Методы и приемы изучения стилистики — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы и приемы изучения стилистики

2020-05-07 620
Методы и приемы изучения стилистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ӏ. Наблюдение над языковыми фактами

1. Сопоставление черновых и беловых вариантов текста писателя.

Этот вид упражнения помогает увидеть, как работает автор, почему он производит замену одного слова или выражения другими, исключает одни слова, вставляет другие и т.д.

Например, учащимся можно предложить сравнить рукописный окончательный варианты повести К. Паустовского «Кара-Бугаз».

Рукописный вариант Окончательный текст
Белый дым полыни, сгоревшей на (кострах) огне, (лежал) расстилался над свинцовой водой (большим) и (прозрачным) слоистым облаком. Сквозь дым сверкали молочные (размазанные) неясные звезды. Тяжелый прибой, устав выбрасывать липкую пену, (улегся поспать) укладывался спать у песчаного берега и тяжело и сладко вздыхал. Белый дым полыни, сгоревшей на огне, стлался над свинцовой водой слоистым облаком. Сквозь дым сверкали молочные, неясные звезды. Тяжелый прибой, устав выбрасывать липкую пену, стихал у песчаного берега.  

 

В результате анализа двух текстов школьники делают вывод, что, изменяя текст, автор идет к более точному изображению предмета мысли.

2. Сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну тему.

Такой вид анализа позволяет не только закрепить знания школьников о языковых особенностях разных функциональных стилей, но и проследить, как меняется описание в зависимости от цели и условий высказывания.

Например, рассмотрим тексты. О чем в них говорится? Как описана гроза в каждом тексте? Каковы задачи речи в каждом из высказываний? Какие языковые средства используются в текстах? В каких условиях может быть использовано каждое высказывание? К какому стилю относятся тексты?

1.В центральной России ожидаются ливневые дожди с грозами.

(Радио «Эхо Москвы»)

2.Ночью была такая страшная гроза! Из-за молнии было светло как днем. Грохотало, будто из пушек палили, а дождь лил как из ведра. (Из разговора)  

3. Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уже чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота ее, точно от тяжести, склонялась вправо…

Налево как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо…

Между далью и правым горизонтом мелькнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром…(А.Чехов)

4. Гроза – атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. (Советский энциклопедический словарь).

3. Стилистический эксперимент, который заключается в подборе синонимов к слову, выражению с целью выявления преимущества авторского текста.

Задание. Прочитайте отрывок текста. Попробуйте заменить выделенное слово другим (сильной, страшной). Что изменилось? Почему автор остановился именно на прилагательном «черной»?

Она (царица) черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

(А.С. Пушкин)

Чтобы ответить на вопрос, необходимо обратиться к толковому словарю – проанализировать все значения слова черной. В данном контексте это слово употреблено в переносном значении – преступный, злостный. Прилагательное черной использовано автором, поскольку оно имеет усилительное значение и наиболее яркую отрицательную окраску.

ӀӀ. Лингвостилистический анализ.

Задачей стилистического анализа текста является оценка выбора и употребления языковых средств в зависимости от цели, содержания и характера общения. Стилистический анализ может быть частичный и полный. Частичный стилистический анализ может проводиться в процессе изучения конкретных тем школьного курса русского языка. Так, при изучении фонетики обращается внимание на поэтическое благозвучие речи, зависящее от подбора слов, в которых удачно или неудачно соседствуют звуки, от порядка в расстановке гласных звуков (наличия созвучий), ударения, наличия аллитерации и т.д. На лексическом уровне основное внимание уделяется лексическому значению слова, употреблению его в переносном значении, подбору синонимов, антонимов, характеристике фразеологических единиц. Анализируя текст на грамматическом уровне, останавливаемся на особенностях морфологических форм и синтаксических конструкций. Частичный стилистический анализ может быть использован и при изучении конкретных функциональных стилей. Например:

Определим, какому из отрывков текста свойственна образность, яркое выражение чувств автора.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи.

В нем все оны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. Гоголь)

2. Самую многочисленную группу слов русского языка, как и всякого другого, образуют слова-обозначения различных явлений действительности (предметов, действия, признаков и т.д.). Такие слова называют самостоятельными или полнозначными. К ним относятся существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия, местоимения. (Н. Шанский)

Первому тексту свойственна образность, эмоциональность, используются выразительные средства языка. текст относится к стилю художественной литературы. Для второго текста характерны строгая логичность, наличие терминов. Это научный стиль речи.

Полный стилистический анализ текста целесообразно использовать на повторительно-обобщающем этапе усвоения языкового материала. Такой анализ предполагает освещение широкого круга вопросов. Провести его можно, опираясь на следующую схему.

1. Докажите, что данное произведение (фрагмент) является текстом. Укажите признаки текста.

2. Выявите средства связи частей текста (местоимения, синонимы, наречия, лексический повтор, видовременные формы глагола и др.).

3. Укажите способ связи предложений в тексте (параллельная, цепная, смешанная).

4.Определите речевую ситуацию и задачи речи.

5. Что представляет собой текст (монолог, диалог, полилог).

6. Определите тему и основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.

7. Есть ли в тексте авторская речь? Выражена ли авторская оценка?

8. В какой форме передана чужая речь (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь)?

9. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).

11. Какие языковые особенности имеются в тексте? Для чего они использованы автором?

12. К какому функциональному стилю относится текст?

Примерный образец анализа прозаического текста    

Утро было прекрасное. Знакомое читателю озеро в селе Грачах чуть-чуть рябило от легкой зыби. Глаза невольно зажимались от ослепительного блеска солнечных лучей, сверкающих то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. На солнце набегали иногда легкие облака; вдруг оно как будто отвернется от Грачей; тогда и озеро, и роща, и село - все мгновенно потемнеет: одна даль ярко сияет. Облако пройдет - озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом. (И.А.Гончаров)

Учащиеся отмечают, что данный фрагмент является текстом, так как состоит из нескольких предложений, объединенных одной темой.

Цельность текста создается благодаря одинаковым грамматическим формам: глаголы и глагольные формы (причастия) несовершенного вида употреблены в форме прошедшего времени, указывают на продолжительность действия (озеро рябило; лучи сверкающие и т.д.).

В пятом и шестом предложениях употреблены глаголы совершен­ного вида в форме будущего времени (оно (солнце) отвернется, все потемнеет, облако пройдет и т.д.), что помогает увидеть противо­положную картину. Глаголы совершенного вида указывают на стремительность, быстроту действия.

Предложения в тексте связаны посредством параллельной связи: все предложения подчиняются первому, связаны с ним по смыслу.

Текст представляет собой авторский монолог. Задачей автора является познакомить читателя с описанием утра. Это тема текста, которая заявлена уже в первом предложении. Тема утра объединяет сообщения о небе, облаках, озере, березах. Основная мысль текста – красота, свежесть раннего утра.

Ключевые слова и словосочетания: утро прекрасное, озеро, блеск лучей, березы, берега, цветы, солнце, облака.

Описание утра ведется о помощью стилистически нейтральной лексики, а также с помощью употребления выразительных средств языка (тропов): алмазные, изумрудные искры (метафора); березы купали в озере свои ветви, прятались большие желтые цветы (олице­творение); нивы обольются точно золотом (сравнительный оборот).     

Используется инверсия; прятались большие желтые цветы; на солнце набегали иногда легкие облака.

В тексте используются предложения с однородными и обособленными членами предложения: Глаза невольно зажимались от ослепительного блеска солнечных лучей, сверкающих то алмазами, то изумрудными искрами в воде. (Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, внутри которого однородные члены предложения, соединенные повторяющимся союзом то-то, который указывает на непостоянство признака).  

...тогда и озеро, и роща, и село - все мгновенно потемнеет (предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и, и обобщающим словом все, которое делает высказывание более категоричным).

Вывод, к которому приходят школьники: текст представляет собой описание; стиль - художественный.

ӀӀӀ. Реконструкция

1. Редактирование текста, исправление речевых ошибок, связанных, например, с нарушением стилевого единства (Среди декабристов было много дружков Пушкина.)

Упражнения в редактировании связаны также с совершенствованием написанного.

Например: Внесите редакторскую правку в следующие предложения.

1. На героях этого произведения воспитывались многие поколения. 2. При проверке изложенные факты в заявлении не подтвердились. 3. Погода была прекрасная, еще прекрасней, чем прежде, но жара все не унималась. 4. Он неподкупен, но в то же время беспощаден к врагам. 5. Долго мыкался Рудин по свету.

2. Приемсинонимической замены.

Например: Прочитайте текст. Правильно ли составлена телеграмма? Как ее нужно исправить?

Я выезжаю из Кисловодска 7. Приеду я поездом № 3 в 5 вагоне. Вы обязательно встречайте меня. Марина

3. Изложения (подробные, сжатые, выборочные) со стилистическим заданием.

Например, прослушайте текст, определите его стиль, перескажите его, заменив слова, не подходящие по стилю, на соответствующие данному стилю.

ӀѴ. Конструирование предложений (текстов) со стилистическим заданием

1. Выявление стилевых черт, цели высказывания, указание стиля речи и др. Например:

А) Составьте предложения, свойственные деловому стилю, используя следующие предлоги: БЛАГОДАРЯ, ПОДОБНО, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (напомним, что эти предлоги требуют дополнения в форме дательного падежа – согласно (чему?) приказу).

Б) Составьте объявления об экскурсии, дискотеке, читательской конференции (по выбору

В) Составьте автобиографию, используя черты официально-делового стиля.

2. Создание текстов (сочинения, миниатюры, эссе и т.п.) в заданном стиле речи (устно или письменно).

Например: напишите три мини-сочинения на темы: «Как я провожу зимние каникулы» (публицистика), «Как бы я организовал день города…» (официально-деловой), «Вот это поход!» (художественный стиль), «Заимствования в русской лексике» (научный стиль) и т.п.

3. Подготовка стилистического этюда.

Стилистический этюд – это небольшое самостоятельное высказывание учащихся в устной или письменной форме в заданном стиле и жанре речи (заметка, какой-либо деловой документ и т.д.). Это может быть и часть большого сочинения (повествование, описание, рассуждение). Например: Определите тип и стиль следующего текста.

Что такое отечество

Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но которого прикосновенье к себе ты непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной связью. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия. Он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, литературу, он обогрел и приютил тебя – словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого он достиг без малейшего насилия, одним теплом и бесконечно любовным к тебе прикосновением.

Он сделал даже больше того: неусыпно обнимал тебя своей любовью, он и в тебе зажег искру любви так, что и тебе нигде не живется той полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества.

  (М. Салтыков-Щедрин)

 После этого школьникам дается задание написать небольшое сочинение, используя публицистический стиль, на тему «Что такое Отечество».

Средства обучения

1. Учебники по русскому языку (федеральные комплекты).

2. Тексты художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, публицистические тексты.

3. Дидактические материалы по развитию речи, например:

Антонова Е.С. Тайна текста. Тетрадь по развитию речи и мышления (5-6, 7-8, 9 кл.). – М.: Кейс, 2011-2012.

Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к тетрадям по развитию речи и мышления для 5-6, 7-8, 9 кл. – М.: Кейс, 2011-2012.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Академия, 2007.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.