Основные аспекты организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные аспекты организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

2020-05-07 319
Основные аспекты организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации для классных руководителей по проведению внеклассных мероприятий, классных часов и родительских собраний по формированию навыков здорового образа жизни

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные аспекты организации работы по здоровому образу жизни.

2. Тематика классных часов.

3. Тематика родительских собраний.

4. Календарь знаменательных дат, связанных с тематикой здоровья и здорового образа жизни.

5. Словарь терминов по здоровому образу жизни.

6. Афоризмы по здоровому образу жизни.

7. Рекомендуемая литература.

8. Интернет-ресурсы.

Содержание работы

По формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Внеурочная деятельность включает:

- знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

– классные часы, беседы,

- коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?»;

– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;  

– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами;

- тематические выставки книг, электронных ресурсов;

- дебатные турниры;

- конкурсы на знания о ведении здорового образа жизни;

- мероприятия, направленные на популяризацию физической культуры и спорта среди учащихся;

- консультации;

- выполнение индивидуальных заданий по подготовке к конкурсам, акциям, диспутам и пр.;

- индивидуальные занятия в клубах, студиях, спортивных кружках и секциях, и пр.

Ожидаемые результаты:

– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

-подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будет эффективным при условии планомерной, целенаправленной, систематической работы школы, семьи, организаций дополнительного образования, общественности, то есть всех государственных и социальных институтов.

Тематика классных часов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

(1 раз в месяц, последняя неделя текущего месяца)

 

Здоровье есть высочайшее богатство человека.

Гиппократ

Начальная школа

1 класс

1. Основы безопасного поведения первоклассника в школе.

2. Режим дня.

3. Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой.

4. Зимние игры.

5. Вред табачного дыма.

6. Как уберечься от гриппа.

7. Подвижные игры во время перемен.

8. Мои друзья – животные.

9. Лето радости.

 

2 класс

1. Твой режим дня во втором классе.

2. Овощи и фрукты – полезные продукты.

3. Гигиена питания.

4. Глаза – окно в прекрасный мир чудес.

5. Народный фольклор и здоровый образ жизни.

6. Твои привычки.

7. Гигиена – основа здоровья человека.

8. Полезные движения.

9. Лето – пора закаливания.

3 класс

1. Не вреди своему здоровью.

2. Часы в желудке.

3. Ухо – пропуск в мир звуков.

4. Умей сказать: «нет».

5. Правила поведения за столом и уход за посудой.

6. Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.

7. Вред табачного дыма.

8. Мои спортивные достижения.

9. Здоровый отдых.

 

4 класс

1. Что такое здоровый образ жизни школьника?

2. Режим дня школьника.

3. Как защититься от простуды и гриппа.

4. О пользе каши.

5. Красивые зубы – залог красоты и здоровья

6. Сон – на службе у здоровья.

7. Когда не стоит быть, как все?

8. Чем опасно курение?

9. Досуг – дело серьёзное.

 

 

Основная школа

5 класс

1. Спорт – здоровье – мы.

2. Компьютерное зазеркалье.

3. Курение. За или против.

4. Жевательная резинка. История. Вред и польза - сделай свой выбор.

5. Влияние пива на организм подростка.

6. Продукты питания в разных странах.

7. Здоровье моей семьи.

8. Здоровый человек – здоровая нация.

9. Чем заняться после школы.

 

6 класс

1. Как организовать свой отдых после уроков.

2. Компьютер и здоровье детей.

3. Есть или не есть? (о чипсах).

4. Поговорим о курении.

5. От чего зависит рост и развитие организма.

6. Твое здоровье и алкоголь.

7. Утомление и переутомление.

8. Твоя нервная система

9. Привычки и здоровье.

 

7 класс

 

1. Режим дня и здоровье.

2. Зависимость ТВ, компьютер, интернет.

3. Дань моде или пагубная привычка.

4. Мир без наркотиков - территория жизни!

5. Сквернословие - это болезнь.

6. Пищевые добавки и витамины.

7. Подростковый алкоголизм.

8. Стрессы и их влияние на здоровье.

9. Я - дома, я - в школе, я - среди друзей.

 

8 класс

 

1. Мой образ жизни.

2. Причины агрессивного поведения.

3. Наркотики - путь в никуда.

4. Эмоции и двигательная активность.

5. Алкоголизм – повод, причина и последствия.

6. Красота и здоровье.

7. Рациональное питание.

8. Гигиена тела и одежды.

9. Спорт в жизни человека.

 

9 класс

1. Режим труда и отдыха.

2. Пивной алкоголизм – беда молодых.

3. Курить – себе вредить.

4. Питание и здоровье.

5. Употребление психоактивных веществ как слабость воли.

6. Экологии души и тела..

7. Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления

8. Экзамены без стресса.

9. Здоровье нации в твоих руках.

Старшая школа

10 класс

1. Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека.

2. Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека.

3. Внимание, СПИД!

4. Компания в жизни старшеклассника.

5. Прекрасное и безобразное в нашей жизни.

6. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.

7. Диеты, лечебное питание, голодание, пост.

8. Мы и реклама.

9. О вреде сквернословия.

 

11 класс

1. Как сохранить здоровье в наше время.

2. Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трезвость?»

3. Наркотики.

4. Девичья честь и мужское достоинство

5. Стресс, срывы, депрессия.

6. Питание во время подготовки к экзаменам.

7. Чувство взрослости. Что такое?

8. Привычки и здоровье.

9. Как сохранить здоровье при подготовке к экзаменам.

 


Начальная школа

1. Режим младшего школьника.

2. Здоровье обучающихся начальной школы.

3. Организация горячего питания школьников.

4. Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка.

5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии.

6. Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек.

7. Что такое здоровый образ жизни и как он формируется?

8. Основы формирования у младшего школьника навыков здорового образа жизни.

9. Особенности эмоционального и психофизиологического развития детей младшего школьного возраста.

10. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний школьника.

11. Гигиена девочек и мальчиков младшего школьного возраста или о чем нужно говорить матери с девочкой, отцу с мальчиком.

12. Компьютер и телевизор – друзья или враги?

13. Рекомендации родителям как использовать их без вреда для здоровья младшего школьника.

 

Основная школа

1. Особенности адаптации пятиклассников.

2. Профилактика вредных привычек школьников.

3. Детские страхи и их преодоление.

4. Психолого-возрастные особенности шестиклассников.

5. Компьютер в жизни подростка.

6. Психофизиологические особенности подростков.

7. Переходный возраст.

8. Здоровье вашего ребенка. Формирование здорового образа жизни.

9. Подростки и наркотики в современном мире.

10. Охрана здоровья обучающихся.

11. Основы формирования у младшего школьника навыков здорового образа жизни.

12. Проблема сохранения и укрепления здоровья подростка в семье.

13. Семья: здоровый стиль жизни.

14. К здоровью - через питание. Рекомендации родителям по организации правильного питания в семье.

15. Случайных травм не бывает. Травму легче предотвратить, чем лечить. Роль родителей в обеспечении безопасности жизни

Старшая школа

1. Здоровье детей – здоровье нации.

2. Энергетики: все «за» и «против».

3. Юношеский возраст. Психологический аспект. Как школьнику избежать переутомления.

4. Что надо знать родителям о вредных привычках детей. Как уберечь ребёнка от наркотиков.

5. Что там, за поворотом, или Подготовка к взрослой жизни начинается сейчас.

6. Здоровый образ жизни сейчас – залог здоровья в будущем. Решение проблемы низкого уровня культуры здоровья старшеклассников.

7. Как уберечь подростка от заболеваний, порождаемых неблагоприятной социальной средой (венерические болезни, СПИД, туберкулез, гепатит, т.д.).

8. Развитие мальчика, девочки в период полового созревания. Особенности личной гигиены подростков. Профилактика заболеваний.

9. Эксперименты с весом и телом: за и против(вред и польза диеты, опасности пирсинга, татуировок, причины и последствия рискового поведения).

10. Игровая и компьютерная зависимость у подростков. Главное – вовремя заметить и предупредить!

Рекомендации родителям по снятию психологического напряжения в отношениях с детьми

1. Любите своего ребёнка просто за то, что он есть и демонстрируйте ему это.

2. Обнимайте своего ребёнка несколько раз в день.

3. Формируйте у своего ребёнка высокую самооценку, но не завышенную.

4. Воспитывайте в своём ребёнке уверенность и независимость.

5. Приучайте своего ребёнка к ответственности за свои поступки.

За более детальной консультацией по данным рекомендациям родители могут обратиться к школьному психологу.

Рекомендации родителям, как вести себя с ребёнком в повседневной жизни

1. Доверяйте своему ребёнку и уважайте его.

2. Обеспечьте вашему ребёнку эмоциональный комфорт.

3. Обеспечьте вашему ребёнку физическую безопасность.

4. Следите за дисциплиной, будьте последовательны.

5. Уделяйте вашему ребёнку своё время и внимание.

6. Заботьтесь о себе, потому что вы пример для ребёнка.

7. Поощряйте и поддерживайте вашего ребёнка.

 

МЕМОРАНДУМ РЕБЕНКА

1. Не сломайте меня. Я абсолютно точно знаю. Что я не должен иметь всего того, чего я хочу. Я только проверяю вас.

2. Не бойтесь быть решительными со мной. Мне это нравится. Поскольку тогда я знаю. Как далеко я зашел.

3. Не применяйте ко мне силу. Это убедит меня. Что силой можно решить все. Я быстрее отзовусь, если меня просто поведут за собой.

4. Не будьте непоследовательными. Это запутает меня, я могу отказаться даже от того, что хорошо знаю и умею делать.

5. Не давайте лишних обещаний. Если вы не можете их выполнить. Я могу потерять доверие к вам.

6. Никогда не поддавайтесь на мои провокации. Когда я говорю или делаю что-то для того, чтобы заставить вас. Иначе я и дальше буду пытаться добывать такие «победы».

7. Не очень огорчайтесь. Когда я говорю “Я ненавижу тебя”. Я не имею в виду именно это, но хочу, чтобы вы чувствовали себя виновными за то, что сделали мне плохо.

8. Никогда не вынуждайте меня чувствовать себя маленьким. Я обязательно среагирую и буду выставлять себя «большой цацей».

9. Не акцентируйте внимание на моих «плохих привычках». Это только вдохновит меня продолжать делать так же.

10. Не делайте замечаний в присутствии посторонних. Я лучше пойму вас. Когда вы спокойно поговорите со мной с глазу на глаз.

11. Не обсуждайте мое поведение, когда конфликт в разгаре. По многим причинам я не очень хорошо вас понимаю. Абсолютно правильно требовать от меня нормального поведения, но давайте поговорим об этом позже.

12. Никогда не делайте за меня то. Что я могу сделать сам. Это принуждает меня чувствовать себя маленьким, и я буду продолжать использовать вашу помощь.

13. Не пытайтесь постоянно поучать меня. Вы сами удивились бы, если бы узнали, что я давно знаю, что хорошо, а что – плохо.

14. Не будьте очень требовательными. Если вы будете вести себя так, я буду вынужден защищаться и не буду слушать вас.

15. Не вынуждайте меня чувствовать, что мои ошибки являются моими грехами. Я должен научиться ошибаться, поскольку без этого ничего в жизни не бывает.

16. Не требуйте от меня объяснений моего поведения, поскольку я действительно не знаю, почему сделал именно так.

17. Не проверяйте постоянно мою честность, поскольку я могу испугаться и быстро научусь врать.

18. Не забывайте, что я часто экспериментирую и делаю это с удовлетворением. Так я учусь, поэтому нужно смириться с этим.

19. Не защищайте меня от обстоятельств, поскольку я учусь лишь на собственном опыте.

20. Не проникайтесь моими «маленькими болезнями», поскольку я могу быстро понять, что очень приятно. Когда тебе уделяют много внимания.

21. Не отмахивайтесь от меня, когда я вас о чем-то спрашиваю.

22. Не думайте, что, извинившись передо мной, унизите собственное достоинство. Честное признание своих ошибок вызовет у меня очень теплые чувства к вам.

23. Никогда не говорите, что вы абсолютно безгрешны и идеальны.

24. Не позволяйте себе показать, что ваши переживания что-то большее, чем мои. От этого я еще больше испугаюсь. Показывайте мне свое мужество.

25. Не забывайте, что я не могу существовать без поддержки и понимания. Но я не должен напоминать вам об этом, не так ли?


Интернет-ресурсы

Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

http://mondnr.ru/?ckattempt=1

Сайт Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики

http://mmst-dnr.ru

Сайт Народного совета Донецкой Народной Республики

http://dnrsovet.su

 

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста

http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predsta ..

 

Здоровый образ жизни

http://moh-school.ru/school_life/healthy life/

А  Анимация и мультимедиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://керби-дизайн.рф/design/media.aspx.

Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образова-нии [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. – Режим доступа:

http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.

 

Интернет и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Сту денче-ская газета «Mode de la Vie». – Режим доступа: http://gazetafipip.blogspot.com/2011/05/blog-post_29.html.

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации для классных руководителей по проведению внеклассных мероприятий, классных часов и родительских собраний по формированию навыков здорового образа жизни

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные аспекты организации работы по здоровому образу жизни.

2. Тематика классных часов.

3. Тематика родительских собраний.

4. Календарь знаменательных дат, связанных с тематикой здоровья и здорового образа жизни.

5. Словарь терминов по здоровому образу жизни.

6. Афоризмы по здоровому образу жизни.

7. Рекомендуемая литература.

8. Интернет-ресурсы.

Основные аспекты организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровый человек –

самое драгоценное произведение природы.

Карлейль

 

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. В условиях современной школы актуализируется потребность оптимизации управленческой деятельности относительно создания в образовательных организациях благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, контроля за эффективностью работы педагогического коллектива в контексте этой проблемы. Жизнь предъявляет повышенные требования не только к интеллектуальным способностям школьников, но и к уровню их культуры здорового образа жизни. В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивается, что «педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни (статья 45 «Обязанности и ответственность педагогических работников», п. 4).

Для успешной реализации данной задачи школа должна занять активную позицию по распространению идей здорового образа жизни (предупреждение вредных привычек, повышение двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья). Необходимо, чтобы педагоги позитивным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному способу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности. Особое внимание следует уделить межпредметной интеграции, проектно-исследовательской деятельности, тематическим классным часам, физическим паузам в рамках учебных занятий, организации активного отдыха на переменах, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Мероприятия по формированию здорового образа жизни должны являться неотъемлемой составляющей плана воспитательной работы (внеклассных мероприятий) школы. Четкое функционирование всей системы здоровьесбережения возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса.

Организация оздоровительной работы обучающихся занимает ведущее место в воспитательной системе класса. В этом вопросе педагоги-предметники, учитель физкультуры, учитель ОБЖ, администрация, родители выступают социальными партнерами.

Учитель ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, в совместной деятельности формирует умения и навыки по основам медицинских знаний. Мероприятия, проводимые учителем ОБЖ по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.

Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье как определяющую ценность и выбрать здоровый образ жизни. Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья и культуры межличностных отношений.

2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3. Организация оздоровительной работы.

Система по формированию здорового образа жизни заключается в:

· организации учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;

· организации совместной воспитательной работы классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя ОБЖ и социального педагога по формированию здорового образа жизни;

· в организации сотрудничества с медицинскими учреждениями и общественными организациями по вопросам здорового образа жизни.

Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:

· формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

· выработка умений и навыков безопасного и ответственного поведения;

· закрепление гигиенических навыков и привычек;

· приобщение к физической активности.

Реализация этих задач должна осуществляться педагогическим коллективом с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Учитель физкультуры на практике учит детей укреплять свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, организует целенаправленную работу по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств укрепления и сохранения здоровья школьников, формированию здорового образа жизни и потребности в нём. Такая работа должна осуществляться за счет вовлеченности учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Для этого необходимо проводить соревнования, конкурсы, акции, Одним из наиболее значимых спортивных мероприятий для учащихся является День здоровья.

Данный вид деятельности позволит сформировать у школьников потребность заниматься физическими упражнениями, освободиться от вредных привычек, осознать, что здоровый образ жизни – залог их успешной жизни и профессиональной деятельности.

В сложном педагогическом процессе немаловажная роль в данном вопросе отводится родителям. Отсутствие у родителей специальных знаний по ведению здорового образа жизни, негативный личный пример приводит к тому, что у некоторых детей в школьном возрасте начинают формироваться вредные привычки (употребление алкогольных напитков, табакокурение), наблюдается недостаток двигательной активности.

Поэтому важными формами работы в пропаганде здорового образа жизни являются родительские собрания, лектории, консультации для родителей, встречи-диалоги со специалистами ( врачами, психологами, работниками физической культуры и спорта, представителями общественных организаций).

Особая роль в формировании здорового образа жизни отводится медицинским работникам. Так, согласно приказу Министерства здравоохранения от 26.01.2015 года № 47 «Об организации работы по формированию здорового образа жизни, гигиеническому воспитанию и обучению населения Донецкой Народной Республики» (пункт 1.1.) одной из основных задач учреждений здравоохранения является «работа по формированию здорового образа жизни, гигиеническому воспитанию и обучению населения, которая способствует сохранению и укреплению индивидуального и популяционного здоровья»; необходимо «считать участие в формировании здорового образа жизни неотъемлемой частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника, независимо от специальности и должности (не менее двух часов в месяц). Учитывать эту работу при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и квалификационной категории (пункт 1.5.)».

Известно, что одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни, является реализация образовательных программ и программ психологической поддержки по проблемам, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность. С одной стороны, это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом. С другой стороны, через школьное обучение проходят практически все дети и подростки на территории Донецкой Народной Республики. 

Основные составляющие здорового образа жизни:

1. Физическое благополучие: двигательная активность, закаливание, чередование труда и отдыха, рациональное распределение учебной нагрузки, рациональное питание, личная гигиена, профилактические прививки.

2. Душевное благополучие: умение управлять своим эмоциональным состоянием, определение цели в жизни, выбор профессии, разнообразие форм деятельности.

3. Социальное благополучие: успешное образование, оценка коллективом результатов труда, принятие законов общества, наличие микроколлектива для близкого общения, формирование психологической защиты от угрозы насилия.

Основные факторы, воздействующие на здоровье человека:

1. Природная среда: электрические и магнитные поля, солнечная активность, гравитационные вариации и другие космические явления, вариации атмосферного давления, изменения в озоновом слое, изменения состава атмосферы, катастрофы природного характера.

2. Антропогенная среда: загрязнение и заражение биосферы, генерация электрических и магнитных полей, вибрации, акустические излучения, катастрофы техногенного характера.

3. Социальная среда: цивилизация, быт, ритмы жизни; власти, государственная политика, пресса, администрация, общественное мнение, криминальные структуры; рост населения, увеличение числа мегаполисов; войны, массовые волнения, социальные потрясения.

Первичная профилактика по формированию здорового образа жизни включает в себя:

  • Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;
  • Формирование здорового образа жизни:

Ø создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,

Ø санитарно-гигиеническое воспитание,

Ø снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,

Ø обучение правильному отдыху,

Ø привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;

  • Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;
  • Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;
  • Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;
  • Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

В этой связи само понятие «здоровый образ жизни» меняет свое содержание. Оно начинает включать в себя изменение отношения индивидуума к состоянию личного здоровья, осознание индивидуумом здоровья как одной из ценностей, изменение отношения общества в целом к состоянию общественного здоровья. В данном ключе можно выделить следующие основные составляющие здорового образа жизни:

  • Рациональное питание;
  • Оптимальная физическая активность;
  • Гигиенические мероприятия;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Охрана репродуктивного здоровья;
  • Профилактика инфекционных заболеваний;
  • Профилактика хронических неинфекционных заболеваний;
  • Реабилитационные мероприятия.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

 - глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

- дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленными целями, определены следующие задачи, стоящие перед педагогической общественностью:

- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; 

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-  индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

 

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

- работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»;

- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

Содержание работы


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.