Раздел 5. Судовые устройства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Раздел 5. Судовые устройства

2020-05-07 1268
Раздел 5. Судовые устройства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

   В соответствии с Правилами РРР все суда независимо от типа и назначения обязательно должны быть оборудованы следующими устройствами: швартовными, якорными, рулевыми, грузовыми. Кроме этого должны быть трапы и спасательные средства для каждого члена экипажа и пассажиров. Любое судно должно иметь элементы буксирного устройства, позволяющего осуществлять его буксировку в любых погодных условиях. Члены экипажа, в заведовании которых находится то или иное судовое устройство, должны содержать их в исправном состоянии и использовать в строгом соответствии с Требованиями Технического Регламента.

ШВАРТОВЫЕ УСТРОЙСТВА

Рис. 11. Киповые планки

Рис. 12. Клюз, швартовая лебедка, кнехт

Рис. 13. Кнехт

Рис. 14. Носовая часть судна

1. Швартовые лебедки 2. Якорные 3. Кнехты 4. Стопоры якорной цепи 5. Универсальные швартовные клюзы 6. Буксирные кнехты

 

Швартовные устройства предназначены для надежного крепления судна к пирсу, причальной стенке, дебаркадеру или к борту другого судна. В некоторых случаях это устройство используется для перетягивания судна с одного места стоянки на другое, а также для кратковременных стоянок у необорудованного берега. В зависимости от класса судна швартовные устройства комплектуются из следующих частей: кнехты, битенги, утки, швартовные клюзы, кранцы, привальные брусья, киповые планки с роульсами и без них, вьюшки, рым-кольца на палубе для крепления снастей. Швартовные устройства также оборудуются механизмами: лебедками, шпилями и брашпилями.

Швартовные тросы бывают стальные, растительные, синтетические. Работа со швартовным устройством начинается задолго до подхода к причалу: трос должен быть разнесен по палубе большими шлагами, без «колышков», огон (петля) пропускается в швартовный клюз. Если швартов приходится подавать на расстоянии более 1 м, к нему прикрепляют бросательный конец с легостью. Легость – это мешочек с песком, оплетенный пеньковым тросом и прикрепленный к бросательному концу (400 гр.) для придания ему веса.

Вначале подается бросательный конец, затем вытравливается швартов и после накида огона на тумбу на причале, швартов крепиться восьмеркой на кнехте судна. Обычно накладывают 6-8 шлагов для надежного крепления троса. До окончания швартовки, когда судно может быть продвинуто вперед или назад, трос до конкретной команды окончательно закреплять нельзя, т.к. с мостика судна может поступить команда: «Травить!» или «Выбирать!».

При выполнении швартовых операций необходимо строго соблюдать правила охраны труда.

Категорически запрещается:

· присутствовать в местах проведения швартовых операций лицам, не участвующим в швартовке судна;

· подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовые тросы, а так же запускать механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;

· участвовать в швартовках без касок и работать со стальным тросом без брезентовых или кожаных рукавиц;

· работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям Правил техники безопасности;

· оставлять без надзора органы управления работающих механизмов;

· подавать на берег бросательный конец без предварительного окрика «Берегись!»;

· накладывать на турачку, снимать и перетравливать через нее швартовые тросы, удерживать или поправлять руками, держать руками стальной или растительный трос ближе 1 м от турачки, а капроновый – ближе 2 м от нее.

Кроме того, не допускается:

· работать с тросами, имеющими колышки (разогнать их);

· выбирать и стравливать тросы во время работы с ними у киповых планок и роульсов;

· передвигать руками шлаги туго натянутого троса;

· находится вблизи и на линии натяжения троса (если лопнет, то повредит человека);

· подтягивать судно к причалу на синтетическом тросе при отжимном сильном ветре;

· прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся трос;

· гасить инерцию судна натяжением швартового троса и накладывать на трос стопор, когда судно движется;

· долго держать на стопоре сильно натянутый трос;

· низко наклоняться над вьюшкой при наматывании на нее или разматывании троса;

· выходить за леерное ограждение или фальшборт, а также перегибаться через них.

Члены экипажа, участвующие в швартовке, должны действовать только по команде с мостика.

По окончании работ швартовный трос должен быть снят с турачки и закреплен на кнехте, в противном случае возможна поломка механизма из-за изгиба вала.

 

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

Рулевое устройство предназначено для надежного управления судном на ходу. Состав рулевого устройства: руль (рулевая насадка), рулевой привод, рулевая машина, аксиометр. Как вариант рулевого устройства для вспомогательных целей (швартовка) используются подруливающие устройства (в основном на речных судах).

Рулевые приводы бывают: штуртросные, валиковые, электрические и гидравлические. Рулевые машины: ручные, электрические, гидравлические, электрогидравлические.

Все суда среднего и большого тоннажа независимо от вида рулевой машины, снабжены запасным ручным управлением. Согласно требованиям РРР переход с основного управления рулем на запасное должен осуществляться не более чем за 5 секунд.

Также установлен норматив продолжительности перекладки руля с борта на борт (на 35 градусов):

- до 30 с основным приводом;

- до 60 с – запасным приводом.

Руль состоит из пера, прикрепленного к баллеру, перо может быть пластинчатым или обтекаемым. По форме руль, может быть, простой, балансирный и полубалансирный.

 

Рис. 15 Рулевой привод

                                                                                                           

                                       

Рис. 16. Поворотные насадки

1. рулевая насадка со стабилизатором 2. баллер 3. зубчатый сектор 4. червячный редуктор (дифференциал Федорицкого) 5. запасной электропривод 6. электромагнитная муфта 7. главный электропривод 8. пропульсивная наделка 9. стабилизатор

Поворотные насадки устанавливают на толкачах и крупных грузовых теплоходах для повышения упора гребного винта. На малых скоростях управляемость судна с поворотными насадками ухудшается, поэтому в них монтируют стабилизаторы. У двухвинтовых судов насадки могут поворачиваться раздельно (для лучшей маневренности). На некоторых буксирах и паромах для повышения управляемости устанавливают рули заднего хода, а так же иногда и носовые рули.

Основной и запасный рулевые приводы должны иметь каждое судно.

Рис. 17. Тросиковый привод

1- Сектор. 2 – Талреп. 3. Трос. 4. Водонепроницаемая переборка. 5 – Направляющие ролики. 6 – Стойка. 7 – Штурвал.    8 – Звездочка.

 

 

Рис. 18. Валиковый привод

1- Зубчатый сектор 2- Червячный редуктор 3 – Кардан 4 – Вал 5 – Подшипники 6 – Опоры 7 – Угловые шестерни 8 – Штурвал 9 – Вертикальный вал

 

 

Приводы должны обеспечивать при полной скорости хода судна перекладку рулей на угол 35° с одного борта на 35° другого борта за 30 с, а у скоростных судов за 15 с. Делать больший угол не выгодно, т.к. руль будет тормозить. Положение рулей и насадок показывает в руке рулевому прибор – аксиометр. Рулевые машины предназначены для облегчения поворота рулей, насадок. Они бывают ручные, электрические, гидравлические и паровые. Наиболее распространены электрогидравлические, т.к. они более долговечны, обеспечивают плавную перекладку руля, бесшумные, надежные.

Подруливающими устройствами оборудуют суда с парусностью более 800 кв.м. для повышения управляемости при плавании в сложных условиях (узости, каналы, речной фарватер), а так же в портах и шлюзах.

 

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО

Рис. 19. Брашпиль

1. Брашпиль 2. Винтовой стопор 3. Клюз с якорем 4. Цепной ящик 5. Жвакогалс  6.15. Турачка  7. Вал 8.14. Ленточный тормоз  9.13. Цепная звездочка  10.12. Кулачковая муфта 11.18. Зубчатые колеса 16.Червячное колесо 17. Червячный винт (11,16,17,18 – редуктор)


Рис. 20. Жвакогалс

1. Переборка цепного ящика 2. Ниша 3. Якорная цепь 4. Откидной гак

5. Обух 6. Рычаг 7. Упорный ролик 8. Тяга привода

Рис. 21. Якорная цепь

1. Веретено якоря 2. Скоба 3. Концевая скоба 4. Концевое звено 5. Усиленное звено с контрфорсом 6. Вертлюг 7. Звено

 

Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь и надежного удержания его на месте. Оно также может использоваться в аварийных случаях, например, для быстрого гашения инерции при внезапном обнаружении впереди по курсу опасной глубины, для предотвращения столкновения с другим судном или навала на гидротехническое сооружение, для разворота судна, для буксировки другого судна.

Состав якорного устройства: якоря, якорные цепи, якорные клюзы, стопоры, шпили и брашпили, цепной ящик, устройство для крепления и отдачи якорной цепи (жвака-галс).

Якоря, широко применяемые на флоте это: Адмиралтейский, Холла, Матросова, Тротмана ит.д. с поворотными не поворотными лапами. Якорная цепь состоит из смычек, каждая длиной 25 метров и соединяются они между собой разъемными звеньями или скобами.

Правила безопасности труда при работе с якорным устройством запрещают:

- отдавать палубные стопоры якорной цепи и разобщать брашпиль, не убедившись в надежности крепления цепного барабана ленточным тормозом;

- включать брашпиль на холостой ход, не удостоверившись в том, что цепные барабаны разобщены с валом;

- сообщать цепные барабаны с валом без предварительного проворачивания брашпиля на холостом ходу;

- находится на линии движения якорной цепи впереди или позади и вблизи движущейся якорной цепи;

- применять для остановки якорной цепи при ее вытравливании винтовые и другие палубные стопоры;

- оставлять без надзора работающий шпиль, брашпиль;

- укладывать якорную цепь путем ее растаскивания в цепном ящике, находясь внутри ящика;

- посылать людей в цепной ящик для очистки якорной цепи, не выключив брашпиль (шпиль);

- включать брашпиль во время проведения забортных работ по очистке якоря;

- оставлять в клюзах якоря, закрепленные только на ленточных тормозом.

 

СУДОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ УСТРОЙСТВА

 

Грузовые операции, как правило, производятся в порту бригадами докеров при помощи средств механизации – различных типов портовых кранов, транспортеров, шнековых устройств и т.д. Но иногда погрузку и выгрузку приходится осуществлять экипажем судна с использованием только своих судовых устройств: работа у необорудованного берега, разгрузка судна, стоящего на якоре и прочее. Поэтому, независимо от наличия предполагаемого берегового оборудования, судно должно быть оборудовано грузовыми устройствами. К ним относятся:

- одиночные полноповоротные стационарные краны (от 3 до 10 т и более);

- грузовые стрелы (разных назначений);

- грузовые лебедки в комплекте со стрелами;

- лифты, платформы и конвейеры, аппарели.

Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят инструктаж по охране труда. К работе на грузоподъемных механизмах допускаются члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие свидетельство. Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятный сигнал следует воспринимать как сигнал остановки. Сигнал о подъеме груза может быть подан только после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сигнальщик убедится, что перемещение не подвергает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.

При работе на лебедках и кранах запрещается:

- поднимать грузы, масса которых больше грузоподъемности крана или стрелы;

- поправлять стропы, когда груз находится на весу, расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;

- раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрелы или крана;

- поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными предметами;

-  оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

При работе на лебедках и кранах нельзя:

- подавать груз в трюм без предупредительного окрика или сигнала, если в трюме находятся люди;

- подавать в трюм груз до того, как с просвета люка, будет убран, ранее поданный груз и люди отойдут в безопасное место;

- проносить груз на высоте менее 0,5 м от конструкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;

- оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном состоянии;

- оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;

- поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы;

- находится на линии перемещения груза, под грузом или стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подниматься при подъеме и опускании груза.

 

Рис. 22. Легкая грузовая стрела

1. Грузовой шкентель  2. Грузовой блок 3. Топенант 4. Стрела 5. Топенантный блок 6. Отводной блок  7. Оттяжки с полиспастами 8. Башмак 9. Цепной стопор

БУКСИРНЫЕ УСТРОЙСТВА

Рис.23. Буксирная лебедка

1. Редуктор 2. Цепь привода тросоукладчика 3. Зубчатое колесо с барабаном 4. Барабан

5.6.7. – Винт, Каретка, Ролики – тросоукладчик 8. Ленточный тормоз 9. Электродвигатель 10.11. –Разъединительная муфта с электромагнитным тормозом 12. Муфта на скользящей шпонке.

Рис. 24. Буксирный гак

 

Рис. 25. Корма буксира (вид сверху)

1. Буксирный трос   2. Мягкий кранец    3. Буксирный клюз    4. Арка    5. Битенг    6. Лебедка   7. Гак     8. Погон      9. Дуга

 

При буксирных работах члены экипажа буксировщика и буксируемого судна должны строго соблюдать правила охраны труда. Запрещается:

- подавать на буксирующее судно или принимать с него буксирный трос на ходу судна, кроме аварийных случаев;

- находиться у борта, с которого подается трос, во время вытравливания или выбирания буксирного троса;

- накладывать буксирный трос на гак или закреплять его на кнехтах таким образом, чтобы затруднялась его быстрая и безопасная отдача;

- накладывать дополнительные тросы на буксирный гак и кнехт, на которых закреплен буксирный трос;

- поднимать якоря или отдавать швартовы на буксируемом судне перед началом буксировки без разрешения лица, руководящего буксировкой;

- стравливать или отдавать буксирный трос с гака буксировщика или кнехтов буксируемого судна без команды;

- высовываться за борт в месте нахождения буксирного троса;

- снимать вручную буксирный трос с откидного гака;

- находиться вблизи буксирного гака во время буксировки;

- оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным.

 

Рис. 26. Буксирный гак на погоне

СУДОВЫЕ ТРАПЫ

 

На береговых сооружениях для перемещения людей с одного уровня на другой служат лестницы. На судах эту задачу выполняют трапы. Стесненные габаритные ограничения, необходимость обеспечения доступа экипажа ко всем помещениям судна, а также к устройствам, расположенным на мачтах, влияют на конструкцию судовых трапов. Поэтому все существующие трапы классифицируют на внутренние и наружные наклонные трапы, забортные трапы, жесткие вертикальные трапы.

Наклонные трапы состоят из двух тетивин (боковины), ступенек и поручней. Идеальный угол наклона 45, но для судов он слишком громоздок, поэтому допускается 50 – 70. Ширина трапа не менее 60 см, ширина ступенек 15 см, расстояние между ступеньками 25 – 30 см. Кроме того поверхности ступенек должны быть не скользкими и легко очищаться от грязи.

Трапы, ведущие в МКП, допускается устанавливать под углом 75, они должны быть съемными для использования люков для загрузки и выгрузки оборудования и других операций при ремонтных работах. Ступеньки выполняются из полос рифленой стали, прутков круглого и квадратного сечения или из сварных между собой вертикальных полосок металла, образующих решетку. Стойки и поручни, опирающиеся на них, должны быть съемными.

Вертикальные трапы (скоб-трапы) устанавливаются для обеспечения доступа в трюмы, служебные помещения, цистерны, шахты и другие труднодоступные места. Они используются также как дополнительные аварийные выходы, для подъема на надстройки, мачты. Выполняются они в виде скоб шириной 30 см, привариваемых в нужном месте, расстояние между скобами 30 см, а между скобой и переборкой не менее 15 см.

Забортные трапы – к ним относятся собственно забортный трап, штормтрап и сходня. Они обеспечивают вход на судно и сход с него. При угле наклона трапа более 45 запрещено движение людей с грузом более 20 кг.

По вертикальным трапам разрешается движение только в одиночку и со свободными от предметов руками. При эксплуатации шторм трапов запрещено держаться за балясины (поперечные ступеньки).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.