Понятие, классификации инноваций — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие, классификации инноваций

2020-05-07 121
Понятие, классификации инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инновация – это не всякое новшество и нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.[1]

В 30-х годах И. Шумпетер подразумевал под понятием "инновация" любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.[5]

П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

О.В.Домакур определяет инновация (от лат. novation – изменение, обновление) означает новшество, которого не было раньше: описание нового явления, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей. Приставка ин, подразумевает инвестиционную деятельность с целью внедрения новации.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта [9, cтр. 36].

В современной экономике роль инноваций велика. С одной стороны, они обеспечивают конкурентоспособность продукции и предприятия, возможность получить высокий доход. В рыночной экономике инновации являются эффективным средством конкурентной борьбы, так как способствуют снижению издержек производства, росту прибыли, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и завоеванию новых рынков. Для потребителей инновации важны как источник удовлетворения разнообразных потребностей, роста доходов, улучшения условий труда и жизни.

С другой стороны, инновационная деятельность требует значительных расходов и постоянных изменений. В этом заключаются основные проблемы любого развития. Особенности инновационного развития являются высокая вероятность неудачи, непредсказуемость результатов исследований, необходимость постоянного поиска нового, сложность в управлении инновационными процессами.

По мнению Й.Шумпетера, важнейшим признаком инновации является признание рынком потенциальной экономической стоимости изобретения, т.е. наличие спроса на новшество. Для развития экономики важным также являются широкие возможности для других фирм участвовать в распространении новшеств, выступая в роли покупателей новых технологий или адаптации новых продуктов.[8]

В общепринятой классификации инновации можно разделить на:

- Продуктовые (которые связаны с изменением продукции);

- Технологические (распространяющиеся на методы производства);

- Нетехнологические (затрагивающие факторы социального характера);

- организационные (экономические формы хозяйственной деятельности). [1]

Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную международную природу. На предприятие оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей, развитии рынков товаров и услуг и как следствие усилении конкуренции, общемировом развитии новых разнохарактерных технологий, глобализации спроса и предложения.

По своей научной значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдо инновации. К базисным относятся инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, совершенствующие технологию изготовления и(или) технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет) изменение устаревших поколений техники и технологий, которые по своей сути тормозят технический прогресс.

За этим разделением стоят 2 типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий. Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже. 

Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений. Период времени между появлением инновации и ее воплощением называется инновационным лагом.[6]

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно – технические инновации характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей [7, стр. 98].

Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое [7, cтр. 28].

На основе этих признаков европейскими исследователями были выделены четыре модели инновационного поведения фирм:

· Стратегические инноваторы (21.9% всех инновационно активных фирм) проводят НИОКР постоянно и рассматривают инновации главным компонентом конкурентной стратегии;

· Периодические инноваторы (30,7%) проводят НИОКР по мере необходимости, чаще адаптируют новые технологии, разработанные другими фирмами;

· Технологические модификаторы (26,3%) НИОКР не проводят, изменяют уже существующие продукты или процессы;

· Технологические адаптеры (21,1%) занимаются приспособлением разработок других фирм для себя или иных заказчиков.

Эти модели позволяют оценить основу инновационного развития каждой страны на микроуровне. Исследования показали, что большая доля фирм стратегических инноваторов (13%) в Финляндии обуславливает большую конкурентоспособность и эффективность экономики страны. В Португалии доля стратегических инноваторов значительно ниже и составляет 3%.

Оценка степени инновационного развития стран на макроуровне проводится по большому количеству показателей. В частности, Европейское инновационное табло выделяет пять групп по 5-6 показателей, характеризующих затраты на инновации и эффект от их внедрения. Затраты инновационной деятельности характеризуют следующие группы показателей:

· драйверы инноваций – показатели, характеризующие степень образованности человеческих ресурсов и условий обмена информацией;

· создание знания – показатели, характеризующие долю затрат различных секретов экономики на инновационную деятельность ВВП;

· инновации и предпринимательство – показатели, характеризующие долю инновационно активных малых и средних предприятий, долю венчурного капитала в ВВП, долю затрат на ИКТ в ВВП.

Эффект от внедрения инноваций оценивается группами показателей:

· эффективность инновационной деятельности – показатели, характеризующие объемы продаж инновационной продукции, и долю занятых в высокотехнологичных отраслях производства и услуг;

· права интеллектуальной собственности – показатели, характеризующие количество поданных заявок и полученных патентов, зарегистрированных новых торговых марок и промышленных образцов на 1 млн. жителей страны.

На основании этих данных рассчитывается инновационный индекс для наиболее развитых стран Европы, а так же США и Японии.[8]

 Для оценки уровня инновационного развития страны международными организациями разрабатываются обобщающие индексы, которые учитывают, как правило, три составляющие: 1)инновационный потенциал; 2)инновационную активность; 3) инновационные результаты. Часто они подвергаются критике за предвзятое отношение разрабатывающих их международных организаций к тем или иным странам за «идеологический подход». Между тем эти индексы, вернее, их составляющие, позволяют стране выявить наиболее уязвимые места, которые требуют принципиальных институциональных решений.[10]

Таким образом, инновация является основой экономического развития. Инновация включает в себя 3 незаменимых фактора: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость, без которых невозможна инновационная деятельность. Учитывая эти факторы, можно составить инновационный индекс стран для сравнения достигнутых результатов.

Венчурный бизнес.

По определению Европейской ассоциации венчурного финансирования, венчурный капитал – это акционерный капитал, предоставляемый профессиональными фирмами, которые инвестируют средства в частные предприятия, демонстрирующие значительный потенциал роста.

Венчурный бизнес имеет существенные отличия от стратегического партнерства или ставшего уже привычным банковского кредитования. Сама суть венчурного бизнеса частично отражена в его названии, в переводе с английского «venture» - «рискованное предприятие, рискованная затея или начинание».

Как правило, венчурное инвестирование имеет своим объектом частные или приватизированные предприятия, акции которых являются собственностью акционеров и не фигурируют на фондовых рынках.[3]

Институт венчурного финансирования начал формироваться в США в конце 1940-х гг. Его развитие резко ускорилось в начале 1980-х гг., когда началась экономика информационных технологий и биотехнологий. Впоследствии венчурный бизнес получил развитие и в других странах, стал по существу глобальным.

В США – первой стране венчурного капитала – с 1990 по 1995 гг. венчурными капиталистами вкладывалось в среднем 3-5 млрд. дол. В год примерно в 1000 компаний. В 1996 г. Объектом инвестиций стали уже 2000 компаний, при этом сумма инвестиций составила более 11 млрд. дол. В 1998 г. венчурные инвесторы вложили средства в 3153 компании на сумму 21.7 млрд дол., в 1999 – в 3962 компании на сумму 59,5 млрд. дол. Однако в связи с наступившим кризисом мировой экономики в первом квартале 2009 г. Объем венчурных инвестиций в США сократился на 61%, достигнув самого низкого показателя за последние 12 лет, как отмечено в отчетах Price Waterhouse Coopers и National Venture Capital Association. В течение первых месяцев 2009 г. объем венчурного капитала в США составила 3 млрд. дол., тогда как в том же квартале 2008 г. сумма инвестиций составляла 7,74 млрд. дол. В настоящее время, согласно данным отчета Dow Jones Venture Source, объемы финансирования, направляемые в американские венчурные компании, почти вернулись к докризисным уровням. Во II квартале 2010 г. венчурные финансисты вложили в американские компании около 7,7 млрд. дол. Венчурный капитал в Европе играет менее значительную роль. [15]

Существуют несколько форм инвестирования:

· в обмен на пакет акций;

·    в виде инвестиционного среднесрочного кредита на срок от трех до семи лет;

· сочетание двух указанных вариантов.

Также существует отличие между венчурными инвестициями и стратегическим партнерством, поскольку стратегический партнер чаще всего стремится к получению контрольного пакета акций и несет не только финансовую, но и полную ответственность за компанию.
Венчурный инвестор не стремится получить полный контроль над компанией, оставляя эту функцию управляющим менеджерам, и, таким образом, стимулируя их к достижению высоких финансовых показателей и дальнейшему развитию компании при помощи инвестированных им средств.

Основная цель венчурного инвестора — увеличение прибыли компании, повышение ее стоимости на рынке, ради этой цели он и вкладывает свои денежные средства, не неся при этом никакой ответственности, кроме финансовой. Ради этого венчурный инвестор не заинтересован в периодическом распределении прибыли (дивидендов), предпочитая вкладывать заработанные средства в дальнейшее развитие компании.

Управление фирмой, ценообразование, развитие, повышение прибыльности бизнеса, как и риски, связанные с его ведением — все лежит на плечах управляющих менеджеров.

Основной и единственный риск венчурного инвестора — финансовый, поскольку в случае, если его расчеты не оправдались и менеджмент компании не привел к положительному результату, он попросту теряет вложенные средства или продает принадлежащий ему пакет акций по первоначальной цене.

Удачным вложением считается венчурное инвестирование, в результате которого по прошествии 5-7 лет инвестор может продать свой пакет акций по цене, в несколько раз превышающей начальную.

Таким образом, венчурный бизнес привлекателен как для предпринимателей, получающих дополнительный капитал для развития и расширения компании, так и для инвестора, для которого при правильном выборе объекта инвестирования конечный финансовый результат существенно превышает потенциальный риск.[3]

 

Подобного рода инвестирование выгодно осуществлять в небольшие компании, причем на условиях, не имеющих ничего общего с банковскими: предприятия не предоставляют никакой залоговой базы.

Одной из разновидностей инновационной деятельности является венчурный бизнес, появившийся в Америке в 1940-х гг. и представляющий собой инвестирование в рискованные, но при этом многообещающие проекты. Такое инвестирование помогает постепенно избавиться от монополизации крупных фирм на инновационные проекты, а так же поддерживает фирмы с большим потенциалом, которым в одиночку невозможно пробиться на рынок и внести свой вклад в инновационную деятельность.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.