Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-05-07 | 138 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
23. Язык шоцы (зовут в иных местах и тарабарским). Образован такимобразом: после слова, если оно немногосложно, или первого слога основы,или вообще какой-либо части слова прибавляется двусложный уток,содержащий частицу цы; при этом, если слог основы начинается ссогласной, то она, заменяясь звуком ш, переходит в уток и даетначало первому его слогу (вилка – ш илка вицы, ножик – ш ожик ноцы и т.п.). Если слог основы начинается гласной, то к немуспереди подставляется ш (я – шаяцы). Соблюдается гармония гласных.
Шайдацы шилкувицы и шожикноцы шожалуйстапоцы (дай вилку и ножик,пожалуйста).
Шаяцы шичегоницы шепонимаюницы шопоцы шраеведенью крацы (я ничего непонимаю по краеведению).
Правила здесь не весьма строги, особенно в части, касающейся разделенияслов основы на слоги. Они разнятся, видимо, по местам, т.е. в разныхселах и городах.
Разновидность этого языка дают варианты, в которых звук основы меняетсяне у первого слога, а из средины слова (второй или третий слог). Так,гадалейский вариант языка (диалект) дает, напр., не шарелка-тацы, какбыло бы в только что описанном варианте, а ташелка-рецы (тарелка).
История создания гадалейского диалекта в коротких словах такова.
Необходимость создать непонятный взрослым язык внесла несколько новыхслов в лексику мальчуганов. Взрослые – вне закона; сделать «налет» наогород не считается в детских организациях предосудительным. Важно не«влопаться». Сделать налет на огород обозначалось словом шестопл а вить; были и другие слова. Кто-то приезжий привезразработанный язык; он быстро (приблизительно в месяц) распространилсяпод названием тарабарского. Вместо шестоплавить получилосьшестопшавить-лацы и пр. Обыкновенную речь из уст ребят трудно былоуслышать.
|
Образец разговора: Пойшомте-децы, решата-бяцы шестопшавить-лацы вогошод-роцы к Гафашиловым-ицы; шам-тацы шесть-ецы шочень-воцышобрые-доцы огушечки-рецы, а саша-мацы шотка-тёцы Шарья-мацы ушехала-ецына зашимку-ицы.
Перевод: Пойдемте, ребята, шестоплавить в огород Гафаиловым; там естьочень добрые огуречики (огурчики), а сама тетка Марья уехала на заимку.
Ударений два: на слоге основы и первом слоге утка.
На этом языке ребята пробовали сочинять частушки; одна начиналасьсловами:
Сашет-пляцы шонь-коцы,
ишат-грацы гаршонь-моцы…
В переводе: Пляшет конь, играт гармонь…
Пелись такие частушки (их сочинили с десяток) несколько иначе, чемобыкновенные; их исполнение было близко к речитативу.
Язык шоцы был и языком детской письменности. В записках писали слова –в целях достижения большей неясности – без малейшего отрыва, ничем неотделяя одно слово от другого.
Занесенный откуда-то язык в сравнительно короткий срок (2–3 года)потерпел некоторые изменения. Так, в заботах о благозвучии этого языказвук ш, имеющий большое значение, иногда заменяется через с;произносится: сашет-пляцы (пляшет) вместо ожидаемого шашет-пляцы.
Для некоторых слов выработалось исключение; напр., признаком дурногознания языка в гадалейской языковой общине считалось, не говоря онеуменье быстро говорить, пользование формами: огушец-рецы (огурец),иша-збацы (изба); тонкий знаток языка говорил: огушечик-рецы (огуречик),шизбачка-ицы (избачка).
Группа этих слов была очень невелика. Слово шорошо-хоцы (хорошо) быловытеснено словом добшо-роцы, шобрые-доцы (добро, добрые).
В числе преобразователей этого языка был двенадцатилетний весьмаспособный дерзкий на руку и язык мальчуган гадалеец.
Услыхав впервые непонятную речь от сверстников, он не встретил состороны владевших языком готовности научить его и усвоил язык только врезультате упорного подслушивания в продолжение двух или трех недель.
|
Во все это время он был фактически отстранен от общественной жизни,изолирован от наиболее интересных иноязычных групп односельчан, а они,гордые знанием языка, были недоступны и разжигали любопытство. Ключомдля него послужило не раз слышанное и в конце концов понятое им как своеимя: Шаська-вацы.
Овладев затем быстро языком, он был распространителем его за пределыГадалея (Шарагул, Тулун).
Пользование этим языком в Гадалее длилось в продолжение двух-трех лет.Стоило только взрослым научиться понимать «тарабарскую речь», и он былоставлен как не достигающий цели.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!