Особенности инновационной сферы Республики Беларусь — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности инновационной сферы Республики Беларусь

2020-05-07 144
Особенности инновационной сферы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение экономики, основанной на науке и технологиях. В рамках данного курса в стране принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и технологий для экономического благополучия страны. С принятием в 2007 году Государственной программы инновационного развития коммерциализация научных разработок стала ведущим приоритетом инновационной деятельности. В программе представлена концепция Национальной инновационной системы и системы управления НИС. Значительные усилия были затрачены на построение институционального компонента НИС. Определены роли и функции органов государственного управления на национальном и региональном уровнях. 

Стратегическая цель Государственной программы инновационного развития –  построение в Беларуси инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, устойчивой и социально-ориентированной экономики. Значительная часть программы посвящена описанию Национальной инновационной системы и механизмов ее деятельности. В состав Инновационной системы Республики Беларусь входят:

• Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственного управления;

• Национальные стратегические приоритеты и их реализация в программах всех уровней;

• Распределение обязанностей на национальном, региональном, местном и институциональном уровнях по управлению,  организации и контролю за выполнением программ.

Концепция Национальной инновационной системы разработана на основе Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 года, технологического прогноза на 2006-2025 годы и иных стратегических документов министерств и ведомств. Концепция была одобрена Комитетом по научно-технической политике при Совете Министров 8 июня 2006 года. Как отмечают авторы документа, в разработке и реализации научной и инновационной политики страны доминирует ведомственный подход. В Концепции справедливо указано на ряд недостатков действующей НИС и, в частности, на недостаточную роль предпринимательского сектора как одного из главных движущих сил в развитии инновационной инфраструктуры и рынка инноваций. Доля инновационной продукции в общем объеме производства характеризует степень коммерческого применения результатов инновационной деятельности. Данный показатель в Беларуси остается практически неизменным с 2005 года. Отмеченная тенденция соответствует динамике показателей объема и структуры экспорта высокотехнологичной продукции.

               

Рисунок 2 – Экспорт высокотехнологичных товаров.

               

                                      

 

                                      

 

 

Источник –собственная разработка на основе Таблицы 1.

Рисунок 2 – Показатели инновационной деятельности Республики Беларусь, 2003-2008 годы (%)

Источник: ГКНТ (2009) Наука, инновации, технологии в Республике Беларусь 2008 год, Минск

 

Разработанная в Беларуси система показателей инновационной деятельности отражает особенности национальной экономики и имеет ограниченную  международную сопоставимость. Тем не менее, она достаточно хорошо характеризует сильные и слабые стороны инновационной деятельности. Так в Беларуси наблюдается увеличение числа и значимости инновационных предприятий. В то же время, количество таких предприятий изначально было невелико: в 2008 году их было всего 371. 

Несмотря на разнообразие организаций-посредников, их численность по-прежнему мала, а вклад в инновационную деятельность незначителен. Особое беспокойство вызывают медленные темпы развития той части инфраструктуры, которая обеспечивает финансирование инноваций. Коммерческие предприятия,  особенно крупные, по-прежнему принимают довольно ограниченное участие в развитии инфраструктуры инноваций. В европейских странах расходы государства на развитие инновационной инфраструктуры дополняются эквивалентными затратами на эти цели промышленных предприятий, что способствует укреплению связей между наукой и производством. В результате создается заинтересованность предприятий в более полном использовании существующего научно-исследовательского потенциала, а научно-исследовательские организации получают стимулы для выявления и более полного учета запросов предприятий. В то же время, анализ состава заинтересованных сторон, представивших предложения, позволяет сделать следующие наблюдения:

• Научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные) в основном выполняются институтами Национальной академии наук (соответственно 90% и 70%) и в несколько меньшей степени – научно исследовательскими организациями в ведении Министерства образования и Министерства здравоохранения. Научно-конструкторские разработки выполняются организациями системы министерства промышленности.  

• В качестве заинтересованных сторон в основном выступают организации государственной формы собственности и крупные предприятия. 

• Координация работ осуществляется в значительной мере по линии отраслей.

Сложившаяся в стране система организации научно-исследовательской деятельности унаследовала ряд особенностей от советской системы. В частности, предприятия в Беларуси не являются исполнителями большинства  научно-исследовательских работ, как это обычно имеет место в большинстве странах с рыночной экономикой. Только 12,8% научно-исследовательских кадров заняты на предприятиях. Тем не менее, система научно-исследовательской деятельности в основном ориентирована на предприятия. Ее можно охарактеризовать как систему, работающую на нужды предприятий, но отдельно от них. Эта особенность по-прежнему сохраняется, несмотря на осуществляемые в настоящее время процессы реформирования. 

 Основная часть научно-исследовательских и технологических разработок (71,5%) выполняются внешними организациями, а не хозрасчетными предприятиями. Более половины научно-исследовательских организаций (53%) действуют вне хозрасчетного сектора (extramural sector). Собственные средства организаций составляли всего 27% от общих расходов на научно-исследовательскую деятельность. Значительная доля собственных средств в финансировании НИОКР имела место только в черной металлургии и машиностроении. Передача научно-исследовательской деятельности на предприятия идет медленно и сопровождается постепенным сокращением количества научно-исследовательских организаций и снижением численности занятых в них научно-технических и инженерных кадров (Таблица 2).

Таблица 2– Распределение научно-исследовательских кадров по видам научных учреждений

 

  Количество % к итогу
Академическая наука 19 032 60,5
Государственные НИИ, в том числе в системе НАН 13 875 44,1
Отраслевые институты 5157 16,4
Отраслевая и фирменная наука 9 154 29,1
Промышленные НИИ 4 557 14,5
Конструкторско-технологические бюро 4 041 12,8
Проектно-конструкторские организации 165 0,5
Опытно- конструкторские организации 21 0,1
Прочие коммерческие организации 370 1,2
Вузовская наука 3 287 10,4
Университеты, прочие организации вузовской науки 2 208 7,0
Научно-исследовательские институты при вузах 822 2,6
Конструкторско-технологические бюро 256 0,8
Прочие организации 1 0,0
Всего 31 473 100

Источник - Национальный статистический комитет Республики Беларусь (2010), Статистический ежегодник, собственные расчеты.

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о высокой приоритетности инновационной деятельности в политике государства. Это существенное достижение Беларуси, учитывая, что целый ряд стран (включая некоторых членов ЕС) по-прежнему не смогли включить инновационную деятельность в число приоритетов государства.

Из вышесказанного следует, что основная особенность белорусской инновационной системы заключается в том, что основная масса инновационной деятельности приходится на государственные предприятия. Это значит что главный заказчик инноваций– государство и главные исполнители государственные предприятия.[12]

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.