуально-групповые;

· коллективные репетиции;

· концертная деятельность;

· конкурсы, фестивали.

Каждый этап предполагает изучение определенных тем, соответствующих возрасту обучающихся, восприятию материала и его усложнению на каждом этапе обучения.

Формы подведения результатов учебной деятельности производятся по следующим критериям:

1.Сохранность контингента (приложение 1).

     2.Мониторинг личностного развития обучающихся (приложение 2).

     3.Динамика личностного развития обучающегося (приложение 3).

     4.Оценки результатов сформированности компетенций обучающихся (приложение 4)

     5.Творческие достижения обучающихся (приложение 5).

     6.Развитие актерских способностей обучающихся (приложение 6).

 

 

   

Цель и задачи программы

Цель: обучение основам актёрского мастерства у детей в жанре клоунады, воспитание в учащихся таких качеств как доброта, милосердие, умение дарить радость себе и другим.

Задачи: [C1]

Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с основами клоунского жанра.
2. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников.
3. Развивать исполнительские качества - артистизм и эмоциональность.

Воспитывающие:
1. Развивать умение работать в коллективе.
2. Формировать умение ставить цели и достигать их.
3. Воспитывать культуру общения с окружающими.
4.    Развивать умение быть раскрепощенным и доброжелательным, быть   милосердным и жизнерадостным.

Эстетические:

1.Развить сценическую культуру исполнения и дисциплину поведения за кулисами.


Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

п/п

Название темы

 

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4-5 год обучения

Количество часов

в том числе, час

Количествово часов

в том числе, час

Количество часов

в том числе, час

Количество часов

в том числе, час

теоретич. практич. теоретич. практич. теоретич. практич. теоретич. практич.
Раздел1 1. Вводное занятие 1     1     1     1    
Тема Вводное занятие. ТБ. Организационное собрание     1       1       1       1  
Раздел 2 Учебно-тренировочная работа 53         120     167     167    

Тема

1.Общяя разминка   1 16     42     48     48
2.Развитие гибкости и пластики   1 7     16     18     12
3. Основы мимики и жеста   1 3     2     6     6
4.Базовые упражнения сценического движения   1 15   2 46   4 22   2 26
5.Сложные движения пантомимы и пластики   - -   - -   - -   - -
6.Индивидуальные упражнения по заданию   - -     -   2 28   2 32
7.Работа с гримом     6     7     10     10
8.Теоретические основы   2     4     5     5  
9.Работа с реквизитом   - -           12     12
10.Индивидуальная работа   - -           12     12
Раздел 3 3.Работа над репризами: 14       20       44       44    

Тема

1. Постановочная работа   2 10     2   14     4   30     2   30
2.Концертная деятельность       2       4       10       12
Раздел 4 4.Мероприятия воспитательно-образовательного характера: 4       4       4       4    
  ИТОГО по программе: 72 13 59 144 13 131 216 20 196 216 16 200

1.3.2 Содержание учебно-тематического плана

Содержание учебно-тематического плана

Этапа обучения

Наименование раздела, темы

Содержание

Часов на тему

1 год обуч. 2 год обуч.
Раздел 1 Вводное занятие   1 1
Тема 1   ¾ Вводное занятие. ТБ. ¾ Организационное собрание. 1 1
Раздел 2 Учебно-тренировочная работа 53 120

Тема 1.

Общая разминка

 

Движения тела на заданную тему   3   6
Разминка на координацию движения тела   3 6
Разминка мимики лица 3 6
Постановка корпуса 2 6
Наклоны 2 6
Растяжки 2 6
 Упражнения на гибкость 2 6

Тема 2.

Развитие гибкости и пластики

 

наклоны назад 1 2
наклоны в стороны 1 2
упражнения на растяжку (со смещением таза, грудной клетки) косых мышц корпуса 2 4
волны руками 2 4
упражнения на подвижность суставов рук: вращения кистями, в локтевых суставах, в плечевых суставах 2 4

Тема 3.

Основы мимики и жеста

Упражнение " Спичечный коробок ". Снять коробок с носа без помощи рук   2   1
Упражнения на выразительность жеста по заданию 2 1

Тема 4.

Базовые упражнения сценического движения

 

Постановка корпуса 2 4
Постановка (позиции) рук 2 4
Основные позиции ног 1 4
Базовые шаги, ходы, положения 4 8
Сценическая координация 2 6
Сценическое расположение 2 6
Правильная мизансцена 2 8
Работа над ошибками 1 8

Тема 7.

 Работа с гримом

 

Знакомство с гримом 3 2
Индивидуальное нанесение грима 3 4

Тема 8.

Теоретические основы

История клоунады 1 2
Лучшие клоуны Мира и России 1 2
Раздел 3 Работа над репризами: 14 20

Тема 1.. Постановочная работа

  1 год обучения - реприза " Канарейка" и " Стаканчик"   12   -
2 год обучения - реприза " Стул" и " Гаджеты»" - 16

Тема 2.

Концертная деятельность

 

  Подготовка и проведение открытых уроков.   1   2
Участие в концерте " Первые шаги" ЦДТ, благотворительная акция в ЦГБ " Десант добра " 1 2
Раздел 4  Мероприятия воспитательно-образовательного характера 4 4

 


Содержание учебно-тематического плана

Этапа обучения

 

Наименование раздела, темы

Содержание

Часов на тему

3 год обуч. 4 год обуч.
Раздел 1 Вводное занятие 1 1
Тема 1   ¾ Вводное занятие. ТБ. ¾ Организационное собрание. 1 1
Раздел 2 Учебно-тренировочная работа             167 167

Тема 1.

Общая разминка

 

Движения тела на заданную тему 6 4
Разминка на координацию движения тела   6 7
Разминка мимики лица 6 6
Постановка корпуса 6 7
наклоны 6 6
Растяжки 6 4
  Упражнения на гибкость 6 7
Передвижения в пространстве 6 7
Тема 2. Развитие гибкости и пластики Специальные упражнения для развития пластики рук, тела (игровые упражнения, этюды на заданную тему)   18 12

Тема 3.

Основы мимики и жеста

 Изобразить мимику на заданную тему                    2 2
 Показать заданную мимику в сочетании с жестом 2 2
 Отыграть этюд с использованием мимики и жестом по заданию   2 2

Тема 4.

 

Базовые упражнения сценического движения

 

Постановка корпуса по заданию 2 2
Постановка (позиции) рук по заданию 2 2
Сценическое движение по заданию 2 3
Маленькие этюды на правильность движения 2 3
Отработка заданных образов в движении 2 2
Этюды с правильным использованием мизансцены 2 3
Отработка движений в замедленном действии 2 2
Упражнения на умение правильно концентрироваться 2 3
Упражнения на общее взаимодействие при сценическом движении 2 2
Использование образа при сценическом движении 2 2
Упражнения на связь мимики и движения 2 3
Упражнения на соответствие образа и движения 2 3

Тема 7

Работа с гримом

   Грим - теория 4 6
   Самостоятельное нанесение грима 11 11
   Упражнения на нанисение грима различных клоунских масок 12 11

Тема 8.

 Теоретические основы

 

 История коверной клоунады 7 6
 История эстрадной (театральной) клоунады 7 6
 Принципы.и различии клоунских направлений 5 6
 История больничной клоунады 7 11
  История клоунского костюма 1 1

Тема 10.

Индивидуальная работа

  Работа с отстающими 2 2
  Работа над образами при подготовке реприз 2 2
  Личные беседы над ошибками 2 3
  Индивидуальная работа детей по репризам 2 2
  Работа над образом 2 2
  Работа с залом 2 1
Раздел 3 Танцевально-художественная работа: 44 44

Тема 1.

 Постановочная работа

3 год обучения - репризы "Доктор"," Помады" 34 -
4 год обучения - репризы " Гаджеты","Микрофон","Балалайка". Контроль над выразительным исполнением, -     32

Тема 2.

Концертная деятельность

 

Подготовка и проведение открытых уроков. 2 2
Участие в отчетном концерте ЦДТ. 2 2
Участие в мероприятиях проводимых ЦДТ, школами, городом. 6 6
Участие в конкурсах и фестивалях. - 2
Раздел 4  Мероприятия  воспитательно-образовательного характера   4 4

Планируемые результаты

Планируемые результаты по итогам 1-го уровня обучения

Знать:

правила техники безопасности на сцене и за кулисами.

Уметь:

выполнять основные элементы сценического движения клоуна;

владеть несложной мимикой лица.

Планируемые результаты по итогам 2-го уровня обучения

Знать:

основы актёрского мастерства;

правила техники безопасности на сцене и за кулисами.

Уметь:

исполнять роль заданного образа;

владеть мимикой, жестом и не сложной пластикой тела;

использовать паузы в репризах.

     Компетенции:

· Личностные – уметь концентрироваться, самоорганизованность, стрессоустойчивость.

· Предметные - осмысленно и артистично исполнять клоунские репризы.

· Метапредметные – уметь выполнять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку педагога, проявлять интерес к клоунаде и стараться самосовершенствоваться в обучении.

 

Методические материалы

                                 Ведущие методы обучения:

         1.наглядный показ формируемых навыков;

      2.методики исполнения движений;

      3.тренировочные, игровые;

      4.создание клоунских реприз;

      5.театрализации (сюжет, эмоции, жесты, костюмирование);

      6.состязательности (для обучающихся младшего возраста);

7.игровые технологии - формирование у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой;

      8.стимулирования поведения и деятельности - поощрения и порицания.

Формы аттестации (контроля)

·  диагностика развития творческих способностей детей;

·   опрос, зачеты, творческие задания;

·  открытые уроки;

·  отчетные выступления;

·  концертная деятельность;

·  участие коллектива в смотрах, конкурсах, фестивалях.

Система определения предъявления обучающимся результатов деятельности при переходе с этапа на этап осуществляется через различные формы зачетов для контроля усвоения приобретенных знаний и умений по четвертям в течение года, а также дают возможность определить исполнительские способности обучающихся при переходе на следующий этап обучения.

Опрос – ведет учет усвоения теоретических знаний, полученных в процессе обучения.

Зачеты, творческие задания – развивают способности, художественное восприятие и вкус, определяют понимание обучающимися выразительности клоунского искусства.

Концертная деятельность – проводится для выявления индивидуальных способностей, проявляя выразительность исполнения, укрепляют чувства коллективизма и ответственности, повышают интерес и эмоциональный настрой к дальнейшему обучению.

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах служит своеобразным промежуточным контролем над качеством полученных знаний и умений

 

Оценочные материалы

        

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. Мониторинговая программа содержит критерии оценки (наличие которых в программе обязательно), по которым отслеживается уровень знаний, умений и навыков, уровень развития и уровень воспитанности обучающихся.

    Оценочные материалы:

1. Сохранность контингента.

2.Мониторинг личностного развития учащихся к таблице «Динамика личностного развития учащихся».

 3.Динамика личностного развития обучающихся.

 4.Протокол оценки результатов сформированности компетенций        обучающихся в соответствии с направлением деятельности дополнительного образования.

5.Творческие достижения обучающихся.

Приложения 1-5

 

Рабочие программы

Рабочие программы этапов обучения определяют содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению клоунады, основывающиеся на дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе школы мим клоунады «Ирбитские чудики».

Рабочие программы составляются на начало учебного года по наличию формирования учебных групп определенного года обучения и прилагаются к «Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе».

 

 

Список литературы

    2.5.1. Список литературы для педагога:

1. Конвенция о правах ребенка. 1989.

2.Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. Учебник - М., Юрайт, 2016.

2.5.2. Список литературы для родителей:

1. Степанов С. С. Азбука детской психологии. Издательство: ТЦ Сфера, 2004.

2.Сухомлинский В. Родительская педагогика. Издательство: Питер, 2017.

2.5.3. Список литературы для детей:

1. Ю.Куклачев. Если хочешь быть клоуном. Издательство:"Искусство"1981 г

2. Николай Лысанов (Коха). Был в цирке случай. Самиздат. 2014.


Приложение 1

 

Сохранность контингента

коллектива_____________________________ педагог_____________________

20__ - 20__ учебный год

 

Количество учащихся

%

 
Начало уч. года Конец уч. года
1. Учебные группы _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________     ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________   ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________   __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________    
2 Количество выбывших        

 

 

3

 

Причина выбывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4   Количество прибывших      

5

Кол-во выпускников, окончивших I ступень обучения (5 лет)        
Кол-во выпускников, окончивших II ступень обучения (7 лет)      

Выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                           

 

 

Приложение 2

Приложение 3

                                                   Динамика личностного развития обучающихся

Коллектив ___________ педагог ___________ уч. год 20__-20__

 

Ф.И.

Класс

Организационно-волевые

качества

Организационные качества

Поведенческие качества

Личностные достижения

Сумма баллов

Терпение

Воля

Самокон-

троль

Самооцен-ка

Интерес к занятиям

Конфликт-ность

Тип сотрудн.

Нач. уч. года Конец уч. года Нач. уч. года Конец уч. года Нач. уч. года Конец уч. года Нач. уч. года Конец уч. года Нач. уч. года Конец уч. года Нач. уч. года Конец уч. года Нач. уч. года Конец уч. года
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.199 с.