Тема: Проблемы типологии культур — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема: Проблемы типологии культур

2020-04-03 140
Тема: Проблемы типологии культур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

7.1. Вопросы для обсуждения

1) Восточные и западные типы культур.

2) Элитарная и массовая культура

3) Этническая и национальная культура.

4) Основные идеи и принципы эпохи европейского Просвещения.

5) Барокко в европейской культуре Нового времени.

6) Классицизм Нового времени: разрыв со Средневековьем и возращение к античной рациональности.

7) Великие стили как отражение духа времени: сентиментализм, романтизм и реализм – союзники и антиподы.

         

7.2. Дайте определение понятиям

 

Барокко

Виды культуры

Высокая национальная культура

Доминирующая культура

Классицизм

Контркультура

Народная культура

Нация

Маргинальная культура

Маргинальность

Отрасли культуры

Просвещение

Романтизм

Рококо

Сентиментализм

Субкультуры

Типы культуры

Формы культуры

Элитарная культура

Этнос

 

7.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. Перечислите известные Вам формы выражения художественного содержания культуры.

2. Как соотносятся между собой типы и виды культуры? Назовите известные Вам виды культуры.

3. Какие отрасли культуры Вам известны?

4. В чём главное отличие этнических и национальных культур?   

5. Что такое контркультура? Приведите исторические примеры контркультур.

7. Проследите различия между восточным и западным типами культур.

8. Назовите основные принципы «классической модели культуры».

9. Перечислите характерные черты и наиболее значимые идеи культуры европейского Просвещения.

 

 

7.4. Тесты для самопроверки

1) В XVII в. возникают следующие учения о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностях естественнонаучных исследований:

а) Н. Кузанского, Т. Кампанеллы, Г. Галилея, Т. Мора;

б) Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Паскаля;

в) И. Флорского, П. Абеляра, У. Оккама, Ф. Аквинского;

г) Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга.

 

2) Классицизм  как художественный стиль не отражал:

а) направленность на осознание инобытия;

б) уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало;

в) идеалы мира, спокойствия, сплочённости страны;

г) нравственный пафос, гражданскую направленность.

 

3)  Отметьте не характерное для стиля барокко:

а) Контрастность, напряжённость, динамичность образов;

б) Стремление к симметрии, строгой организованности, логике и пропорциональности;

в) Стремление к величию и пышности, прославлявших могущество абсолютизма и католицизма;

г) Тенденция к взаимопроникновению и слиянию архитектуры, скульптуры и живописи.

4) Стиль, соединявший несоединимое: фантастичность и монументальность, иррациональность и рассудочность, выражавший ощущение дисгармоничности жизни:

а) ампир;

б) классицизм;

в)  барокко;

г) рококо.

5) Назовите лишнее среди характерных черт классицизма:

 а) Обращение к античному наследию как к норме и образцу;

б) Представление о разумной закономерности мира;

в) Стремление к выражению возвышенных идеалов, симметрии, строгой организованности, логике и пропорциональности, гармонии формы и содержания в художественном произведении;

г) Чувственность и сентиментализм.

 

6) Художественное течение рубежа XVIII –Х IX в., девиз которого был «Сердце правит разумом!». Для данного стиля был характерен культ природы и естественного чувства, идеализация жизни простого человека, элегические и пасторальные настроения:

а) Классицизм;

б) Ампир;

в) Сентиментализм;

г) Реализм.

7) Среди характерные черт западных культур исключите несоответствующее:

а) развитие знания ради знания, а не для практической пользы;

б) демократический тип правления;

в) культурной доминантой являются мифы, ритуалы, обряды;

г) нравственная установка на труд – «Кто не работает, тот не ест».

 

8) Исключите несоответствующее характерным особенностям восточной цивилизации:

а) новации, которые могли угрожать стабильности, отвергались;

б) утверждалась самоценность отдельной  личности;

в) репродуцировались те новшества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства;

г) не существовало простора для личной воли и личного поступка, жизнь человека подгонялась под ритуалы традиционной культуры.

 

9) Исключите особенность, не соответствующую западной цивилизации:

а) двигателем прогресса и новаций был гражданин-собственник;

б) быстрое и непрерывное развитие;

в) утверждение самоценности личности;

г) жесткая практика тотального приспособления индивида к обществу.

10) К ментальным характеристикам представителей западных культур не относится:

а) частнособственническая активность;

б) активная гражданская позиция;

в) индивиадуализм и свобода личности;

г) созерцательность.

 

11) К ментальным характеристикам представителей восточных культур не относится:

а) чувство коллективизма;

б) созерцательность;

в) индивиадуализм и свобода личности;

г) повседневная жизнь, выстраиваемая в рамках правил и обычаев.

 

12) Исключите несоответствующее особенностям восточного культурно - цивилизационного комплекса:

а) воспроизводство традиционных социальных структур;

б) высокая мобильность жизни;

в) жёсткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

г) растворение личности в коллективе.

 

13) Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является:

а) демократия;

б) традиционализм;

в) либерализм;

г) демифологизация.

 

 

7.5. Справочные материалы к теме 7

Барокко – один из великих стилей в европейской культуре XVII –XVIII вв. соединявший в себе несоединимое: фантастичность и монументальность, иррациональность и рассудочность, выражавший ощущение дисгармоничности жизни

Виды культуры - разновидности общего типа культуры. К видам культуры относят доминирующую (например, национальную) культуру, а также субкультуры. Выделяют как вид культуры и маргинальную культуру, и контркультуру. Особыми видами культуры считаются обыденная и специализированная (или повседневная и профессиональная) культура.

Высокая национальная культура - складывается на основе народной, но в рамках национального государства. Творения высокой культуры чаще всего имеют конкретных авторов, близки и понятны подавляющему большинству представителей конкретной нации, и составляют «золотой фонд» её художественной традиции.

Доминирующая культура - культура, формирующуюся в конкретном обществе на основе повседневности и «пронизывающую» все страты общества и социальные группы, которые, независимо от статуса и материального благосостояния, отличаются схожими моделями поведения, вкусами, пристрастиями и т.д. 

Классицизм – один из великих стилей Европы в XVII-XVIII вв.. Рациональный, рассудочный, превративший античное искусство в эстетический эталон и идеальный образец. Художественные произведения этого стиля отличались логичностью, гармоничностью выражения, четкостью и уравновешенностью композиции

Контркультура - вид культуры, явно противоречащий основным установкам доминирующей культуры, часто напрямую асоциальный; к контркультурам относят, например, диссидентов в СССР в 1960-1970–х гг., хиппи в Европе 1970-х гг., скинхедов и т.д.

Маргинальная культура – вид культуры, представленный людьми, волей обстоятельств оказавшимися между социальных слоёв, групп и субкультур, например, эмигрантами или даже людьми, работающими не по специальности.

Маргинальность (от лат. – «край») «промежуточное» положение индивидов (групп) среди различных субкультур, социальных страт, социальных групп. Ценностные ориентации, установки, модели поведения таких индивидов или групп соотносятся с различными субкультурами (стратами), но не интегрированы ни в одну из них полностью. В качестве примера можно привести иммигрантов, находящихся в чуждой культурной среде, а также людей, вынужденных работать не по специальности.

Народная культура - складывается и развивается на уровне этнической культуры, фольклора. Её отличительные особенности – связь с народным творчеством, традициями, ритуалом, а также анонимность, ведь у большинства творений народной культуры нет автора.

Нация – этническая общность, исторически сложившаяся на определенной территории. Социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Отрасли культуры – относительно замкнутые сферы в составе типа культуры, обладающие своим набором норм, правил, моделей поведения людей – например, сферы права, экономики, политики, просвещения, искусства и т.д. 

Просвещение – идейное течение XVIII – середины XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании природы, человека и общества. Просветители выступали против клерикализма, феодализма, абсолютизма, религиозного фанатизма, а также против невежества и мракобесия. К идеалам Просвещения относились политические свободы и гражданское равенство. К основным представителям Просвещения относились: в Англии – Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции – Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – Г. Лейбниц, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. В XIX–XX вв. просвещенческая идеология нередко подвергалась критике за идеализацию человеческого разума, человеческой природы, безоглядную веру в науку и чрезмерно оптимистический взгляд на общественный и технический прогресс.

Романтизм - в первой половине XIX в. великий стиль, основывавшийся на устремлении личности к творческой свободе и духовному совершенству. Провозглашалась самоценность, а также уникальность и неповторимость личности. В основе стиля - протеса против буржуазной действительности и обывательской психологии, выразившийся в бегстве от неприглядной реальности, уходе в мир человеческих страстей и сказочных героев, в историческое прошлое и экзотические страны

Рококо – стиль конца XVII –XVIII вв., порождение исключительно светской культуры. Скульптура и живопись этого стиля декоративны и изящны, интерьеры оставляют впечатление праздника. Для сюжетов характерен уход в мир фантазии, а также мифологические, любовные и эротические сцены. Искусство данного стиля создаёт ощущение беспокойства, построено на асимметрии, вычурно, насмешливо, игриво.

Сентиментализм – стиль рубежа XVIII-XIX вв., девиз которого был «Сердце правит разумом!». Для данного стиля был характерен культ природы и естественного чувства, а также идеализация жизни простого человека. Элегические и пасторальные настроения этого стиля выразились в архитектуре пейзажных парков, интимных дворцов и павильонов, в трогательных живописных образах молодых людей, детей и подростков.

Субкультуры – виды культуры, органично входящие в общий тип культуры и не противоречащие доминирующей культуре, например, профессиональные, возрастные (субкультуры детские, молодёжные, стариков), городские и сельские, мужские и женские.

Типы культуры – любые национальные или этнические культуры, любые регионально-этнические, исторические и хозяйственно-культурные типы в целом.

Формы культуры - основные способы выражения художественного содержания, в зависимости от уровня культуры и её создателя. Выделяются четыре основные формы выражения художественного содержания: народная, высокая национальная, элитарная и массовая культура. К числу форм выражения художественного содержания относят и массовую культуру.

Элитарная культура - выделяется в рамках высокой национальной культуры. По сути она является прерогатива художественной элиты, которая далеко не всегда понимается основной массой современников. Элитарная культура ориентирована на довольно узкий круг ценителей и знатоков, её девизом можно считать призыв «искусство для искусства!».

Этнос – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных рядом общих признаков: происхождением, языком, культурой, религией, хозяйством, самосознанием, менталитетом, внешним видом.

 

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ответ б а б в г в в б г г в б б

 

 

     7.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

 

 

 Практическое занятие №8

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.