Роль малого и среднего предпринимательства в социальной поддержке населения г. Барнаула — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Роль малого и среднего предпринимательства в социальной поддержке населения г. Барнаула

2020-05-08 175
Роль малого и среднего предпринимательства в социальной поддержке населения г. Барнаула 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.А. Сухоруких

 

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

 

Уже давно не секрет, что малый и средний бизнес значительно влияют на рост экономики любой страны, в том числе и России. Данные формы бизнеса помогают создать новые рабочие места для граждан, пополняют бюджеты соответствующих уровней за счет налоговых отступлений, создают зачастую новые, революционные или наоборот более дешевые, чем у конкурентов товары, чем и привлекают к себе потребителей. Из-за этого каждый гражданин, да и наше государство в целом нуждается в процветании малого и среднего предпринимательства.

Если более подробно говорить про оказание социальной поддержки со стороны малого и среднего бизнеса, то это может рассматриваться в двух направлениях.

Первое направление – когда уже существующие предприятия разными способами «помогают» своим потребителям. Например, Мария-Ра делает скидки пенсионерам в утренние часы будних дней, таким образом, пенсионеры покупают продукцию, тратя меньше денег, а Мария-Ра получает поток клиентов в так называемые «мертвые часы», когда покупателей в магазинах меньше всего. Помимо акций это могут быть льготы определенным категориям граждан. Так, в некоторых маршрутных такси и автобусах действуют льготы участникам Великой Отечественной войны. Также стоит упомянуть об особой категории предпринимательства – социальном бизнесе, цель которого в первую очередь нести пользу обществу и решать социальные, культурные, этнические и другие проблемы, а уже во вторую очередь получать прибыль от своей деятельности. Например, в Новосибирске создана организация, разрабатывающая коляски для инвалидов, которые могут без подзаряда подняться с первого этажа на 28, что значительно легче делает жизнь человека, который не может ходить. Аналогов этих колясок пока что нет во всем мире.

Если говорить про второе направление, то оно представляет собой альтернативную или самозанятую деятельность для человека. Рассмотрим следующую ситуацию – например, человек не хочет работать на кого-то и стремится создать свое дело. Он регистрирует ИП, ОАО или другую правовую форму организации коммерческой деятельности и развивает свое дело. Поступая подобным образом, человек создает новые места для работы и сам становится субъектом предпринимательской деятельности, создающей новые блага и влияющей на экономику государства. То есть, даже если человек не может найти работу по каким-либо причинам – он может сделать источником своего заработка свое хобби, будь то рисование, ремонт обуви или осведомленность о криптовалютах.

29 декабря 2015 г. был принят ФЗ № 408 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий создание единого реестра субъектов предпринимательства. Так, по состоянию на 10.03.2019, по информации Федеральной налоговой службы, в Алтайском крае зарегистрировано 79807 субъектов малого и среднего бизнеса, в Барнауле данная цифра находится на уровне 41114 субъектов [1].

Как можно увидеть больше половины субъектов бизнеса Алтайского края находятся или зарегистрированы в г. Барнауле. В столице Алтайского края, как и по всей стране, особенно развита торговая деятельность. Интересный факт, что Барнаул занимает 2 место в стране по соотношению торговых площадей к количеству жителей на данной территории по информации популярного издания «Аргументы и факты» [2].

Соответственно, сфера бизнеса очень сильно помогает людям нашего города. Очень много людей пробуют себя в качестве бизнесмена или идут в наемные работники в бизнес структуры.

Теперь следует отразить информацию о поддержке самих бизнес субъектов со стороны государства. Ведь часто, чтобы открыть свою деятельность или развивать уже существующую, у гражданина не хватает собственных средств, и он обращается за поддержкой.

Так, на территории города развитие малого и среднего предпринимательства основывается на муниципальной программе «Развитие предпринимательства в Барнауле на 2015-2020 годы».

Объем поддержки за последние годы увеличился и в 2017 г. составил 888 миллионов р., однако количество субъектов получивших поддержку уменьшилось более чем в 2 раза.

Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса осуществляли «Алтайский гарантийный фонд» и «Алтайский фонд микрозаймов». Поддержку получили 364 субъекта бизнеса края на сумму 509 миллионов рублей.

На софинансирование проектов и инициатив малого и среднего бизнеса, региональному бюджету предоставлены федеральные субсидии в объеме 158 млн.р. Выделенные средства направлены на гранты начинающим предпринимателям, субсидирование затрат на покупку и модернизацию оборудования, содействие использованию лизинга техники и оборудования [3].

Из представленных данных видно, что на данную сферу выделяются большие финансовые средства, что означает заинтересованность государства, местных уровней власти в ее развитии. Становится понятно, что малый и средний бизнес не только обеспечивает общество необходимыми товарами, но и создает рабочие места, предлагает гражданину России альтернативный способ заработка и даже влияния и оказания помощи обществу. Было выявлено, что бизнес может оказывать социальную поддержку в двух направлениях, что говорит о многогранности применения полезных для общества функций малого и среднего предпринимательства.

 

Библиографический список

1. Федеральная налоговая служба: [официальный сайт]. – Электрон.текст. дан. – Барнаул, [2018]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn22, (дата обращения: 10.04.2018).

2. Барнаул по количеству торговых площадей. – Электрон.текст. дан. – [2018]. – Режим доступа http://www.altai.aif.ru/money/1014938 (дата обращения: 17.03.2019).

3. Функции малого бизнеса. - Электрон.текст. дан. – [2017]. – Режим доступа https://studwood.ru/1491726/ekonomika/osnovnye_funktsii_malogo_biznesa, (дата обращения: 12.04.2018).

 

Научный руководитель – О.А. Гооге, к.э.н.

 

Психология денег: понятие, психологические функции, ценностно-смысловое отношение современной молодежи на примере студентов первого курса Алтайского филиала РАНХиГС

А.А. Тараканова

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

В современном мире деньги – главная составляющая жизни любого человека. Они оказывают влияние на нас во всех сферах жизни. Деньги влияют на наш выбор жизненного пути, наши отношения. Психология денег – это направление психологии, изучающее изменение психики людей, и их поведения под воздействием денег. Психология денег изучает установки, убеждения, ценности и эмоциональные потребности, которые заставляют человека действовать определенным образом в ситуациях, связанных с деньгами; влияние денег на отношение человека к окружающим и к самому себе, на его продуктивность, достижения и душевное здоровье; способы использования денег как механизма воздействия на окружающих [1, 2].

Сущность денег сложно отразить в едином определении в силу ее многозначности, поэтому Карл Маркс раскрывает сущность денег в пяти функциях: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство сбережения и накопления, мировые деньги. Под мерой стоимости он понимал идеальные деньги, которые измеряют стоимость всех товаров и выражают цену; под средством обращения – реальные деньги при обмене товаров; платежа –оплату налогов, заработной платы, товара, приобретенного в кредит; сбережения и накопления – образование богатства; под мировыми деньгами – всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство [3, 4].

Но смысл денег не может исчерпываться чисто экономическими функциями, в современной экономической науке его дополняют психологические особенности денег. Психологи полагают, что чаще всего психологическим смыслом денег становятся потребность в эмоциональной безопасности, власть, любовь и свобода. Британские психологи Х. Гольдберг и Р. Льюис вкладывали в эти символические факторы определённый смысл: безопасность рассматривали как спокойствие за «чёрный день», снятие эмоциональной напряженности, удовлетворение многих материальных потребностей. Под властью они понимали возможность преодоления барьера между собой и окружающим миром, приобретения влиятельных знакомств и получения места ведущего в определенном виде деятельности. Под любовью они понимали способность денег заменить чувства и эмоции. Х. Гольдберг и Р. Льюис говорили о том, что те, у кого есть деньги, имеют возможность покупать или же продавать любовь и дружбу. Говоря про понятие свободы, они отмечали, что деньги – это источник независимости от других и власти над ними.

X. Гольдберг и Р. Льюис выделили несколько типов людей, для которых деньги являются символом безопасности: скряга, видящий свое счастье в накоплении, подвижник, что получает удовольствие показательно отказываясь от имеющегося или предлагаемого богатства, охотник за скидками, ждущий наиболее выгодной ситуации, и коллекционер-фанатик, испытывающий удовольствие, только находясь среди богатства и роскоши, а не в обществе людей. Среди искателей власти с помощью денег тоже выделяются различные типы: манипулятор – человек, использующий деньги с целью управлять людьми, пользуясь их жадностью и тщеславием, строитель империи – независимая и уверенная в себе личность, что пытается сделать других людей зависимыми от себя, крестный отец – покупатель верности и преданности, контролирующий «все и вся» при помощи денег. Людей, ищущих смысл денег в любви делят на: покупателей любви за какие-либо «дары», продавцов, продающих это чувство, и похитителей, желающих любви, но считающих, что не заслуживают ее. Наиболее приемлемый и распространенным смыслом, приписываемый деньгам, психологи считают свободу и выделяют два типа людей: покупателя свободы, для которого деньги – это независимость от обязательств и правил, ограничивающих его в самостоятельности, и борца за свободу, отвергающего деньги, считая их средством закрепощения людей.

Чтобы выяснить значение денег для современной молодёжи, мы провели исследование среди 120 студентов первого курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Мы задались вопросом: какой психологический смысл для студентов имеют деньги? 54 % выбрали ответ «свобода», 13 % отметили «безопасность», по 9 % – «власть» и «любовь», 15 % затруднились ответить. На основании этого можно сделать вывод, что большинство студентов видит в деньгах некий ключ к свободе, возможность жить независимо от обязательств и правил.

Проблема ценностей денег довольно давно рассматривается в психологии. Ценность денег изучается в аспекте того, какой личностный смысл придает деньгам владеющий ими. Н. Форман впервые выделил следующие типы людей – скряга, транжир, денежный мешок, торгаш, игрок, в зависимости от их отношения к деньгам. Людям, которые проявляют поведение типа «скряга», свойственно маниакальное накопление денег. Они часто переживают, опасаясь потерять свои сбережения или доверие окружающих. «Транжиры» демонстрируют навязчивое и не поддающееся контролю поведение в отношении своих расходов. Представители типа «денежный мешок» полностью поглощены зарабатыванием денег, пытаясь достичь повышения статуса в глазах других. «Торгаши» испытывают чувство удовлетворенности и превосходства, когда покупают вещи за меньшую цену. Люди, которые проявляют поведение типа «Игрок», понимают смысл своего существования через процесс переживания риска, ощущая вызов фортуны. Нам стало интересно: какой личностный смысл студенты придают деньгам? И мы предложили им определить, к какому типу людей по классификации Н. Формана они могут себя отнести? Получили следующий результаты: равное число студентов (31 %) направлений «Государственное и Муниципальное Управление» и «Экономика» ассоциируют себя с типами «транжир» и «денежный мешок», что связано, по их мнению, со способностью денег «утекать сквозь пальцы». А студенты направлений «Юриспруденция» и «Психология» считают себя «торгашами» (34 % и 34 % соответственно), и объясняют это желанием иметь «большее» за «меньшее» [3, 5]. Важным фактором, определяющим «денежное поведение» человека, являются особенности темперамента. Было зафиксировано, что интроверты в плане обращения с деньгами склонны к накоплению и укрытию денег, тяжело переносят их утрату, а экстраверты более открыты, оптимистичны и уверены в себе. Они относятся к деньгам с большей беззаботностью, легче их тратят. По результатам исследования мы выяснили, что 53 % студентов считают себя экстравертами по отношению к деньгам, а 34 % – интровертами, оставшиеся 13 % затруднились ответить.

Особое ценностно-смысловое отношение к деньгам может проявляться в виде форм зависимого от денег поведения. В психологии такую форму поведения принято называть «аддикция». Аддикция – это назойливое желание, проявляющееся в острой потребности его совершении или выполнении какой-либо деятельности. Наиболее изученной и значимой является аддикция к трате денег, в просторечии называемая «шопоголизмом». Она проявляется в неконтролируемом влечении совершать покупки, которые могут и не представлять никакой особой ценности. Значение имеет лишь процесс покупки и те чувства, что испытывает человек во время ее совершения: чувство эйфории, счастья, ощущения собственной значимости, повышение самооценки или статуса. «Шопинголизм» получил свое распространение в двадцатом веке благодаря появлению крупных торговых центров и распродаж и с каждым годом становится все популярнее. Основными его причинами являются: жажда адреналина от совершенной покупки; иллюзия власти, которая возникает с ощущением того, как ты завладеваешь не только какими-либо вещами, но и уважением, услужливым обращением и льстивыми похвалами продавцов; иллюзия свободы и контроля над своей жизнью, отнимающая у «человека-шопоголика» депрессию и тревогу, способствующая повышению самоуважения и уверенности в себе. Современные ученые разработали классификацию «шопоголиков» по манере поведения и по степени адекватности. По манере поведения их разделили на три категории: спонтанный, осознанный, целеустремленный. Спонтанный шопоголик – человек, который идет со списком всего необходимого, но не проходит мимо стойки с надписью «Распродажа», покупая сверх запланированного. Осознанный шопоголик – человек, который сознательно идет по магазинам без особой надобности с целью избавиться от стресса и получить положительные эмоции. Целеустремленный – такой «шопоголик» затрудняется объяснить, на что, где и как он потратил деньги. По степени адекватности их делят на разумных и истинных. Разумным считают того, кто покупает нужные вещи, но в несколько большем количестве и большей суммы, нежели собирались. Истинным «шопоголиком» признают человека, покупающего все, что под руки попадется. В то же время, по мнению психологов, удачный поход по магазинам прекрасно снимает нервное напряжение. В результате проведенного нами исследования мы выяснили, что 66 % студентов совершают покупки каждый день. Большая часть опрошенных отметила положительное влияние снижение цены на товар. 30 % студентов может часами ходить по магазинам, но среди опрошенных, которые зашли в магазин просто так, 60 % уйдут с покупками. На поставленный нами вопрос: «Характерно ли для вас неконтролируемое влечение совершать покупки, которые могут и не представлять никакой особой ценности?», 19 % ответили «да», 37 % – «возможно», 40 % выбрали вариант «нет» и 4 % опрошенных затруднились ответить [6, 7, 8].

Таким образом, по итогам проведенного нами исследования большинство студентов первого курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации не считают, что деньги являются определяющим фактором в современном мире (60 %). Современная молодежь признает, что за деньги нельзя купить здоровье, дружбу и любовь (80 %). Большинство молодых людей не являются «истинными шопоголиками» (40 %), совершающими покупки, не представляющие определенной ценности. Однако, практически такое же количество студентов являются потенциальными «истинными шопоголиками» (37 %), что в совокупности с фактически являющимися таковыми, говорит о том, что абсолютное большинство современной молодежи не видит большой ценности в накоплении денег и готово их тратить на совершенно ненужные вещи!

К чему же мы стремимся и к чему в итоге придем [2]?

Библиографический список

 

1. Орбодиев, К.С. Психология денег / К.С. Орбодиев, А.В. Барчуков // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – № 21-1. – С. 179-183.

2. Фенько, А.Б. Люди и деньги. Очерки психологии потребления: монография / А.Б. Фенько. – М.: Класс, 2005. – 416 с.

3. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: учебник / И.К. Ларионов [и др.]. – М.: «Дашков и К». – 2017. – 874 с.

4. Корытченкова, Н.И. Экономическая психология: учебное пособие / Н.И. Корытченкова, Н.К. Будницкая, Т.И. Кувшинова. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 153 с.

5. Экономическая психология: научные очерки: монография / О.В. Григорьева [и др.]. – Казань: Познание, 2016. – 200 с.

6. Чухрова, М.Г. Современные представления о поведенческих аддикциях / М.Г. Чухрова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 105-110.

7. Некрасова, Е.А. Денежные аддикции, как проблемные формы отношения к деньгам / Е.А. Некрасова // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе. – Москва: Институт мировых цивилизаций, 2018. – С. 312-314.

 

Научный руководитель – И.А. Шипулина, к.э.н., доцент

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.