Глава 1. Иисус Христос - Бог — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Иисус Христос - Бог

2020-05-07 106
Глава 1. Иисус Христос - Бог 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Джош МакДауэлл, Барт Ларсон

Иисус

 

Предисловие

 

Когда-то я принялся за изучение христианства с тем, чтобы написать книгу в насмешку над ним. Я думал, что столкнусь с богословской идеологией или с философской гипотезой, изложенной в богословских терминах. Для меня христианство было всего лишь верой, построенной на учении ее основателя, набором простых житейских и религиозных принципов.

Однако после тщательных изысканий я пришел к выводу, что христианство - это вовсе не религия людей, прокладывающих путь к Богу посредством "добрых дел", не послушание шаблону религиозного обряда. Нет. Оно оказалось отношением с Богом Живым через Его Сына Иисуса Христа. К изумлению своему, я столкнулся с личностью, а не с религией. Это была личность с ошеломляющими притязаниями насчет Себя - наравне со всеобъемлющими притязаниями на мою жизнь. Как непохож оказался Иисус на то, чего я ожидал! Другие религиозные вожди предлагали свои учения. Иисус предлагал Себя Самого. Другие бы спросили: "Как вы относитесь к моему учению?" Иисус спрашивал: "Как вы относитесь ко Мне?"

Личная моя борьба столкнула меня лицом к лицу с личностью: Иисусом Христом. Но был ли Он тем, кем объявлял Себя?

В других книгах ("Неоспоримые свидетельства", "Не просто плотник", "Фактор воскресения" и др.) я приводил некоторые из свидетельств, как библейских, так и исторических, которые убедили меня в том, что Иисус - Сын Божий. После этих работ я ощутил потребность в книге, сосредоточенной на библейских притязаниях Иисуса быть Богом в человеческой плоти, воплощенным Богом. Позвольте нам с Бартом поделиться с вами своими изысканиями и находками.

Джош Макдауэлл

 

Глава 1. Иисус Христос - Бог

 

Если опросить собрание богословов различных исповеданий: на что похож Бог и как Он открыл Себя, можно ожидать десятки различных мнений, по числу собравшихся. Ответы одних противоречили бы ответам других. И если истина не относительна, то все они одновременно никак не смогут оказаться правыми. Например, если один говорит, что Бог - личность, а другой - что безличен, то, очевидно, кто-то из них не прав. Кто же может сказать наверняка, на что похож Бог? Единственный, кому можно полностью доверять - Сам Бог.

А что, если один из участников собрания поднимется и скажет: "Чтобы прояснить всю эту путаницу насчет Бога, я заявляю вам, что Я - БОГ? Я - Путь, Истина и Жизнь!"?

Такое утверждение уже поддается проверке. Либо перед нами душевнобольной с манией величия, либо величайший жулик всех времен, либо действительно Бог.

Именно так заявлял о Себе Христос. Не может быть и речи о том, будто Иисус был "просто" хорошим, нравственным человеком или добрым праведником. Нравственные люди не имеют обыкновения лгать - намеренно или случайно - и уж тем более - называя себя Богом Вседержителем. Они не делают себя предметом веры и поклонения, не побуждают бессчетные тысячи умирать за веру во имя свое. Имея все это в виду, посмотрим, какими способами мы могли бы выяснить истину о Боге.

 

Бог открылся

 

Авторы этой книги считают, что все разнообразные откровения Бога можно объективно проверить двумя высшими Его откровениями: Библией и личностью Иисуса.

Начнем с Библии. В отличие от многих других духовных сочинений. Библия недвусмысленно называет себя Словом Божьим. Большинство тех, кто размышлял о Божественности Христа, принимают Библию как Богодухновенную книгу. Будем и мы основывать свой анализ на том, что Библия исторически надежна, что она Слово Божие к нам и единственное истинное руководство для выяснения того, является ли Христос воплощенным Богом.

Скажем со всей откровенностью, почему это положение кажется нам особенно важным. Подавляющее большинство религиозных сект, отрицающих Божественность Христа и в то же время на словах отдающих должное Библии, ставят обычно выше Библии другие "священные" писания, учения или откровения. Тем самым они, в сущности, отрицают или оспаривают то самое, чего на словах придерживаются: основной исторический источник всех учений Иисуса, Новый Завет. (Зачем объявлять себя христианином или сочувствующим христианству, если ты не доверяешь тому, чему на самом деле учил Иисус?)

Иногда уверяют, что за прошедшие столетия Библия подвергалась искажениям и потому необходимы новые откровения. Однако это не серьезно. Имеется свыше 24.600 частичных или полных рукописей Нового Завета. (Вторая по сохранности рукопись древней истории - "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Сохранилось лишь 643 ее экземпляра.) Даже если бы все рукописи Нового Завета погибли, по сочинениям ранних отцов церкви, написанным до 325 г. от Р. X., можно было бы полностью восстановить весь Новый Завет, за исключением примерно одиннадцати стихов. Даже нехристианские историки вынуждены признать, что по всем научно-историческим меркам, прилагаемым к любому древнему документу. Новый Завет более, чем на девяносто процентов подлинен. Можно оспаривать его смысл, но не историчность. [Читателю, которому трудно принять эти факты без дополнительного документального подтверждения, мы предлагаем изучить книгу Джоша Макдауэлла "Неоспоримые свидетельства".]

В Библии прямо говорится, что она есть высший авторитет в вопросах богословия (2 Тим. 3:16, 17). Любая книга, сочинение или учение, которые изменяли бы содержание Библии, -должны отвергаться христианами. Писание настаивает на этом. Ап. Иуда писал: "...я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды переданную святым" (Иуд. 3). Писание не оставляет места позднейшим учениям, которые бы изменяли Библию или прибавляли что-то к ней. Павел сказал: "...если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.. 1:8; ср. Откр. 22:19; Втор. 4:2).

Если другие источники станут притязать на Богодухновенность, подобно Библии, то и оценивать их следует в свете Библии. Бог не может противоречить Себе. Таким образом, что бы ни заявляли позднейшие проповедники и писатели, это не должно противоречить Библии, истинность которой нам уже известна. В противном случае становится ясно, что ни речи, ни книги этих проповедников не вдохновлены Богом.

При рассмотрении Божественности Христа дело не в том, легко ли поверить в Божественность Христа или понять ее, а в том, проповедуется ли она в Слове Божием. Если поначалу идея кажется несовместимой с человеческим разумом или рассудком, это вовсе не означает ее заведомой ложности. Вселенная наша полна таких явлений, как тяготение, природа света или квазары, которые в данное время находятся по ту сторону человеческого разумения - но тем не менее истинны. Библия учит, что для людских умов Бог непостижим (Иов 11:7; 42:2-6; Пс. 144:3; Ис. 40:13; 55:8, 9; Рим. 11:33). Следовательно, последнее слово о самом Себе остается за Богом, независимо от того, можем ли мы его полностью понять.

Как же Бог открыл Себя в личности Иисуса? Писание гласит:

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте" (Евр. 1:1-3).

Иисус Христос - живое слово Божие. Он открывает Отца. Когда один из учеников сказал: Господи! покажи нам Отца" (Иоан. 14:8), - Иисус отвечал: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?.. Видевший Меня видел Отца" (ст. 9). Апостол Павел назвал Иисуса "образ Бога невидимого" (Колос. 1:15). Итак, в этой книге мы постараемся доказать, что глядеть на Иисуса и слушать Его - то же самое, что видеть и слушать Бога.

 

Основные проблемы

 

Если Христос был Богом в образе человека, то Его, как никого другого в истории, следует слушать, почитать - и даже поклоняться Ему. Это бы значило, что Бог, Который сотворил галактики, туманности и квазары. Который разбросал миллиарды солнц в небесах, - этот Бог стал человеком, жил, ступал по земле - и умер, покорившись Своему собственному творению. Смерть Его значила бы бесконечно больше, чем смерть любого праведника. То была бы высшая жертва всех времен, свидетельство неизмеримой любви. При таких обстоятельствах обращаться с Иисусом как просто с человеком (или даже одним из богов) было бы святотатством. Не суметь приспособить свою жизнь к Его учению означало бы проглядеть саму жизнь.

С другой стороны, будь Иисус не Богом, а низшим тварным существом, можно было бы испытывать к Нему признательность за Его жизнь, смерть и учение. Но поклоняться Ему как Богу было бы ужасной ошибкой; Он был бы не более чем идолом, захватившим место Бога. В Библии нет неясностей насчет идолопоклонства. Бог говорит, что Он не даст славы Своей иному (Ис. 42:18; 48:11), что нет других божеств (или богов), кроме Него Самого (Ис. 45:5, 21, 22; Иерем. 10:6; 1 Кор. 8:4-6) и что нам следует служить единому Богу (Втор. 6:13, 14; Матф. 4:10). Так что либо Иисус - Бог, либо нет. Верить в Него по ошибке - святотатство либо идолопоклонство.

Спор этот может усложняться в зависимости от вашего образования и воспитания. Можно выдвигать аргументы как за, так и против Божественности Христа. Например, усвоив, что Бог - лицо единое и что Иисус - тварное существо, нетрудно при поверхностном чтении Библии найти стихи в поддержку этого взгляда. Считающий же, что Бог - единое высшее существо, включающее Отца, Сына и Святого Духа, и что Сын поступился своим равным положением среди Божества, чтобы стать человеком в лице Иисуса, может найти отрывки Писания в поддержку этого взгляда. Так что дело не в том, обоснована ли каждая из этих позиций, но в том, какая из них находит наилучшее подтверждение. Чему же на самом деле учит Писание?

При разборе этих двух точек зрения мы полагаем, что можем дать более чем убедительные ответы на все библейские стихи, используемые для доказательства, будто Иисус не Бог. Мы покажем, что Библия дает Иисусу все великие имена, признаки и звания Бога. Мы покажем из Писания, что Иисус принимал поклонение и молитву, и предоставим ответы на все главные контраргументы. Мы документально подтвердим из церковной истории (до Никейского Собора в 325 г. от Р. X., когда это стало официальной позицией церкви), что Божественность Христа всегда отождествлялась с правоверием.

Очевидно, что из двух точек зрения одна неправильна. Было бы много легче, будь это лишь вопросом искренности - но это не так. Это вопрос истинности (Римлян. 10:2).

 

Определение терминов

 

Отыскать соответствующие определения природы Бога, природы Троицы, а также личности и природы Иисуса Христа - предварительное условие для того, чтобы понять многочисленные стихи Писания, касающиеся Божественности Христа.

1. Бог. Писание учит, что Бог - личное, разумное, любящее, справедливое, верное, вечное существо, которое находится в подвижном взаимодействии со Своим творением. Определения Бога можно объединить в две группы: общие определения и нравственные определения. Роберт Пассантино говорит: "Бог (согласно Его общим определениям) - единый, вечный, неизменный, всемогущий, всеведущий, вездесущий, триединый, духовный и личностный". [Роберт Пассатино. Природа и определения Бога. Коста-Меса, Калифорния. CARIS, 1980, стр. 3.] Он продолжает: "Нравственные определения Бога включают Его святость, праведность, любовь и истинность". [Там же, стр. 10.] Христианство учит, что Бог в настоящее время поддерживает вселенную, правит ею и, как мы постараемся показать, воплотился в Иисуса из Назарета.

2. Троица. - Среди всех вещей и живых существ лишь Бог един в трех лицах, или триедин. Когда мы говорим, что Бог триедин, мы обозначаем взгляд на Бога, восходящий к целой панораме отрывков Писания, описывающих личную природу Бога. Под триединством, откуда и возникает слово Троица, мы понимаем, что Бог непротиворечиво открывается как вечно существующий в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Эти три лица составляют Божественность, однако есть лишь один Бог.

Мы не хотим сказать, что:

1. Есть один Бог и трое богов.

2. Есть один Бог и одно лицо с тремя именами, образами или проявлениями.

3. Есть один Бог и одно лицо, которое стало тремя отдельными и сосуществующими лицами.

4. Есть три бога, состоящие в одном "семействе".

Библейское учение о Троице можно кратко изложить следующим образом.

Единый истинный Бог, как уже установлено (Ис. 43:10; Втор. 6:4), состоит из Отца, Сына и Святого Духа. Каждый член Божественности называется Богом. Отец носит имя Бога (Гал. 1:1; Тит. 1:4 и т. д.). Сын, или Слово (логос) неоднократно называется Богом, например, в стихах: Иоан. 1:1, 14; Деян. 20:28; Иоан. 20:28; Тит. 2:13; Евр. 1:8 и т.д. Святой Дух отождествляется с Богом в различных отрывках Писания (Деян. 5:3-4; Иоан. 4:2, 3; Евр-10:15,16). Понятие единства внутри Троицы видно из такого стиха, как Матф. 28:19, где Отец, Сын и Святой Дух составляют одно "имя" (по-гречески в единственном числе).

В этой книге мы не пытаемся отстаивать доктрину Троицы. Для того, кто приходит к вере в Божественность Христа, вера в существование Бога в качестве отца. Сына и Святого Духа обычно не представляет затруднений.

Желающему исследовать, что говорит Библия о Троице, можно предложить многочисленные стихи: (например, Матф. 3:16, 17; Марк 1:9-11; Лук. 1:35; 3:21, 22; Иоан. 3:34-36; 14:26; 16:13-15; Деян. 2:32, 33; 38, 39; Рим. 15:16, 30; 1 Кор. 12:4-6; 2 Кор. 3:4-6; 13:14; Ефес. 1:3-14; 2:18-22; 3:14-17; 4:4-6; 2Фес. 2:13, 14; 1 Тим. 3:15, 16; Евр. 9:14; 10:7; 10-15; 1 Пет. 1-2).

3. Иисус Христос. - "Иисус Христос" - это и имя, и звание. Имя Иисус происходит от греческой формы имени Иешуа или Иошуа, означающего "Иегова-спаситель" или "Господь спасает". Звание Христос происходит от греческого перевода слова Мессия (или еврейского Машиах: Дан. 9:26) и означает "помазанник". Две должности, царя и священника, сопряжены с применением звания Христа. Уже одно это указывает на Иисуса как на обетованного священника и царя пророчеств Ветхого Завета.

Кроме того, мы верим, что Иисусу присущи две природы, человеческая и Божественная; таким образом, мы придерживаемся взгляда, согласно которому Иисус целиком Бог (по природе Своей) и, однако, целиком человек - Бог, явленный в человеческом образе.

Библия описывает двойную природу Иисуса как Бога и вместе с тем человека следующим образом:

"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим [Его двойная природа], не почитал хищением быть равным Богу [Отцу]; но уничтожил Себя Самого, приняв образ раба [второй облик, Его человеческая природа], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог [Отец] превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено [богослужение] небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь [Бог Сын] Иисус Христос в славу Бога Отца" (Филип. 2:5-11).

С помощью этих рабочих определений Бога, Троицы и Иисуса мы попытаемся ответить еще на один вопрос, прежде чем обратиться к библейским свидетельствам Божественности Христа.

 

Зачем Бог стал человеком?

 

Как могут подобные нам ограниченные существа понять беспредельного Бога? Нам трудно воспринимать абстракции, вроде истины, добра или красоты, в отрыве от их зримых образов. Мы узнаем красоту, как она видится нам в прекрасном предмете, добро - как оно сосредоточено в добром человеке, - и так далее. Но что же Бог? Как можно постигнуть, на что похож Бог?

До некоторой степени мы могли бы это сделать, если бы Бог как-то сосредоточился в образе, доступном человеческому пониманию, став одним из людей. Хотя при жизни тот человек не выражал бы вечности и вездесущности Бога (для этого не хватило бы ни времени, ни пространства), он бы зримо выражал природу Бога.

Это - весть Нового Завета. Ап. Павел говорит, что во Христе "обитает вся полнота Божества телесно" (Колос. 2:9). Иисус стал человеком с тем, чтобы человеческие существа могли получить какое-то представление о беспредельном Боге.

Второе, зачем Бог решил стать человеком, - это преодоление пропасти между Богом и человечеством. Если бы Иисус был "только" человеком или тварным существом, то глубина пропасти между Богом и человечеством - бесконечным и конечным, Творцом и творением. Святым и нечестивым - осталась бы неизменной. Чтобы мы смогли узнать Бога, Бог должен был спуститься к нам. Ни одно из тварных существ не может преодолеть гигантской пропасти между Богом и людьми, подобно тому, как кусок глины не может вдохновиться и возвыситься до уровня скульптора. Бог из любви сделал этот шаг к нам. Он желал проложить путь, чтобы все могли узнать Его.

 

Бог

 

Греческое слово, сотни раз используемое в Новом Завете и означающее Бог - это слово Theos (соответствующее еврейскому Elohim в Ветхом Завете). Иисуса несколько раз называют этим именем в отличие от ложных богов.

Библейский иудео-христианский взгляд на истинного Бога резко противостоит индуистской и буддийской религиям, которые отождествляют истинное Я самого человека, соответственно, с Богом или с высшей действительностью. Например, большинство индуистских гуру в Америке без всякого стеснения говорят: "Я Бог", - и таким образом наставляют тысячи своих последователей. Разумеется, тому, кто верит, что внутренне он уже Бог, нет нужды искать Бога в христианском смысле или принимать личного Спасителя. Не так обстоит дело с Новым Заветом, созданным в рамках еврейского единобожия, которое отчетливо проводит грань между Богом и Его творением. В культурной традиции Иисуса нельзя было назвать именем Бог, если он не считался "единым Богом" (Втор. 6:4), поскольку в понимании евреев не было никаких "других богов".

К. С. Льюис пишет:

"Пытаются утверждать, что Тот Человек на деле не говорил этого, но что последователи преувеличили Его рассказ, и таким образом развилась легенда о Его собственных словах. Это трудно представить, так как все Его последователи были евреи, то есть принадлежали к нации, более всех других убежденной, что есть лишь один Бог - что других быть никак не может. Очень странно, что этому ужасному домыслу о религиозном вожде случилось развиться в народе, менее всех прочих на этой земле склонном совершить такую ошибку. Напротив, складывается впечатление, что все Его ближайшие последователи и даже авторы Нового Завета с трудом усваивали эту доктрину в ее полноте". [К. С. Льюис. "Что делать с Иисусом Христом? Великое чудо: речи Бога на скамье подсудимых". Нью-Йорк. Ballantine, 1963, с. 113.]

Бог стоял отдельно от Своего творения. Человеческие существа не были продолжением Бога.

Ниже следуют одиннадцать примеров из Нового Завета, где Христа называют Богом.

1. В Евр. 1, где представляется превосходство Христа над ангелами и пророками: "А О Сыне (Богом сказано): престол Твой, Боже (Theos), в век века". Евр. 1:8, только что процитированный, - прямая цитата из Пс. 44: 6, 7. где "Боже" обращено к Богу. [Согласно Найджелу Тернеру, который добавил том "Синтаксиса" к знаменитой "Грамматике новозаветного греческого языка" Моултона Гордона Тернера, в его "Грамматических наблюдениях в греческом Новом Завете", Эдинбург, Шотландия-Т. и Т. Кларк, 1965, с. 15.]

2. Aп. Петр называл Христа "Бог" (Theos). Он писал: "Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа... по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр. 1:1), - причем слова Иисус Христос выступают здесь как приложение к Богу и Спасителю. (Приложение по-гречески означает, что существительное или группа существительных употребляется с другим существительным как объясняющий эквивалент.)

В греческом оригинале Нового Завета это называется "конструкция Грэнвилла Шарпа". Один артикль относится к двум существительным (Бог и Спаситель). Союз "и" (по-гречески kai) неразрывно сочетает два существительных. Это значит, что приложение (слово, которое именует), Иисус Христос, должно относиться как к Богу, так и к Спасителю. Грамматики единодушно подчеркивают, что имеется в виду лишь одна личность, а не две. Все соглашаются, что Иисус Христос - это и есть "великий Бог и Спаситель".

3. Та же конструкция Грэнвилла Шарпа была также употреблена ап. Павлом, когда он велел Титу ожидать "явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:13).

4. Фома, который усомнился в воскресении, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20:25). Когда Иисус явился Фоме, Он сказал: "подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (ст. 27). Фома отвечал: "Господь и Бог (Theos) мой!" (ст. 28). Не подлежит сомнению, что слова Фомы были обращены к Иисусу. Фома употребил оба звания, чтобы показать, что он понимает Божественность и власть Христа. Иисус не упрекнул Фому в богохульстве. Вместо этого Он принял Божественные звания.

5. Деян. 2:36 гласит: "Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса". Ст. 39 называет Христа "Господь Бог наш", и таким образом Христос, Который есть Господь (ст. 36), есть также Бог (ст. 39).. Деян. 10:36 подтверждает это, называя Христа "Господь всех".

6. Деян. 16:31 и 34 говорят о вере в Господа Иисуса как о вере в Бога.

7. Откр. 7:10-12, 17 гласит: "И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь,...ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их". - Заметим, что в ст. 10 именно Бог сидит на престоле, а в ст. 17 среди престола - Агнец (Иисус). Кто же находится среди престола? Сказать, что Иисус среди престола, и, однако, отрицать Его Божественность - значит похищать у Бога Его срединное место на небесах, - положение, не выдерживающее критики.

8. Другим именем Мессии было Еммануил (Ис.7:14), что в буквальном переводе значит "с нами Бог". В Матф. 1:23 звание это ясно относится к Иисусу: "Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог".

9. Исаия 9:6 гласит: "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира". Это пророчество насчет Иисуса, Мессии, указывает, что одним из имен Его будет "Бог крепкий", что по-еврейски Е1 Gibbor. To же сочетание употреблено применительно к Ягве в: Исаия 10:21 (по-русски в этом последнем случае "Богу сильному". - Прим. перев.) Суть в том, что Святой Дух нарекает младенца Иисуса такими именами. Если бы они намеренно не выражали природы младенца, то получился бы обман. "Нарекут имя Ему" значит "Вот кто Он есть", а не "вот что значит Его имя, но Он не то, что оно означает".

Как говорит Герберт К. Льюполд: "Он назван этими именами, потому что являет собой отвечающую им личность". [Герберт К. Льюполд. Толкования Исайи. Т. 1. Грэнд-Рэпидс, Мичиган. Baker Book House, 1968, с. 158.] Если Иисус не Бог крепкий, он равно и не Чудный, не Советник и не Князь мира. А если так, то зачем вообще употреблять такие слова? Зачем сообщать нам значение имени, не имеющего отношения к делу? Но, как показывает остальная часть книги Исаии и Ветхого Завета, Мессия - в самом деле чудный, советник и князь мира (Исаия 42 и 49; ср. Зах. 9:9, 10; Михей 5:4). И, как доказывает Новый Завет, Он также всемогущий Бог (Иоан. 1:1; Тит 2:13).

10. Иоан. 1:1, 14 гласит "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Theos)... И Слово стало плотию, и обитало с нами...". Этот стих наиболее широко используется и порождает больше всего споров о Божественности Христа. Несомненно, что "Слово" относится к Иисусу, поскольку ст. 14 гласит: "И Слово стало плотию, и обитало с нами". Если принять стихи 1 и 14 буквально, они проповедуют Божественность Христа; они утверждают, что Слово было "у Бога", "было Бог" и "стало плотию".

Чтобы отрицать Божественность Христа по прочтении этих стихов, приходится ложно переводить или перетолковывать Иоан. 1:1. Один из способов, каким ложно переводится Иоан. 1:1 - это переложение фразы "Слово было Бог" (по-английски здесь стоит неопределенный артикль "а". - Прим. Перев.). Однако, греческий текст не позволяет употребить неопределенный артикль перед словом "Бог".

Брюс Мецджер, студент, практикующийся в греческом языке, сообщает об исследовании греческого определенного артикля, выполненном профессором Чикагского университета д-ром Эрнстом Кэдменом Колуэллом. Колуэлл пишет:

"Именительный падеж в предикативном положении имеет артикль, когда существительное следует за глаголом; он не имеет артикля, когда существительное предшествует глаголу... Начальный стих Евангелия от Иоанна содержит один из многих примеров, когда это правило подразумевает перевод именной части сказуемого существительным с определенным артиклем. Отсутствие артикля (перед theos) не делает именную часть сказуемого неопределенной или качественной, когда оно предшествует глаголу; в этой позиции она неопределенная лишь тогда, когда этого требует контекст. Контекст не требует этого в Евангелии от Иоанна, ибо это заявление не выглядит странным в прологе Евангелия, которое достигает кульминации в исповеди Фомы". [Брюс М. Мецгер. Свидетели Иеговы и Иисус Христос. Принстон, Нью-Йорк. Theological Book Agency, 1953, с. 75.]

Специалист по библейским языкам Ф. Ф. Брюс, говорит, что перевод фразы как "бог, один из богов" - страшное искажение, потому что пропуск неопределенного артикля обычен для существительных в предикативных конструкциях. [Ф. Ф. Брюс. Ответы на вопросы. Грэнд-Рэпидс. Zondervan, 1973, с. 66.]

Таким образом, Иоан. 1:1 - один из самых ясных стихов в Новом Завете, выражающих абсолютную Божественность Христа. Конструкция эта обсуждалась многими лучшими в мире специалистами по греческому языку и Библии. Мы могли бы пересказать этот стих примерно так: "Прежде чем что-либо начало существовать. Слово уже существовало. Оно находилось в тесной близости к Богу, и чем был Бог, тем было Слово".

Как говорит Ф. Ф. Брюс о ст. 1: "...Смысл тот, что "и Слово Само было Богом". [Ф. Ф. Брюс. Божественность Христа. Манчестер, Англия. Wright's (Sandbach) Ltd.. 1964, с. 25.26.]

Иногда спрашивают, как Иисус мог быть "Бог" и "у Бога" в одно и то же время. Ответ на это обнаруживается в понятии Троицы: единый Бог в трех вечных лицах. Слово из Иоан. 1:1 было у других лиц Троицы и само было Бог по природе Своей.

Секта, известная как "Международный путь" толкует бытие Иисуса в качестве Слова в том смысле, что Он был выражением Бога, подобно тому, как наши слова - выражение нас самих. "Путь" не верит, что Иисус был словом в том смысле, что был Богом. В поддержку этого толкования члены этой секты утверждают, что стихи Иоан. 1:1-18 в основном говорят о Боге, а не об Иисусе, что, если бы эти стихи говорили об Иисусе, они прилагали бы к Иисусу характеристики, какие может иметь только Бог. Таким образом, они по мере возможности пытаются отодвинуть на второй план Иисуса, говоря, что весь упор Иоан. 1 сделан на обращении к Богу.

Их толкование, однако, не слишком убедительно. Во-первых, череда местоимений Он и Его в Иоан. 1 имеет мало смысла, если они относятся в основном к Богу, а не к Иисусу, поскольку устремление Евангелия от Иоанна в целом - к тому, чтобы люди смогли уверовать в Иисуса. В ключевом стихе своего Евангелия Иоанн говорил: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий..." (Иоан. 20:23). По логике вещей, вступление Иоанна должно быть связано с его основной темой.

Во-вторых, все, что сказано в первых 18 стихах Иоан. 1, повторено об Иисусе где-либо еще в Евангелии или в других отрывках Нового Завета. Несколько примеров:

 

 Глава первая Параллельные тексты
Ст.3 и 10: Он сотворил мир. Иисус деятельно участвовал в сотворении мира (Евр. 1:1, 2, 8-13; Колос. 1:16-18).
Ст. 4: "В Нем была жизнь". Иисус называл себя "хлеб жизни", "воскресение и жизнь", "путь и истина и жизнь" (Иоан. 6:35, 48,51; 11:25; 14:6). Иоан. 20:31 утверждает, что люди могут иметь жизнь, веруя в Иисуса.
Ст. 4 и 9: Он был "свет человеков" и "свет истинный". Иисус сказал, что Он "свет миру" (Иоан. 8:12; 9:5).
Ст. 10: "В мире был" Кто? Логически стих указывает на Иисуса.Повсюду в Евангелии от Иоанна подчеркивается, что именно Иисус пришел в мир (Иоан. 3:17; 6:33 и т. д.).
Ст. 11: "Пришел к своим, и свои Его не приняли". Евреи отвергли Иисуса, а не Бога в их понимании (см. Иоан. 3:32). Отвергая Иисуса, они думали, что творят Божью волю.
Ст. 12: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими". Всем своим Евангелием Иоанн разъясняет, что люди должны уверовать в Иисуса (Иоан. 3:16-18; 5:24; 12:44; 20:31 и т. д.). Иисус дарует жизнь вечную (Иоан. 10:28).

 

Господь

 

Звание Господа свободно употребляется в обоих Заветах в отношении к Богу и к Иисусу. В Ветхом Завете еврейское слово, означающее Господь, - Adonai. В Септуагинте и Новом Завете слово, переводимое как Господь, - Kurios. Оба слова употреблялись евреями по отношению к Богу.

В Новом Завете Kurios имело два значения, одно общее, а другое - сакральное. Общее употребление было вежливым приветствием, означающим "сударь" или "господин". Сакральный смысл подразумевал Божественность. В некоторых отрывках Нового Завета слово Господь употребляется как уважительная форма в обращении к Иисусу (Иоан. 4:11). Поскольку ранние христиане были, как и евреи, монотеистами, то применение ими к Иисусу слова Господь в сакральном смысле было бы убедительным свидетельством того, что они считали Христа Богом. Как пишут Хогг и Вайн:

"Если вспомнить, что люди эти принадлежали к единственному в мире монотеистическому племени, становится ясно значение этой ассоциации Иисуса с Богом в одном этом обращении, "Господь". Связывать с Творцом кого-то заведомо сотворенного, пусть и весьма возвышенного, было возможно для языческих философов, но никак не для еврея". [О. П. Хогт и У. Э. Вайн. Послание к Фессалоникийцам. Финкасл, Виргиния. Scripture Truth, 1959, с. 24.]

Римляне, почитавшие императора как бога, часто приветствовали друг друга, говоря: "Кесарь есть Господь". Отказ ранних христиан и евреев воздавать эту почесть императору стал одной из причин их преследования. Этой традицией можно также объяснить важность христианской фразы "Иисус - Господь", т.е. Господь употреблялось в смысле Бог.

В Писании есть несколько ярких примеров, где Иисуса называют "Господь" в сакральном смысле. Ап. Павел писал: "никто, говорящий Духом Божиим... не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Коринф. 12:3). Некоторые могли бы возразить, говоря: "Я верую в Иисуса как в "Господа моего", но я точно не считаю его Богом". Здесь важно понять, что имеется в виду под словом Господь. Любой может произнести слова "Иисус - Господь", и некоторые даже понимают это в смысле "господин", но ап. Павел говорил не об этом, а о Божественности Иисуса. На это есть целый ряд указаний.

1. Павел начал главу 12 Первого послания к Коринфянам, говоря о дарах духовных и о том, что Коринфяне были вовлечены в почитание идолов как богов. По контрасту с этими ложными богами (ст. 1, 2) Павел заявлял, что никто, говорящий Духом Божиим, "не произнесет анафемы на Иисуса" и что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым", подразумевая, что Иисус, Господь, - истинный Бог, стоящий почитания.

2. В ст. 3 Павел обращается с Духом, Иисусом и Богом на равных основаниях. Ст. 4-6 также показывают:

ст. 4: различие даров, но одного и того же Духа;

ст. 5: различие служений, но одного и того же Господа (т.е. Иисуса - ст. 1);

ст. 6: различие действий, но одного и того же Бога. Если Иисус не Бог, почему Он приравнивается к Богу в ст. 5? В ст. 11 и 18 Дух и Бог снова употребляются как синонимы.

Если спросить отрицающего Божественность Христа, молится ли он (или она) Господу, - в ответ можно услышать: "Кого вы имеете в виду?". В этом суть дела. По всему Новому Завету Бога и Иисуса обоих называют Господь. В общем, ответ мог бы быть таков: "Я молюсь Богу, но не верю в молитву Иисусу". На это возражают пять примеров из Нового Завета, где молитва обращается к Иисусу на небесах как к Господу (или Сыну Божьему).

1. В Деян. 7:59, 60 Стефан призывал Иисуса как Господа. Когда его побивали камнями, он молился:"Господе Иисусе! Приими дух мой". Это показывает веру его в то, что Иисус больше, чем человек, и достаточно могуществен, чтобы принять его дух. - "И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего". Благочестивый эллинистический еврей не стал бы молиться никому меньшему, нежели Бог.

2. В 1 Коринф. 1:2 Павел писал к "святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас".

3. В 2 Коринф. 12:8-9, когда Павел говорил о "жале в плоти", он сказал: "Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова".

4. В 1 Иоан. 5:13-15 читаем: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы не просили, - знаем и то, что получаем просимое от него". - Местоимения Они Его относятся к Сыну Божьему (ст. 13).

5. В Деян. 8:24 Симон сказал: "помолитесь... Господу" (в ст. 16 - упоминание "Господа Иисуса").

И Петр, и Павел называли Иисуса "Господь всех" (Деян. 10:36; Римлян. 10:12). Павел также сказал: "...Ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1 Коринф. 2:8). Кто такой Господь славы? Пс. 23:10 гласит, что "Господь (YHWH) сил. Он - Царь славы". (См. ткж. Пс. 95:7, 8.)

Во 2 Коринф. 4:4-5 Павел назвал Иисуса Господом, говоря: "бог века сего (Сатана) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа". Следовательно, Христос, образ Бога, есть Господь.

Павел использовал тот же язык и те же фигуры речи, называя Иисуса Господом, какие использовал в Ветхом Завете Исаия для Ягве (Иеговы):

 

 Бог Иисус
"Я - Бог и нет иного....предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила" (Исаия 45:22-24). "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос" (Филлип. 2:10-11).

У Павла, знатока Ветхого Завета и фарисея, такая параллель не может быть случайной.

Иисус называет Себя "господин... субботы", т. е. говорит о Себе как о творце субботы. В Исход. 31:13, 17 Бог сказал: "субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами... это - знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки". Для еврея Ягве был как создателем, так и господином субботы. Когда некоторые фарисеи упрекали Иисуса в том, что Он позволяет Своим ученикам собирать зерно в субботу, "трудясь" и таким образом нарушая закон. Он сказал, что не видит в этом греха, потому что Он - "господин субботы" (Матф. 12:8). Как говорит К. С. Льюис:

"Вот еще любопытное замечание: почти во всех религиях есть неприятные обряды вроде поста. В один прекрасный день этот Человек вдруг замечает: "Никому нет нужды поститься, пока Я здесь". Кто этот Человек, который замечает, что одно Его присутствие о


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.