Супер–ПАМЯТЬ. Проверенный тренинг для школьника — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Супер–ПАМЯТЬ. Проверенный тренинг для школьника

2020-05-07 220
Супер–ПАМЯТЬ. Проверенный тренинг для школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Герасим Авшарян

Супер–ПАМЯТЬ. Проверенный тренинг для школьника

 


Часть 1

О памяти, и не только. Немного теории

Для чего нужна память

Нужна ли нам память?

Что за вопрос!!! Разве без памяти можно обойтись? Да никак! Ставить под сомнение

важность памяти – все равно что спрашивать, нужны ли нам мышцы. Без мышц мы не

сможем двигаться, а значит, и жить! А без памяти мы жить будем, но превратимся в

вечных младенцев, которых надо будет все время заново учить ходить, разговаривать,

есть и которые при этом ничего не будут помнить! Нет, без памяти нам никак!

И тут встает другой вопрос. Мышцы мы можем тренировать: укреплять, накачивать,

делать более гибкими. Если мы будем делать это постоянно (хотя бы пару раз в неделю),

то ходить, бегать, прыгать и т. п. нам будет легко и просто. А можно ли тренировать

память? Ни в одном городе мира я не видел надписей «Посетите наш тренажерный зал, и

ваша память станет прочной и крепкой!». А если нет надписей, то нет и тренажерных

залов для памяти. А где же ее в таком случае упражнять?

Давайте эту ошибку исправим. Я приглашаю вас, дорогие ребята, в свой УНИКАЛЬНЫЙ

МНЕМОНИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ! Давайте будем нашу память «накачивать»,

развивать, делать рельефной, гибкой и т. д. В моем зале есть множество специальных

мнемонических тренажеров для тренировки всех видов памяти.

 


Для тренировок в этом зале не предполагается специального расписания, поскольку их

вполне можно совмещать с обычной жизнью: они не требуют больших затрат времени и

не являются особо изнурительными и сложными. (И в этом их большой плюс!) Например,

школьникам приходится запоминать много всякой разной информации на уроках в

школе. А это уже тренировка, ведь любое запоминание заставляет память работать. Но

пренебрежительно относиться к таким тренировкам я бы тоже не советовал: если

заниматься систематически, то результаты будут просто потрясающими.

В общем, чтобы в голове у вас не возник интеллектуальный сквозняк (это когда

информация в одно ухо влетает, а из другого вылетает), давайте, наконец, заглянем в мой

мнемонический тренажерный зал!

Память и ум

Нет сомнения, что все мои читатели – люди умные и толковые.

Но знаете ли вы, что очень часто у человека может быть превосходный ум и «дырявая»

память? Вспомните, что рассказывают о гениальных ученых, которые вечно все забывают

и путают. А теперь только вообразите себе, что случится, если такой ученый сделает

великое открытие, но не успеет записать его на бумаге? Да он просто-напросто забудет

его! И открытие пропадет. И всему человечеству придется ждать, пока какой-нибудь

другой ученый не сделает то же самое открытие.

Мы можем сравнить наш ум с «фабрикой» по производству и переработке

интеллектуального продукта (знаний, опыта, навыков). Но на любой фабрике для

хранения продуктов предусмотрен склад. Иначе весь продукт пропадет, и производить

его просто не будет иметь смысла. Таким складом и является наша память.

Итак, все, что производит наш ум, хранится в нашей памяти.

Все, чего мы достигаем в жизни (знания, навыки, опыт), хранится в памяти.

Разве это не говорит о важности памяти для нас, для нашей успешной жизни?

Память и здоровье

Говорят, в здоровом теле здоровый дух. А еще: в здоровом теле – хорошая память. И как

только у нас начинаются проблемы со здоровьем, у нас начинаются проблемы и с

памятью тоже.

Состояние нашей памяти напрямую зависит от состояния нашей сердечно-сосудистой

системы, от системы кровообращения. Чем слабее наши сосуды, тем хуже снабжают они

наш организм (и мозг!) кровью и тем хуже работает наша память.

Точно так же, как мы должны правильно питаться, чтобы наши мышцы были крепкими и

эластичными, так и нашу память мы должны «подкармливать» необходимыми

продуктами и витаминами. Включайте в свой рацион продукты, содержащие витамины

группы B и йод, они очень полезны для нашей памяти.

Занимайтесь также бегом (конечно, не марафонскими дистанциями, а легкой трусцой по

утрам). Раз это полезно для сердечно-сосудистой системы, то будет полезно и для нашей

памяти.

И забудьте о сигаретах, если вы хотите обладать суперпамятью!

 


Виды памяти

Механическая память

Знаете ли вы, дорогие ребята, что любой психолог с ходу назовет вам десяток разных

видов памяти – механическая, ассоциативная, зрительная, слуховая, тактильная,

долговременная, оперативная, эмоциональная и т. д. и т. п. Но вся штука в том, что,

сколько бы ни было этих разновидностей и подразделений, все они условны. Никто и

никогда не видел память под микроскопом. Ее вообще нельзя увидеть. Никто точно не

знает, где она скрывается.

Поэтому совсем необязательно запоминать, какие виды памяти бывают (разве только для

тренировки памяти!), но узнать о них полезно, ведь каждый вид памяти тренируется

своим, особым способом.

Итак, начнем с механической памяти.

Как понять, что мы задействовали механическую память? Если мы что-то запомнили

просто так, без осмысления, без ассоциаций, без любого другого метода, то это значит,

что мы запомнили информацию механически. Короче говоря, если вы раз десять

прочитаете и повторите любой учебный материал – параграф из учебника истории,

теорему Пифагора, стихотворение (что чаще всего и делают ученики), то вы запомните его

механически. На школьном языке это называется «вызубрить».

Механическая память имеет один недостаток: неосмысленная информация легко

улетучивается из головы. Но в некоторых случаях (например, для запоминания

иностранных слов) нам понадобится именно механическая память. Поэтому ее тоже

нужно тренировать. Например, таким способом.

Прочитайте какое-нибудь предложение и попробуйте самостоятельно (без подглядок и

перечитывания) повторить его. Если сразу не получилось, еще раз прочитайте и снова

попробуйте повторить или хотя бы пересказать. Со временем это станет получаться у вас

все лучше и лучше. Затем усложните это упражнение, прочитав и попытавшись повторить

уже не одно, а целых два предложения. И так далее.

Начните с маленьких (коротких) предложений. Затем переходите на большие (длинные).

А также начните с одного предложения и затем увеличивайте их количество. Начинать

следует всегда с малого. Иначе можно разочароваться, если не будет получаться. Лучше

медленно и терпеливо двигаться к цели, нежели сразу взяться за сложное и,

разочаровавшись, забросить все на полдороге.

Но если у нашей памяти есть и другие, не механические возможности, то почему бы не

использовать их? А иначе эти возможности будут «бродить» без дела в нашей памяти и в

конце концов потеряют силу.

Зрительная память

Зрительная память – это наша память о том, что мы увидели собственными глазами.

Все великие художники славятся своей удивительной зрительной памятью. Они могут с

помощью холста и палитры детально воссоздать облик человека, которого видели один

 


раз в жизни. (Нам, конечно, тоже кажется, что мы с фотографической точностью помним

лицо того или иного человека, но если нас попросить нарисовать его портрет или просто

рассказать, какого цвета у человека глаза или волосы или какого размера у него уши, то

мы будем мекать и бекать, но так и не вспомним таких подробностей.)

Почему же художникам удается детально запомнить лицо человека, а нам нет?

Потому что наша зрительная память пассивна, нетренирована. И даже если у нас есть

способности к рисованию портретов, вряд ли мы с первого раза сможем воспроизвести на

холсте или бумаге лицо человека по памяти. А вот у настоящих художников зрительная

память активна. Почему? Да потому что они все время ее тренируют, вот и весь секрет.

Поэтому им легко удается запоминать и затем воспроизводить все черты лица

интересующего их человека.

Это, однако, не значит, что другие виды памяти у них так же хорошо развиты. Они ведь

упражняют в основном зрительную память, поэтому совсем не факт, что они с первого

раза запомнят то, что услышали или потрогали. Ведь развивается то, что упражняется, и

никак не иначе. Это закон развития.

А упражнений для этой цели можно придумать множество. Вот, к примеру, одно из них.

Возьмите несколько фотографий незнакомых вам людей. Рассмотрите каждого человека

внимательно. Придумайте имена для изображенных на фото людей и напишите каждое

имя на обратной стороне фотографии или на отдельном листке бумаги.

Внимательно разглядывая лицо и весь облик человека на фотографии, постарайтесь найти

в его чертах что-нибудь необычное или, наоборот, знакомое вам. Вспомните какого-

нибудь своего знакомого с таким же именем, которое вы присвоили незнакомцу на

снимке. К примеру, его зовут Сергей. Теперь попробуйте провести параллели между

внешностью на фотографии и именем незнакомца и внешностью вашего знакомого,

носящего то же имя. Придумайте какую-нибудь историю, в которой все эти три звена

(внешность на фотографии; имя; внешность знакомого с тем же именем) соединятся в

одну цепочку, будто бы станут одним целым. Для этого мы выберем какую-нибудь

особенность внешности (например, усы, если они есть). Если изображенный на

фотографии человек, которого вы назвали Сергеем, усатый и таким же является ваш

знакомый Сергей, то связывающим звеном может послужить следующее мнемоническое

предложение: они оба усатые. Теперь можно начать изучать подробности внешности,

чтобы лучше ее запомнить. Ну, например, сравните усы обоих Сергеев: у кого красивее и

пушистее, длиннее или короче и т. д. Не забывайте, что во всем этом обязательно должны

участвовать ваши чувства. Поэтому обращайте внимание на ваши впечатления: что вам

нравится, что не нравится в облике человека на фото. Когда включаются чувства, это

сильно стимулирует работу памяти.

 


Обратите внимание: когда мы выполняем такое упражнение с фотографиями, мы

заставляем «сотрудничать» зрительную и ассоциативную память.

Слуховая память

Слуховая память – это наша способность запоминать и воспроизводить информацию,

которую мы услышали собственными ушами.

Прекрасным упражнением для слуховой памяти является игра «Угадай мелодию». (Кто не

помнит, расскажу о правилах: ведущий напевает или проигрывает мелодию из любой

песни, а участники стараются вспомнить, какой именно песне эта мелодия принадлежит.)

А можно тренировать слуховую память и таким образом: выучить названия нот и

запомнить, как звучит каждая из них. Затем попросить кого-нибудь наигрывать ноты на

музыкальном инструменте, а самому вспоминать и называть их. Например, я некоторые

музыкальные произведения для гитары и пианино храню в слуховой памяти. Впрочем,

играю я неважно, без знания нот.

Еще одно прекрасное упражнение: не глядя, узнавать людей по голосу. Его хорошо

выполнять в компании друзей.

Попросите одного из ваших друзей закрыть вам ладонями глаза, а остальные пусть по

очереди говорят любые слова или издают какие-нибудь звуки. Вы должны с закрытыми

глазами угадать, чей именно голос сейчас слышите. Это упражнение тем сложнее, чем

больше людей в нем участвуют и чем короче произнесенные ими фразы или звуки.

В общем, при любой возможности старайтесь запоминать, а затем воспроизводить в

памяти (то есть вспоминать) различную слуховую информацию.

Кстати, ученикам, как никому другому, нужна хорошая слуховая память. Ведь каждый

день (кроме выходных) мы слышим информацию из уст учителя. Так что каждый урок в

школе может стать для вас настоящим мнемоническим тренажером. И пусть этот факт

 


стимулирует вас, дорогие ребята, к тому, чтобы слушать учителя с мнемоническим

азартом.

Что такое мнемонический азарт? Это азарт запоминания. Поспорьте с самим собой или со

своим соседом, что вы сможете запомнить все-все-все, что сегодня скажет учитель на

уроке. И, охваченный мнемоническим азартом, вы сорок пять минут будете жадно

внимать учителю, не пропуская ни одного его слова.

Вот так, друзья мои.

И это, я бы сказал, довольно мудрый поход к урокам. И полезный.

Тактильная память

Тактильная память – это память об ощущениях, которые мы испытывали, когда

прикасались к какому-либо предмету. Например, когда-то давным-давно, может быть,

один раз в жизни, вы погладили кролика. И до сих пор помните, какая мягкая и пушистая

у него шерстка. Или наоборот, вы в зоопарке дотронулись до шкуры змеи, и теперь при

виде змеи (например, по телевизору) вы вспоминаете ее холодную кожу.

Хочу предложить вам неплохое упражнение для развития тактильной памяти.

Поставьте перед собой несколько предметов, отличающихся друг от друга фактурой

поверхности. Отличие не должно быть слишком явным, иначе будет очень просто

различить их на ощупь. Например, если я выбрал такие предметы, как компьютер, стол,

книгу и диван, то даже с закрытыми глазами с легкостью отличу их друг от друга. Но если

передо мной лежат несколько разных, хоть и знакомых мне, книг, при этом одна гладкая,

другая шершавая, третья бархатистая, и я с закрытыми глазами пытаюсь угадать, где какая

книга, то моей тактильной памяти придется «попотеть», вспоминая, какие ощущения и от

какой поверхности я испытывал раньше.

Тактильная память связана с органами осязания, и в ней не участвует зрение. Иначе мы

бы имели дело с совместной работой тактильной и зрительной памяти. Но если в

запоминании участвует зрение, то для тактильной памяти уже не остается работы. Что ей

делать, если глаза и так уже все увидели? Поэтому лучше позволить тактильной памяти

работать самостоятельно.

Вы можете спросить: «Зачем это нужно?» Действительно, может показаться на первый

взгляд, что тактильная память не так уж и важна. Но на самом деле бывают ситуации,

когда она может очень пригодиться. Например, если мы оказались в кромешной тьме, то

органы зрения нам уже не помогут. Придется ориентироваться с помощью органов

осязания. Или если мы хотим научиться печатать на клавиатуре вслепую (освоить метод

так называемой слепой печати), то наши упражнения в этом направлении непременно

включат в себя работу тактильной памяти. Человек, владеющий техникой слепой печати,

выигрывает во времени. Так что, дорогие ребята, не спешите говорить, что тактильная

память нам не пригодится.

Теперь – еще одно прекрасное и немного смешное упражнение для тактильной памяти:

мы будем учиться распознавать на ощупь лица знакомых людей.

Когда вы как-нибудь соберетесь с друзьями, предложите им игру-тренировку для

тактильной памяти. Пусть они завяжут вам глаза, или просто сами закройте их, если,

конечно, сможете сдержаться и не подглядывать. Теперь, аккуратно прикасаясь (и не

 


подглядывая!) к лицу стоящего перед вами человека, попробуйте определить, кто из

ваших друзей стоит перед вами. Старайтесь быть поосторожнее, чтобы ваши

прикосновения не показались кому-то неприятными.

Можно разнообразить это упражнение: определять, кто перед вами, прикасаясь только к

лицу или только к рукам.

 


Эмоции и чувства

Чтобы хорошо запомнить информацию, нужно отнестись к ней эмоционально,

прочувствовать ее, дать ей свою оценку. Информация, которую вы воспринимаете

равнодушно, не сможет отложиться в вашей памяти, даже если вы много раз ее

прочитаете, услышите или увидите. Поэтому, насколько возможно, старайтесь вовлечь

свои чувства в процесс запоминания.

Например, если вы наткнулись в книге на информацию, с которой вы не согласны,

попробуйте эмоционально воскликнуть: «Ну надо же! И это пишут люди, имеющие

высшее образование! Неужели они на самом деле считают, что битва под Бородином

была в 1912 году?! Это же СМЕШНО!» И поверьте, что и много лет спустя вы будете

помнить, что в далеком 2008 году в учебнике истории под редакцией десяти профессоров

вы прочитали неправильный исторический факт.

Если же, наоборот, какая-то мысль вам очень понравилась, тоже попробуйте выразить это

эмоционально. Скажите себе: «Вот это здорово! Потрясающе! Никогда бы не подумал!» –

или как-нибудь по-другому, лишь бы не было равнодушия.

Равнодушие вообще враг всех учеников. Если школьники равнодушны к учебе, они не

будут хорошо учиться. Им ведь будет все равно, что они услышали на уроке или что

прочитали в учебнике. А если им будет все равно, то они ничего и не запомнят из

увиденного и услышанного. А если они ничего не запомнят, то на контрольных и

экзаменах они и получат соответствующие оценки, что очень и очень грустно.

Интерес к информации

Хочу сказать вам, дорогие ребята, одну очень важную вещь: ваши чувства (которые нам

очень нужны для хорошего запоминания информации) возникают, прежде всего, в ответ

на то, что вам интересно. Разве вы станете слушать песню, которая вам не нравится?

Поэтому если вы будете относиться к школьным урокам с интересом, то в процесс учебы

подключатся ваши чувства, от чего ваша память только выиграет. А уж если ко всему

этому добавятся еще и дополнительные стимулы, одним из которых является

мнемонический азарт, о котором я уже говорил в этой книге, то запоминать информацию

станет для вас делом совсем пустяковым.

А если у вас нет интереса к учебе, то даже если вы потенциальный гений и у вас хорошая

память, то все равно вы не сможете хорошо учиться. Ведь именно интерес больше всего

движет нами в деле освоения новой информации.

Однако достаточно часто нам приходится делать то, что не очень-то интересно, но все-

таки нужно. Нас заставляет необходимость. Мы понимаем, что это нужно сделать.

Например, нужно учить все уроки (и любимые, и не очень), нужно сходить за хлебом в

магазин, нужно почистить обувь, если она запачкалась, и так далее. Правда, пока мы еще

дети, многое за нас делают родители, но со временем и с возрастом нам все равно

придется все это делать самим.

Но как же быть, если совсем пропал интерес к учебе?

 


Напомню вам про стимул, который я назвал мнемоническим азартом. Начните по-новому

относиться к урокам – как к возможности упражнять память. Это внесет интерес в процесс

учебы. Это воодушевит вас. Вы словно увидите все в новом свете. Восприятие слов

учителя на каждом очередном уроке станет для вас тренировкой, а тренировка – это

удовольствие. Если вы войдете в ритм мнемонической тренировки, то вам будет очень

даже интересно слушать, что говорит учитель, на любом, даже самом скучном, уроке.

Потому что это для вас станет очередной возможностью тренировать и память, и

внимание, и волю, и многое другое.

Внимание

Внимание – одно из необходимых условий для успешной работы памяти. Если, например,

сравнить память со складом, то внимание – это дверь склада. Если дверь закрыта, то как

же можно на склад что-нибудь поместить? Никак. Поэтому, какой бы хорошей ни была

ваша память, без внимания вы ничего не запомните. И не потому, что ваш «склад»

маленький, а потому, что «дверь» у вас закрыта на ключ.

Быть невнимательным означает не что иное, как «пропустить информацию мимо ушей». А

как можно запомнить то, что было пропущено мимо ушей? Разве вы можете запомнить

то, что не услышали или не прочитали? Конечно нет.

Поэтому я скажу вам, дорогие ребята, так: чтобы запоминать, надо уметь не только

слушать, но и слышать. Бывает ведь и так, что мы что-то слушаем, но в это время думаем

о чем-то другом, или даже вообще ни о чем не думаем. Например, музыку можно

слушать, только если внимание «работает», а без внимания мы ее, может, и слышим, но

не слушаем по-настоящему. Точно так же на уроке: мы либо слушаем, что говорит

учитель, либо просто слышим.

Бывают разные причины, чтобы слышать, но не слушать: отсутствие интереса, усталость,

недоедание, стрессы и многое другое. (Кстати, стрессы очень сильно разрушают память.

Имейте это в виду и старайтесь, насколько это возможно, избегать стрессовых состояний.)

Что касается усталости, то психологи говорят, что человек может что-то внимательно

слушать только в течение двадцати минут. После этих двадцати минут с нашим

вниманием что-то начинает происходить. Оно рассеивается. Но как же быть? Ведь урок то

длится больше сорока минут!

Конечно, многое зависит от говорящего (оратора, учителя, лектора). Если кто-то говорит

монотонно, то его даже двадцать минут слушать тяжело. А если учитель не держит вас в

режиме монотонности, а разнообразит урок, подавая информацию разными способами,

то вы не устанете и после сорока минут.

Например, я, читая лекции школьникам, стараюсь время от времени прерывать ее

вопросами. Именно в этот момент я выхожу из режима монотонности. Делая это, я

должен опередить надвигающуюся усталость учеников. Стоит задать один вопрос, как

усталость сразу же пропадает, даже если она уже успела появиться. Если же мне удается

опережать усталость, то она и не успевает появиться.

И все-таки, как бы ни говорил учитель, когда вы на уроке, постарайтесь слушать очень

внимательно. Именно это поможет вам, дорогие ребята, лучше запомнить урок. Кроме

того, попытка остаться внимательным до конца урока является очень хорошим

упражнением для развития внимания.

 


Воображение

Дорогие товарищи... О, простите: я хотел сказать – дорогие друзья! Теперь давайте будем

упражнять наше воображение. Это очень просто. Нужно всего лишь представить себе (то

есть вообразить) что-либо.

Ну, например, представьте себе яблоко. Получилось? Вы должны его мысленно

«увидеть», то есть вообразить, как выглядит яблоко. Кто-то представил себе красное

яблоко, кто-то – зеленое. Кому как нравится. Но открою вам маленький секрет: чтобы

лучше запомнить, надо представить это яблоко каким-нибудь необычным, чтобы вас

удивило столь необычное яблоко и очень сильно заинтересовало.

Для чего нужно воображать яблоко необычным? Для того чтобы активизировать ваши

чувства и эмоции. Вы ни в коем случае не должны быть равнодушными, когда

представляете себе что-то. Вы ведь уже знаете, что равнодушие – это враг вашей памяти.

Чем вы равнодушнее, тем сложнее вам запомнить что-либо. И наоборот, чем больше вы

удивляетесь, тем легче все запоминается. А дети – это чемпионы мира по удивлению.

Взрослые уже не умеют удивляться так, как вы. Поэтому используйте это преимущество

перед взрослыми и почаще удивляйтесь, тем более что это усиливает работу памяти.

Итак, вы представили какое-то необычное яблоко: либо огромное, либо, наоборот,

крохотное, микроскопическое. Теперь вообразите еще что-нибудь, например банан. И

представьте, что и яблоко, и банан лежат на каком-то необычном столе. Например, у него

не четыре ножки, а целых десять, или даже сорок так, что это не стол, а сороконожка.

Разве вы не будете удивлены таким зрелищем? Вы, может быть, спросите: «А разве в

жизни бывают столы с сорока ножками?» И я, конечно же, отвечу: «Нет». Разве только –

если специально заказать такой стол. Но ребята, в том то и дело, что мы можем

представить себе то, чего на самом деле нет или очень редко встречается. Тем самым мы

«убегаем» от обыденности, которая очень сильно вредит нашей памяти. Все обычное не

так хорошо запоминается, как все необычное. И мы должны использовать это свойство

нашей памяти – ее неравнодушие к необычности. Поэтому снова и снова повторяю, когда

вы читаете любой текст, старайтесь ярко представлять все то, о чем там говорится. Не

читайте равнодушно. Упражняйтесь в том, чтобы читать с эмоциями, чувствами.

Представляйте себе в своем воображении живую картину всего того, о чем вы читаете.

Теперь представьте, что вы съедаете яблоко, которое лежит на столе. Почувствуйте его

вкус. Например, оно кислое. Вы сразу же почувствуете, как что-то происходит у вас во рту!

Видите, насколько велика сила воображения? У вас уже все во рту свело от кислого, хотя

вы съели яблоко не по-настоящему, а лишь в воображении.

А теперь представьте себе, что нюхаете это яблоко. Вообразите яблочный запах. Он

наверняка есть в вашей памяти. Вот вы уже как будто чувствуете этот запах – это и значит,

что вы его вспомнили. А это, в свою очередь, означает, что вы выполнили очередное

упражнение для памяти. Ведь каждый раз, что-то вспоминая, мы тем самым тренируем

нашу память. Так что, когда включается наше воображение, это всегда еще и работа

памяти.

Воображение бывает двух видов:

1. Буквальное воображение, когда мы представляем то, что в точности соответствует

реальной жизни.

 


2. Воображение с элементами фантазии, о котором мы уже говорили раньше: когда

представляем себе что-то необычное, чего на самом деле не бывает.

Оба эти вида воображения очень полезны для развития памяти. Чтобы тренировать

буквальное воображение, нужно просто вспоминать происшедшие события. Например,

попробуйте вспомнить (и как можно подробнее), как вы сегодня проснулись, что ели во

время завтрака, чем занимались после, до обеда и так далее. Если вам не лень, то можете

в конце каждого дня вспоминать этот день с самого утра. И если вы, дорогие ребята,

будете регулярно выполнять это упражнение, то со временем вам удастся вспоминать

прожитый день до самых мельчайших подробностей, так что сами будете удивляться

тому, как это у вас получается.

Кроме того, пробуйте вспоминать что-нибудь из отдаленного прошлого. Например,

вспомните какой-нибудь случай, происшедший с вами год назад. Затем пытайтесь все

подробнее и подробнее вспомнить этот случай. Это, скажу я вам, пре краснейшая

тренировка памяти. Кто знает, может быть, в дальнейшем вы станете чемпионом мира по

запоминанию. Я, например, являюсь учеником чемпионата мира, который вошел в Книгу

рекордов Гиннесса.

Забывание

Я буду недостаточно честным, если скажу, что все, нами запоминаемое, остается в нашей

памяти навсегда. Это не так. Наша память устроена таким образом, что мы все время что-

то забываем. И от этого никуда не денешься. Иногда мы запоминаем то, что не хотели бы

помнить, и наоборот, никак не можем навсегда запомнить то, о чем не хотелось бы

забывать всю жизнь. С этим ничего не поделаешь. Так что не нужно сильно переживать

из-за того, что многое забывается. Попробуйте спросить у людей, окончивших школу с

золотой медалью: помнят ли они что-нибудь из школьной программы? Если прошел уже

десяток лет после школы, то некоторые из них скажут вам, что почти ничего не помнят,

хотя в свое время все отлично знали. Но я также должен сказать, что забываются в

 


основном те знания, которые не находят впоследствии должного применения, а потому

не подвергаются повторению. И, я думаю, это логично: зачем ненужным и

неприменяемым знаниям оставаться в нашей голове? Это же не компьютер, в конце

концов!

Итак, забывание неизбежно. Особенно в деле забывания отличаются взрослые. Скажу так:

дети быстрее забывают «взрослую информацию», а взрослые – «детскую». Это и понятно:

детям неинтересны слишком серьезные, рассчитанные на взрослых знания, а взрослым

хочется чего-нибудь «повзрослее». Каждому – свое. Но зато никто не сравнится с детьми в

усвоении иностранного языка. В этой области дети – непревзойденные мастера. Если

родители переедут жить в страну, где люди разговаривают на другом языке, то ребенок,

немного пообщавшись с новыми друзьями, вскоре выучит незнакомый язык, в то время

как родители месяцами или даже годами будут изучать его.

Сегодня днем я увидел на улице парня, с которым познакомился почти два года назад и с

тех пор его не видел. Но я вспомнил его имя и окликнул его. Когда мы поздоровались, он,

узнав меня, очень удивился тому, что я не забыл, как его зовут. Ведь прошло довольно

много времени с момента нашей последней встречи.

Как же мне удалось запомнить имя человека, с которым я общался всего один-два раза

почти два года назад?

Секрет в том, что я просто удачно сопоставил его имя с тем же именем человека, о

котором я знаю, хотя, к сожалению, не знаком с ним лично. Я сравнил моего нового

знакомого по имени Эльдар с известным кинорежиссером Эльдаром Рязановым.

Сравнение оказалось удачным, так что, я думаю, мне грозит пожизненное запоминание

имени моего знакомого.

Так что забывается не все. Есть вещи, которые лично я запомнил на всю жизнь и не смогу

забыть, даже если захочу. И наоборот, многое из того, что я ужасно не хотел бы забыть, я

увы и ах! – забыл.

На этой немного грустной ноте я, пожалуй, и закончу первую часть своей книженции.

Надеюсь, она принесет немало пользы ребятам. Пойду отдыхать.

До новых встреч на страницах второй, мнемотехнической части книги.

 


Часть 2

Тренажеры для суперпамяти

Мнемотехника 1

Мнемотехника 2

Мнемотехника 3

Запоминаем сложные слова

Теперь, дорогие ребята, давайте усложним наш прежний список слов, добавив в него

более сложные слова. Под сложными словами я понимаю слова, которые обозначают не

конкретные предметы (слон или тапочки), а абстрактные понятия, такие как любовь,

смысл, удивление и т. д. Список с такими словами запомнить будет гораздо сложнее, ведь

не так-то просто вообразить себе любовь или удивление. В конечном итоге у нас

получится вот такой список:

Слон, домик, телевизор, смысл, тапочки, котенок, радость, тумбочка, хомяк, пес, огород,

кустарник, защита.

Мы видим, что здесь появились сложные слова (смысл, защита и радость). Теперь длина

нашего списка – тринадцать слов. Как же их запомнить? Как, например, представить

«радость» или «смысл»?

Давайте сделаем вот что. Попробуем внести некоторые изменения (связанные с новыми

словами) в наш прежний рассказ. У меня получилась вот такая история:

Слон шел к себе в домик смотреть телевизор, но вдруг подумал о том, есть ли смысл

включать его, если он не может найти свои тапочки. Поэтому, прежде чем включить

телевизор, он хотел найти тапочки, которые куда-то пропали. Оказалось, что их утащил

котенок, после чего стал очень радостным и положил их в тумбочку. Но в тумбочке слон

увидел только одну пару, в которой поселился хомяк. Когда слон спросил его, где же

вторая пара, хомяк признался, что отдал ее псу, который живет в огороде. Тогда слон

направился в огород, но не мог найти своего друга пса, потому что он все это время

прятался за кустарником, служившим ему неплохой защитой.

Вот так я запомнил эти тринадцать слов. Теперь попробуйте сделать это самостоятельно.

Пусть вам кто-нибудь из друзей или родных прочитает столько же, а может, и больше

слов (простых и сложных), а вы попробуйте их все запомнить. Если получится сразу, то

можете переходить к еще большему количеству слов. Если же с первого раза все

 


запомнить не получится, то ничего страшного: все равно со временем вы справитесь с

этим заданием.

Через определенное количество тренировок попробуйте запоминать списки с еще

большим количеством сложных слов. В конце концов вы будете запоминать списки,

состоящие исключительно из сложных слов. И это будет просто здорово, ведь вы теперь

научились запоминать (без зубрежки) списки простых и сложных слов. А ведь это не что

иное, как очень хорошее, то есть эффективное, упражнение для развития памяти.

Теперь давайте попытаемся запомнить список, состоящий только из сложных слов.

Возьмем для начала десять таких слов:

Очень, сила, первый, походка, волнение, высота, передача, мечта, болезнь, идея.

Заметьте, что с этими словами не получается быстро составить простенький рассказ. И в

этом списке нет простых слов, чтобы мы могли как-то связать вместе сложные и простые

слова. Что же делать? Как без зубрежки выучить этот список?

Кто-то может спросить: а зачем нам вообще нужны эти списки? Ведь в школе задают

учить тексты, а не какие-то списки. Да, это так. Но хочу еще раз напомнить, что

запоминание подобных списков очень серьезно укрепит вашу память и сделает ее более

способной к запоминанию текстов (к которым мы еще вернемся). Так что не ленитесь,

выполняйте все упражнения, которые я привел и еще буду приводить в дальнейшем. Тем

более что они пригодятся, мы будем их использовать и для запоминания текстов.

Но что-то мы отвлеклись от нашего «сложного» списка. Давайте вернемся к нему и все-

таки придумаем историю с этими словами.

Вот какая нелепая история у меня получилась:

Очень большая сила поможет мне стать первым, но моя походка не скроет волнения,

когда я буду на высоте, где можно смотреть передачу о мечте. Но всему помешала

болезнь. И все-таки мне в голову пришла идея...

История как бы просит продолжения, но я уже использовал все десять слов. Так что

продолжение вы можете придумать сами, тем самым развивая в себе способность

фантазировать, сочинять и придумывать.

Мнемотехника 4

Запоминаем цифры

Мы уже освоили три мнемотехники и за все это время еще практически не приступали к

запоминанию цифр. А вдруг в информации, которую мы захотим запомнить, кроме слов

будут встречаться и цифры? Как же быть тогда? Да и вообще, как запоминать номера

телефонов, исторические даты и многое другое? Ведь там сплошные цифры! Есть ли здесь

какой-то секрет?

Конечно, есть! И я вам его, наверное, все-таки открою, так же как некогда черепаха

Тортилла открыла Буратино «страшную» тайну золотого ключика. А помните, как кот

Базилио и лиса Алиса не могли разделить между собой пять золотых монет? Как видите, у

них как раз с цифрами и возникла проблема. И она может возникнуть и у нас, если нам

никто не откроет «страшной» тайны. Впрочем, она не такая уж и страшная. Это только с

 


виду цифры кажутся «сухими» и незапоминающимися. Но если с ними подружиться, то их

запоминание превратится в настоящее удовольствие.

Как же нам превратить цифры в своих друзей? Как, например, подружиться с единицей?

Мы с вами уже пробовали представить ее в виде ручки (шариковой или гелевой). Ведь

ручка действительно похожа на единицу, правда? Но не только ручка, а еще и карандаш,

и гвоздь, и палка, и многие другие тонкие и длинные предметы чем-то похожи на

единицу. Разве я не прав? Вот давайте мы и дальше будем использовать это сходство, и

вместо единицы представим себе ручку, или карандаш, или что-нибудь другое похожее.

Теперь попробуем найти что-нибудь похожее на двойку. Чем-то напоминает двойку

лебедь. Так же, чтобы запомнить двойку, я вспоминаю какого-нибудь знакомого

двоечника. (Кстати, ребята, я думаю, лучше быть отличником или ударником, чем

двоечником. Я, например, в школе учился неплохо. Первые три класса я даж<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.