Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

2020-04-03 171
Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

- прямой способ изложения - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

- отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта.

- бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил.

2. В зависимости от уровня нормативной обобщённости:

- Казуальный (казуистический) способ изложения. В статье закона дается относительно конкретный перечень обстоятельств, при которых данная норма будет действовать, перечисляются все аспекты дозволенных действий.

- Абстрактный способ. Дает общую формулу, не использует детализации, раскрытия отдельных элементов нормы.

3. По расположению в нормативно-правовых актах выделяют три варианта изложения нормы права в статье нормативного акта:

- Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.

- Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта.

- В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.

БИЛЕТ№ 28

 

1. Место государства в политической системе общества.

Политическая система общества – это совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Выделяют следующие особенности политической системы:

1) связь с государственной властью;

2) отражение в ней происходящих в обществе политических процессов, в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;

3) управляющее и регулирующее назначение, т. е. управление делами общества, выражение интересов существующих групп, слоев населения;

4) регулирование ее деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем:

1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3) смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом.

В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы.

Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны.
  Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения.
Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы.

2. Источники права: понятие и виды.

Источники права– внешняя форма выражения правовых норм.

Виды правовых источников:

1) материальные;

2) идеальные;

3) юридические;

4) объективные;

5) субъективные;

6) главные;

7) второстепенные (дополнительные).

Источник права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения.

Источник права – это то, из чего оно создается, возникает.

o В материальном смысле под источником права понимаются материальные условия жизни общества.

o В идеальном смысле под источником права понимается философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы (русская правда, кодекс Наполеона и т.п.)

o В формальном (юридическом) смысле означает различные способы внешнего выражения норм права..

Юридические источники – официальные выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (А.В. Мицкевич)

Виды форм (источников) права

Правовой обычай: первый источник права, возник раньше позитивного права. Правовой обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Получает защиту от государства (Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др.).

Судебный прецедент: решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Присущи след. черты

1. Обладает общеобязательной юридической силой

2. Результат правотворческой деятельности судей

3. В подчиненном по отношении к закону положении

Судьи обладают широкими полномочиями при применении прецедента. Отечественная юриспруденция официально не признает прецедент в качестве источника права, но он преимущественно используется в англоязычных странах.

Правовая доктрина: работы наиболее известных римских юристов – так, в Древнем Риме это были Ульпиан, Павел, Гай и т.д. В английских судах также возможны ссылки на труды известных юристов.

Признаки:

ü Профессиональная научная деятельность

ü Способ выражения позиции учёных

ü Общезначимость

Виды:

1. Общеправовая

2. Отдельная отрасль права

3. Отдельный правовой институт

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменения

Судебное усмотрение: полномочие выбора одного из нескольких закреплённых в правовой норме альтернативных, нов равной мере законных решений по делу.

Договоры нормативного содержания: соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Относится к сфере публичного права.

Виды:

1. О компетенции

2. О взаимодействии

Религиозные нормы: священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

Присущи теократическим государствам.

Принципы права: руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы например: «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»

Разделяются на:

v Общеправовые

v Межотраслевые

v Отраслевые

Международное право: общепризнанное принципы и нормы международного права и договоры м/у государствами.

Нормативный правовой: официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативно правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, последние акты местного значения.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

• Различаются:

o конституция - основной закон государства;

o конституционные законы;

o обыкновенные законы;

o подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

 

 

БИЛЕТ№ 29

1. Право в системе социальных норм.

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь. Для них характерны сле­дующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения. Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя при этом качества особых социальных регуляторов.

Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.(гипотеза, диспозиция, санкция)

Виды правовых норм

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие

По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.
Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

   
Мораль Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
Обычаи Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
Религия В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественных организаций По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

2. Правовой обычай и правовой прецедент.

 

Юридические источники права — официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

К видам источников права относятся:

  • Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.

Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм:

- в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта;

- в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая.

Текст обычая не фиксируется в нормативно-правовых актах. Если это происходит, то уже нельзя говорить о правовом обычае как об источнике права — его замещает нормативно-правовой акт, частью которого и становится норма обычая.

Признаки правового обычая:

- локальный характер заключённых в нём норм — норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку;

- имеет юридическую силу — защищается возможностью применения мер государственного принуждения;

- не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом);

- существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц.

Сфера действия правовых обычаев — семейное, земельное, наследственное право. Этот источник права сохраняет значительный удельный вес в рамках таких правовых семей как мусульманская, дальневосточная и правовых систем стран Центральной Африки и Океании.

Сейчас признается обычай делового оборота — сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (Статья 5 ГК РФ);

  • Правовой прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.

Характеристики правового прецедента как источника права:

  • множественность — в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;
  • казуистичность — прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;
  • гибкость — позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.

Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела — это и есть норма права, заключённая в решении.

 

БИЛЕТ№ 30

1. Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство -это правовая форма организации деятельности публично-политической власти, ее взаимоотношение с индивидом как субъектом права, носителем прав и свобод.

Основы - это то состояние общественной жизни, которое надо достичь, чтобы перейти к построению правового государства.

Правовое государство может воплощаться, достигать определенного уровня развития.

Признаки - это особенности, которые отграничивают от других государств:

· народ-источник власти;

· верховенство права и закона (господства правового закона);

· разделение властей (если вед. гос-во, то еще и вертикальное деление);

· реальное обеспечение прав и свобод человека;

· взаимная ответственность государства и гражданина.

Основы же определяются по параметрам (основы и есть предпосылки).
а) экономические основы-различные формы собственности (практически рыночная модель)
б) социальные — саморегулирующееся развитое гражданское общество(большая доля среднего класса, отсутствие чрезвычайного разрыва между уровнем богатых и бедных)
в) нравственные- общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, высокий уровень культуры вообще, идеологический плюрализм
г) правовые - нормативная база(законность, непротиворечивость законодательству, правопорядок)

2. Нормативный правовой акт: понятие и виды.

Нормативные правовые акты – главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) письменная форма;

2) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения;

3) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

4) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

5) охраняются силами или возможностями государственного принуждения;

6) являются неперсонафицированнными и неоднократными по действию;

7) иерархическая подчиненность актов.

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Виды:

1) По юридической силе:

· Закон - нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке законодательным органом или референдумом по наиболее важным вопросам общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

ü Иерархия законов:

§ Конституция;

§  Конституционные законы;

§  Обычные законы (текущие);

§  законы субъектов федерации.

· Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативно-правовой акт, изданный на основе и во исполнение закона.

ü Иерархия в РФ:

§ Указы главы государства;

§ Постановления Правительства;

§ Распоряжения, постановления, приказы, инструкции Министерств федерального уровня;

§ Распоряжения, постановления, приказы, инструкции региональных исполнительных органов.

2) По времени действия:

· На заранее определенный срок;

· • На заранее неопределенный срок.

3) По территории действия:

  • Акты общего действия;
  • Акты местного действия.

4) По сфере действия:

  • Акты внутреннего действия;
  • Акты внешнего действия.

 

БИЛЕТ№ 31

1. Понятие, признаки и модели социального государства.

Социальное государство – система государственного регулирования общественных отношений, при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.