Тема 19. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности органов внутренних дел. Приемы психической саморегуляции сотрудника полиции — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 19. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности органов внутренних дел. Приемы психической саморегуляции сотрудника полиции

2020-05-07 346
Тема 19. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности органов внутренних дел. Приемы психической саморегуляции сотрудника полиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Выполнить тестовое задание «Самооценка стрессоустойчивости», направленное на выявление самооценки стрессоустойчивости личности.

Обсудить в группе характеристику стрессовых факторов оперативно-служебной деятельности, их значение в организации профессиональной деятельности.

Задание 2. Выполнить упражнения по применению приемов и способов психологической саморегуляции поведения.

2.1. Приемы «разрядки» негативных эмоциональных состояний включают в себя дыхательные упражнения и управление скелетной мускулатурой.

Дыхательные упражнения предназначены для стабилизации психоэмоционального состояния сотрудников: упражнение «Успокаивающее дыхание», упражнение «Выдыхание усталости». Упражнение «Расслабление по контрасту» предназначено для развития умения управлять скелетной мускулатурой.

2.2. Приемы волевой мобилизации включают в себя упражнения «Волевое дыхание», «Снятие негативных эмоций и формирование положительного фона».

Обсудить в группе способы психической саморегуляции и их значение для повышения работоспособности, снятия негативных эмоций.

Методические указания для обучающихся по подготовке к практическому занятию

Изучить общую характеристику экстремальных ситуаций (чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные ситуации, чрезвычайные происшествия криминального характера) и их воздействие на психику человека.

Обратить внимание на характеристику негативных психических состояний, возникающих в процессе несения службы сотрудниками полиции (стресс, аффект, фрустрация). Изучить устойчивость личности к негативным воздействиям внешней среды, формирование и развитие психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел.

Изучить приемы и способы саморегуляции эмоционального состояния (аутогенная тренировка, расслабление мимической мускулатуры, дыхательные упражнения, управление вниманием, приемы воображения).

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1142 «О профилактике суицидальных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 1. − М., 2015.

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 2. – М., 2015.

Дополнительная литература

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД
к ведению переговоров в ситуации захвата заложников: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.И. Марьина. – М., 2010.

Психологическая подготовка сотрудников подразделений МОБ
и формирование навыков публичного поведения в условиях проведения массовых мероприятий граждан: учебно-методическое пособие / М.И. Марьин [и др.]. − М., 2010.

Раздел 4. Психологический практикум

 

Тема 20. Психологический практикум

Практическое занятие 4 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Провести упражнение «Зрительное восприятие», направленное на развитие профессиональной наблюдательности, внимания.

Обсудить в группе особенности (качества) внимания и их значение в формировании такого психологического качества, как профессиональная наблюдательность.

Задание 2. Провести упражнение «Зрительная память», направленное на развитие профессиональной памяти.

Обсудить в группе характеристику различных типов памяти и особенности процессов памяти, значение данного психического познавательного процесса в формировании такого психологического качества, как профессиональная память.

Задание 3. Провести упражнение «Слуховая память», направленное на развитие профессиональной памяти.

Обсудить в группе физиологические основы памяти и причины возникновения различных видов иллюзий (слуховые, зрительные), их значение в формировании таких психологических качеств, как профессиональная память, профессиональное внимание.

Задание 4. Провести упражнение «Запоминание лиц, находящихся в розыске», направленное на развитие профессиональной памяти, профессиональной наблюдательности.

Обсудить в группе виды внимания, их характеристику и их значение в формировании профессиональной наблюдательности.

Задание 5. Провести упражнение «Запоминание предметов и их взаимного расположения», направленное на развитие профессиональной памяти. Обсудить в группе наглядно-образную память, как ведущий тип памяти, его значение в формировании профессиональной памяти.

Методические указания для обучающихся по подготовке к практическому занятию

Необходимо иметь представление о профессионально-важных качествах сотрудника: концентрация, устойчивость, распределение, переключение внимания; распознавание лиц (объектов) по словесному портрету; способность предвидеть последствия поведения людей; способность понимать поступки и действия людей на основе невербальных реакций (мимика, позы, жесты, походка и др.).

Понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях; навыки запоминания, наглядно-образного мышления; способность осуществлять типологию поведения, понимать значение их развития для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

1. Провести интерактивное упражнение «Наблюдатели», направленное на развитие профессиональной наблюдательности,  применение приемов диагностики личности по внешним поведенческим признакам.

Обсудить в группе перцептивную функцию общения и ее значение в служебной деятельности сотрудника полиции.

2. Провести деловую игру «Поиск запрещенных в обороте веществ» с целью выявления обмана, неискренности участника группы.

Обсудить в группе внешние поведенческие признаки, свидетельствующие о неискренности собеседника.

3. Провести игровое упражнение «Детектор лжи, направленное на оценку искренности, неискренности собеседника. Обсудить в группе возможности визуальной психодиагностики в профессиональной деятельности сотрудников.

4. Провести интерактивную игру «Моделирование ситуации общения «внедренного» в преступную группу сотрудника полиции» с целью достижения максимальной идентификации с образом преступника по вербальным и невербальным каналам коммуникации (жаргон, сленг, мимика, поведение и т. п.). Отрабатываются механизмы ролевого поведения в различных ситуациях: споре, проверке, беседе на определенную тему и т.п. Обсудить в группе перцептивную функцию общения и ее значение в служебной деятельности сотрудника полиции.

5. Провести интерактивное упражнение «Моделирование ситуации беседы сотрудника полиции с подозреваемым» с целью диагностики лжи в высказываниях задержанного. Обсудить в группе критерии визуальной психодиагностики в профессиональной деятельности сотрудников.

6. Провести интерактивную игру «Моделирование ситуации обыска комнаты подозреваемого Димитрова А.А.» с целью определения места хранения украденных драгоценностей. Отрабатываются механизмы ролевого поведения в различных ситуациях: перемещение сотрудника полиции по комнате, разговор и т.п. Обсудить в группе внешние поведенческие признаки, свидетельствующие о неискренности собеседника.

7. Провести игровое упражнение «Моделирование ситуации опроса сантехников» с целью определения лица, укравшего документы и деньги. Обсудить в группе характерологические особенности личности, свидетельствующие о неискренности собеседника.

Методические указания для обучающихся по подготовке к практическому занятию

Необходимо иметь представление о психологии распознавания лжи и лжесвидетельства. Изучить вербальные сигналы, выдающие ложь, а также знать физиологические симптомы лжи, мимику, жесты, сигнализирующие о неискренности собеседника. Рассмотреть особенности речевых и неречевых средств общения с лицами, склонными к негативному эмоциональному поведению.

 

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

1. На основе просмотренного сюжета документального фильма «Диалог со смертью. Переговорщики» провести анализ особенностей переговорного процесса в ситуациях захвата заложников.

2. Провести интерактивную игру «Моделирование ситуации ведения переговоров сотрудников полиции с гражданином, захватившим в заложники членов своей семьи» с целью отработки техники ведения переговоров. Обсудить в группе основные стадии ведения переговоров.

3. Провести интерактивное упражнение «Моделирование ситуации ведения переговоров руководителем подразделения по мирному урегулированию сложившейся ситуации», которая возникла между участковым уполномоченным полиции и гражданами. Отрабатывается техника ведения переговоров. Обсудить в группе основные этапы установления и поддержания психологического контакта.

4. Провести интерактивную игру «Моделирование ситуации телефонного разговора капитана полиции Сергеева К.А. с неизвестным преступным элементом», который его шантажирует, угрожая убийством, с целью получения определенной информации (сведения о преступной группировке, источнике «утечки» сведений о телефоне сотрудника полиции, месте жительства и семье). Отрабатывается техника ведения переговоров. Обсудить в группе основные правила ведения переговоров.

Методические указания для обучающихся по подготовке к практическому занятию

Необходимо иметь представление о психологии переговорной деятельности при захвате заложников.

Рассмотреть технику ведения переговоров, этапы организации переговорного процесса в ситуации захвата заложников, также знать основные правила ведения переговоров, критерии успешности проводимых переговоров.

Изучить методы правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудника полиции.

Рекомендуемые источники

Основная литература

Деловое общение: учебное пособие / под ред. С.И. Самыгина. – М., 2013.

Островский Э.В. Основыпсихологии: учебное пособие. – М., 2015.

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 1. − М., 2015.

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 2. – М., 2015.

Дополнительная литература

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД
к ведению переговоров в ситуации захвата заложников: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.И. Марьина. – М., 2010.

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное наглядное пособие / под ред. А.Т. Иваницкого. – М., 2011.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.